Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >>

Исаковский Михаил Васильевич


Сборник "Советские писатели"
Автобиографии в 2-х томах.
Гос. изд-во худ. литературы, М., 1959 г.
OCR Detskiysad.Ru

Краткая автобиография

Родился я в 1900 году в крестьянской семье на Смоленщине — в деревне Глотовке, Осельской волости, Ельнинского уезда, (ныне Воходский район Смоленской области).
У моего отца — Василия Назаровича и матери — Дарьи Григорьевны Исаковых было тринадцать человек детей (я был двенадцатым), но выжило из них только пятеро. Остальные умерли в раннем детстве еще до моего рождения.
Семья наша была бедная, земля тощая. Своего хлеба у нас никогда «до нови» не хватало, его приходилось покупать. Поэтому с осени, когда кончались сельскохозяйственные работы, отец вынужден был уходить на заработки, чтобы добыть денег «на хлеб». В молодости он делал это ежегодно. Он ходил по деревням, клал в хатах печи, вставлял стекла в окнах, выполнял разные столярные работы и т. п. Заходил он иногда очень далеко от дома. По его рассказам я знаю, что однажды он дошел до самого Петербурга, в другой раз исходил всю Белоруссию.
В последующее время он сделался почтарем Осельского волостного правления. Каждую неделю - по вторникам - он ездил на своей лошади за двадцать верст на станцию Павлиново, отвозил и привозил почту и получал за это десять рублей в год.
Старший мой брат, Павел, еще до моего появления на свет был отдан отцом в волостное правление в качестве рассыльного. Там он через несколько лет «дослужился» до младшего помощника писаря.
Самого Павла я не помню, так как он ушел из семьи, когда мне было всего два года (впоследствии он где-то без вести пропал). Но ему я обязан теперешней своей фамилией.
Произошло это так. Когда брат стал помощником писаря и ему уже доверяли подписывать некоторые маловажные бумаги «за писаря», то собственная фамилия — Исаков, очевидно, показалась ему слишком обычной и не очень благозвучной. И он стал подписываться ради форсу не «Исаков», а «Исаковский». С тех пор эта фамилия и осталась за всей нашей семьей.
Как и брат, мой Павел, грамоте я выучился самоучкой. Этому способствовало почтарство моего отца. Он привозил с почты газеты, журналы и проч., и я мог иногда рассматривать их, пока они не передавались подписчикам или не относились в волость. Так постепенно, с помощью отца, который также был немного грамотен, я выучился сначала читать, а потом и писать.
Грамотных людей в деревнях было тогда очень мало, и я сделался, чуть ли не единственным на всю округу «сочинителем писем». Из окрестных деревень ко мне приходили отцы, матери, жены писать письма своим близким, уехавшим в города «на заработки». За письмо мне платили три или пять копеек. На эти деньги в соседней лавчонке покупалась обычно селедка или четверть фунта сахару, и тогда в семье наступало торжество.
Осенью 1910 года в нашей местности открылась начальная земская школа. Открылась она пока в нанятой на этот случай крестьянской избе в селе Оселье, что в полукилометре от нашей деревни Глотовки.
Вместе с другими ребятами и я пошел «записываться в школу», а потом в назначенный день пришел уже на ученье. Как умеющего читать и писать, меня «посадили» сразу во второй класс. Но тут я впервые очень больно почувствовал, что у меня слабое зрение. Учительница, что-то объясняя, писала мелом на классной доске, а я не мог ничего разобрать, хотя и сидел на первой парте. О том, что у меня слабое зрение, в нашей семье знали, конечно, давно. Но этот факт тщательно скрывался от всех посторонних, чтобы надо мной не насмехались, не издевались и не дразнили меня разными обидными кличками, как это сплошь и рядом водилось в деревне.
Что было делать? Мне показалось, что без объяснения учительницы я, конечно, ничего не пойму, а что она объясняет — не вижу. Сказать же о своем недостатке у меня не хватило мужества. И я просто перестал ходить в школу, чтобы моя «тайна» как-нибудь не открылась, и я не сделался бы посмешищем всей школы. К этому примешалась и другая причина. Ходить в школу, особенно зимой, мне было не в чем. Лапти, правда, я умел плести сам — так что с обувью дело обстояло благополучно, но одеваться мне было не во что. Так и просидел я целую зиму, как говорится, «на печке».
Вскоре, однако, отец мой, в разговоре с учительницей, объяснил, почему я не хожу в школу, и сказал ей о моем слабом зрении. Учительница Екатерина Сергеевна Горанская, о которой я всегда буду вспоминать с глубокой благодарностью, прислала мне полный комплект школьных учебников за второй класс, и я, насколько мог, начал заниматься дома.
В школу я начал ходить лишь с осени следующего, 1911 года, а весною 1913 года я окончил ее, получив на выпускном экзамене пятерки по всем предметам.
На этом памятном для меня экзамене по существу была решена вся моя дальнейшая судьба.
Дело в том, что еще в 1912 году я начал писать стихи, если можно назвать стихами наивные детские опыты. Учительница моя знала об этом, и на выпускном экзамене мне внезапно предложили прочесть что-нибудь «из своих сочинений». Конечно, я ужасно волновался и робел, потому что в числе моих слушателей были не только выпускники трех или пяти школ, пришедшие держать экзамен, не только совсем незнакомые мне учителя этих школ, но и главные лица на экзамене — священник и земский начальник, присутствовавший в качестве председателя экзаменационной комиссии.
Преодолев робость, я срывающимся голосом прочел два стихотворения: «Святой» и «М. В. Ломоносов».
Успех был полный. До тех пор на меня, плохо одетого и босоногого, почти никто не обращал внимания, а некоторые «расфранченные» школьники глядели на меня с явным превосходством и даже презрением. А тут вдруг я стал центром всеобщего внимания. Все со мной заговаривали, расспрашивали меня, давали советы. Общее мнение учителей свелось к тому, что он, дескать, мальчик талантливый, надо ему учиться дальше, надо развивать талант.
Торжествуя победу, радостный и окрыленный, я вернулся домой.
Однако прошло целых два года, прежде чем я смог осуществить свое заветное желание — учиться дальше.
Учиться дальше. Это хорошо и заманчиво. Но где и как я мог учиться? Можно было попытаться поступить в гимназию, но кто будет платить за учение, на какие средства я буду жить в городе? Кроме того, зрение мое становилось все хуже и хуже. Надо было, по крайней мере, показаться хорошему специалисту, надо было поехать в Смоленск. Но отец мой никогда не мог наскрести нескольких рублей даже на такую поездку, не говоря уже о гимназии.
На помощь мне пришел один из тогдашних членов ельнинской земской управы, ведавший народным образованием в уезде,— Михаил Иванович Погодин.
Этот образованный, добрый и отзывчивый человек, снискавший своей деятельностью всеобщее уважение, на свои далеко не большие средства отвез меня в Смоленск к глазному специалисту — доктору Радзвицкому. Радзвицкий, принявший меня почему-то очень неласково, сделал примерно такой вывод: «Положение весьма серьезно. Мальчику угрожает полная потеря зрения. Учиться ему нельзя. Работать в хозяйстве тоже нельзя. Надо его теперь же отдать в школу слепых, чтобы он уже заранее приучался к их быту».
Приговор был суровый, и нечего говорить о том, в каком отчаянье я вернулся домой. Мне казалось, что все потеряно, что я ни на что не способен, никому не нужен, и все от меня отвернулись и забыли о моем существовании.
Однако оказалось, что меня не забыли. И в первую очередь не забыл М. И. Погодин. Он решил дело довести до конца, и зимой 1914— 1915 года свез меня уже в Москву к знаменитому окулисту — профессору М. И. Авербаху. Тот принял меня и определил, что у меня злокачественная прогрессирующая близорукость с кровоизлиянием в глазном дне. Он прописал очки, сказал, что учиться мне можно, хотя и нужно соблюдать в отношении глаз величайшую осторожность.
Все это было отлично. Но в это время я уже был в таком возрасте, когда меня могли, по существующим правилам, принять не ниже чем в четвертый класс гимназии. Таким образом, за три предыдущих класса мне предстояло приготовиться самому.
И тут на помощь мне пришли учителя. Учительница нашей школы — все та же Е. С. Горанская — взяла меня на лето к себе домой в село Зарубинки. Там Василий Васильевич Свистунов, год тому назад выдержавший экстерном экзамены на звание учителя, начал готовить меня в гимназию. Никакой платы за это он, конечно, не получал. Наоборот, он часто тратил на меня свои деньги, заработанные им в других местах (он летом давал уроки).
До начала вступительных экзаменов оставалось около трех месяцев. За эти три месяца нужно было пройти трехгодичный курс! Поэтому никакой передышки у меня быть не могло. Я занимался в буквальном смысле слова от зари до зари.
Подготовившись, таким образом, осенью 1915 года я выдержал вступительные экзамены в четвертый класс и был принят в смоленскую гимназию Ф. В. Воронина.
Ф. В. Воронин согласился не брать с меня платы за обучение, а М. И. Погодин выхлопотал мне в ельнинской земской управе стипендию в сумме двадцати рублей в месяц. Кроме того, мне довольно часто материально помогали учительницы А. М. Васильева, А. В. Тарбаева и тот же Свистунов.
Я пользуюсь случаем, чтобы выразить всем этим людям самую искреннюю признательность и благодарность за их труд, за их хлопоты и заботы, за доброе, отзывчивое сердце. Не будь их — моя судьба сложилась бы совершенно иначе. И поэтому я не могу не помнить об этих хороших людях.
Учась в гимназии, я жил очень уединенно. Занимал маленькую комнатушку, питался, чем попало и как попало. Со своими одноклассниками сходился туго. Они были по преимуществу детьми состоятельных родителей, а я был «мужик». Наши вкусы, интересы, желания, возможности были совершенно различны.
В гимназии я попытался однажды сделать намек на свою «причастность» к литературе. Нам было задано сочинение «Описание Кавказа по произведениям Пушкина». Я написал это сочинение стихами, начав его так:
Так вот ты каков, мой священный Кавказ! —
Я всею душою стремился
Тебя посмотреть еще в детстве хоть раз,
К тебе я мечтой уносился...
По совести говоря, я ожидал похвалы, поощрения. Во всяком случае — хорошей отметки. Но случилось иначе. Учитель русского языка никакой отметки мне не поставил, а под сочинением написал красными чернилами: «Прошу точно выполнять заданные работы, не допуская неуместных вольностей».
В следующем 1916—1917 учебном году я поселился вместе с двумя братьями Свистуновыми, которые учились в старших классах, и мне было с ними гораздо легче. (Старший Свистунов, который готовил меня в гимназию перестал учительствовать и решил сам кончить гимназию.)
Осенью 1917 года я перевелся в ельнинскую гимназию — поближе к дому. Однако там проучился лишь месяц или два. Семья моя терпела большую материальную нужду, да и сам я не мог уже существовать на стипендию, так как деньги обесценивались с каждым днем. Надо было браться за работу.
Я бросил гимназию, уйдя из шестого класса, и подал заявление с просьбой назначить меня учителем. Учителем меня назначили, но временно, так как я не имел законченного среднего образования. Мне нужно было держать специальный экзамен «на учителя». Этот экзамен я держал летом 1918 года, но провалился. Таким образом, моя учительская «карьера» кончилась. Я поступил в волисполком помощником секретаря.
Осенью 1918 года я вступил в партию, а в начале следующего года меня назначили редактором ельнинской уездной газеты. Газеты, собственно говоря, еще не было. Ее надо было создавать. В этой газете работал я два года, причем работал буквально один. Весь материал — от первой до последней строки — мне приходилось переписывать от руки, так как не было ни машинки, ни машинистки. Я же читал корректуру, я же присутствовал при верстке, я же часто вертел и печатную машину (печатанье было ручное).
В 1921 году меня перевели на работу в Смоленск — в губернскую газету «Рабочий путь». Там, на различных должностях, я проработал десять лет, если не считать длительных перерывов, случавшихся у меня по болезни глаз.
В 1931 году переехал в Москву и работал в течение года редактором журнала «Колхозник», который издавался тогда «Крестьянской газетой».
После «Колхозника» я уже никаких должностей занимать не мог: зрение мое настолько ухудшилось, что уже нельзя было думать о какой бы то ни было регулярной работе. Я вынужден был перейти на «домашнее положение» и в меру своих сил заниматься литературной работой.
Первое мое стихотворение было напечатано в 1914 году в московской газете «Новь». Послал его туда один учитель, и помещено оно было с примечаниями, что автор его — деревенский школьник. Стихотворение это называлось «Просьба солдата». Написано оно было под влиянием известной народной песни «Степь да степь кругом» и начиналось так:
Светит солнца луч
Догорающий,
Говорит солдат
Умирающий:
— Напиши, мой друг,
Ты моей жене, —
Не горюет пусть
О моей судьбе.
А еще поклон
Передай ей мой,
И меня она
Пусть не ждет домой.
Если ж жить вдовой
Ей не нравится, —
С тем, кто по сердцу,
Пусть венчается...
и т. д.
После февральской революции я напечатал несколько стихотворений в газете «Известия Ельнинского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов». Там же напечатал пять или семь корреспонденции о жизни своей волости. Впрочем, газета эта скоро закрылась, и моя «печатная деятельность» временно прекратилась.
Писать стихи я, однако, продолжал все время. Это, конечно, не были стихи в полном смысле этого слова. Я слишком мало знал и понимал в поэзии, и, конечно у меня ничего не могло получиться, кроме слабых наивных строк, чаще всего подражательных.
Началом своей сознательной литературной деятельности считаю 1924 год, когда мною было написано несколько стихотворений, которые хоть и были далеко не совершенными, но заключали в себе определенный поэтический замысел, определенную идею. Это были именно стихи, а не простой набор рифмованных строк, часто банальных и неуклюжих. Я как бы впервые почувствовал, что такое поэзия, и понял, какой линии мне надо держаться, к чему стремиться, по какой дороге идти. То, что писалось раньше, писалось буквально вслепую и не представляло ничего интересного.
В 1927 году в Москве, в Государственном издательстве, вышла моя первая книжка стихов «Провода в соломе».
Она была встречена критикой весьма недружелюбно.
Это меня очень огорчило и обескуражило. Я не знал что делать, ибо то, на что возлагал свои надежды, во что верил, было отвергнуто, изничтожено критиками.
В этой книжке было, конечно, много несовершенного, но в то же время в ней, несомненно, имелось поэтическое зерно, которого не заметили или не хотели замечать мои критики.
Его заметил М. Горький. Живя в Италии, вдали от своей родины, он нашел возможность прочесть книжку неизвестного поэта и написать о ней статью.
Статья эта появилась в газете «Известия» в начале 1928 года. В ней он очень одобрительно отозвался о моих стихах.
Нечего говорить о том, что я сразу воспрянул духом.
В дальнейшем книжки мои стали появляться довольно часто («Провинция», «Мастера земли», «Избранные стихи», «Стихи и песни», «Песня о родине» и проч.).
Очень много стихов я печатал в газетах, в частности в «Правде». Примерно с 1935 года начал заниматься переводами. Переводил преимущественно белорусских и отчасти украинских поэтов. Я перевел многие произведения Янки Купалы, Максима Богдановича, Якуба Коласа, А. Кулешова. В меньшем количестве — Т. Г. Шевченко, Ивана Франко. Перевел также для театра пьесу Леси Украинки «Лесная песня». (В общей сложности мною переведено не менее пятнадцати тысяч стихотворных строк.)
Особо хочу сказать несколько слов о своих песнях. Как известно, многие песни на мои слова получили широкое распространение. Я никогда раньше не думал, что буду писать песни, и «песенником» стал совершенно случайно.
Однажды (это было в 1934 или 1935 году) в кино я услышал с экрана песню на свои слова и был очень удивлен. Это была песня «Вдоль деревни». После оказалось, что руководители хора имени Пятницкого — П. М. Казьмин и В. Г. Захаров — в какой-то хрестоматии встретили стихотворение «Вдоль деревни». Захаров написал музыку, и хор начал теть новую песню. Оттуда она и пошла. Потом я познакомился с руководителями хора, и они попросили меня дать что-либо еще. Я дал им «Провожанье», которое уже около года лежало в моем столе. Затем я написал стихотворение «И кто его знает» и тоже показал его Захарову, которому оно понравилось, и он положил его на музыку. Стали на мои слова создавать музыку композиторы Покрасс, Блантер и многие другие. Пытался я писать песни на уже готовую музыку — подтекстовывать, но получалось это хуже. Обычно такие песни в поэтическом отношении выходили весьма слабыми, и я должен был отказаться от этого метода. Песня по преимуществу хороша лишь тогда, когда ее слова имеют самостоятельное художественное значение (независимо от музыки).
Во время Великой Отечественной войны я написал довольно большое количество стихов и издал несколько стихотворных сборников.
За литературную работу правительство наградило меня двумя орденами Трудового Красного Знамени и орденом Ленина.
В 1943 году мне была присуждена Сталинская премия первой степени за тексты песен: «И кто его знает», «Катюша», «Шел со службы пограничник», «Провожанье» и другие (за 1942 год).
В 1949 году — была присуждена Сталинская премия за сборник «Стихи и песни».
Начиная с 1947 года являюсь депутатом Верховного Совета РСФСР.




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +