Учить детей рассказывать — это значит развивать у них монологическую форму речи. Монологическую речь характеризуют следующие особенности:
1) развернутость и полнота фраз, обеспечивающие понимание слушателями предмета речи;
2) активность и произвольность, выражающаяся в умении говорящего выбрать главное, о чем нужно сказать, и найти для этого соответствующую форму;
3) организованность, понимаемая как необходимость для говорящего спланировать всю речь, логически связать ее отдельные компоненты.
Марксистско-ленинское учение о языке помогает решить вопрос о соотношении формы и содержания речи. Главным, безусловно, является содержание речи, которое влияет на выбор формы. Но правильно, точно выбранная форма речи помогает лучше донести до слушателя ее содержание.
Советские педагоги выделяют следующие качества связной речи, которые возможно сформировать у детей дошкольного возраста: достоверность — умение отобрать для высказывания или рассказа сведения, правильно отражающие знакомые детям явления объективно существующей действительности, в соответствии с заданной темой;
точность и полнота содержания — достаточный объем и глубина отобранных сведений, лаконичная передача наиболее характерного и важного без излишней детализации;
логичность — последовательность изложения мыслей, умение строить несложные суждения, умозаключения, выводы;
точность отбора лексического материала;
образность — наличие в речи различных изобразительных средств (эпитетов, сравнений, метафор и т. д.).
Чтобы речи человека были присущи все перечисленные качества, необходимо как можно раньше начать «речевое воспитание» (термин А. А. Леонтьева).
В связи с разнообразной речевой деятельностью детей дошкольного возраста в их речи происходят качественные изменения. Они связаны с тем, что ребенок от односложных высказываний о наблюдаемых объектах «постепенно переходит к более сложным формам речевого общения, которые характеризуются связным высказыванием о целой системе фактов окружающей действительности, находящихся в сложных взаимоотношениях друг с другом».
В среднем дошкольном возрасте умение детей рассказывать только начинает формироваться. Первые рассказы их состоят из 3—4 предложений, причем часто ребенок соединяет в одном рассказе разнородные, хотя и эмоционально окрашенные, факты, излишне детализирует повествование. Это создает некоторую бессистемность, непоследовательность детских рассказов, что, по выражению А. М. Леушиной, говорит об их аффективной основе.
В речи детей этого возраста преобладают простые нераспространенные, неполные предложения.
Как показали исследования З. М. Истоминой, М. М. Кониной, Э. П. Коротковой, Л. А. Пеньевской, связная речь детей старшего дошкольного возраста отличается большей самостоятельностью: широко используются местоимения, числительные, прилагательные, дети пользуются связями подчинения и сочинения.
Например, при рассказывании по картине качественное изменение связной речи идет от простого перечисления изображенных предметов, их свойств и действий, от передачи отдельных ярких деталей к последовательному, развернутому и достаточно полному рассказу. Если на первых этапах обучения речь детей бедна, однообразна, они употребляют неточные выражения, часто дополняют свой рассказ мимикой, жестами, то в процессе обучения рассказыванию речь их существенно меняется: дети связно излагают свои мысли, не затрудняются в подборе слов, используют разнообразные грамматические категории.
В старшем дошкольном возрасте становятся доступными различные виды творческого рассказывания, что объясняется приобретенным умением детей оперировать своими представлениями, обобщать, анализировать, умозаключать.
В старшей и особенно в подготовительной к школе группе довольно большой словарный запас дает возможность ребенку выбрать наиболее точную лексику, дополнять рассказ сравнениями, эпитетами, вводить описания, прямую речь; в то те время исчезает ненужная детализация и недосказанность.
Усложнение содержания высказывания детей непосредственно отражается на усложнении структуры речи. Как отмечает
И. Ядэшко, «употребление придаточных предложений в речи детей является показателем усложняющихся связей между отдельными представлениями».
К сожалению, совершенствование речи детей старшей и подготовительной к школе групп, их умение связно говорить, последовательно и полно рассказывать, обнаруживающееся в процессе бытовой, игровой деятельности, а также на некоторых занятиях, не проявляется при передаче ими знаний о природе. Рассказы детей о природе и в старшей, и в подготовительной к школе группах отличаются «клочковатостью», отсутствием четкости и последовательности изложения. О неумении детей рассказывать о природе свидетельствует и примитивный синтаксис этих рассказов: как только ребенок начинает говорить о природе, в его речи увеличивается число простых нераспространеиных предложений и уменьшается число сложных.
Это доказывает, что воспитатель должен специально учить ребенка рассказывать о природе, т. е., с одной стороны, дать им достаточные знания, позволяющие составить относительно полный и точный рассказ о каком-либо предмете или явлении природы; с другой стороны, развивать умение детей формулировать свою мысль, отобранные сведения подавать по возможности логично и последовательно.
Умение рассказывать о природе формируется у детей постепенно. И если сначала они преимущественно копируют образец речи педагога, поскольку сами не могут составить полный и точный описательный или четкий сюжетный рассказ о природе, то постепенно, по мере накопления знаний и установления для себя некоторых связей, зависимостей и закономерностей в природе начинают под руководством воспитателя, а потом и самостоятельно достаточно грамотно, точно и образно выражать свои мысли. «Программа воспитания в детском саду» определяет, какой примерно может быть монологическая речь детей средней, старшей и подготовительной к школе групп, и тем указывает основные направления в работе воспитателя по развитию связной речи детей. Средняя группа. Развивать у детей умение рассказывать об отдельных предметах и явлениях (в том числе о предметах и явлениях природы), называя наиболее яркие их признаки, описывать предметы по образцу воспитателя. Учить детей выражать свои мысли законченными распространенными предложениями.
Старшая группа. Учить детей составлять небольшие сюжетные и описательные рассказы в соответствии с заданной темой по образцу воспитателя и самостоятельно, полно и точно выражать свои мысли, пользуясь простыми распространенными и сложными предложениями.
Особое внимание обратить на составление сюжетных рассказов о предметах и явлениях природы с включением в них небольших описаний природы.
Подготовительная к школе группа. Развивать у детей умение логично, доказательно, живо говорить на разные темы, выбирать точные слова для характеристики предметов и явлений. Добиваться, чтобы дети научились самостоятельно составлять достаточно логичные и последовательные сюжетные и описательные рассказы о природе.
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.