Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >>

Чуковский Корней Иванович


Сборник "Советские писатели"
Автобиографии в 2-х томах.
Гос. изд-во худ. литературы, М., 1959 г.
OCR Detskiysad.Ru

Заметка автобиографическая

Конечно, мне не слишком-то нравится, что меня именуют одним из старейших писателей. Но ничего не поделаешь: я пишу и печатаюсь без малого лет шестьдесят. Был современником Гончарова, Тургенева, Чернышевского, Михайловского, Майкова, Фета. Помню Куприна молодым человеком и юного безусого Блока в нарядной студенческой форме. И мне самому удивительно, что я все еще не бросаю пера. Но не могу и представить себе, как бы я прожил хоть несколько дней без него.
В писательской работе меня больше всего увлекает радость изобретения, открытия. Я не мог бы, например, написать свою книгу «Искусство перевода» (в последнем издании «Высокое искусство», 1941), если бы меня не окрыляла уверенность, что у нас еще не было книг на подобную тему и что я таким образом иду по непроторенной дороге. И разве отдал бы я сорок лет своей жизни изучению Некрасова, отысканию его неизданных рукописей, выработке его канонических текстов, научному изданию его сочинений (первое проредактированное мною издание вышло в 1920 году, последнее — в 1954 году), если бы они не были искалечены царской цензурой и оклеветаны дореволюционными критиками. Этим чувством преодоления многолетней рутины жаждой бороться за новое понимание Некрасова продиктованы мне мои книги «Некрасов как художник» (1922), «Некрасов» (1926), «Люди и книги» (1958) «Мастерство Некрасова» (3-е издание 1959 года) и многие другие работы, включая сюда комментарии к каждому стихотворению поэта в 12-томном собрании его сочинений (1948—1953).
«Открытия» могли быть микроскопически мелкими, и некоторые из них, как я вижу теперь, приводили к ошибкам, но я не мог бы писать ни о Чехове, ни о Николае Успенском, ни о Слепцове, ни о Гарине-Михайловском, ни о Сологубе, ни об Авдотье Панаевой, ни о Валерии Брюсове, если бы меня не обуревало в ту пору желание сказать об этих авторах самое верное, самое правдивое слово, разрушающее привычные представления о них. Таким же стремлением порождены мои книги «Лица и маски» (1914), «Жена поэта» (1921), «Оскар Уайльд» (1922), «Александр Блок как человек и поэт» (3-е издание в 1924), «Уолт Уитмен» (10-е издание, 1941) и мн. др.
В молодости это стремление к борьбе с установленными, тривиальными мнениями придавало иногда моим писаниям слишком задорный, крикливый характер, от которого я избавился лишь в зрелые годы, в пореволюционный период, потребовавший от писателей максимальной серьезности.
Все мои детские стихотворения-сказки, написанные (за исключением «Крокодила») именно в этот период (1921 —1927), тоже вызваны горячей полемикой с закоренелыми, рутинными вкусами, и мне весело вспомнить ту ярость, какую они вызвали во всех «человеках в футляре».
Детским писателем стал я не сразу. Еще за год до этого я ни за что не поверил бы, что я когда-нибудь стану писать для детей. Но теперь, оглядываясь на пройденный путь, я вижу, что жизнь вела меня к этому с давних времен. Еще в начале своей литературной работы я, в качестве критика, не раз выступал с резким осуждением тогдашних журналов и книг, предназначенных для детского возраста. Все эти «Светлячки», «Путеводные огоньки», «Задушевные слова» и т. д. были так плохи, вульгарны, так уродовали детскую психику, что мне, естественно, захотелось составить подлинно художественный альманах для детей. Мой альманах назывался «Жар-птица»; к участию в нем я привлек А. Н. Толстого, С. Сергеева-Ценского, Сашу Черного. Альманах вышел в издательстве «Шиповник». Кое-какие из моих статей были собраны в книжке «Матерям о детских журналах» — вышедшей в 1911 году (кажется). В книжке было много недостатков, но она чем-то заинтересовала Горького, с которым я в ту пору не был знаком. В 1916 году Горький пригласил меня организовать детский отдел в руководимом им издательстве «Парус».
Проработав месяца два в издательстве «Парус», я получил от Горького задание составить детский альманах «Радуга» (окончательное название «Елка»). Я составил этот альманах под руководством Алексея Максимовича. Еще не вышел первый альманах, как мы стали готовить второй. Тут выяснилось, что у нас для второго альманаха не хватает длинной, занимательной сказки в стихах. Написать эту сказку Алексей Максимович предложил мне. Я отказывался, не веря в свои силы. Горький настаивал, и в конце 1916 года я принес ему свой первый опыт — незаконченную сказку «Крокодил». Предполагалось печатать эту сказку во втором альманахе «Паруса», но детский отдел издательства из-за типографской разрухи перестал существовать. Я отнес свою сказку в «Ниву», где именно в ту пору возник по моей инициативе маленький журнальчик «Для детей». Там я поместил «Крокодила»,— и впервые убедился, к своему удивлению, что я и в самом деле детский писатель.
В 1919 году «Крокодил» был издан Советом рабочих, солдатских и крестьянских депутатов (в Смольном). Сказка вышла огромным тиражом с рисунками художника Ре-Ми и одно время раздавалась бесплатно. Детям она пришлась по душе, но в ту пору мне было не до детских стихов: я стал членом ученой коллегии издательства «Всемирная литература», во главе которого был Горький. Лишь в 1921 году, когда «Всемирная литература» прекратила свое существование, я весною в два-три дня сочинил две сказки «Мойдодыр» и «Тараканище». Издавать эти сказки было негде. Я обратился к журналисту Льву Клячко с предложением основать детское издательство «Радуга». Клячко, мой старый товарищ по газетной работе, человек энергичный и пылкий, увлекся этим делом, очень быстро напечатал обе книжки, а вместе с ними и ряд других. В качестве иллюстраторов я привлек в «Радугу» художников Ю. Анненкова, М. Добужинского, С. Чехонина, а через несколько месяцев привел в издательство С. Маршака, только что приехавшего в то время с Кавказа. Маршак оказался ценнейшим сотрудником «Радуги» и в первый же год существования издательства создал ряд замечательных книг.
Хотя «Мойдодыр» и «Тараканище» имели некоторый успех у детей, я по-прежнему верил, что мое основное призвание — литературоведение, и страстно занялся своей любимой наукой: стал досконально изучать творчество и жизнь Некрасова (о научиых принципах этой работы см. мою статью «От дилетантизма к науке» в «Новом мире», 1954, № 2). За книгу «Мастерство Некрасова» я получил звание доктора филологических наук.
Детской же литературой я занимался урывками, лишь во время летнего досуга. Все мои сказки — «Муха-цокотуха», «Телефон», «Тараканище», «Федорино горе», «Бармалей», «Айболит» — написаны главным образом летом, на даче, во время тесного общения с детьми.
Сказки, как уже упомянуто выше, были встречены свирепою руганью педологов, рапповцев, и слово «чуковщина» надолго сделалось в их среде словом ругательным. В Москве действовал приснопамятный ГУС. Чуть не на каждой моей сказке он ставил свое грозное вето. Я решил перевести вопрос о детской литературе на принципиальную почву и подкрепить свои позиции наблюдениями над психикой малых детей. Это и было осуществлено мною (в 1928 году) в полемической книжке «От двух до пяти» (озаглавленной в первом издании «Маленькие дети»). В книжке я восставал против наивно-утилитарного подхода к детской литературе и доказывал, что даже небывальщина, даже «перевертыши», даже смешные нелепицы служат утверждению детей в реализме. Ныне «От двух до пяти» вышло тринадцатым изданием. За последние два года разошлось 475 000 экземпляров этой книги.
Во время войны я написал и напечатал (в «Пионерской правде») военную сказку «Одолеем Бармалея». Сказка оказалась слабее моих прежних стихов, и я не испытал большого горя, когда критика осудила ее.
Одну из воспитательных задач своих сказок я видел в том, чтобы при помощи динамической, быстро развивающейся фабулы провести детскую душу через целую цепь разнообразных — часто противоположных — эмоций, порою радостных, порою печальных, и тем расширить психический опыт ребенка. Конечно, я не избегал чисто юмористических сюжетов («Телефон», «Чудо-дерево»), но таких стихов у меня мало, и не они характерны для моих детских писаний.
Вообще цель сказочников заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитать в ребенке человечность,— эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу как свою. Сказочники хлопочут о том, чтобы ребенок с малых лет научился мысленно участвовать в жизни воображаемых людей и зверей, и вырвался бы этим путем за рамки эгоцентрических интересов и чувств. А так как при слушании сказки ребенку свойственно становиться на сторону добрых, мужественных, несправедливо обиженных, будет ли это Иван-царевич, или зайчик-побегайчик, или муха-цокотуха, или просто «деревяшечка в зыбочке», вся наша задача заключается в том, чтобы пробудить в восприимчивой детской душе эту драгоценную способность со-переживать, со-страдать, со-радоваться, без которой человек — не человек.
Не только со-радоваться учит ребенка почти каждая моя сказка, но и со-страдать, со-печалиться. Нужно никогда не видеть живых малышей, чтобы воображать, будто их веселят и смешат такие, например, строки стихов:
А злодей-то не шутит,
Руки-ноги он мухе веревками крутит,
Зубы острые в самое сердце вонзает
И кровь у нее выпивает.
Муха криком кричит,
Надрывается,
А злодей молчит,
Ухмыляется.
Или:
Бедные, бедные звери!
Воют, рыдают, ревут!
В каждой берлоге
И в каждой пещере
Злого обжору клянут...
Плачут они, убиваются,
С малышами навеки прощаются.
Или:
А бедная баба одна,
И плачет, и плачет она...
Горе Федоре,
Горе...
И т. д. и т. д. и т. д.
Для детей, когда им читают подобные строки, все это не тру-ля-ля, а подлинная боль за другого.
В заключение скажу, что мои сказки невозможно рассматривать в строгой изоляции от прочих стихов для детей. Они имеют право на существование именно потому, что наряду с ними существуют стихи Маршака, Михалкова, Квитко, Барто, Забилы и целой фаланги их младших собратьев. «Мамы разные нужны, мамы всякие важны». Мы, детские писатели, составляем дружную артель, которая тем и сильна, что она коллективно влияет на детскую душу.
Кроме стихов, я написал для детей две повести «Солнечная» и «Гимназия», перевел «Сказки» Киплинга, «Тома Сойера», «Принца и нищего» (совместно с моим сыном Николаем Чуковским), пересказал «Робинзона Крузо», «Маленького оборвыша», «Мюнхгаузена», составил сборник «Лирика» и т. д. Написал множество статей на различные «детские» темы. Большинство моих выступлений в «Правде» посвящено детям (1934—1944).

Я родился 1 апреля 1882 года в Петербурге. Моя мать — украинская крестьянка, отец — петербургский студент. Мне было года три, когда он разошелся с нею, после чего она поселилась на юге. Жили мы в бедности, и я в течение всего моего детства не видал сторублевки. Гимназия, в которой я учился вместе с Борисом Житковым, не дала мне серьезных знаний. Мне не пришлось окончить ее. Но читал я запоем, изучил самоучкой английский и французский языки, в 1903 году уехал корреспондентом «Одесских новостей» в Англию, где читал без разбору и Роберта Броунинга, и Суинберна, и Карлейля, и Маколея, и Гиббона, и Шелли, и Китса и т. д. и т. д. и т. д. Там же попались мне народные песенки (Nursery Rhumes), которые я полюбил на всю жизнь. Вернувшись, я много занимался украинским и русским фольклором. В старости, как и в молодости, лучший мой отдых — ежедневное общение с детьми, со всякими детьми от двух до двенадцати лет. Без этого общения жизнь для меня не красна; в нем я вижу источник душевного здоровья и счастья.
Работаю в настоящее время над книгой «Чехов и его мастерство».




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +