Анализ высказываний, рассказов детей о природе, их речевой активности во время дидактических игр дает возможность выделить четыре уровня развития связной речи детей.
Характеристика каждого уровня опирается на следующие критерии:
1) содержание знаний о природе (достоверность, глубина, полнота);
2) умение выразить свои знания в речи (форма высказывания, четкость, последовательность и эмоциональность изложения);
3) контактность, общительность ребенка (желание или нежелание беседовать, рассказывать и т. д.).
Первый уровень. У детей нет достаточных знаний о природе. Имеющиеся знания не всегда дают им возможность правильно и точно понимать, а следовательно, отражать в речи свойства и качества предметов и явлений действительности. На вопросы дети отвечают односложно, часто отвлекаются. Даже по образцу рассказывают с большой помощью воспитателя. Рассказы их примитивны и по содержанию и по форме: не полны по содержанию, не последовательны, в них преобладают простые нераспространенные предложения. Дети малоактивны, нерешительны и не отличаются любознательностью. Речевая активность низкая.
Второй уровень. Дети обладают достаточными знаниями о природе. Отвечая на вопросы, они правильно отражают в своей речи основные качества и свойства предметов и явлений природы. Монологическая же речь их развита плохо. Рассказы отличаются обилием усвоенного материала, но излагается он непоследовательно, сумбурно. Хотя дети используют разные виды предложения, но часто строят их неправильно. Дети этой подгруппы обычно застенчивые, не высказывают желания составлять рассказы о природе, часто отмалчиваются. Речевая активность низкая.
Третий уровень. У детей нет достаточных знаний о природе, имеющиеся знания не всегда позволяют точно отражать свойства предметов и явлений природы. Речь часто неграмотна, хотя многословна. Ответы быстрые, но, как правило, непродуманные.
Рассказы этих детей многословны, излишне детализированы повествование перескакивает с одного яркого эмоционального момента на другой, ребенок отвлекается от темы и фантазирует. Особенно типичен ответ «полной фразой», даже если это не требуется. Дети всегда активны, самоуверенны, любят высказываться даже о том, чего не знают, отстаивают свои мысли, даже если они неверны. В данном случае развитие формы речи опережает содержание. Речевая активность повышенная.
Четвертый уровень. Дети обладают достаточными знаниями и умеют в меру своих возможностей отбирать сведения, необходимые для данного высказывания, они строят свой ответ довольно последовательно, любят рассказывать на разные темы, хотя о природе рассказывают менее охотно. С удовольствием вступают в общение, они спокойны и уверены в себе. Развитие содержания и формы речи идет в единстве. Речевая активность нормальная.
Заметить, какого уровня достигло развитие речи ребенка, можно уже в среднем дошкольном возрасте и совершенно точно можно определить это в старшем дошкольном возрасте.
Выяснив для себя уровень развития детей и разделив их на подгруппы, воспитатель продолжает работу по развитию у них логического мышления и речи, но уже дифференцированно.
Задачи работы с каждой подгруппой (в соответствии с уровнем развития) конкретизируются таким образом:
для детей первого уровня — расширение знаний о разных предметах и явлениях природы, обогащение пассивного и развитие активного словаря, стремление к достижению полноты, четкости и выразительности речи; развитие умственной и речевой активности;
для детей второго уровня — расширение и углубление знаний о природе, развитие активного словаря, развитие способности самостоятельно выражать свои мысли в связном повествовании;
для детей третьего уровня — углубление и уточнение знаний о природе, развитие таких качеств связной речи, как достоверность, точность, последовательность, воспитание требовательности и критического отношения к своей речи;
для детей четвертого уровня — углубление и систематизация знаний о природе, поддержание любознательности и активной работы мысли, дальнейшее совершенствование формы выражения мыслей: обогащение лексики, достижение четкости и последовательности изложения, эмоциональности речи.
Какие же приемы работы может использовать воспитатель, исходя из конкретных задач?
Детям первого уровня развития воспитатель чаще, чем другим, предлагает свой образец рассказа или высказывания, задает вопросы, помогающие сделать высказывание ребенка более полным, точным и последовательным.
Дополнительно педагог проводит с этими детьми повторные занятия по составлению рассказов на темы, уже усвоенные остальными ребятами, по чтению и пересказыванию книг, рассматриванию и описанию картинок, дидактические игры.
Особое внимание уделяется работе с родителями этих детей. Им рекомендуется при общении с детьми, во время бесед, прогулок расширять их кругозор и словарный запас, упражнять в передаче своих впечатлений и переживаний, больше времени уделять чтению книг, рассматриванию картин и иллюстраций.
С детьми второго уровня развития, имеющими достаточные знания о природе и словарный запас, но не всегда четко, последовательно и уверенно передающими свои знания, необходимо проводить работу по развитию у них логичности мышления и речи, самостоятельности, помочь им поверить в свои возможности.
Для этого нужно предлагать им не образец рассказа, высказывания, а план изложения; вопросы и указания помогут им следовать намеченному плану и наполнять его конкретным содержанием.
Помимо общих занятий, с этими детьми проводятся отдельно словесные дидактические игры, составление рассказов на предложенную тему. Особенно эффективны такие задания: «В понедельник ты мне расскажешь, что нового увидел в парке» или «...что увидел в лесу», или «...как провел воскресенье». Для повышения активности детей этой подгруппы воспитатель, давая им задание на наблюдение в труде, подчеркивает важность и необходимость его выполнения для всего коллектива.
Родителям педагог тоже советует обратить внимание на развитие активности, самостоятельности их детей, рекомендует задавать им больше вопросов и предлагать задания, которые ребенок должен выполнить сам.
Повышенная активность, многословие, частое отвлечение от главного, некоторая самоуверенность детей третьего уровня развития требуют от педагога так организовать работу с ними, чтобы воспитывать у них большую ответственность и критическое отношение к своим высказываниям. Педагог предлагает детям внимательно выслушать и повторить задание, советует обдумать ответ, не торопиться, просит их самих оценить высказывание с точки зрения содержательности («Ты рассказал самое главное, самое важное?..»), а также точности и четкости изложения («Можно ли сказать точнее?»). Он приучает детей внимательно слушать товарищей и доброжелательно относиться к их высказываниям, не стараться всегда ответить первым.
Особенно важно отучить детей от многословия, повторения одних и тех же мыслей и слов («Как можно сказать короче?», «Скажи только то, что очень важно»), развивать у них умение говорить кратко, четко, выразительно.
Родителям воспитатель советует помогать детям видеть и выделять существенное при восприятии окружающего, передавать это существенное в речи, рекомендует критически относиться к излишней разговорчивости ребенка, не умиляться его активностью и всезнайством.
К детям четвертого уровня развития, обладающим достаточными знаниями, нормальной активностью и умением связно рассказывать о природе, предъявляются повышенные требования, им предлагаются более трудные задания для самостоятельного решения, в котором должны проявляться сообразительность, умение мыслить творчески.
Можно привлекать детей этого уровня к посильному анализу и оценке содержания и формы ответов своих и товарищей. Для развития умственной активности, самостоятельности и инициативы этих детей воспитатель не должен спешить давать им готовые ответы на их вопросы, он должен предложить им сначала подумать самим.
В целях поощрения воспитатель может удачные детские высказывания, рассказы использовать как образец для всей группы.
Вне занятий педагог широко привлекает этих детей к выполнению сложных поручений (оформление календаря природы, уголка книг...), предлагает им помочь другим детям выполнить задание, разобраться в настольной игре и т. д. Но при этом воспитатель не должен подчеркивать, что они получают «главную роль», чтобы не утверждать в них самоуверенности, к которой они могут быть склонны.
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.