Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Семья и дети >> Лечение ДЦП >> О детской психологии >>

Развитие психики у детей


Человек проходит от рождения до зрелости сложный путь развития.
Ребёнок, будучи при рождении совершенно беспомощным, постепенно превращается в активного члена общества, творчески изменяющего окружающий мир.
Психическое развитие ребёнка заключается в том, что под влиянием условий жизни и воспитания происходит формирование самих психических процессов, усвоение знаний и умений, образование новых потребностей и интересов.
Сравнивая детей двух различных возрастов (например, дошкольника и школьника), мы замечаем, что между ними существует не только различие в количестве знаний. Они мыслят и чувствуют по-разному.
Так, мышление дошкольника, хотя и связано неразрывно с его речевой деятельностью, имеет ещё чрезвычайно наглядный, образный характер. Для того, чтобы дошкольник понял словесное объяснение, оно должно опираться либо на непосредственное восприятие окружающего ребёнка, либо на конкретные представления, образовавшиеся у него ранее.
В отличие от ребёнка дошкольного возраста, школьник способен уже к абстрактному мышлению. Он может понять что-либо сообщённое ему в обобщённой форме даже тогда, когда налицо нет соответствующего наглядного материала. Подобные же качественные изменения происходят в области развития воли и чувств детей. Чем же объясняется переход ребёнка с одной ступени психического развития на другую?
Физиологической основой изменения психики ребёнка является развитие его нервной системы, развитие высшей нервной деятельности. С возрастом увеличивается масса головного мозга, совершенствуется его анатомическое строение. Если у новорождённого вес мозга составляет, в среднем, 380 г, то в семилетнем возрасте он достигает 1350 г. Вместе с увеличением массы мозга и совершенствованием его строения происходит развитие высшей нервной деятельности.
Запас безусловных рефлексов, с которыми рождается ребёнок, очень ограничен, что делает новорождённого беспомощным существом, неспособным к сколько-нибудь самостоятельной деятельности. Человеческое дитя должно всему учиться — учиться сидеть, стоять, ходить, действовать руками, говорить и т. д. В нервной деятельности ребёнка очень рано важнейшую роль приобретает работа больших полушарий головного мозга, заключающаяся в образовании временных, условно-рефлекторных связей. Первые условные рефлексы начинают возникать у ребёнка в середине первого месяца жизни. Постепенно, по мере развития ребёнка, под влиянием воспитания условно-рефлекторная деятельность ребёнка становится более сложной. Условные рефлексы начинают возникать не только в непосредственной связи с безусловными, но и на основе ранее сформированных условных рефлексов.
Существенную роль в развитии детей играет подражание. Новые временные связи формируются не только в результате личного практического опыта ребёнка, но и путём подражания словам и действиям окружающих людей.
С возрастом увеличивается влияние больших полушарий на низшие отделы нервной системы. Если на ранних ступенях развития действия ребёнка под непосредственным влиянием работы подкорковых центров имеют несдержанный, импульсивный характер, то позднее, у старших детей, они становятся более организованными, подчиняясь контролю больших полушарий.
Важнейшее значение в развитии ребёнка имеет овладение словарным фондом и грамматическим строем родного языка. Под влиянием речи окружающих людей у ребёнка формируется вторая сигнальная система, что приводит к изменению всей высшей нервной деятельности. С возрастом повышается роль слова в познавательных и волевых процессах детей. Если младенец приобретает знания и умения, главным образом, под влиянием непосредственного восприятия окружающих предметов и действий, с ними совершаемых, то дошкольника уже многому можно научить, многое можно заставлять делать под влиянием словесного описания, под влиянием словесной инструкции.
Вместе с тем ребёнок, научаясь обозначать словами не только отдельные предметы, но и сложные события, с ним происходящие, переходит к более обобщённым формам мышления, отвлекается от второстепенных свойств вещей, выделяет в них более важные, существенные. Таким образом, с формированием второй сигнальной системы у ребёнка появляются новые, более сложные психические процессы.
Образование условных рефлексов зависит от подкрепления одних реакций ребёнка и неподкрепления других. Подкрепление ведёт к закреплению, фиксации временной связи, в то время как неподкрепление ведёт к её торможению, угашению. Подкрепления, способствующие образованию временных связей, изменяются с развитием ребёнка. Если в первые месяцы жизни важнейшую роль в образовании условных рефлексов играет пищевое и защитное (при охлаждении, ярком свете, болевых ощущениях) подкрепление, то в дальнейшем всё большее значение приобретает подкрепление ориентировочное (всякого рода новые раздражители вызывают ориентировочную реакцию ребёнка: внимательное рассматривание, ощупывание нового объекта, прислушивание к новым звукам и т. д.).
Вместе с тем уже на третьем месяце жизни образование новых временных связей начинает подкрепляться эмоциональными реакциями, вызванными общением ребёнка с окружающими людьми. Уже к концу первого года это общение приобретает речевой характер. По мере того как ребёнок овладевает родным языком, всё большую роль в образовании временных связей играет речевое подкрепление. Выраженные в речи требования окружающих людей, их одобрение и порицание закрепляют одни реакции ребёнка и тормозят, угашают другие. Таким образом, под влиянием окружающих условий изменяется высшая нервная деятельность, происходит развитие психики ребёнка.
Психическое развитие ребёнка определяется условиями жизни и воспитанием. Под условиями жизни следует понимать всю совокупность обстоятельств, в которых живёт ребёнок, и прежде всего те общественные условия, в которых он развивается.
В капиталистических странах, где детей трудящихся лишают детства, подвергая с малых лет жестокой эксплуатации, их психическое развитие проходит существенно иначе, чем в стране социалистической, где всячески оберегают права ребёнка, создавая необходимые условия для его всестороннего развития. Говоря об условиях развития ребёнка, необходимо учитывать не только общие особенности существующего общественного строя. Важное значение имеют окружающие ребёнка — его родители, воспитатели и сверстники, те отношения, которые складываются между ними.
Характерные черты жизни советского общества: социалистическое отношение к труду, братская взаимопомощь между советскими людьми, безграничная преданность интересам своей страны — в той или иной степени проявляются в жизни близких ребёнку людей, в жизни его семьи, детского сада, школьного коллектива, что оказывает глубокое влияние на развитие детской психики. Отражение окружающих условий в мозгу ребёнка происходит в процессе его активного приспособления к этим условиям, в процессе его деятельности. Ребёнок является не пассивным созерцателем окружающей жизни, а выполняет в ней активную роль, принимает в ней посильное участие. Активное, деятельное отношение детей к окружающему помогает им яснее его осознать, глубже его пережить. Положительное влияние благоприятных внешних условий на психическое развитие происходит лишь при соответствующей организации жизни и деятельности ребёнка.
Бывает так, что в хороших условиях, у родителей, уделяющих много времени и забот своим детям, ребёнок обнаруживает плохие успехи в ученье, грубит старшим, страдает неряшливостью и ленью. На первый взгляд такие случаи представляются странными. Однако более внимательное их рассмотрение показывает, что при наличии многих благоприятных условий жизнь ребёнка организована неправильно: его балуют, освобождают от выполнения каких бы то ни было обязанностей, не приучают считаться с окружающими людьми, а в результате из ребёнка вырабатывается отрицательный тип эгоиста и лентяя.
Условия жизни ребёнка, характер его деятельности складываются не сами собой, не стихийно, они организуются и создаются путём обучения и воспитания. Ведущую роль в психическом развитии ребёнка играет воспитание. Родители и воспитатели, передавая ребёнку определённые знания, организуя его жизнь и деятельность, развивают его психику, формируют его способности.
В процессе воспитания необходимо учитывать некоторые врождённые свойства детского организма, в особенности тип нервной системы, индивидуальные особенности высшей нервной деятельности ребёнка. Что касается способностей, то они не являются врождёнными.
Для того чтобы сформировались способности к определённой деятельности, необходимы благоприятные условия жизни и соответствующее воспитание. Решающая роль условий жизни и воспитания в развитии способностей особенно ярко обнаруживается в тех случаях, когда люди, обладающие известными органическими недостатками, путём систематических упражнений и упорной работы над собой достигали выдающихся успехов в той или иной области человеческой деятельности.
Так, люди, косноязычные от рождения, делались великими ораторами, хилые и слабые — известными спортсменами, а лишённые абсолютного слуха — знаменитыми музыкантами.
Глубоко неправильными являются взгляды буржуазных лжеучёных — педологов, утверждающих, что наследственные задатки человека якобы неукоснительно, роковым образом, предопределяют ход его психического развития.
Стремясь оправдать преступления буржуазии, безжалостно эксплуатирующей в капиталистических странах детей трудящихся, лишающей их необходимых материальных условий жизни и образования, лжеучёные — педологи клеветнически приписывают этим детям низкий уровень наследственных задатков, якобы не позволяющий им достигнуть той высокой ступени психического развития, до которого подымаются представители эксплуататорских классов.
Центральный Комитет ВКП(б) в своём историческом постановлении от 4 июля 1936 года сурово осудил педологию, разоблачил лженаучность педологических теорий и вредный, антинародный характер педологической практики.
Невиданный расцвет дарований, необычайное развитие способностей в нашей стране, где люди освобождены от капиталистического рабства, где партия и правительство неустанно заботятся о материальном благосостоянии и культурных нуждах народа, где подрастающее поколение воспитывается в духе коммунизма, наглядно показывают нам решающую роль условий жизни и воспитания в психическом развитии человека.
Опыт воспитательной работы и специальные исследования позволили выделить в ходе психического развития детей следующие качественно отличающиеся друг от друга периоды или ступени: младенчество (от рождения до 1 года), преддошкольное детство (от 1 года до 3 лет), дошкольное детство (от 3 до 7 лет), младшее школьное детство (от 7 до 10 лет), среднее школьное детство, или подростковый возраст (от 11 до 14 лет), старший школьный возраст, или ранняя юность (от 14 до 17 лет).
Изучение психических особенностей детей различных возрастов имеет важное значение для воспитателя. Глубокое изучение психических особенностей детей различных возрастов даёт возможность педагогу успешно реализовать программу учебно-воспитательной работы.
Перейдём к психологической характеристике детей, находящихся на различных ступенях развития.

Младенчество и преддошкольный возраст

В течение первых трёх лет жизни ребёнок делает огромные успехи в своём физическом и психическом развитии. От рождения он уже обладает рядом безусловных рефлексов, среди которых необходимо в первую очередь отметить пищевой и хватательный. На этой безусловно-рефлекторной основе в середине первого месяца начинают образовываться временные условно-рефлекторные связи. Всякого рода внешние раздражители, которые так или иначе оказываются связанными с актом кормления (различные запахи, цвета, звуки, прикосновения и т. п.), начинают также вызывать положительную пищевую реакцию.
Например, если обычно перед кормлением ребёнка берут на руки, то впоследствии достаточно сделать это движение, чтобы голодный плачущий младенец успокоился, открыл ротик и начал губами искать грудь матери. Таким образом, уже в первые месяцы жизни младенец начинает приспосабливаться к окружающим условиям и вместе с тем анализировать внешние и внутренние раздражители. У него развиваются ощущения окружающей действительности.
Постепенно среди многообразных явлений окружающего мира ребёнок начинает выделять одно, имеющее для него чрезвычайно важное значение. В его жизни появление всяких положительных воздействий и устранение отрицательных так или иначе связано с действиями заботящегося о нём человека — обычно матери.
Поэтому очень рано, примерно на третьем месяце жизни, вид и голос человека начинают вызывать у ребёнка условную положительную реакцию, которая раньше появлялась лишь при непосредственном удовлетворении какой-либо органической потребности (в пище, в тепле, в изменении неудобного положения и т. д.). Эта положительная реакция выражается в улыбке, в негромких «радостных» звуках, во всплескивании ручками. Её обычно называют реакцией «оживления».
Появление этой реакции «оживления» имеет огромное значение для всего последующего психического развития ребёнка. У него устанавливается эмоциональный контакт с окружающими людьми, появляется внимание к их голосу и действиям, что расширяет детский опыт, создаёт предпосылки для развития речи.
Важную роль в образовании новых временных связей у младенца играют ориентировочно-исследовательские рефлексы. Изменение окружающей обстановки, появление новых необычных предметов привлекает к себе внимание ребёнка, останавливает на себе его взор, вызывает ощупывающие движения и т. д. Например, если над кроваткой младенца повесить блестящую погремушку, он начинает внимательно смотреть на неё, тянуться к ней ручками. Иногда случайно он наталкивается на неё пальцами или ладонью. При этом, в силу имеющегося от рождения безусловного хватательного рефлекса, ладонь младенца захлопывается, происходит захватывание предмета. Здесь открываются новые возможности для дальнейшего развития его действий и познания окружающего мира.
Благодаря совместной работе глаза и руки в акте хватания у ребёнка начинают образовываться сложные временные связи между зрительными, осязательными и двигательными раздражителями, развивается восприятие местоположения, величины, формы окружающих предметов.
Знакомство младенца с окружающими людьми и вещами неразрывно связано с овладением первыми словами родного языка.
Появление тех или иных людей или вещей взрослый сопровождает их называнием, и у ребёнка постепенно образуется связь между словом и обозначаемым им предметом или человеком. К концу первого года ребёнок узнаёт близких ему людей, знает ряд окружающих предметов и понимает некоторые слова, их обозначающие. Вместе с тем он владеет рядом движений, хорошо захватывает вещи и манипулирует ими, самостоятельно становится на ноги и делает первые попытки ходить.
В последующий преддошкольный период (от одного года до трёх лет) происходит дальнейшее развитие психики ребёнка. Научившись ходить и оперировать предметами, преддошкольник чрезвычайно расширяет поле своей деятельности.
Продолжая под руководством взрослого знакомиться с окружающим, ребёнок постепенно узнаёт не только некоторые физические свойства вещей, но и способы их употребления. Постелька — чтобы спать, стул — чтобы сидеть, ложка — чтобы ею есть.
Таким образом, у детей создаются не только многие полезные навыки обращения с предметами домашнего обихода, но и некоторое понимание их значения. На этой основе возникают первые подражательные игры, очень ещё примитивные по сравнению с играми дошкольника, но уже воспроизводящие окружающую ребёнка действительность.
Так, двухлетний ребёнок, играя, «кормит» ложкой куклу и мишку, укладывает их спать, надевает на них платье и т. д. Новые временные связи возникают у преддошкольника не только в результате собственного практического опыта, но и в процессе общения с окружающими, а также путём подражания их действиям.
Расширение предметного опыта ребёнка неразрывно связано с развитием детской речи. На протяжении преддошкольного возраста быстро увеличивается словарь ребёнка. К концу второго года возникают первые попытки составить предложение из нескольких слов, сообразуясь с грамматическим строем родного языка.
Вместе с развитием речи идёт формирование детского мышления. Называя сходные предметы одним и тем же словом (например, стул или чашка), ребёнок обобщает эти предметы и образует первые понятия.
Вначале такие попытки обобщения часто бывают очень несовершенны. Так, один полуторагодовалый ребёнок называл словом «яблоко» не только яблоко, но все круглые предметы — мячи, клубок ниток и т. п. Другой ребёнок называл словом «денежки» не только металлические монеты, но и все другие мелкие металлические и блестящие вещи.
Однако как ни несовершенны эти первые детские обобщения, они являются первым шагом в развитии мышления ребёнка.

Дошкольный возраст

В дошкольном возрасте под влиянием воспитания происходит дальнейшее развитие психики ребёнка.
Если опыт детей преддошкольного возраста ещё очень ограничен, то у ребёнка-дошкольника запас временных связей значительно возрастает. Под педагогическим воздействием окружающих они становятся богаче и разнообразнее по содержанию. Вместе с тем возрастает влияние прежнего опыта на последующее поведение ребёнка, а также на образование новых временных связей.
Действия дошкольника приобретают более осмысленный характер, чем у преддошкольника. Они производятся с учётом ранее приобретённых знаний об окружающем.
Положительные условные рефлексы образуются у дошкольников очень легко и быстро, часто в результате двух-трёх подкреплений. При этом возможно образование вторичных и третичных условных рефлексов, которые формируются на основе временных связей, сложившихся ранее.
Что касается условного торможения, то выработка его у дошкольников представляет известные трудности. Однако в развитии условного торможения наблюдается значительный прогресс на протяжении дошкольного возраста. Дети научаются воздерживаться от поступков, которые запрещаются взрослыми или не соответствуют требованиям детского коллектива. В дошкольной возрасте возрастает роль коры больших полушарий в регуляции подкорковых центров, что делает поведение ребёнка более организованным, а его эмоции более сложными и разнообразными.
В дошкольном возрасте значительно возрастает роль слова, второй сигнальной системы, в познании окружающей действительности и в поведении ребёнка.
Дошкольник постепенно научается выполнять довольно сложные действия по словесной инструкции. Вместе с тем он начинает усваивать новые знания не только путём непосредственного восприятия окружающего, но и с помощью словесных объяснений и описаний. Вторая сигнальная система у ребёнка развивается в тесном взаимодействии с первой. Для того чтобы объяснения, обращённые к ребёнку, были им поняты, произносимые взрослым слова должны подкрепляться непосредственным восприятием соответствующих предметов и явлений или же опираться на достаточно отчётливые наглядные представления, образовавшиеся у ребёнка в результате прежних наблюдений.
Накопленный в преддошкольный период развития опыт создаёт предпосылки для перехода ребёнка-дошкольника к более сложным видам деятельности, к приобретению более сложных и разнообразных знаний и умений.
Важнейшее значение в психическом развитии дошкольника имеет игра.
Игра даёт возможность ребёнку в живой, увлекательной форме познакомиться с широким кругом явлений окружающей действительности, активно воспроизвести их в своих действиях. Отображая в своих играх жизнь окружающих людей, их различные поступки и различные виды их трудовой деятельности, дети получают возможность более глубоко понять, более глубоко прочувствовать окружающее. Правильное понимание изображаемых событий, правильное выполнение соответствующих действий получают в игре постоянное, систематическое подкрепление благодаря одобрению детского коллектива достижению соответствующего игрового результата, положительной оценке воспитателя. Всё это создаёт благоприятные условия для образования и закрепления у детей новых временных связей.
Руководя детскими играми, обогащая их содержание, организуя играющих детей, воспитатель расширяет опыт ребёнка, формирует у него новые психические качества.
Способствуя познанию окружающего, развивая детское воображение, игра является вместе с тем своеобразной школой детской воли. Чем богаче содержание детских игр, чем сложнее их замысел, чем больше детей в ней участвуют, тем больше ребёнок принуждён действовать не под влиянием мимолётных желаний, а руководствуясь общей целью и правилами игры.
В игре развиваются ум и чувства ребёнка, а также преднамеренность, произвольность действий. Вырабатывается умение действовать сообща, считаться с требованиями коллектива. Таково значение игровой деятельности в психическом развитии дошкольника.
Однако какую бы важную роль ни выполняла игра в жизни дошкольника, она не является его единственной деятельностью. Сама игра развивается под влиянием знакомства детей с окружающим. Её содержание обогащается опытом, приобретаемым ребёнком в быту, при выполнении трудовых заданий, а также в процессе занятий.
Под влиянием обучения у детей дошкольного возраста постепенно складываются интересы к приобретению новых знаний, формируются простейшие навыки учебной работы. Обучение детей на занятиях расширяет знания детей об окружающем, позволяет успешно овладевать языком, простейшими счётными операциями, навыками изобразительной деятельности и т. д.
Учебные занятия оказывают влияние на развитие наблюдательности, смыслового запоминания, простейших форм последовательного, логически правильного мышления. Вместе с тем они приучают ребёнка к определённой дисциплине, вырабатывают умение действовать и сосредоточить своё внимание в соответствии с требованиями воспитателя, формируя таким образом волевые качества дошкольника.
Существенную роль в развитии психики дошкольника играет труд, посильное участие в трудовой жизни семьи, а также трудовой деятельности коллектива детского сада.
Выполняя совместно с другими детьми под руководством родителей и воспитателей простейшие трудовые задания, ребёнок обогащает свои знания об окружающем, приобретает полезные практические навыки, приучается действовать сообща, сообразуясь с интересами коллектива. Таким образом формируются ценные нравственные качества — трудолюбив, товарищеская взаимопомощь, стремление работать ради общей пользы, что имеет очень важное значение для всего последующего развития ребёнка, для дальнейшего обучения его в школе, а также для его будущей трудовой деятельности.
На протяжении дошкольного возраста характер деятельности и психические особенности дошкольников существенно изменяются. Младшие дошкольники ещё во многом похожи на детей пред-дошкольного возраста. Игры их вначале бедны содержанием и часто сводятся к многократному повторению одних и тех же действий. У младших дошкольников ещё недостаточно развито умение играть и действовать сообща. Выполнение заданий взрослого, выраженных в словесной форме, представляет для малышей значительные трудности.
Словарный запас младшего дошкольника ещё ограничен. Высказывания его часто носят характер отрывочных предложений, касающихся отдельных сторон наблюдаемых явлений. Малыши ещё не умеют построить связный рассказ о каком-либо предмете или явлении. Иногда наблюдается неправильное произношение некоторых звуков речи (например, ребёнок произносит «Шула» вместо «Шура», «Саса» вместо «Саша» и т. д.).
Будучи очень впечатлительны, младшие дошкольники ещё не умеют систематически наблюдать окружающее. Часто они замечают в предмете лишь какую-либо яркую, бросившуюся в глаза деталь, опуская менее заметные его особенности. При большой силе и образности памяти они запоминают, главным образом, то, что непосредственно их заинтересовало, что вызвало у них эмоциональное переживание. Мышление носит ещё очень конкретный, образный характер. Дети легко улавливают внешнее сходство между предметами и явлениями, не умея ещё обнаружить их скрытые существенные особенности. Воображение ещё слабо развито. Действия детей в большинстве случаев носят непреднамеренный, непроизвольный характер. Чувства, несмотря на большую их живость, мало устойчивы и неглубоки по своему содержанию.
Эти психологические особенности младшего дошкольника не являются чем-то неизменным. Воспитатель, знакомя детей младшей группы детского сада с окружающим, организуя их игры и занятия, формируя дружный детский коллектив, приучая каждого ребёнка подчиняться в своих действиях определённым требованиям, определённым правилам поведения, сообщает им новые знания и умения, развивает у них новые психические качества.
Деятельность детей становится более организованной и содержательной. Развиваются коллективные сюжетные игры. Дети постепенно привыкают играть и заниматься сообща, не ссорясь, согласовывая друг с другом свои действия. Речевое общение приобретает более развёрнутый и разнообразный характер. Малыши приучаются мало-помалу - внимательно слушать воспитателя, выполнять даваемые им задания и поручения.
В среднем дошкольном возрасте круг знаний ребёнка об окружающем расширяется. Серьёзнее и разнообразнее становится детская деятельность. Развиваются творческие игры, рисование конструирование. Сложнее становятся трудовые обязанности, выполняемые ребёнком, большее значение приобретают занятия учебного типа.
В связи с расширением опыта и усложнением деятельности происходит дальнейшее развитие психики дошкольника. Он научается глубже познавать окружающую действительность, выделять простейшие причинные связи между явлениями. Обобщения его становятся шире и охватывают более характерные, более существенные особенности предметов.
Значительные изменения происходят в области развития воли. Ребёнок постепенно приучается выполнять свои маленькие обязанности, подчинять свои интересы интересам взрослых и детского коллектива, ставить перед собой простые цели и действовать в соответствии с этими целями. В старшем дошкольном возрасте происходит дальнейшее расширение опыта и усложнение детской деятельности.
Вместе с развитием творческой игры всё большее значение в жизни ребёнка приобретают другие виды деятельности, не игрового типа. Усложняется трудовая деятельность. Занятия всё более принимают характер организованной учебной деятельности.
Обогащается словарь ребёнка, приобретается умение связно, грамматически правильно излагать свои мысли в устной речи. У ребёнка углубляется познание окружающего. Развивается способность к обобщению. У него формируется умение сопоставлять друг с другом не только отдельные предметы, но и понятия о целых группах предметов. Возникают простейшие формы последовательного, логически правильного рассуждения.
Вместе с тем отмечаются дальнейшие успехи в развитии воли у детей. Старший дошкольник уже во многих случаях обнаруживает умение контролировать свои действия, подчинять их более отдалённым целям. Развитие ума и воли тесно связано с усложнением детских чувств и интересов. В отличие от младшего дошкольника, старший дошкольник более сдержан в своих переживаниях, но чувства его более глубоки и содержательны. У него формируются высшие нравственные, познавательные и эстетические чувства. Более яркое выражение получает у детей чувство дружбы и товарищества. Крепнет и развивается любовь к своей родине и вождям советского народа.
Все эти глубокие изменения психики ребёнка-дошкольника происходят не сами по себе, а под определённым влиянием воспитания и обучения. Родители и воспитатели, знакомя ребёнка с окружающим, сообщая ему новые знания и умения, организуя и направляя его деятельность, обогащая опыт ребёнка, вместе с тем развивают его психику, формируют его личность, развивают определённые психологические черты.
Всесторонне воспитывая дошкольника, расширяя у ребёнка запас представлений о простейших явлениях природы и общественной жизни, развивая у него умение самостоятельно мыслить о простейших закономерностях окружающей действительности, приучая его действовать в соответствии с простейшими требованиями и правилами, формируя у него любовь к знанию и к серьёзной, общественно-полезной деятельности,— педагог создаёт необходимые предпосылки для перехода ребёнка к школьному обучению, для полноценного участия его в жизни школы.

Школьный возраст

Поступление в школу — важнейшее событие в жизни ребёнка, в развитии психики.
Дети учатся и до школы. Учится младенец, и учится преддошкольник. Однако в младших возрастах ученье не выделяется ещё в самостоятельную деятельность. Удовлетворяя свои потребности, общаясь с окружающими людьми, действуя с предметами, ребёнок усваивает под руководством взрослого те или иные знания, те или иные умения. Более сложный характер приобретает процесс ученья у дошкольника. Здесь наряду с усвоением нового материала в процессе игры и практической деятельности перед ребёнком начинают ставить учебные задачи, как это имеет место в дидактических играх, в занятиях.
Однако и здесь ученье ещё не стало основной обязанностью ребёнка, основным содержанием его жизни. Положение меняется при переходе к школьному возрасту, где ученье становится основной деятельностью ребёнка.
Выполнение школьником своих обязанностей, успешное усвоение учебных предметов — это не только его личное дело, но и дело общественно важное, за которым следит вся страна. Об этом говорят, пишут в газетах, сообщают по радио. Вместе с тем те знания, которыми школьник должен овладеть, являются значительно более сложными и обширными, чем те, которые усваивает ребёнок дошкольного возраста. Если дошкольник приобретает в основном конкретные представления об окружающих предметах и явлениях, то школьник должен изучить основы наук, овладеть определённой системой научных понятий.
Учебная работа, новые требования, которые предъявляет школа к ребёнку, приводят к дальнейшему изменению его высшей нервной деятельности, к развитию его психики.
В образовании новых временных связей у школьника значительно большую роль, чем в дошкольном возрасте, играет слово — вторая сигнальная система.
В отличие от дошкольника, школьник черпает свои знания в первую очередь из словесных объяснений учителя и путём чтения учебников и другой литературы. Наглядные пособия и иллюстрации играют на этом этапе развития хотя и важную, но вспомогательную роль. В процессе школьного обучения развивается мышление ребёнка; оно приобретает более отвлечённый и вместе с тем обобщённый характер.
Восприятие становится более организованным и целенаправленным. Развивается преднамеренное, логическое запоминание. Происходит и дальнейшее развитие воли. Если у дошкольника мы можем наблюдать лишь отдельные волевые действия, то здесь вся деятельность подчиняется определённому плану, приобретает преднамеренный характер. Школьник учится в классе, выполняет домашние задания, готовится к экзаменам, сознавая свою ответственность перед школой, учителем, семьёй, классным коллективом за добросовестное выполнение учебных заданий, за успешную подготовку к будущей трудовой деятельности.
Систематическая учебная работа, многообразные отношения, в которые вступает ребёнок с членами школьного коллектива, участие в общественной жизни влияют не только на развитие отдельных психических процессов, но и на формирование личности школьника в целом.
Постепенно у него вырабатывается правильное материалистическое мировоззрение, система взглядов на основные явления природы и общественной жизни. Складывается характер, формируется нравственный облик личности, умение руководствоваться в своей деятельности высокими принципами коммунистической морали.
Расширяется круг детских интересов, охватывая разнообразные области науки, производства, литературы и искусства. Сложнее и разнообразнее становятся эмоциональные переживания...


А. В. Запорожец. "Психология", М., Учпедгиз, 1953 г.
OCR Detskiysad.Ru




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +