МДОУ "Детский сад № 70 "Ягодка"
Авторская программа "Учимся работать с агрессивными детьми"
Дубравина Светлана Александровна, педагог-психолог
Набережные Челны, 2009 г.
Актуальность: как известно, эффективность совместной деятельности определяется характером межличностного взаимодействия и теми отношениями, которые непосредственно складываются между людьми. Это в полной мере относится и к педагогической деятельности. От того, как складываются отношения между педагогом и ребенком, зависит эффективность учебно-воспитательного процесса. Специальные исследования и практика показывают, что отношение педагога к ребенку отражаются последними в виде ответного отношения к педагогу, проявляющегося в симпатиях и антипатиях, стимулирующего или блокирующего мотивацию учебной деятельности и общения. В силу этого проблема построения адекватных отношений между воспитателей и дошкольником в процессе педагогического взаимодействия является актуальной для современной социальной и педагогической психологии. Особое значение данная проблема приобретает в последние годы в связи со сложными и противоречивыми процессами демократизации и гуманизации, происходящими в нашем обществе.
Что касается дошкольного образовательного учреждения, то данная проблема приобретает особую значимость в связи с внедрением личностно ориентированного подхода и, соответственно, личностно-ориентированных технологий. Понятно, что такого рода технологии не могут быть внедрены в практику без соответствующей адекватной системы отношений, которые складываются между всеми участниками педагогического процесса.
К тому же всем известно, что профессия педагога отличается от других своей энергоемкостью. Для того, что бы работа была эффективной от педагога требуется большие интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Особенно эти затраты повышаются, если педагогам приходится работать с детьми с повышенной агрессивностью.
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, нo и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.
Цель данной психологической программы:
1. Построить благоприятные условия для адекватного восприятия и принятия детей с повышенной агрессивностью.
2. Формировать адекватное поведение в отношении агрессивных детей, развивать коммуникативные навыки, уметь снимать эмоциональное напряжение.
В соответствии с этой целью формируются следующие задачи:
· усвоить правильное, более точное представление об агрессивных детях;
· формирование способности правильно оценивать отношение к себе детей с повышенной агрессивностью;
· формирование способности понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности агрессивных детей;
· освоение позитивных форм поведения и отношения к себе и окружающим; формирование чувства самоценности и ценности детей;
· развитие навыков совместной деятельности; умения сотрудничать с данной категорией детей, согласовывать собственное поведение с их поведением;
· коррекция психоэмоционального состояния (снятие психоэмоционального напряжения (состояний агрессивности, тревожности), мышечных зажимов, преодоление двигательного автоматизма, освоение приемов саморасслабления).
Объект - педагоги дошкольного образовательного учреждения.
Предмет - отношение педагогов дошкольного учреждения к детям с повышенной агрессивностью.
Гипотеза - при проведении занятий отношение педагогов к детям с повышенной агрессивностью становится более адекватным и конструктивным.
Методические рекомендации по реализации программы:
Программа рассчитана на педагогов дошкольных учреждений и включает в себя 10 занятий (приложение 1). Занятия проводятся 1 раз в неделю в форме мини-тренингов продолжительностью 40 - 50 минут. В группу набираются педагоги по итогам психодиагностического обследования имеющие:
· негативное отношение к агрессивным детям;
· повышенный или высокий уровень личностной тревожности;
· высокий уровень агрессии в сфере межличностных отношений "педагог - агрессивный ребенок".
Оптимальное количество детей в группе - 10-12 человек.
Каждое занятие начинается с приветствия и традиционного задания, позитивного настроя на работу, и осознания своих способностей динамики усвоения программы. Обязательно проговариваются принципы проведения занятия:
1. Принцип активности участников;
2. Принцип исследовательской позиции;
3. Принцип объективации поведения;
4. Принцип партнерского общения.
Так же обсуждаются принципы работы в группе:
1. Отношение к педагогам уважительное, доброжелательное.
2. Каждый педагог принимается таким, какой он есть.
3. Недопустимы менторская позиция, упреки и порицание за неуспех.
4. Положительная эмоциональная оценка любого малейшего достижения педагога.
Далее проходит теоретическая часть, в которой педагогам рассказывается о различных направлениях исследования агрессивности, об исследованиях в области психологии и педагогике по данной тематике. Теоретическая часть проходит в виде лекций с элементами дискуссии. В следующей части занятия упор идет на практические задания. С помощью практики закрепляется пройденный теоретический материал. Педагоги непосредственно на себе испытают все ощущения и эмоциональное состояние агрессивного ребенка в тех или иных ситуациях. С помощью данных занятий педагоги научатся находить причины агрессивности того или иного ребенка, научатся правильно и конструктивно реагировать на формы проявления той или иной агрессии. Также будет производиться работа над развитием навыков межличностного взаимодействия, над репертуаром различных средств взаимодействия на агрессивного ребенка. Также предусмотрено обучение различным методам релаксации и саморегуляции.
Список литературы, используемый при разработке программы:
1. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. - М., 1999.
2. Журнал "Воспитатель", №10/2008
3. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986.
4. Лютова Е.К. , Монина Г.Б. Агрессивные дети, М., ЦСПА "Генезис", 2000.
5. Паренс Г. Агрессия наших детей - М., 1997
6. Практическая психология образования. /Под редакцией И.В.Дубровиной. - М., 1998.
7. Чеснокова Е.Н., Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников, журнал "Воспитатель" №9/2008.
8. Чистякова М.И. Психогимнастика. - М., 1995.
План авторской программы "Учимся работать с агрессивными детьми"
1. "Что такое агрессивность?"
План занятий:
1) "Клубочек"
2) " Что такое агрессивность?" (лекция)
3) "Портрет агрессивного ребенка"
4) "Преодолей препятствие"
5) "Мне трудно - тебе легко"
Основные цели:
- сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства;
- получить общее преставление об агрессивности детей, о причинах ее возникновения;
- получить правильное, более точное представление об агрессивном ребенке;
- настроить педагога на преодоление различных тормозящих ситуаций и преград;
- осознание своих трудностей в общении с агрессивными детьми анализ их реальной значимости.
2. "Я - причина агрессии"
План занятий:
1) "Клубочек"
2) "Как педагоги провоцируют агрессивное поведение" (лекция)
3) "Руки"
4) "Ребенку можно - ребенку нельзя"
Основные цели:
- сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства;
- узнать о причинах и последствиях провокационных действий педагогов, вызывающих агрессивное поведение дошкольника;
- понимание того, что при зажимании детей и их неполноценном развитии идет провокация агрессивного поведения со стороны детей;
- понимание того, что педагог изначально ставит ребенка в слишком жесткие рамки, вызывая тем самым агрессию.
3. "Пойми его чувства"
План занятий:
1) "Мы похожи?"
2) "Так что же чувствует ребенок? " (лекция)
3) "Нападающий - защищающийся"
4) "Бабочки"
Основные цели:
- сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства;
- формирование умения понимать чувства детей;
- узнать о приемах выражения агрессивности с помощью невербальных форм общения;
- понаблюдать за проявлением невербальных форм общения при выраженном давлении на оппонента;
- через собственные ощущения понять чем были вызваны агрессивные выплески со стороны ребенка.
4. "Развиваем сотрудничество с агрессивными детьми"
План занятий:
1) "Мы похожи?"
2) "Правила работы и игры с агрессивными детьми" (лекция)
3) "Шпаргалка для педагогов"
Основные цели:
- сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства;
- рассмотреть методы эффективной работы и взаимодействия педагога с агрессивным ребенком;
- в краткой и доступной форме изложить в виде памятки основные правила работы с агрессивными детьми.
5. "Навыки эффективного общения"
План занятий:
1) "Что в тебе изменилось?"
2) "Как мы общаемся с детьми?" (лекция)
3) "Комплименты"
4) "Уговори другого"
Основные цели:
- сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства;
- сформировать и развить навыки эффективного общения для преодоления трудностей при взаимодействии с агрессивным ребенком;
- развить умение приятные оппоненту слова, независимо от его эмоционального состояния;
- выработать оптимальную модель поведения для более результативного взаимодействия и быстрого достижения своей цели.
6. "Учимся выражать любовь и уважение"
План занятий:
1) "Здравствуйте"
2) "Влияние жестов и прикосновений на позитивное отношение оппонента" (лекция)
3) "Прикосновение рук"
4) "Козлятушки-ребятушки"
Основные цели:
- сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства;
- развивать умение с помощью различных форм проявлять позитивное отношение к детям с повышенной агрессией;
- проанализировать свои чувства и ощущения при различных прикосновениях рук неизвестного человека;
- развитие навыков межличностного взаимодействия и вербального общения, расширение репертуара средств воздействия.
7. "Успокойся сам - успокой ребенка"
План занятий:
1) "Здравствуйте"
2) "Приемы расслабления и аутотренинга" (лекция)
3) "Растворение обиды"
4) "Сила языка"
Основные цели:
- сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства;
- ознакомиться с наиболее эффективными приемами релаксации и аутотренинга;
- успокоится, настроится на доброжелательное отношение к ребенку, вызывающему негатив у педагога;
- упражнение помогает членам группы изменить структуру своего языка.
8. "Уступи другому"
План занятий:
1) "Клубочек"
2) "Развиваем терпимость к агрессивным детям" (лекция)
3) "Карамбия" (игра)
Основные цели:
- сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства;
- глубокое понимание агрессивного ребенка;
- предоставить участникам возможность понять и почувствовать, каковы причины и следствия неэффективного межличностного общения.
Основные цели:
- сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства;
- развиваем навыки коммуникации;
- рассмотреть необходимость умения договариваться при различных формах взаимодействия;
- закрепление привычки видеть в людях красивое, доброе и умное. Наше внимание чаще сосредоточено на нас, а тут оно ориентируется на окружающих - и на лучшее в них.
10. "Подведем итоги"
План занятий:
1) "Что в тебе изменилось?"
2) "Как работать с агрессивным ребенком?" (лекция)
3) " Конфликт или взаимодействие?"
4) "Скажи громче"
Основные цели:
- сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства;
- объединить полученную теоретическую информацию, вывести основные постулаты, для использования их в дальнейшем взаимодействии с агрессивными детьми;
- продемонстрировать педагогам, что часто люди относятся к жизненным ситуациям как к соревнованиям, в которых есть победители и проигравшие.
- Проанализировать смену эмоций и чувств при различных подходах к возникшей проблеме.
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.