Автор этой книги родился 31 мая 1899 года в Москве, в семье крестьянского поэта, одно время
— председателя литературно-музыкального кружка, носившего имя поэта И. 3. Сурикова.
Дед имел бакалейную лавку в Зарядье (что и откликнулось в свое время в «Барсуках»), звали его Леон Леонович Леонов. Личность исключительной суровости и доброты: все знавшие относили его к числу если не достопримечательностей старой Москвы, то, во всяком случае, к ее древностям.
Начальные детские воспоминания относятся к 1904—1905 годам. Первое из них: пасмурное на исходе дня небо в огромном, значительно выше детского роста, кухонном окне, и вдруг легкий и властный удар в раму, сопровождаемый дребезжанием стекла — это в Кремле Каляев кинул бомбу под экипаж великого князя Сергея. Чуть позже, кажется год спустя, произошел очередной арест отца. Незадолго перед тем он очень торжественно вручил будущему автору этой книги изданный им сборник «Под красным знаменем», где находились и его стихи. Через несколько дней, о чем-то догадываясь, он отобрал у сына свой подарок. В ту же ночь мальчик проснулся от шума сдвигаемой мебели и незнакомых ему голосов. В комнате молча трудились посторонние люди, помнится — городовые. Отец вернулся домой после года и восьми месяцев крепости-одиночки.
По окончании Петровско-Мясницкого городского училища в Зарядье автор этой книги поступил в Московскую 3-ю гимназию. Кстати, за время пребывания в ней и началась его творческая деятельность, вначале, как полагается, со стихов, в 1920 году уничтоженных им.
В 1925 году автор отправился в Зарядье, к своему первому школьному учителю, чтобы подарить ему свои книжки и первые переводы их на немецкий и испанский языки. Это был, светлой памяти, удивительный, зоркий, весь какой-то пронзительно ласковый старик. Однако выяснилось, что учитель умер, как и его жена, тоже московский педагог,— умерли в те самые годы, когда автор этой книги находился на фронтах гражданской войны. Так и не удалось ему отблагодарить милого и. незабвенного человека за его отеческую ласку. Почти тридцать пять лет спустя ему захотелось закрепить память о своем первом наставнике, и он назвал учителя во «Взятии Великошумска» его именем.
В период гражданской войны автор этой книги вступает в Красную Армию, участвует в боях на Южном фронте, работает в военной печати (15-я Инзенская, позже — Сивашская дивизия). В 1922 году, после демобилизации, он становится профессиональным литератором. Однако сам он не предполагал в те годы, что станет писателем; готовился в художники и свои первые рукописи с собственными иллюстрациями складывал в «сундучок», так как письменного стола в ту пору у него еще не было. По его отзыву, он до конца дней, как и о первом своем учителе, сохранит почтительное и благодарное воспоминание о больших стариках той поры, поддержавших добрым словом его первые шаги в прозе,— об А. М. Горьком, М. В. Сабашникове, а также о крупнейших художниках старшего поколения — В. Д. Фалилееве, И. С. Остроухове, Д. Н. Кардовском, даривших его своей щедрой дружбой.
Все остальные события личной жизни в той или иной степени отразились в его книгах.
К наиболее известным произведениям, написанным до середины 30-х годов, относятся романы «Барсуки» (1924), «Вор» (1927), «Соть» (1929), «Скутаревский» (1932), «Дорога на Океан» (1935). В предвоенные годы были также написаны пьесы «Половчанские сады», «Волк», «Обыкновенный человек» и некоторые другие.
В годы Великой Отечественной войны написаны пьесы: «Нашествие» (1942), удостоенная Сталинской премии первой степени, и «Ленушка» (1943), а также повесть «Взятие Великошумска» (1944). В те годы автор выступал и как публицист. Статьи и литературные выступления 1941— 1948 годов объединены в сборнике «В наши годы» (1949).
В 1953 году опубликован новый роман «Русский лес».
Автор этой книги является депутатом Верховного Совета СССР. Он награжден орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и орденом Отечественной войны 1 степени.
* * *
В беседе с критиком Е. В. Стариковой Л. М. Леонов сообщил ряд фактов, которые могут представить интерес для его биографии.
Над рабочим столом Л. М. висит старинный, маслом, портрет стриженного в скобку мужика в поддевке. Это прапрадед писателя с материнской стороны, первый, в роду откупившийся на волю крепостной крестьянин Ярославской губернии Василий Дорофеевич Петров. Об отце этого старика, Дорофее Ивановиче Петрове, Л. М. Леонову довелось в 1926 году в деревне Ескино, во время работы над «Вором», слышать от старух рассказ, окрашенный в тона народной повести.
Однажды Дорофей Иванович нашел в лесу медвежонка и нес его к себе на деревню. По дороге его обогнал соседний помещик и, видимо, так заинтересовался находкой, что старик подарил ему зверя. Этот помещик ехал в гости к барину Лисину, владельцу Петрова, и тот ужасно рассердился на своего крепостного, который обошел его приношением. Накричав на него вдоволь, он приказал надеть на старика шейную рогатку — деревянный, на железной скобе хомут с торчащими во все стороны развилками — так что ни сесть, ни лечь, ни в избу войти. И дальше быль «принимает туманные краски рождающейся легенды.
Ночью Дорофей Петров упросил кузнеца расковать его, отправился якобы в дремучий в тот век любимовский лес и во тьме нашел второго медвежонка, чтобы утром, снова в рогатке, отдариться от ревнивого барина, Кстати, в фотоархиве Л. М. сохранился снимок ескинского пастуха 20-х годов, некоего Лисина, прямого потомка этого помещика.
Отец матери Л. М. Леонова, Петр Васильевич Петров, занимался в Зарядье в Ершовом переулке сбором и продажей бумажного утиля на фабрики. Был он громадного роста, легендарной силы, слыл первым мастером шашечной игры, так что во время его поединка с другими «чемпионами» — со ставкой по золотому, вся ремесленная мелкота и купцы третьей гильдии тесно обступали стол, за которым шла игра. И прекращался тогда гам в Кукуевском трактире — описанном впоследствии в романе «Барсуки» под названием «Венеция».
Петр Васильевич страдал нередко двухнедельными запоями, лишь изредка показывался из задней комнаты, и будущий писатель запомнил навсегда, как он проходил по квартире, «взъерошенный, с багровым лицом, грозя кому-то громадным перстом и приказывая шепотом, чтобы не обижали детей».
Мальчиком тринадцати лет Л, М. обыграл в шашки разбитого параличом деда. Растерянное лицо старика помнится ему отчетливо до сих пор. Несмотря на свой тогдашний детский возраст, он считает этот поступок непростительным.
Другой дед писателя, Леон Леонович Леонов,— тоже зарядский житель, владелец бакалейной лавки, прототип старика Быхалова в «Барсуках». Дед этот, умерший вскоре после февральской революции, тоже до некоторой степени «личность необычайно красочная». Он пользовался большим уважением как коренных зарядцев, так и обитателей московского «дна» — знаменитой Хитровки, так называемых хитрованцев, к которым Леон Леонович относился «со снисхождением и жалостью глубоко верующего человека». Эти бродяги и нищие нашли необходимым проводить старика на Даниловское кладбище, и, «надо думать, это было редкое и впечатляющее зрелище».
Отец писателя, Максим Леонович, «обладавший образованием в размере двухклассной церковноприходской школы», тем не менее, был поэтом-самоучкой и в этом качестве одно время даже председателем Суриковского литературного кружка, куда входили зачинатели пролетарской поэзии вроде Филиппа Степановича Шкулева, Егора Ефимовича Нечаева, Спиридона Дрожжина и других. Впоследствии Максим Леонович был московским журналистом. К этому периоду относится одно из первых и ранних знакомств Л. М. Леонова с литературой. На стене в комнате отца рядами, как в иконостасе, развешаны были портреты всех корифеев мировой литературы, навсегда поразившие детское воображение писателя «благообразным видом, размерами бород и содержательностью взглядов».
В 1905 году отца писателя арестовали за издание двух брошюр: Розы Люксембург «За что они борются» и Вильгельма Либкнехта «Пауки и мухи», а также сборника различных стихов с общим названием «Под красным знаменем». Картина обыска и ареста отца также составила для Л. М. Леонова сильное воспоминание детства. Некоторые подробности врезались на всю жизнь в память писателя: ночь, ужасный беспорядок в комнате, книги, растерзанные вещи валяются на полу, и мать в одной рубашке, «прикрывающаяся на манер Медицейской Венеры, и нестарый еще пристав, обращающийся к ней с полицейской корректностью: «Мадам, я не смотрю, я не смотрю».
Отец вернулся после одного года и восьми месяцев «крепости-одиночки», отбытых им в Таганских Каменщиках. Мальчик Леонов дважды с бабушкой ездил навестить отца на московской конке, «представлявшей собой шумное металлическое сооружение, запрягавшееся уймой тощих, неказистых как мухи, рекордных по голоданию кляч».
Из тюрьмы отец вернулся худой, молчаливый, темный и остановился нерешительно в дверях, точь-в-точь как на картине Репина «Не ждали». С тех пор, по словам Л. М. Леонова, ему всегда при виде этого произведения кажется, что оно написано «про нас».
В эти годы отец разошелся с матерью, а вскоре был сослан в Архангельск, где впоследствии издавал газету. Там же Максим Леонович остался жить после революции. Он умер в 1929 году. Л. М. бывал у него, и северные впечатления впоследствии нашли отклик в его творчестве.
После разъезда с мужем мать писателя вернулась к своему отцу в Зарядье. Пятерых детей поделили между дедами. Вскоре под влиянием различных обстоятельств от пятерых осталось только двое. Они были отправлены к родным в деревню Полухино Тарусского уезда Калужской губернии. Об этом периоде жизни Леонов с благодарностью вспоминает как об источнике своих наиболее удачных страниц «о природе, лесе и мальчишечьей жизни».
Мать вызвала Л. М. из деревни для поступления в Московскую III гимназию. Он стал жить у деда Петра Васильевича, ежедневно навещая и дедушку Леона Леоновича. Ему пришлась по душе «ласка бабушки, обилие всевозможных простонародных сластей в лавке деда и в особенности его бескорыстная устремленность к некоторым бесполезным вещам». Дед был очень религиозен, мальчик по его просьбе, часто зевая, читал ему, неграмотному, вслух разные церковнославянской печати жития святых, вроде Киевского патерика, а дед «вздыхал и плакал». Естественно, впечатления эти также должны были отразиться в творчестве Леонова.
Первые годы учения будущего писателя протекали в начальном Петровско-Мясницком городском училище, здание которого стоит доныне в Зарядье, в Кривом переулке. Л. М. Леонов сохранил на всю жизнь благодарную нежность к своему первому учителю — Митрофану Платоновичу Кулькову, который с таким «отеческим вниманием относился к восьмилетнему, довольно шумному, утомительному и чрезмерно изобретательному мальчику».
Пятнадцать лет спустя после окончания училища, когда в 1925 году у молодого писателя вышли в свет первые переводы «Барсуков» на немецкий и, испанский языки, он понес эти книги дорогому учителю. Учебный день уже завершился, все тот же нестареющий сторож Максим вытирал исписанные мелом доски. Молодой автор приготовился «вручить свою благоговейную дань милому человеку и получить еще одно запоздалое и лестное для него поощрение». Однако оказалось, что Митрофан Платонович умер в трудных обстоятельствах 1920 года. Автор унес книжки домой и двадцать восемь лет спустя в своей повести «Взятие Великошумска» «придал имеющему место там народному учителю черты и имя старика, в расчете хотя бы таким образом воздать ему должное».
В 1918 году Л. М. окончил гимназию.
Лет с четырнадцати он стал писать «чрезвычайно посредственные», по его словам, стихи, которые в 1917 году понес на суд В. Я. Брюсову, но добиться приема у него не удалось, «несмотря на тайное вручение брюсовской кухарке рубля, заработанного уроками». «Все это оказалось к лучшему», так как в 1920 году все эти стихи, «дань литературным течениям того времени», были «удачно и компактно сожжены по возможности без всяких следов и свидетелей». Впрочем, кое-какие сюжеты перешли впоследствии в более поздние произведения — вроде песни об уходе Хама или «темы Калафата» в «Барсуках».
В том же 1920 году Леонов вступил добровольно в Красную Армию и в составе Пятнадцатой Инзенской, впоследствии Сивашской, дивизии прошел ее путь через Тягинку, Береслав, Каховку, Сиваш и Джанкой на Симферополь. В армии Леонов был редактором газеты, издававшейся при политотделе 15-й дивизии. Из Алешек Леонов был послан в стоявшую тогда в Одессе 51-ю дивизию заведовать корреспондентским бюро. Отсюда к весне 1921 года был направлен в Екатеринослав, где в газете 6-й армии вел стихотворный фельетон.
К лету 1921 года Леонова отпустили по его просьбе учиться в Москву. В ту пору он собирался стать художником и с этой целью хотел поступить во ВХУТЕМАС, но в приеме ему было отказано. Несколько позже он сделал попытку поступить в Московский университет, но и там на его заявление было отвечено отказом. Как ни странно, принимая во внимание многие последующие критические отзывы о творчестве писателя,— на литературном коллоквиуме профессор Удальцов нашел, что Леонов непростительно плохо знаком с Достоевским и по этой причине не может быть принят в университет, хотя, по словам Л. М., Достоевский был его любимым писателем. Кстати, и впоследствии Леонов «испытывал различные неудобства в связи с именем этого писателя».
В это время в Москве никого у Леонова не было, кроме двоюродного брата матери, к тому же оказавшегося в отъезде. Однако квартирный его хозяин, слесарь Александр Васильевич Васильев, к которому Леонов постучался ранним утром в день приезда, принял участие в молодом человеке, стоявшем с котомкой у его дверей, пригласил войти, напоил чаем, накормил обедом «в скудных размерах московского 1921 года», а вечером уложил спать на диванчике. Наутро в ответ на приглашение к столу. Леонов, которому жить даром было неловко, предложил ему свою помощь — вместе работать в только что открывшейся слесарной мастерской Васильева на Б. Якиманке. Здесь он и прожил не менее полугода, учился лудить самовары и медную посуду, чинил швейные машины и всякое другое — за обед и ужин. Да и позже, когда Леонов стал работать в газете «Красный воин» Московского военного округа, в числе основателей и первым со дня организации секретарем которой он был, Леонов продолжал слесарничать и «коптиться над горном» у Васильева, так как из-за неполадок организационного периода никаких положенных в то время пайков в газете не выдавалось. В «Красном воине» Леонов писал фельетоны и стихи. Кстати, за тоненькой стенкой в соседней комнате помещалась редакция журнала «Печать и революция», так что спиной к спине с Леоновым сидел Дмитрий Фурманов.
Таким образом, время молодого писателя распределялось так: сутра до пяти часов вечера он сидел за своим редакционным столом в тихом переулке на Пречистенке, с пяти часов до одиннадцати трудился «у упомянутого нэпмана» Васильева, зато ночь целиком была предоставлена вдохновению. Сидеть приходилось на койке, столом служил положенный на колени лист фанеры. Таким образом, были написаны все первые рассказы: «Бурыга», «Гибель Егорушки», «Уход Хама», «Туатамур».
Некоторое время спустя Леонова пригласил на житье там же на Якиманке замечательный русский график Владимир Дмитриевич Фалилеев, который сам смастерил ему деревянную койку и отгородил место в собственной обширной мастерской. Здесь за громадным холстом, принадлежавшим кисти его жены, тоже художницы, Л. М. жил и после демобилизации в 1922 году и написал очередной цикл повестей и рассказов вроде «Петушихинского пролома» и «Конца мелкого человека».
Все эти первые произведения Леонова, крайне пестрые по темам, разнообразные по стилевым приемам, следует считать его «начальной лабораторией слова, затянувшейся не менее чем на год пробой пера». Очень возможно, что Леонова привлекал к работе над такого рода сюжетами «крайне гибкий, пригодный для любого психологического опыта» литературный материал.
Однажды В. Д. Фалилеев предложил своему молодому другу познакомить со своими творениями кое-кого из тогдашней московской художественной общественности. Были приглашены художники, журналисты, «довольно благоприятно» отозвавшиеся о прочитанных Леоновым рассказах. Среди присутствующих оказались два знаменитых издателя — С. Ю. Копельман (издательство «Шиповник»), а также М. В. Сабашников. Оба они в тот же вечер предложили Леонову выпустить сборники рассказов. Вскоре в альманахе «Шиповник» был впервые напечатан рассказ Леонова «Бурыга». Вслед за тем уже у М. В. Сабашникова были изданы и некоторые другие рассказы. Ряда вещей, написанных перед «Барсуками», вроде «Записей Ковякина», обратили на себя внимание А. М. Горького, который прислал Леонову приветственное письмо. А в 1927 году Леонов с женой уже поехал к Алексею Максимовичу в гости в Сорренто.
Дальше начинается профессиональная литературная деятельность Л. М. Леонова, «без особых каких-либо личных происшествий». Те же, которые были, и размышления над ними, так или иначе, отразились на страницах появившихся в свет книг. «Может быть, так тому и следовало быть, потому что для писателя, не по профессии, а по призванию, творчество его является единственно достойной биографией, тем более богатой, что позволяет видеть как в лупу главные события его ума и понять внутренние связи между возникавшими в разный период его деятельности идеями на всем протяжении творческого пути. Эти события умственной жизни, конечно, никогда не бывают, равнозначны по силе и глубине, но они родня между собой, потому что как ручейки вытекают из одного источника, в котором в зависимости от дующих ветров, так или иначе, отражается современность».
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.