В тысяча девятьсот восемнадцатом году, когда мне было двадцать лет, появились в печати мои первые стихотворения. Это принесло мне большую радость... Но еще большее впечатление, чем первые напечатанные строки, произвело на меня то обстоятельство, что молодежные колонны ноябрьской демонстрации 1918 года в городе Владимире пели «Юношескую марсельезу», сочиненную мной, и скандировали мои стихотворные лозунги. Я был счастлив, ибо Комсомолия являлась в те времена той страной, на территории которой больше чем где-либо разворачивалась моя партийная работа, протекала моя жизнь, набирала силы моя поэзия...
Мне было ясно мое место в рабочем строю. Великому делу ленинской партии, строящей первое в мире социалистическое государство, отдавал я все силы. Но не сразу нашел я свое место в поэзии. Следует заметить, что моему поэтическому «самоопределению» не помогал, а мешал тот факт, что стихи, написанные мною в 1918—1920 годах, перепечатывались в десятках комсомольских журналов и газет. В этих стихах жил искренний пафос революции, но именно она, социалистическая революция, требовала того, чтобы ее поэты поскорей спустились с небес пафоса и включились в строительные будни. Однако поэты не торопились это сделать...
Не торопился и я, хотя все острее и острее ощущал невероятный разрыв между тем, что я делал в жизни, и тем, что писал в стихах. В 1915 году был я членом подпольного социалистического кружка, в 1916 году вступил в партию большевиков. Вскоре после февральской революции стал членом Нижегородского комитета партии, затем Петергофского Совета и исполкома, красногвардейцем, участником октябрьских боев, одним из организаторов первых союзов молодежи, редактором газеты «Красная молодежь», секретарем Владимирского губкома РКСМ, членом первого состава ЦК РКСМ, партийным и комсомольским работником на самых разных постах. Я был свидетелем и участником больших исторических событий, был связан с множеством людей. Вот об этих событиях и людях и писать бы, показать бы их во всей сложности жизненных конфликтов, рассказать бы о грандиозной работе, выполняемой гражданами Советской страны! Но сила литературных влияний мешала перейти к этому.
Больше, чем что-либо другое, стала препятствием моему «отрезвлению»... неожиданная победа. За стихотворение «Я», посланное в Москву из Владимира в 1919 году, была мне присуждена вторая премия на закрытом конкурсе литературного отдела Наркомпроса (первую премию не дали никому). Одержанная «победа» нацеливала на то, чтобы продолжать избранный мною путь. А к чему этот путь вел, станет предельно ясным, если процитировать хотя бы четыре строки стихотворения «Я».
Из солнцебетона и стали, я скован.
Отец мой — безликий космический зодчий.
Во чреве заводов под сердцем станковым
Я зачат и выношен. Я. Рабочий...
Первая моя книга стихов «Октябрьские зори» вышла в 1920 году. Ныне я с улыбкой перелистываю ее страницы. Не только потому, что в этой книге поэтическая неопытность, излишняя щедрость в восклицательных знаках, явная риторика. Главное не в этом. Просто удивительно, как человек, занятый каждодневно и ежечасно трудными и увлекательными земными делами — организацией комсомольских ячеек, участием в подавлении кулацких восстаний, ликвидацией неграмотности, добыванием пайков для рабочей молодежи, субботниками, лекциями, созданием клубов, комплектованием продотрядов, проведением мобилизаций на фронт,— в своих стихах устремляет свой взгляд только в космические дали. Задорно выглядят строки:
Хорошо напиться из ковша Медведицы,
Или в шутку хапнуть месяц за рога! —
однако в те дни это вряд ли было целесообразным занятием: время запуска искусственных спутников Земли, сделавших космические устремления земною явью, было тогда достаточно отдаленным.
Противоречие, которое сегодня легко охватываешь разумом, явилось для меня причиной глубокой внутренней борьбы. Нелегко было порвать с «космизмом», с основной поэтической установкой группы пролетарских писателей «Кузница». Верхарн владычествовал в те годы на наших эстрадах, Гастев выращивал все сущее только из железа, абстрактные стихи Герасимова, Кириллова и Филипченко влекли на тот же путь. Но все громче и громче протестовали против этого пути голоса моих подлинных, основных учителей — Пушкина, Грибоедова, Маяковского, Беранже, Демьяна Бедного. Необходимо было сделать выбор — и я его сделал.
В 1921 году была написана поэма «Городок», произведение реалистическое, посвященное жизни земной, а не межпланетной. В том же 1921 году мои стихи, направленные против зачинщиков предкронштадской «волынки» в Петрограде, были напечатаны в политической листовке Петроградских комитетов РКП (б) и РКСМ; это событие позволило мне ощутить радость участия оружием стихотворных строк в общественной жизни страны. В 1922 году появилась песня «Молодая гвардия», ставшая гимном комсомола. Но решающие перемены в моей поэтической работе принес конец 1922 года, когда были созданы группы пролетарских писателей «Октябрь» и «Молодая гвардия», в которые я вошел. Пролетарская поэтическая молодежь того времени утверждалась на позициях социалистического реализма.
Группы «Октябрь» и «Молодая гвардия» сыграли огромную роль в творческой жизни каждого из писателей, являвшихся их работниками. Великое это дело товарищеская солидарность, ясность цели, большевистское упорство и комсомольский задор! Много грехов и недостатков оказалось впоследствии в созданной этими группами Российской ассоциации пролетарских писателей, но ее роль в деле собирания сил пролетарской литературы и в прокладывании первых путей советской литературы очень велика. Ни перед кем из товарищей, входивших в эти группы, не вставал вопрос, приять или не приять социалистическую революцию: они являлись ее плотью и кровью. Пролетарские писатели, рожденные Октябрем, несли в своих стихах, повестях и романах то, чем жила Советская страна, реалистически показывая и освещая ее жизнь с большевистских позиций. Среди своих литературных современников они выделялись знанием, пониманием конкретных дел и устремлений социалистической революции. Иным товарищам из групп «Октябрь» и «Молодая гвардия» очень недоставало литературного мастерства, и все же содержание их произведений доходило до сердца миллионов людей...
Стремление разрушить и ликвидировать установки «космизма» было общим для всех нас. Мы ринулись в наступление. В общем, строю, и я занял свое место.
Прямым вызовом космизму «Кузницы» явилось стихотворение «О валенках». Оно все было полемическим — от заголовка до последней строки,— хотя в нем не было ни слова прямой полемики. Трудно поверить — но это факт,— что поэт Михаил Герасимов без тени юмора декларировал на диспуте, что, если бы я написал стихи о железобетонных валенках, это было бы хорошо, а стихи о простых валенках противоречат, с его точки зрения, самому существу поэзии.
Но задача заключалась не только в том, чтобы переубедить поэта Герасимова и его единомышленников. Нужно было для молодого советского поколения поэтов и прозаиков сформулировать цели и суть нашей работы, ниспровергая установки «Кузницы», уводящие поэзию от прямого вторжения в жизнь. И родилась поэтически-публицистическая декларация «Поэтам «Кузницы»:
...Хорошо планеты
Перекидывать, как комья,
Электропоэмами космос воспеть.
А вот сумейте
В каком-нибудь предгублескоме
Зарю грядущего разглядеть!
Прекрасно петь
Революции, как невесте,
Миллионы гимнов и железопсалмов.
А знаете ли вы,
Какие в Резинотресте
Окопы рыли
Против врагов?
... Довольно неба
И мудрости вещей!
Спуститесь в будни страны своей!
Откиньте небо! Отбросьте вещи!
Давайте землю
И живых людей!
Слова декларации требовалось подтвердить творческими делами. В первой половине 1923 года я оставил должность редактора центрального органа ЦК РКСМ (газеты «Красная молодежь») и целиком отдался литературе.
Это не означало, что я перестал вести полагающуюся для большевика многообразную партийную и комсомольскую работу. Конечно, нет! Это означало только то, что основным, главным видом моей партийной работы стало творчество поэта, стихи, поэмы, лозунги, лирика, эпос, сатира. «Моя партийная работа — летать!» — сказал Валерий Чкалов. «Наша партийная работа — писать!»
Эту формулу я ощущаю как непреложный закон своего человеческого существования. Она соединяет в себе то, чем я живу как коммунист и как поэт. Кровная связь с жизнью — источник творчества. Творчество — участник и воин ленинского преобразования жизни. Работа в партии и комсомоле вырастила всё, что я сделал в поэзии. Всё, что я делаю в поэзии, должно работать на коммунизм.
Этот закон мне никем не навязан; он живет во мне самом.
Партийная работа стиха рождается не как механическое выполнение чьего-либо приказа. Воплощение в художественном произведении многообразных сторон жизни партии и страны, решение проблем, волнующих партию и социалистическое отечество, участие оружием стихотворных строк в выполнении больших и малых задач, встающих перед партией и народом, у поэта-коммуниста возникает по велению собственного разума и человечьего сердца. Поэт-коммунист живет всем, чем живет партия. Ему партия не указывает, какую тему выбрать для произведения, он беспредельно свободен в выборе темы; но, выбрав ее, он раскрывает и показывает жизнь по-ленински, ибо в этом — существо его собственной жизни. Создавая произведение, он мыслит и чувствует как коммунист, ибо для него нет иной цели, кроме той, которую себе поставила партия, нет иных дорог к этой цели, кроме тех, которыми идет партия. В этом заключается его общественное и личное счастье...
Начался новый этап моей творческой жизни, который я могу определить как работу в трудных и великолепных советских буднях.
Только тот наших дней не мельче,
Только тот на нашем пути,
Кто умеет за каждой мелочью
Революцию мировую найти.
В стране разворачивалась новая экономическая политика. Она позволила найти твердый путь к преодолению разрухи. Начинался восстановительный период, крепли предприятия, увеличивалось количество товаров, улучшалось продовольственное положение. Ленин объявил период временного отступления оконченным. Страна переходила в наступление на основе нэпа.
Не всем были видны глубинные процессы великих перемен. Бытовые проявления нэпа, резко отличавшиеся от аскетического жизненного уклада военного коммунизма, кой-кого сильно перепугали. Поднявшие голову частные торговцы и кулаки показались кой-кому неодолимой силой, в руки которой мы сами, мол, отдавали ключи к торжеству. «Сменовеховцы» восхваляли нэп, считая его дорожкой к перерождению большевистской партии, к восстановлению капитализма в России. Кипела классовая борьба.
Поэзия обязана была выйти на переднюю линию огня.
В марте 1923 года было написано стихотворение «О шапке» — первое мое произведение, напечатанное в «Правде».
Пусть катается нэпман на форде,
Проживает в десятке квартир,
Будет день:
мы предъявим ордер
Не на шапку — на мир.
С нарочитой резкостью определил я в стихотворении «Весенняя прелюдия» то чувство, которое переполняло меня до краев. На улице весна, солнце
...а я иду,
Иду и думаю упорно
Про себестоимость
Советских товаров...
Кто-то боится за девичьи губы,
А я — за дымящие трубы...
Критик А. Воронский, отозвавшийся о стихотворении со снисходительной похвалой, назвал приведенные строки наивным противопоставлением чистой лирики (любовь к женщине) общественному чувству. До сей поры думаю, что у него было извращенное представление о лирике. Забота о том, что является важным для жизни миллионов людей, у советского человека и его поэта — не декларация рассудка, а зов сердца.
Стихи «О знамени и поросенке» были направлены против тех, кто испугался нэпа; кто видел романтику только в прошлом, а не вокруг себя, в советских буднях; кто не понимал, что в тот период революционным знаменем на пути, ведущем к цели, может явиться лозунг:
...Поросенок,
Вскормленный ячейкой,
Должен быть
Первейшим поросенком
На селе.
В дальнейшем были написаны стихи «Партбилет», «Петр Смородин», поэмы «Война этажей», «Груз», «Комсомолия», «Феликс».
Незабываемым осталось для меня собрание группы «Октябрь» в самый горестный день жизни партии и страны, в день смерти Владимира Ильича Ленина. Собрав все силы, чтобы удерживать набегающие на глаза слезы необъятного горя, мы решили ночью 24 января в течение двух дней выпустить сборник стихов, написав их сегодня же. Сделать, это было невиданно трудно, но 27 января сборник «К живому Ильичу» вышел из печати. В него вошли наши стихи и стихи близких нам поэтов. В сборнике, в котором ни одно стихотворение не было подписано, оказались произведения, до сего дня перепечатываемые в своих книгах поэтами, их создавшими: Асеева («Если день смерк...»), Жарова («Не кипучий смерч землетрясений...»). Мною было написано стихотворение «Партбилет № 224332».
...Ты слышишь, Партия? Даю тебе обет:
Пройдут лишь месяцы — сто тысяч партбилетов
Заменят ленинский утраченный билет.
Советский поэт — и выразитель своих дум и чувств, и выразитель дум и чувств народа, и летописец событий. Он — гражданин и политический деятель, воин своей социалистической страны. Характер творчества и человеческий темперамент у поэтов различны. Есть «чистые лирики», есть поэты, предпочитающие эпическое повествование, есть сатирики. Что до меня — я стремлюсь использовать и эпос, и лирику, и сатиру, участвуя оружием стихотворных строк в нашей великой будничной борьбе и всенародном трудовом подвиге. Все жанры поэзии равноправны, если ведут к поставленной цели. Эту мысль я считаю вторым непреложным законом своей поэтической работы...
С 1927 года начался новый этап моей творческой жизни. Страна вступила в эру индустриализации. Заложен был Сталинградский тракторный завод, вступили в строй Штеровка, Волховская ГЭС, Шатурка. Я выехал на Днепрострой — и (с 1927 по 1932 год) ежегодно проводил на Днепрострое по два-три месяца.
В июле 1928 года поразила мое воображение короткая газетная заметка: «Комсомольская ударная бригада днепропетровского трамвайного парка в рекордно краткий срок отремонтировала второй вагон». Позвонив в ЦК ВЛКСМ, чтобы спросить, что такое ударная бригада, я узнал, что ЦК комсомола уже зарегистрировал... четырнадцать ударных бригад. Я немедленно выехал в Днепропетровск и, после трехмесячной работы в трамвайном парке, в течение года написал пьесу «Выстрел». Пьеса еще не была закончена, а уже состоялся Всероссийский съезд ударных бригад. В 1930 году были написаны первая и вторая части поэмы «Трагедийная ночь», напечатанные в «Правде».
Само время, жизнь, события определили приоритет эпического начала в моих произведениях.
Но участие поэта в жизни страны периода реконструкции промышленности и коллективизации сельского хозяйства не могло ограничиться созданием поэм и пьес. На страницах «Правды» я выступал со стихотворными фельетонами, бичующими противников индустриализации («Мамаево побоище», «Проблемы стиля», «Письмо Акулины»). В 1930 году жизнь удостоила меня великой чести выступать на XVI съезде Коммунистической партии со стихотворной речью, посвященной теме мобилизации литературы на решение задач реконструктивного периода, теме связи писателя с жизнью. Со стихотворными речами выступал я также на VI съезде Советов, на IX съезде комсомола, на торжественном заседании в память столетней годовщины со дня гибели А. С. Пушкина.
Поэма «День нашей жизни» и стихотворение «Арифметика революции», пьеса «Выстрел» и фельетон, лирическое раздумье и эпиграмма по-разному решали одну и ту же задачу...
В «особом квартале» 1930 года по предложению редколлегии «Правды» выехал я в составе ее бригады в Днепропетровск на завод им. Петровского, затем на «Красный путиловец» и Сталинградский тракторный завод. С той поры работал в разные годы на девятнадцати заводах и новостройках страны.
В бригадах «Правды», а затем «Комсомольской правды» и «Литературной газеты» поэт был не сторонним наблюдателем, а участником борьбы и творческого труда рабочих коллективов. В битву за план Днепростроя, Сталинградского тракторного завода, Горьковского автозавода, «Красного путиловца», Электрозавода, Балахнинского бумажного комбината, завода «Шарикоподшипник» и т. д. включались стихи, эпиграммы, «фельетоны верблюда», подписи под карикатурами, частушки, песни. Эта работа имеет свои особые достоинства, свои особые преимущества и, если хотите, свою особую прелесть. Я ручаюсь за то, что ни в какой другой обстановке писатель не имеет возможности быть свидетелем такого быстрого воздействия написанных им строк, такого зримого и ощутимого результата своей творческой работы.
Лозунг писателя, умело формулирующий одну из важных задач заводского коллектива, становится реальной силой улучшения производственных дел, реальной силой технического и всякого другого прогресса. Две или четыре строки стихотворной «молнии» обладают возможностью немедленно распространить хорошее, искоренить плохое, заставить человека изменить свое неблаговидное поведение или побудить его работать еще с большим энтузиазмом. Подпись под карикатурой или «фотообвинением» в кратчайший срок оказывает воздействие. Получение «ордена верблюда» каким-либо цехом предприятия буквально преображает этот цех. Стихи поэта могут в один день стать знаменем и песней тысяч людей...
Эта работа была путем проникновения в жизнь, родником тем для творчества. Для поэта, как и для Антея, соприкосновение с землей, с жизнью — источник его силы. Эта мысль представляется мне незыблемым законом поэтической работы.
В этот период из крупных произведений, кроме «Выстрела» и «Трагедийной ночи», написаны были «Поэма о любви» (о Маяковском), поэмы «Шахматы», «Ночь начальника политотдела», «Простые вещи» и стихотворная повесть «Петербургский кузнец».
Война с Финляндией и Великая Отечественная война включили меня в ряды Советской Армии и направили, естественно, все мое творчество на борьбу с врагами родины. Книга стихов «Фронтовая тетрадь» объединила произведения, написанные на трудном боевом пути Москва — Проскуров — Киев — Воронеж — Дон — Харьков — Киев — Львов — Выджа — Одер — Нейссе — Берлин — Прага.
В послевоенные годы я по-прежнему стремился подымать в стихах магистральные темы жизни страны, участвуя в ее строительстве и великой идейной борьбе. Стихотворением «Сильнее атомной бомбы» начат был цикл стихов, посвященных борьбе за мир, стихотворением «Баллада о столе» — цикл сатирических стихов на внутренние темы. В эти циклы входят многочисленные стихи, драматические сцены «Мистер Грэболл идет на откровенность» и «Однажды ночью, или Рассудите вы», стихотворная повесть «Необычайное происшествие, случившееся рядом с нами». В 1947 году, после очередной поездки на Днепрогэс (вновь ставший Днепростроем), написана третья часть «Трагедийной ночи» и подготовлены материалы к следующим частям поэмы. В 1951 году закончена была поэма «Кремль. 1918», посвященная плану ГОЭЛРО. В 1955—1956 годах, после года изучения работы трех крупных московских заводов, написана в сотрудничестве с И. Вайнбергом книга очерков «Заводские будни», посвященных главным образом проблеме технического прогресса в промышленности и людских взаимоотношений на производстве.
Не меньше сил и внимания отдал я серии подписей под карикатурами в «Комсомольской правде» под общим заголовком «Ба! Знакомые все лица!», серии подписей под карикатурами во многих других газетах и журналах, а также работе по созданию лозунгов и плакатов для газет, для Изогиза, для «Окон агитплаката». В 1954—1957 годах написаны десятки лозунгов на сельскохозяйственные темы, на темы освоения целины, борьбы с потерями урожая и т. п. Я счастлив, что имел возможность видеть, как участвуют стихотворные строки лозунгов в работе колхозов и МТС, комбайнеров и трактористов, агрономов и доярок. Большую радость принесла мне и работа по созданию четырех специальных выпусков «Комсомольская правда на целинной жатве» (1956), целиком составленных из моих стихотворных подписей к фотографиям самых разных моментов деятельности героев целины.
Естественным откликом на важные события политического дня явились также стихотворный репортаж (из подмосковного колхоза) «Вот что такое кукуруза!» и стихотворение «Не выйдет!», направленное против тех, кто начал ратовать за снижение темпов развития тяжелой индустрии.
Эпос, лирика, сатира, стихотворная публицистика — в моем сознании и сердце по-прежнему являются равноправными воинами армии поэтических строк.
Минули сорок лет моей литературной работы, но впереди — непочатый край тем, которые хочется воплотить в стихах, непочатый край сюжетов, увлекательные задания. Думается мне, что пришла пора философского осмысления многого из того, что было пережито. Именно это привлекает меня в новой лирико-эпической стихотворной повести, первые полторы тысячи строк которой лежат сейчас передо мною на столе.
Получится ли это так, или нет — не знаю. Но хочется жить и жить, чтобы писать, выполняя положенную мне на земле работу коммуниста. Хочется также, чтобы я имел право повторять строки, сказанные в самом начале творческого пути:
Я буду сед,
но комсомольцем
Останусь, юный,
навсегда.
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.