Родился в Александрополе (Ленинакане) 31 октября 1875 года. Отца моего звали Сааком, мать Алмаст. Семья наша была среднего достатка.
Начальное образование я получил в армянской школе родного города, а затем, после закрытия армянских школ в 1885 году, поступил в городскую школу, где обучение велось на русском языке. Здесь я учился год, а затем поступил в трехгодичную школу при монастыре в деревне Кипчах, которая была подготовительной ступенью для поступления в семинарию в Эчмиадзине. Окончив школу, я был принят в семинарию, где учился три года.
Я стал писать стихи с одиннадцати — двенадцати лет. На литературное поприще вступил стихотворением «Едва раскрывшимся цветком...», напечатанным в 1892 году в № 12 журнала «Тараз».
В 1893 году я поехал в Европу для получения образования. В Вене я стал заниматься в Музее антропологии и прослушал там курс лекций. Потом переехал в Лейпциг, а в 1895 году, после двух лет пребывания в Европе, вернулся на родину. Здесь в 1896 году я был арестован царским правительством за участие в освободительном движении армян, сидел год в тюрьме, а затем был выслан.
Первая моя книга стихов под названием «Песни и раны» вышла в свет 1 января 1898 года.
В 1900 году я поехал в Европу, где жил в Цюрихе и Женеве. Вернувшись на родину в 1901 году, я посвятил себя революционной деятельности и был снова арестован.
Чтобы избежать судебного следствия, я тайком перебрался в Турцию и с 1911 по 1936 год жил в странах Европы — Швейцарии, Германии, Италии, Франции.
С 5 декабря 1936 года я нахожусь в Советской Армении и являюсь советским гражданином.
Первыми моими переводчиками на русский язык были А. Блок и В. Брюсов.
Книга стихов и поэм «Избранное» вышла на русском языке в 1945 году.
Мои прозаические произведения были изданы в издательстве «Советский писатель» в 1948 году.
В 1945 году в связи с 70-летием со дня моего рождения я был награжден орденом Ленина, а в 1946 году за стихи, написанные мною в годы Великой Отечественной войны, мне была присуждена Сталинская премия первой степени (за 1945 год).
* * *
Мать учила любви ко всему трудовому человечеству, любви к родной стране, к ее природе. И памятники армянской литературы воспитывали любовь к родине, гражданскую сознательность. Передовая мировая и русская литературы несли те же идеи гуманизма, народности. А подпольные русские книги воодушевляли на революционную борьбу, на самоотверженные бои против угнетения и насилия, за освобождение трудового народа.
Царизм угнетал народ моей родины, сеял искусственную, ядовитую ненависть между армянами и азербайджанцами, между армянами и грузинами, между русскими и евреями. Взор направлялся в Западную Европу, где когда-то гремела труба французской революции.
Это были годы конца прошлого — начала нынешнего века.
Совсем юным я уехал на Запад. Увы, и здесь поэта ждало разочарование: гнусное человеконенавистничество, разгул антигуманистических чувств, на столах студентов роскошно изданные тома о расовой теории, брошюрки о больших и малых народах...
Так глубоко было влияние на меня армянской песни и архитектуры, что, куда бы я ни шел, носил Армению в своем сердце. В Неаполе я слушал итальянские народные песни, но слышал песни моей далекой родины. Глядя на прекрасный Парфенон, я видел только красивый Ани.
А вокруг — повсюду в Европе — правящие классы разжигали презрение, ненависть к народам Азии и Африки, к колониальным народам, на которых смотрели как на удобрение для полей. Преступное человеконенавистничество достигло устрашающих размеров. Мы содрогались от зверств пашей и баев, устраивавших армянскую резню. Уничтожался целый народ, обладающий богатой древней культурой, вырезались большие и малые, дети и женщины. Армян избивали безжалостней, беспощадней, чем каменолом обращается со своими камнями.
— Армяне — низшая раса, армянин не человек, он не имеет права на землю и свободу, не имеет места под солнцем. Дом благородной расы должен подняться на костях армян.
Так говорили угнетатели армянского народа. Это был знакомый человеконенавистнический вой.
Пророк древнего Ирана Зороастр говорил: «Когда же караван человечества пойдет по пути справедливости?»
В безграничном отчаянии я повторял в те времена: «Никогда, никогда, никогда!» Хотелось бежать с окровавленной планеты, уйти из времени, пространства, вселенной...
Но истинное человеческое сердце не могло вовсе умереть.
Караван мой бренчит и плетется
Средь чужих и безлюдных песков.
Погоди, караван! Мне сдается,
Что из родины слышу я зов...
Над пожарищами городов, потоками крови, бесцельными и бесчисленными жертвами донесся, наконец, и до нас пророческий, потрясающий голос величайшего гения веков — Ленина.
Великая Октябрьская социалистическая революция спасла и подняла к жизни армянский народ, стоявший у края могилы. Началось подлинное возрождение, о котором народ мечтал в течение веков.
С этого заветного дня прошло только двадцать лет, но разоренная прежде Армения стала совершенно неузнаваемой. Она — равноправный член в семье народов великого Советского Союза. Изо дня в день крепнут узы любви и дружбы между народами Армении, Грузии, Азербайджана, которые царизм восстанавливал друг против друга.
...Используя лучшие исторические традиции, классическое наследие Хоренаци, Нарекаци, Кучака, Саят-Новы, Комитаса, армянский народ создает новые ценности в духе коммунизма.
Заботливо охраняются памятники древней архитектуры, производятся новые раскопки, собираются фольклор, народные песни.
Пользуясь нашим богатейшим фольклором, я обработал эпос, «Мгер из Сасуна» и сейчас работаю над ним, дополняя его. Мой еще не оконченный роман-эпос «Уста-Каро» («Мастер Каро») носит в себе также много элементов фольклора. Сейчас я собираю материал и работаю над эпическим произведением о Ленине, опять-таки основываясь на эпосе, на русских былинах.
История развивается на счастье народа, на братство и свободу всего мира.
Взоры рассеянных волею исторических судеб по всему свету армян-тружеников направлены на Советскую Армению, на обетованную страну, священную родину армян. Эту родину обрел я в Советском Союзе, в родной семье братских народов страны социализма...
* * *
Чарующий гений Пушкина сопутствует нам с детских лет до могилы. Он всегда с нами, в наших сердцах.
В детстве его золотые сказки уносили нас в счастливые миры воображения.
В юношеские годы нас пленяла его прелестная любовная лирика. Наши мечты и наша грусть сливались с его мечтами и грустью, и мы вместе с его заветной тенью скитались по полям великого русского отечества, по берегам его могучих рек, грустили в его лесах в золотые дни осеннего листопада.
Свободолюбивый дух Пушкина окрылял нас, юношей. Смелые, вольнолюбивые песни вели в бой, звали к самопожертвованию…
В зрелые годы нас покоряет его мудрость, глубокое знание жизни...
* * *
Однажды в 1899 году, когда я бродил среди шумной толпы огромного одесского порта, предо мной вдруг остановился оборванный нищий и, протянув руку, сказал:
— Помогите, ради Горького.
Я впервые услышал имя Горького и подумал: «Видимо, это новый святой». Спрашиваю его:
— А кто он?
— Это первый человек, который пишет о нас, бедняках, правду.
В тот же день я купил два тома рассказов М. Горького и начал читать. Читал с увлечением и вновь перечитывал. Каждое слово находило горячий отклик в моей душе.
...Читая, я бродил вместе с героями Горького по просторам России — по Волге, Крыму, берегам Черного моря, Молдавии. Особенно привлекала меня Волга. В ее широких степях веками находили приют свободолюбивые и непокорные люди, все те, кто восставал против гнета помещиков и царей. Волга — древняя колыбель свободы и борьбы, там звучали могучие песни воли, гремела весть о походах Стеньки Разина, Пугачева... Там находили приют гордые духом бунтари, мечтавшие сокрушить мещанский буржуазный мир, обрекавший тружеников душных городов и нищих деревень на изнурительный труд.
Свободному миру босяков Горький противопоставил самодовольного, косного, тупого мещанина, скованного рабскими законами. Босяк — бродячий товарищ рек и бурь, товарищ светлых звезд. Он отдался думам и мечтам, любит просторы. Надо разрушить старый рабский мир и построить новый — на лоне необъятной, свободной природы, свободный мир дерзновенных, красивых, счастливых людей.
Эти чудесные, овеянные светлым духом свободы два тома Горького очень скоро распространились по всей России, стали атмосферой ее духовной жизни, и через года два Горький приобрел такую известность и такую славу, какой не знал ни один из русских писателей...
* * *
Валерий Брюсов особенно дорог нам, армянам, за все то, что сделал он для армянской культуры и литературы.
В то время, когда армянский народ переживал ужасную трагедию, когда озверелое турецкое правительство уничтожало массы армянского народа на Западе — стариков, молодых, женщин и детей,— стирая с лица земли целый народ, его культуру, прошлое и одновременно его будущее, стремясь тем самым покончить с армянским вопросом,— на защиту армянской культуры и его справедливого дела совместно с великим другом армянского народа М. Горьким выступил и В. Брюсов.
Он пришел показать России и так называемой «цивилизованной» Европе, какое непоправимое и ужасное преступление совершают турецкие варвары, уничтожая один из старых классических народов.
Брюсов со свойственной ему энергией и любовью стал изучать армянский язык, литературу древних, средних веков и нового времени, армянскую историю; он приступил к редактированию антологии армянской поэзии. Это была тяжелая и трудная работа, закончившаяся блестящим успехом.
Антология была составлена из образцов древнего фольклора и эпоса, из стихотворений средних и новых веков. Большую часть стихотворений этого объемистого тома перевел сам Брюсов...
В результате добросовестного и тщательного изучения Брюсов пришел к заключению, что богатая вековая поэзия армян — это тот драгоценный вклад, который вносит Армения в сокровищницу культуры всего человечества...
Имя Брюсова живет в сердце армянского народа, который всегда с большой любовью вспоминает своего великого и правдивого друга.
* * *
В спокойствии, в какой-то уверенной неторопливости движений, в манере говорить, в глубоком взгляде внимательных, чуть прищуренных глаз есть у Исаакяна что-то от народного образа мудреца, справедливого и сердечного, строгого и требовательного. Кровь предков-крестьян течет в его жилах, ребенком бегал он по жаркой пыльной земле, мылся в ручье, жил среди народа; солнце, луна и звезды пришли к нему не из учебника астрономии, а из народных сказок и тоже говорили с ним народным языком, простодушно и мудро.
Это народное начало осталось в нем на всю жизнь. Зрелым мастером вспоминал он свою долгую жизнь и с удовлетворением мог отметить, что не соблазнился легкими соблазнами поэтических новшеств, не дал распуститься в своем творчестве пышным цветам декадентства, никакие западные эксперименты и требования моды не увели его с той мучительно прекрасной дороги, где поэт остается с народом, со своей родной стихией языка, какие бы пространства ни отделяли его от земли его юности, где прозвучали первые строки его стихов...
...Когда Аветик Исаакян идет в Москве по Красной площади и в розовом вечернем свете теплеют стены Кремля, а Ленинский мавзолей кажется строже по краскам, чем днем; когда идет по улицам Еревана, залитым светом, по широким проспектам, по которым катятся машины, проходят пионеры в красных галстуках или стремится вал народной демонстрации,— он не может не вспомнить, какой длинный путь прошел он от маленького школьника маленькой армянской деревни до звания депутата Верховного Совета Армянской Советской Социалистической Республики.
Эпоха, сказочная своими событиями, как будто перенесла его из знакомого ему Еревана, пыльного, провинциального городка, в город, не имеющий ничего схожего с тем давним.
Незнакомые люди здороваются с ним просто: «Здравствуйте, мастер!» На балконе своего дома он находит бережно связанные букетики цветов — дар неизвестных почитателей. Если он выедет за город — его узнает каждый прохожий. В любом колхозе соберутся обрадованные люди: у нас сегодня был Аветик Исаакян. Его портреты висят в школах. Его стихотворения поются, как песни. Его песни знает и любит простой человек армянской земли.
Когда он вернулся из своих странствий за рубежом в Советскую Армению, он сказал: «Я безвозвратно вновь пришел в ту страну, где создается величественное дело в национальном и общечеловеческом смысле».
Он знал хорошо прошлое этой страны, теперь он увидел ее настоящее своими глазами, и это настоящее влило в его сердце новые силы. Ее будущему он посвятил стихи, где, как символ веры, воспет символ родины.
И лет без счета протекло — и вот
Опять мой край ликует и цветет.
И мирно вновь над домом вьется дым,
Где сладко мать баюкала меня,
Сознаньем одаряя, полоня
Мой дух могучим языком родным.
Пусть без конца плуги твоих сынов
Твой будут древний чернозем пахать,
И пусть гусаны будут воспевать
Твою любовь, твой цвет — страна отцов!
И будешь ты звучать, звучать, звучать
В чудесных песнях — древен и велик —
Сердечный, вечно юный мой язык!
Аветик Исаакян прошел долгий жизненный путь, но он не старик. Так же пытливо смотрят его глаза, так же молодые огоньки родятся в них, так же находятся новые слова для песен, и в жизни он не затворник: он большой общественник, публицист, прозаик, критик. Он может выступить с яркой юношеской речью, может часами идти, как молодой человек, по весенним полям, может прийти в колхоз на закате, когда в каждом доме доят коз, и молоко звонко стучит в ведра, и женщины, освещенные последним теплым лучом дня, поют исаакяновскую песню, песню о муже, которого поджидает с войны жена, взявшая в свои руки дом и хозяйство в его отсутствие.
Над севанским берегом синеет небо высот, по севанскому берегу над водой идет белая полоса, точно озеро подчеркнуто по линейке мелом. Это обнажаются древние берега, потому что Севан отдает свою воду Зангскому каскаду. Он не мелеет от старости. Он жертвует свою драгоценную влагу родине, чтобы еще лучше она цвела и становилась еще прекрасней.
Так стихи Аветика Исаакяна, отданные им народу щедро и сердечно, помогают армянскому народу творить новую прекрасную жизнь. В нем говорит вечная молодость страны, вечная молодость той природы, которая создала то неповторимое явление, которое мы называем Арменией.
Но Аветик Исаакян стал свидетелем и другого поразительного, небывалого явления — он воочию познал, увидел, что такое подлинная дружба народов. Исаакяна знают культурные люди в странах всего мира. Он у себя на родине увидел поэтов, писателей и мастеров всех искусств, собирающихся в дружескую, братскую семью, и эти мастера приезжают в Армению со всех концов необъятного Советского Союза.
И он знает: эта дружба нерушима. Она может пополняться новыми братьями по духу, новыми гостями к нашим очагам, прибывшими из стран, вступивших на путь истинного демократического развития...
Аветик Исаакян умер в Ереване 17 октября 1957 года.
* * *
В 1936 году Эльза Триоле и я поехали повидать Горького по его приглашению. Горький умирал. И только по дороге к нему мы узнали, что тот, которого мы собирались навестить, уже умер. И вот теперь, в 1957 году, приехав в Москву, я узнаю о смерти крупнейшего поэта этого столетия Аветика Исаакяна, которому мне хотелось лично передать сердечный привет, а через него всей проникновенной поэзии Армении.
Чело нашего века носит печать нескольких светлых имен поэтов. В Англии это Киплинг, во Франции — Аполлинер и Элюар, в Германии—Рильке, в Испании — Гарсиа Лорка, в России — Маяковский и Есенин, в Армении — Чаренц и Исаакян. Всякий раз, когда один из этих светильников угасал, казалось, что в мире становится темней. Но все то, что они оставляли за собой, не было тенью, а было пламенем. Исаакяна не стало, но остались «Абул Ала Маари» и «Мгер из Сасуна». И так же как века не смогли стереть образ Мгера, «который любил бедных», так же как тысячелетие спустя в голосе Исаакяна вновь послышалось дыхание Мгера, так же и смерть Аветика Исаакяна не властна омрачить живой луч света его поэзии, который будет вечно согревать не только сердца армян, но и озарять неугасимым светом лучшие мечты человечества.
Никогда не были так нужны нам его пламенные слова о свободе, которую он воспел еще полвека тому назад: «Ты — свобода, бессмертный, святой Аль-Коран соловьев, что в раю распевают в тиши!» (Перевод В. Брюсова.)
Теперь нам, оставшимся в живых, предстоит высоко поднять его факел. Пусть через произведения ушедшего от нас Исаакяна везде и всюду веет аромат розового сада многовековой армянской поэзии, пусть все познают страдания, гуманное величие и славу его народа.
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.