Сын пастуха-батрака из селения Талыш, Нагорного Карабаха, впоследствии рабочего-чувячника в Гяндже, я родился в 1866 году. Образование получил в Гянджилской гимназии, но с пятого класса лишили меня стипендии и исключили за составление прокламации, написанной по поводу закрытия армянских школ министром народного просвещения Деляновым в конце 1885 года.
В 1886 году работал в Тифлисе, а в 1887—в Баку аптекарским учеником, но, будучи не в состоянии выносить каторжный режим работы в тогдашних аптеках, поругался с провизором и был уволен.
В 1888 году, после шестимесячной безработицы и голодной жизни, поступил чернорабочим в мастерскую Тер-Акопова в Балаханах.
С 1889 по 1894 год работал на железоделательном и механическом заводе «Вулкан» в Черном городе табельщиком, конторщиком, кассиром. В связи с тем, что к концу 1893 года стал печататься в армянском ежемесячном журнале «Мурч» («Молот»), переселился из Баку в Тифлис и стал работать в редакции «Мурч» корректором.
Весною 1894 года организовал в Тифлисе группу революционной молодежи и руководил ею в духе революционного народничества. Летом того же года был арестован и посажен в Метехский замок. После двухмесячного заключения был выслан на родину, но в 1895 году вновь вернулся в Тифлис и поступил на механический и котельный завод инженеров Карапетова и Бережанова бухгалтером. Работал здесь до 1900 года включительно. В 1901 году поступил корреспондентом в Тифлисский коммерческий банк, где с перерывами работал до установления советской власти в Грузии.
В 1921 году, в день переворота, был назначен комиссаром всех банков города Тифлиса. За один день национализировал восемнадцать банков с их сейфами и крупными товарными складами.
Вот весь мой служебный список пролетария за тридцать пять лет.
В начале 1902 года рабочие железнодорожных мастерских обратились ко мне с просьбой перевести им на армянский язык революционные песни: «Марсельезу», «Варшавянку», «Смело, товарищи», «Похоронный марш», «Интернационал» и другие (до этого рабочие-армяне пели только национальные песни). Выполнил заказ рабочих. Песни эти затем не только пелись на митингах и демонстрациях, но и печатались отдельными листовками для распространения среди рабочих и учащейся молодежи по всему Закавказью.
В том же году я познакомился с Захарием Чодришвили, с Дедушкой Меликом и с последним посещал рабочие кружки.
В 1903 году участвовал в демонстрации, устроенной по поводу захвата Голициным имущества церковноприходских школ армян, причем был жестоко избит казаками на Ванской улице, где происходил митинг.
В 1904 году вступил в РСДРП и сразу начал работать во фракции большевиков. Организовал кружок из наборщиков типографии «Гермес», вел агитационно-пропагандистскую работу среди них. Переводил прокламации Кавказского союзного комитета РСДРП на армянский язык, собирал деньги для Красного Креста. В 1905 году, после расстрела 9 января, собрав рабочих типографии «Гермес» и рабочих типографии Мартиросяна, читал им статьи из нашего центрального органа «Вперед», распространял прокламации союзного комитета, которые почти каждый вечер пачками приносили рабочие, наборщики тайной типографии. Подыскивал помещения, где на дискуссиях с меньшевиками и эсерами удачно выступали как местные, так и приезжие из Питера товарищи-марксисты. До манифеста 17 октября моя квартира служила местом для большевистских собраний и сходок.
В июле пятого года союзным комитетом был командирован в родной город Гянджу для организации рабочих двух местных типографий, а также для доклада о III партийном съезде. Передав местному комитету транспорт, содержавший большое количество прокламаций, специально обращенных к рабочим депо Гянджи, очередной номер «Брдзолы» («Борьбы») на трех языках и разные брошюры, я сделал доклад о III партсъезде активным большевикам Гянджи. Под угрозой террора дашнаков-маузеристов вернулся в Тифлис.
Двадцать девятого августа 1905 года попал под обстрел казаков у Тифлисской городской думы. Поехал в Боржом, где организовал большевистскую ячейку из рабочих депо и электрической станции. В дальнейшем снабжал их литературой из Тифлиса.
После манифеста 17 октября в нелегальной квартире союзного комитета часто встречал Миху Цхакая, Богдана Кнунянца, Мишу Давидова и многих других. В дни манифеста часто выступал на открытых митингах, устраиваемых в Нахаловке и на Вере, причем на этих митингах часто читал свои революционные стихи. Призывал рабочих не верить обещаниям царя, углублять классовую борьбу. В апреле 1906 года совместно со Степаном Шаумяном и другими приступаем к изданию армянской газеты «Кайц» («Искра»). В «Кайце» печатались мои стихотворения. Роль газеты «Кайц» была огромна — она вела ожесточенную борьбу против дашнакской партии и разоблачала перед широкими массами рабочих-армян буржуазно-националистическую сущность дашнаков. Статьи из «Кайца» в виде брошюр издавались под названием «Рабочая библиотека». Заведующим библиотекой был назначен я. Десять тысяч экземпляров брошюр было разослано в разные города, и это немало способствовало распространению большевистских идей среди армянских рабочих и крестьян на Кавказе. В том же году вышла из печати новая книга моих стихов «Песни труда».
После IV Объединительного партсъезда 1906 года был избран печатниками представителем двух ячеек в четвертый районный комитет. Функции мои в райкоме: казначей райкома; хранение партийной печати и оружия, архива и литературы; доклады в ячейках; переводы прокламаций и уставов профсоюзов; организация банковских служащих в профсоюз; руководство союзом и т. д.
В 1907 году был командирован райкомом в комитет по выборам во II Государственную думу. После долгой и упорной борьбы против дашнаков и кадетов нам удалось от буржуазных Сололак провести девять социал-демократов в выборщики. Летом 1906 года областным комитетом партии нелегально была издана моя брошюра «Революционные песни». Она вышла с двадцатью гравюрами революционного характера, под партийной кличкой «Пролетарий». (Это была моя кличка еще с 1904 года.) Три тысячи экземпляров «Революционных песен» быстро разошлись. Единственный экземпляр этих песен сейчас находится в Музее Революции в Грузии.
В 1908 году стал во главе революционного Красного Креста, писал прокламацию от имени организационного бюро большевиков об оказании материальной помощи товарищам, находившимся в ссылке и в тюрьмах. Воззвание дало прекрасные результаты. В это же время вел оживленную переписку с Михой Цхакая, со Степаном Шаумяном, с А. Луначарским. Получал из Женевы нелегальную литературу через одного сослуживца по банку и распространял ее среди солдат тифлисского гарнизона. Летом этого же года у меня был обыск, и я был арестован, в охраннке меня сфотографировали; карточка эта позже была выставлена в Музее Революции в Грузии.
В 1909 году в Худадовском лесу была созвана большевистская конференция. В новоизбранный комитет вошли трое рабочих-железнодорожников, я и другие. 26 сентября я был арестован. В этом же году сотрудничал в заграничном органе ЦК большевиков «Пролетарий», где печатались кои статьи под заглавием «Письма из Метехи».
В 1910 году вошел во вновь избранный комитет большевиков, но работать пришлось недолго, так как типография, где печаталась нелегальная газета «Тифлисский пролетарий», провалилась. Экспедиция этой газеты была устроена в моей квартире, газету заделывали в конверты и по ночам бросали в почтовые ящики — отправляли в Женеву, Баку, Питер и т. д. В этом же году отдельной книжкой вышла моя первая заводская поэма «Новое утро». Ее похвалили Степан Шаумян и Сурен Спандарян.
В 1911 году мне было поручено написать и выпустить первомайскую прокламацию. Ни одна тифлисская типография не соглашалась печатать прокламацию ни за какие деньги. Мне, однако, удалось выпустить прокламации благодаря помощи наборщика Левана Погосова, и полторы тысячи экземпляров летучки были удачно распространены. Летом я отправился за границу, остановился у Михи Цхакая. Две копии протоколов, о мучениях и пытках, учиненных над Камо, были переданы мною А. Луначарскому в Париже и К. Либкнехту в Берлине для опубликования в зарубежных газетах. Цель — вызвать негодование и протест против зверств царских опричников. Впоследствии эти протоколы были опубликованы в газетах «Юманите», «Форвертс». В первый же день по приезде из-за границы у меня был обыск, но «за ненахождением ничего предосудительного» я был выпущен на свободу. В конце года в Баку под редакцией Ст. Шаумяна и А. Кариняна вышел марксистский журнал «Нор хоск» («Новое слово»), где я принимал горячее участие.
В 1912 году вышло полное собрание моих легальных произведений, но оно было конфисковано литературной полицией в лице цензора Калантарова. После трехмесячного ареста книга была разрешена благодаря хлопотам моего издателя, который был знаком с цензором еще по университету. Я оказывал материальную помощь товарищам в тюрьмах, посылал литературу ссыльным.
В 1913 году организовал кружок из типографских рабочих, с которыми занимался на Авлабаре. В 1914 году ячейка эта издавала ежемесячные брошюры под названием «Кармир мехакнер» («Красные гвоздики»), «Альбом рабочего» и т. д.
Вокруг этих изданий впервые были сплочены армянские пролетарские писатели. Выход «Красных гвоздик» приветствовала газета «Путь правды» из Питера (см. «Литературную полку» от 30 марта 1914 г.), Ст. Шаумян из Баку, Луначарский из Парижа. Луначарский прислал бесплатно свою статью «Искусство для жизни» — для укрепления фонда «Красных гвоздик». Империалистическая война, к сожалению, вырвала из наших рядов лучших печатников-издателей, и, таким образом, после восьмимесячного существования прекратилось издание единственного тогда пролетарского литературно-художественного ежемесячного альманаха.
1915 год. В начале этого года Степан Шаумян приехал из Баку и созвал у меня на квартире передовых товарищей-большевиков для обсуждения современного положения. Тут же мы поддержали лозунг: «Война — войне». В ноябре этого года вышла новая социал-демократическая газета «Пайкар» («Борьба»). В первом же номере газеты было помещено мое стихотворение «Страж». В дальнейшем печатались мои стихи и статьи. В 1916 году вся моя деятельность сосредоточилась вокруг «Пайкара». В этом же году мною была написана поэма «Равенство», где изображаются перспективы будущего социалистического общества, и второй цикл «Нового утра» — «Красные волны».
В 1917 году грянула февральская революция. Участвую в организации большевистского органа «Кавказский рабочий». Состою членом широкой редколлегии, членом издательской и финансовой комиссии и членом бюро райкома. В июне на конференции в ограде Ремесленного училища происходят выборы в большевистский комитет. В числе двадцати двух избирают и меня. Функции мои: казначей комитета, отправка центрального органа «Правды» на турецкий фронт солдатам-фронтовикам, сбор партийных взносов, изыскание средств. Летом еду в Пятигорск лечиться. По возвращении из Пятигорска меня назначают казначеем краевого комитета большевиков.
В 1918 году моя квартира стала конспиративной квартирой краевого комитета, где разрабатываются планы Душетского восстания и восстаний в других местах Грузии. Накануне объявления «независимости Грузии» меньшевиками эвакуируюсь с семьей из Тифлиса, а квартиру оставляю в распоряжение городского комитета. В Пятигорске работаю в городском комитете, организую прифронтовую литературную базу для красноармейцев-фронтовиков.
В 1919 году в начале января — опять в Тифлисе. На станции Казбек меня арестовали особоотрядники и отправили в Метехский замок. В связи с болезнью и по ходатайству жены одного близкого товарища меня освобождают из Метехи и оставляют под домашним арестом. Предварительно берут с меня подписку, что, «находясь под домашним арестом, обязуюсь не только не посещать собраний, но и не выходить из дому впредь до особого распоряжения». Даю эту подписку, но через месяц моя квартира превращается в конспиративную квартиру краевого комитета. В этом же году в издании крайкома выходит моя книга, посвященная памяти 26 комиссаров. За это время (1919—1920) меня обыскивали и сажали не раз, но освобождали за неимением улик. Сижу под домашним арестом и работаю в органах крайкома — членом редколлегии «Паак» («Страж») и ответственным редактором «Нор уги» («Новый путь»).
В 1921 году в качестве комиссара банков Тифлиса произвожу учет всех ценностей банков, состою членом редколлегии «Кармир астг» («Красная звезда»). В сентябре ЦК Грузии назначает меня ответственным редактором органа ЦК «Кармир астг».
В 1922 году — основатель и редактор пролетарского ежемесячного журнала «Дарпноц» («Кузница»), член правления Ассоциации пролетарских писателей Грузии, организатор и председатель первой Ассоциации пролетарских писателей армян, руководитель и член редколлегии армянского детского журнала «Кармир цилер» («Красные ростки»). В этом же году Госиздат Грузии печатает новый сборник избранных моих стихов под названием «Революционная эстрада». Главполитпросвет Грузии издает мои «Две поэмы».
В 1923 году, с санкции Заккрайкома, по всему Закавказью отмечается 30-летие моей общественно-литературной деятельности. Центральные исполнительные комитеты республик Армении и Грузии особыми грамотами присвоили мне звание народного поэта Армении и Грузии.
Закавказский ЦИК «за особые заслуги перед революцией» присвоил мне пожизненную персональную пенсию в размере партмаксимума. Ко дню юбилея Заккрайком издал на трех языках: грузинском, азербайджанском и русском — мои избранные стихотворения и на армянском языке мою биографию.
В 1924 году Ассоциация пролетарских писателей издала мою популярную поэму «Ширканал-большевик». В 1925 году написал поэму «Волховстрой». В январе этого года я был делегирован на Всесоюзную конференцию пролетарских писателей в Москве. В 1926 году Госиздат Армении издал первый том моих произведений. В 1927 году «Заккнигой» издано десять моих рассказов из подпольной жизни под заглавием «Воспоминания агитатора».
В 1928 году Госиздат СССР издал книгу моих стихотворений на русском языке с предисловием А. Луначарского, причем в переводе приняли участие Демьян Бедный, Безыменский, Жаров и многие другие видные поэты РСФСР.
В 1929 году «Сахелгами» издало на грузинском языке восемь рассказов отдельной книжкой под названием «Агитаторис могонеба» («Воспоминания агитатора»).
В 1930 году пленумом ЗАППа я был делегирован в Харьков на пленум международного бюро пролетарских и революционных писателей, где был избран членом президиума МБРЛ на три года. В 1931 году Госиздат Армении издал сборник моих стихотворений. В этом же году в «Сахелгами» вышла новая моя «Ленинградская поэма» на армянском языке. В 1932 году «Заккнига» издала отдельной книжкой новый сборник моих стихов на русском языке. Кроме того, мои отдельные произведения были напечатаны на украинском, немецком и французском языках (в «Юманите»). В этом же году вышла моя книга на азербайджанском языке.
Ведутся переговоры через ВОКС об издании моих стихов отдельной книжкой на французском языке.
Сейчас мне шестьдесят шесть лет, и хотя я страдаю сердечными припадками, все же не отстаю от молодого поколения писателей, иду с ним в ногу и, как поэт-большевик, решил умереть на литературном посту, крепко держа в руке мое литературное красное знамя — стальное перо.
* * *
...Еще с детских лет у меня была любовь к книге, особенная склонность к стихам, к песням.
Кто же не знает, однако, что мало иметь склонность к писательству,— необходима подготовка, которая приобретается, прежде всего, образованием, самовоспитанием и развивается главным образом с помощью чтения и участием в жизни общества.
Подготовкой к писательскому делу для меня явилось ведение дневников в течение целых десяти лет, с 1884 по 1894 год. Я ежедневно заносил в дневник все важнейшие события своей жизни, впечатления от прочитанных книг, а также от посещения театров и концертов. Эти дневники сыграли большую роль, практически учили меня излагать свои мысли. Я исписал десять томов по пятьсот, а то и больше страниц в каждом. Я прекратил эти записи в 1894 году, когда впервые был арестован и заключен в тюрьму, а затем, через два месяца, выслан в Гянджу под надзор полиции. В каждом из моих дневников можно найти по нескольку десятков стихотворений, написанных неопытным, неотточенным пером на самые различные темы. Эти пробы пера немало способствовали моему литературному самообразованию.
Была у меня хорошая привычка: после прочтения каждой книги я пересказывал своими словами ее содержание и записывал пересказ в специальные отдельные тетради, сопровождая пересказ своими суждениями о произведении. Затем читал эти записи в какой-либо знакомой семье. Эти записи я называл рефератами.
Все это помогло мне, выходцу из неграмотной семьи, выросшему в провинциальном городе, стать писателем.
Но это еще не все.
Я очень много читал. В период моего пребывания в Баку, кроме большого количества беллетристики, я прочел Спенсера, Жан-Жака Руссо, Прудона, затем Чернышевского, Добролюбова, нашего Налбандяна.
Параллельно с чтением я изучал жизнь.
Работая семь лет на нефтепромыслах Баку — Балаханы, в Черном городе у Тер-Акопова и Абиянца, затем пять лет в Тифлисе — на гигантском механическом заводе Карапетова — Бережанова, где изготовлялись главным образом мосты для железной дороги Тифлис — Каре, я наблюдал повседневную жизнь рабочих масс в каторжных условиях того времени. Непрерывный труд в течение двенадцати, а то и более часов у печей, у станков, ничтожная зарплата, вся еда — вонючая колбаса. Спали в тесных, лишенных воздуха казармах, задыхаясь от зловония, спали на нарах, вповалку, касаясь друг друга телами, укрывшись грязными одеялами. Все это возбуждало в каждом чутком человеке чувство справедливого негодования. Ни один настоящий человек не мог бы остаться равнодушным к горестям и лишениям рабочих, не стать на их сторону.
В результате, насмотревшись на бесчисленные бедствия рабочих, на несчастные случаи, я начал создавать свои произведения о рабочем классе.
Работая двенадцать лет на механическом заводе, я был очевидцем таких трагических и кровавых событий, память о которых не изгладилась до сих пор. Я видел перебитые машинами руки и ноги, тела, раздавленные колесами, разбитые черепа. Видел в литейных цехах людей, обожженных расплавленным чугуном, видел трупы рабочих, ставших жертвой взрывов. Эти и подобные им картины толкнули меня на создание многих произведений — стихов о заводах, песен труда, фрагментов второго цикла поэмы «Новое утро».
Должен отметить, что тема труда была для меня самой дорогой в мире. Еще ребенком в своей семье я видел, как трудились отец, мать, брат. Любовь к труду стала для меня источником вдохновения, от «Чести и труда» до «Песен труда» и так далее.
Я любил труд не потому только, что он — основа существования человечества, источник его счастья, но и потому, что труд, в его истинном понимании, имеет свою поэзию.
Ритм машин и станков, утренняя симфония гудков, грохочущие удары парового молота, лязг кранов, коллективные усилия мастеров-рабочих создать новую форму, вдохнуть новую жизнь в мертвый металл; их усилия и воля к борьбе, выкованные в процессе коллективного, творческого, созидательного труда; их закалка, делающая рабочих несгибаемыми, победоносными,— все это так привлекает и так вдохновляет, что хочется только об этом и писать.
Как я пишу?
Мне очень трудно было писать, так как до шестидесяти лет я работал в трех направлениях — литературном, революционном и служебном. Создавал я свои произведения преимущественно в часы отдыха. Эти произведения были выражением самых искренних переживаний.
Я всегда придерживался того мнения, что всякое стихотворение должно быть проникнуто искренним чувством, излучать тепло,— иначе оно бывает похожим на мертворожденное дитя. Только произведение, внушающее читателю возвышенные, благородные чувства, волнующее его и вдохновляющее на героические подвиги, — только такое произведение может стать достоянием масс.
То, что написано мною, я никогда не сдаю в печать без самой тщательной обработки.
Революция 1905 года выдвинула передо мной новые требования и сыграла в моем творчестве исключительную роль. Я участвовал в организации рабочих масс, в подготовке забастовок, в агитации и пропаганде. Результатом сочетания литературной и пропагандистской деятельности явились мои стихи «Революция», «Я вам говорю», «Еще удар!», «Мой мир», «Два соперника», «Песня кузнеца», «Буржуям» и другие, подобные им.
Для меня литература и революция всегда шли рука об руку, в крепком единстве.
Акоп Акопян умер в Тбилиси 13 ноября 1937 года.
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.