У реки Чу, если идти в сторону степи, стоят две горы — Хан и Джамбул. Мой отец Джабай кочевал у этих гор.
Близ горы Джамбул во время снежного свирепого бурана родился я, и меня назвали древним именем горы Джамбул.
Это случилось в феврале 1846 года.
Отец мой Джабай был бедным кочевником казахом, носившим дырявый чапан.
Вокруг, куда ни достигал глаз, были голые степи. В детстве я ни разу не видел, ни поля, ни садов, ни арыков. Степь была моей родиной. Все, кто меня окружал, кочевали и кормились от скота.
Наши степи граничили с киргизскими. Казахи и киргизы в ту пору враждовали. Передают, что отец Джабай в походах был в числе самых отважных джигитов.
Вырос я в юрте. Как и всех казахских ребят, меня, вместе с люлькой перевозили с кочевья на кочевье. В детские годы я был строптивым сорванцом. Не хотел слушаться ни стариков, ни отца. Меня посылали пасти ягнят — я не шел. Меня просили набрать дров — я отказывался. Меня считали шалуном, баловником.
Мой дядя, брат отца, был известным домбристом. Я любил его слушать. Двенадцати лет научился у него играть на домбре. Когда инструмент попал мне в руки, я забыл о шалостях. Мне казалось, что звенит не домбра, а мое молодое сердце.
Я не хотел быть чабаном. Меня прельщало быть домбристом и певцом. Природа дала мне сильный, большой голос. Когда я громко пел в степи, мне чудилось, что вся она заполнена моим голосом.
Четырнадцати лет я твердо решил порвать с отцом и жить самостоятельно.
Во время «уразы» (магометанского поста) я пошел по юртам и стал петь «жара-пазан» (обрядовую песню). Пение мое понравилось. Мне стали давать пищу и подарки. Это меня радовало.
Когда мне исполнилось пятнадцать лет, я приехал в аул, где жил знаменитый акын Сююмбай. Подойдя с домброй к его юрте, я начал петь «жара-пазан». Сююмбай прослушал мое пение со вниманием, позвал меня к себе в юрту и спросил:
— Откуда ты? Из какого рода и племени?
Отвечаю ему почтительно:
— Я из рода Байвше, племени Садыбек, семейства Джабая.
Сююмбай сказал:
— У тебя есть способности быть акыном. Ты обладаешь хорошим голосом. Слова, которые ты поешь, выбраны очень удачно.
В юрте Сююмбая я по просьбе старого акына с волнением спел много песен. Одну из песен я сочинил там же в юрте.
Я пел о своей молодости и неопытности, выражал свое восхищение песнями Сююмбая, сравнивал его песни с зарей и яркой звездой, украшающей небосвод, и, назвав себя его младшим братом, просил помощи и поддержки.
Сююмбай пообещал мне помочь и любить меня.
Это был самый счастливый час в моей жизни. Целую ночь Сююмбай рассказывал мне о трудном мастерстве акына. Так я стал учеником Сююмбая, которому было в то время пятьдесят лет.
Случалось, что Сююмбай, выезжая в аулы, брал меня с собой. Я жадно учился.
С тех пор до последних дней, выступая с песней, я всегда вспоминаю имя своего учителя с чувством благодарности. С Сююмбаем мы жили очень дружно. Я пел сложенные им песни.
Только шестнадцати лет я решил выступить самостоятельно.
Начав петь самостоятельно, я все же в состязаниях с большими акынами не участвовал. Решил состязаться только с молодыми, малоизвестными акынами.
В казахских степях было принято: поражение на состязании акынов — смерть для акына. Было много случаев, когда акын, потерпев поражение, совершенно переставал петь.
Я бродил по кочевьям, расположенным по берегам Чу. Пел народные былины, сказания, поэмы — произведения других акынов и свои собственные песни.
Веками было заведено, что акын-импровизатор должен был знать обо всем: все роды и племена, всех родоначальников и знатных людей, все места и события. Он должен был откликаться на все новости и уметь учитывать обстановку. Остроумие и находчивость, умение давать быстрые и находчивые ответы — вот что ценится в акынах. Кроме того, он должен быть хладнокровным. Осыпаемый злейшими насмешками, акын должен оставаться спокойным.
Я учился всему этому. Встречался со старыми и прославленными акынами казахских и киргизских степей — Кочракпаем, бонды, Арстанбеком, Шантаем, Кажамберды, Сатпаем, Азетом, Балуач-Колаком. Внимательно слушал их, учился, накапливал силы, готовился стать таким же, как они, большим акыном. Но в состязание с ними не вступал, чувствуя себя все еще неподготовленным.
Будучи бедняком, я хорошо понимал бедный народ. Правдиво я мог петь только о себе и о народе. Когда я пел о народе, я пел и о себе. Когда же я пел о себе, я одновременно пел о народе. Поняв всем сердцем, что акыну нельзя фальшивить и лицемерить, стал петь только правду.
И песни мои полетели по всему Джетысу, как вольные птицы. Верхом на плохой лошади я ездил из аула в аул. Пел песни грусти и печали, и за это меня кормили.
Я объехал Джетысу, бывал в Киргизстане, ездил в Караганду, бродил по Восточному Казахстану.
О чем я пел? Я пел о моем бедном, измученном народе, о поруганной родине, о славных батырах казахских племен. Случалось, я пел целыми ночами и получал за это гроши.
Часто мне приходилось участвовать в состязаниях акынов — представителей двух родов. Я всегда выходил победителем, и родоначальник того рода, от которого я выступал, дарил мне халат, барана или жеребенка.
Многие родоначальники упрашивали меня остаться у них, обещали хорошо кормить, уважать и давать богатые подарки, чтобы я прославлял их и участвовал в состязаниях с акынами других родов. Но я не хотел лицемерить и отрываться от народа, не хотел идти к барам.
Решительно отказывался и уезжал дальше.
На одном из соревнований я победил дотоле непобедимого Кулмагамбета и стал первым акыном в Джетысу.
Я продолжал ездить по степям и питался тем, что давали мне мои песни. Весть о том, что я победил Кулмагамбета, разнеслась по всем степям и перешла даже границы Джетысу.
После этого я участвовал во многих больших состязаниях акынов и не знал поражений. Я победил знаменитого акына Шашубая, первого акына Киргизстана — Балгу, даровитого и неукротимого Сар-Ырыс, непобедимого Са-Баса и многих других.
Я знал только одно поражение, но это было состязание не в песнях, а в кюях (музыкальных инструментальных пьесах); меня победил киргизский домбрист Оразалы, не умеющий слагать песни, но прекрасно играющий на домбре. В песнях мне его победить не стоило никакого труда.
Мои песни неслись по воем степям.
Я никогда не порывал близкой связи с народом. Баи и манапы меня боялись.
Песни в степи — огромная сила. Ее ничем не остановишь, как не остановишь бури. Баи и манапы боялись, что в своих песнях я пущу про них худую славу и вся степь запоет вместе со мной. Так я жил до пятидесяти пяти лет, странствуя по степи и распевая песни. В пятьдесят пять лет мне стало худо. От старости и тяжелых условий я стал сутул, как старый беркут, глаза померкли, а голос ослаб. Вместо домбры у меня в руках появилась палка. Вместо широкой степи — узкая постель. Я угасал, бессильный петь хорошие песни. И лишь тогда, когда казахи восстали против белого царя, я; пропел несколько песен, и их подхватила степь.
Когда мне исполнилось семьдесят лет, я увидел, светлую зарю новой жизни. На землю пришла правда для всех живых существ. Я услышал имя батыра Ленина и был свидетелем победного шествия Красной Армии. Вокруг меня закипела жизнь, о которой я пел в лучших своих песнях, как о золотом сне.
Почувствовав прилив свежих сил, взял я в руки домбру. Вернулась моя молодость, и я запел.
Оглядываясь вокруг, я не узнавал знакомых степей. Поехал по аулам и стал воспевать новую жизнь.
Как всегда, я был заодно с моим народом. Я был свидетелем рождения новой страны — Казахстана, о чем мечтали целые поколения и о чем пели лучшие акыны.
Только в восемьдесят лет жизнь мне открыла глаза на многое, чего я не понимал. Жизнь началась для меня снова. Я переродился и стал петь, как двадцатипятилетний юноша,— сильно, с подъемом, с большим жаром и охотой.
Я стал пламенным агитатором за колхозы.
О колхозах я пропел сотни песен, и они полетели по степям, потому что шли они от самого сердца.
Я первым вступил в члены колхоза.
Я был в Москве, которая чудесней сказочного Гюлистана...
Советская власть дала мне за мои песни орден Красного Знамени. Я сказал тогда и повторяю сейчас:
— Награжден не я, награждена народная поэзия Казахстана. Я пою песни и буду петь их, пока бьется сердце...
***
В 1937 году вся страна отмечала 75-летие творческой деятельности Джамбула.
В эти дни народный акын получил поздравления от многих передовых деятелей мира.
В 1941 году Джамбулу была присуждена Сталинская премия.
В дни Великой Отечественной войны Джамбул в своих песнях призывал народы всего Союза на защиту отечества, на боевые и трудовые подвиги, воспевал героизм советских людей, нерушимую дружбу народов СССР.
В 1943 году, когда на фронте под Сталинградом погиб сын Джамбула — Алгадай и отцу сообщили об этом, он после некоторого молчания взял домбру и ответил гостям песней:
За родину смерть — продолжение жизни,
Пример молодым, как стоять за Отчизну,
И клятву свою Алгадай оправдал,
Без страха за Родину смерть он принял!
Последняя песня была спета Джамбулом 9 мая 1945 года. Она была посвящена героической победе нашего народа над немецкими фашистами.
А 22 июня 1945 года Джамбул умер, не дожив до столетнего юбилея всего несколько месяцев.
В феврале 1946 года общественность Казахстана торжественно отметила столетие со дня рождения прославленного акына. К этому дню вышло академическое издание избранных произведений Джамбула на казахском и на русском языках.
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.