У новорождённого в первые недели жизни возникают лишь ощущения отдельных свойств окружающей действительности. В дальнейшем развивается анализ и синтез комплексных раздражителей, что и приводит к восприятию конкретных предметов и явлений. Восприятие формируется в связи с развитием, усложнением деятельности анализаторов. Сталкиваясь ежедневно с определёнными людьми и с окружающими предметами, ребёнок постоянно испытывает зрительные, слуховые, кожные и другие раздражения. Постепенно раздражения, вызываемые данным предметом, выделяются из всех воздействий окружающих предметов и явлений, связываются между собой, что приводит к возникновению восприятия особенностей данного предмета. Например, звуки голоса матери младенец слышит, обычно одновременно видя её фигуру и лицо. В результате эти слуховые и зрительные раздражители выделяются и связываются вместе, и у ребёнка возникает целостный образ матери. Важнейшее значение для формирования восприятия, как и других психических процессов, имеет подкрепление.
Выделение комплекса раздражителей, относящихся к данному предмету, и образование связей между ними проходит успешно в том случае, если этот предмет приобрёл какое-либо важное значение для ребёнка или же в силу своей необычности вызывает ориентировочно-исследовательский рефлекс. В таком случае правильное выделение комплекса раздражителей и формирование соответствующих связей подкрепляется достижением необходимого результата, вследствие чего и происходит развитие, совершенствование восприятия. Характерно, что ребёнок начинает воспринимать первым то, что имеет для него наибольшее жизненное значение, то, что связано с удовлетворением его жизненных потребностей. Так, из всех окружающих людей и предметов младенец раньше всего выделяет и узнаёт заботящуюся о нём мать. В дальнейшем круг воспринимаемых предметов и явлений всё более расширяется. Важное значение при этом, как уже отмечалось, имеют действия младенца — захватывание предметов рукой и оперирование ими. Совершающаяся при подобных действиях совместная работа руки и глаза приводит к образованию временной связи между зрительными, кожными и двигательными раздражителями, что
необходимо для правильного восприятия окружающей действительности. По мере усложнения деятельности ребёнка, использования всё большего числа предметов домашнего обихода в практических целях (во время еды, умывания, одевания), а также манипулирования вещами в различных играх у него обогащается и уточняется восприятие окружающих предметов и явлений. Как показывают исследования, на протяжении первых трёх лет жизни у ребёнка быстро совершенствуются зрительная оценка небольших расстояний, а также правильные определения с помощью зрения местоположения предметов. Значительно улучшается у преддошкольника различение предметов по окраске и форме. В пределах небольших дистанций ребёнок начинает правильно воспринимать величину разно удалённых предметов.
Так, если приучить ребёнка двух, двух с половиной лет к тому, что в большой коробке всегда находится какая-нибудь интересная игрушка, а в маленькой нет (образовать у него временную связь между размером коробки и местонахождением игрушки), то он будет всегда тянуться к большой коробке. Это произойдёт даже в том случае, если последняя будет находиться значительно дальше от него, чем маленькая, так что проекционное изображение большой коробки на сетчатке глаза окажется меньше, чем изображение маленькой коробки. Больших успехов достигает преддошкольник в восприятии слов родного языка, а также в различении простых мелодий. В результате речевого общения с окружающими людьми всё большую роль в восприятии ребёнка начинает играть слово, вторая сигнальная система. Взрослый, называя те или иные предметы, привлекает к ним внимание ребёнка, заставляет подробнее наблюдать характерные их особенности, последовательно переходить от одной детали к другой. Вместе с тем называние взрослым, а затем и самим ребёнком воспринимаемых предметов и явлений привлекает прошлый опыт, связанный с данным словом, что придаёт восприятию осмысленный, сознательный характер. Восприятие является сложным процессом, заключающимся в разнообразных движениях глаза при рассматривании особенностей предмета, в различных ощупывающих движениях руки при осязании и т. д. Оно предполагает широкое использование прошлого опыта. Само собой разумеется, что такая сложная психическая деятельность не может существовать у ребёнка от рождения. Она складывается постепенно в результате практической деятельности и специального обучения на протяжении жизни ребёнка. Хотя к концу преддошкольногр возраста восприятие ребёнка достигает относительно высокой ступени развития, однако оно во многих отношениях ещё очень несовершенно. Преддошкольник ещё не овладел тончайшими и многообразнейшими движениями воспринимающих органов, необходимыми для правильного восприятия сложных предметов и явлений.
Так, рассматривая какую-либо картинку, он ограничивается тем, что бросает на неё беглый взгляд или же останавливается на какой-либо одной детали, не замечая остальные её особенности. При осязании предмета он схватывает его всей рукой, не прослеживая пальцами его контура, не прощупывая углублений и выступов на его поверхности, не испытывая нажимом пальцев его твёрдости. В результате такого грубого и ограниченного исследования объектов возникающие в голове у ребёнка образы воспринимаемых предметов оказываются иногда очень неточными и несовершенными: ромб, например, смешивается с треугольником, игрушечная овечка — с собакой и т. д. Вместе с тем преддошкольники ещё не умеют подчинять своё восприятие поставленной перед ними задаче, согласовать его с теми требованиями, которые предъявляют к ним окружающие в словесной форме. Поэтому восприятие ребёнка этого возраста носит недостаточно целенаправленный, мало организованный характер. Например, ребёнку предлагают найти на картинке спрятавшуюся за деревом лисичку, а он, увидев изображённых на переднем плане охотников, заинтересовывается ими и уже забывает то, что нужно было сделать. Дошкольник переходит постепенно от примитивных видов восприятия к целенаправленному, сознательному наблюдению различных сторон окружающих предметов и явлений.
В условиях правильно организованного педагогического процесса дошкольник постепенно научается не довольствоваться первыми впечатлениями, но более тщательно и планомерно исследовать, рассматривать, ощупывать окружающие предметы, более внимательно выслушивать то, что ему говорят. В результате этого возникающие в его голове образы восприятия окружающей действительности становятся более точными и богатыми по содержанию. Важную роль в развитии восприятия в дошкольном возрасте имеет изобразительная деятельность. Так, рисование, лепка и конструирование приучают ребёнка более внимательно рассматривать изображаемые предметы, более тщательно их изучать. Правильность восприятия всё время проверяется успехами и неудачами в изобразительной деятельности. При этом необходимо следить, чтобы ребёнок в своём изобразительном творчестве не увлекался односторонне фантазированием, а постепенно приучался более или менее верно воспроизводить реальные особенности воспринимаемых объектов. При этих условиях дошкольник переходит постепенно от очень несовершенных схематических рисунков ко всё более точному, полному изображению действительности. Большое значение в развитии восприятия наряду с изобразительной деятельностью имеют игры, в частности игры дидактические. Интересная игра привлекает внимание то теми, то другими особенностями предметов и заставляет ребёнка более точно, более сознательно их воспринимать. Существенное влияние на развитие детского восприятия оказывают также специально организованные воспитателем наблюдения и экскурсии, работа в уголке живой природы и на участке при детском саде. Значительные успехи дошкольник делает в восприятии рисунка. На первых порах у ребёнка возникают своеобразные трудности. Дело в том, что художник не может прямо воспроизвести на рисунке всех особенностей изображаемой действительности. Так, он не может на плоскости бумаги прямо передать объём реального предмета и пользуется здесь приёмами перспективного изображения глубины. Подобно этому он не может в статическом рисунке прямо передать движение и принуждён изображать последнее через какой-либо отдельный выразительный момент. Для того чтобы избежать ошибок в восприятии рисунка, ребёнок должен научиться правильно учитывать особенности изображения. Для этого у младшего дошкольника ещё нехватает соответствующего опыта. Например, четырёхлетний ребёнок, увидев на переднем плане мальчика, а на заднем — избушку (уменьшенную в соответствии с законами перспективы), воскликнул: «Вот большой мальчик и маленький, игрушечный домик». Тот же малыш, посмотрев на рисунок, где бегущие мальчики были изображены в тот момент, когда одна нога касалась земли, а другая высоко поднималась вверх, решил, что мальчики стоят в какой-то необычной позе, и объяснил это тем, что они «делают физкультуру». При подборе иллюстраций для дошкольников приходится учитывать это своеобразие восприятия детьми изображений. Систематические занятия, проводимые в детском саду, беседы по картинкам, рассматривание иллюстраций в книжках постепенно приводят дошкольника к правильному восприятию даже относительно сложных изображений. Одновременно со зрительным у них развиваются также другие виды восприятия, среди которых нужно в первую очередь отметить осязательные и слуховые. Осязательные восприятия, образующиеся в результате сочетания кожных и двигательных ощущений, совершенствуются под влиянием различных практических действий с предметами, а также специальных дидактических игр и занятий. Интенсивному развитию музыкального слуха детей дошкольного возраста способствуют музыкальные занятия в детском саду: движения под музыку, пение и слушание музыкальных произведений. Работа над культурой речи дошкольника составляет необходимое условие для развития восприятия звуков родного языка. Если у младшего дошкольника эти восприятия оказываются ещё во многом несовершенными (малыши путают отдельные звуки, заменяют одни другими, пропускают некоторые из них), то к концу дошкольного возраста ребёнок должен безошибочно различать элементы устной речи и правильно произносить звуки родного языка. На протяжении дошкольного возраста, под влиянием соответствующей воспитательной работы, возрастает роль словесных сигналов в организации детского восприятия. Дети постепенно научаются смотреть и слушать то, что требует воспитатель, согласовывать своё восприятие с тем планом игры или занятий, который воспитатель даёт им в словесной форме. В дальнейшем они начинают сами, учитывая обстоятельства, формулировать словесно стоящие перед ними задачи, что придаёт их восприятию преднамеренный и планомерный характер. Следует отметить, что работа, направленная на развитие восприятия, имеет очень важное значение в общем развитии детской психики. Без этого невозможно формировать ни память, ни мышление, ни воображение ребёнка. Вместе с тем развитие восприятия имеет большое значение для подготовки дошкольника к поступлению в школу. Школьное обучение сразу же предъявляет большие требования к умению внимательно слушать учителя, умению сознательно наблюдать за тем, что он показывает во время урока, и пр.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.