Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Главная >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Ознакомление с природой >>

Методические рекомендации к работе в подготовительной к школе группе


Н. Ф. Виноградова, "Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой", М., 1978.
OCR Detskiysad.Ru
Публикуется с сокращениями

Работа воспитателя по ознакомлению с природой детей подготовительной к школе группы направлена в основном на углубление полученных ими ранее знаний, на формирование более полных и точных представлений о сезонных изменениях в природе, на уяснение некоторых новых, неизвестных детям связей и закономерностей.
Педагог подготовительной к школе группы должен активизировать мыслительную деятельность детей, больше развивать их инициативность и самостоятельность при выявлении связей некоторых предметов и явлений природы; сообщая что-то новое, он должен обязательно использовать уже имеющийся у детей опыт и знания; обучая детей более точно и образно выражать в своей речи то, что они узнали, педагог помогает им выбрать соответствующие языковые средства.
Как мы уже видели, обучение в средней и старшей группах опиралось в основном на чувственное восприятие детьми познаваемого, в подготовительной к школе группе возможно и необходимо шире использовать опосредованные методы и приемы — беседы, дидактические упражнения, в большей степени способствующие развитию умственной и речевой деятельности детей. Поэтому ознакомление детей седьмого года жизни с явлениями природы можно начать не с экскурсии, как в старшей группе, а с беседы, в ходе которой воспитатель выясняет их знания, что позволит ему определить содержание последующих наблюдений.
Во время наблюдений, экскурсий, прогулок, проводимых в подготовительной к школе группе, педагог не только расширяет круг представлений детей, но, главное, помогает им осознать определенные закономерности в сезонной жизни природы. Например: «всегда, когда теплая погода, снег липкий; всегда в морозную погоду снег колючий и скрипит; в теплую погоду на крышах образуются сосульки, а снег идет хлопьями» и др.
Целенаправленно проведенные наблюдения, экскурсии в природу, закрепление воспринятого в последующих беседах, детском рассказывании подводят ребят к пониманию некоторых связей и зависимостей в неживой природе, к пониманию зависимости изменений в растительном и животном мире от изменений в неживой природе. Вот, например, высказывания детей седьмого года жизни: «В начале весны солнышко долго не прячется, поэтому день длиннее, а ночь короче»; «Весной теплее, зверькам уже не нужна теплая шубка, вот они ее и меняют. Старая шерсть вылезает, а новая вырастает»; «Весной тепло и почки набухают, в них сидят листочки и ждут, когда солнышко пригреет».
Большее значение в подготовительной к школе группе придается ведению календаря природы. Дети учатся фиксировать свои наблюдения, обобщать их и делать выводы о некоторых закономерностях происходящих явлений. В отличие от предыдущей группы, когда в календаре отмечали только погоду, теперь отмечают и появление первых цветов (мать-и-мачехи, одуванчиков, подснежников), первых листьев на деревьях, первую грозу, побелку деревьев весной, а осенью отмечают появление первых желтых листьев, окончание сбора урожая на огороде, пахоту, прилет снегирей и т. п. В календаре появляются небольшие детские рисунки: желтые шапочки мать-и-мачехи, веточка с желтыми листочками, журавлиный треугольник, красногрудый снегирь и др.
Старшие дошкольники уже знают части растения: лист, стебель, корень; знают, какое значение имеет корень для любого растения. Чтобы уточнить эти знания, интересно использовать такой прием — рисование на тему «Что мы увидели бы, если бы заглянули под землю». Дети с удовольствием рисуют лес, сад, огород и при этом стараются правильно изобразить наземные и подземные части растений. Так же интересно проходят занятия рисованием на темы «Подо льдом», «Под снегом». Вообще, изобразительная деятельность детей может широко использоваться при ознакомлении их с природой. Например, можно предложить им нарисовать овощи, которые едят сырыми, цветы, которые растут на лугу (в саду, в лесу), и т. д.
Постоянные наблюдения за явлениями неживой природы, за изменениями в растительном и животном мире дают возможность выделить наиболее существенные признаки каждого сезона и признаки, общие для нескольких сезонов, но по-разному проявляющиеся. Так, дети усваивают, что мелкий моросящий дождь — примета осени, а крупный, теплый проливной дождь идет только летом, что снег бывает и осенью и весной, но для зимы это — наиболее характерный признак.
Понимание детьми вариативности признаков одного и того же явления, зависимости их от конкретных условий и сезона становится новой ступенью в познании ими природы.
Как и в старшей группе, дети получают задания на сравнение сезонов. При сравнении зимы и лета, весны и осени, т. е. сезонов, резко отличающихся друг от друга, ребятам легче выделить основные, характеризующие их признаки: долготу дня, состояние неба, характер осадков и др. Сравнение «смежных», переходных сезонов (осень — зима, весна — лето) обеспечивает усвоение менее контрастных, похожих признаков, тем самым способствует пониманию постепенности развития природы.
Задания на сравнение положительно влияют на развитие речи детей, и прежде всего на расширение их лексики за счет введения сравнительных степеней прилагательных: «Летом день длиннее, а осенью короче»; «Весной ночь поменьше, а зимой подлиннее»; «Летом день самый длинный, а ночь самая короткая, а зимой наоборот».
Если в старшей группе педагог обращает внимание детей в основном на начало и конец сезона, то, в подготовительной к школе группе он знакомит их с признаками, характеризующими наступление, разгар и переход одного сезона в другой. В процессе наблюдений, бесед дети учатся находить и формулировать эти признаки, сравнивать различные периоды одного сезона.
Целесообразно познакомить детей с некоторыми названиями, определяющими периоды сезона, например: «золотая осень» (это название должно быть известно им еще со старшей группы), «поздняя осень», «капельник». Все они очень образные, а потому понятны и легко запоминаются.
Труднее всего ребята усваивают переход одного сезона в другой, постепенность наступления нового. Этому должно быть уделено особое внимание: воспитатель предлагает ребятам охарактеризовать наблюдаемые ими типичные явления, свидетельствующие о наступлении нового времени года; подводит к тому, чтобы они сами определили данную стадию сезона; предлагает сравнить признаки начала и разгара сезона. Вот некоторые высказывания детей: «В январе бывают самые сильные морозы» (слова «самые сильные» ребенок акцентирует); «А самые сильные ветры бывают в феврале. Мы часто отмечаем в календаре погоды ветер — рисуем волнами».
Много внимания воспитатель уделяет подведению детей подготовительной к школе группы к пониманию соотношения развития живой природы с общим ходом развития сезона. Это не только дополняет их знания о характерных особенностях данного времени года, но и помогает устанавливать и объяснять новые, неизвестные им связи. Так, они усваивают и передают в своих рассказах, что в конце весны фруктовые деревья в цвету, в начале лета заканчивают цветение, а в середине — на деревьях уже плоды, но они еще не созрели, плоды поспевают осенью.
Систематические наблюдения, чтение художественных произведений, рассказы воспитателя помогают детям понять, что жизнь животных тоже зависит от сезонных изменений природы, усвоить последовательность развития живых организмов. Так дети узнают о причинах весеннего оживления и осеннего отлета птиц, зимней спячки некоторых животных, изменения их окраски в связи с сезоном, понимают зависимость цвета покрова животного от среды обитания. На протяжении года ребята следят за жизнью птиц, они видят, что, прилетев весной, птицы сначала вьют гнезда, потом кладут яйца и выводят птенцов, выкармливают их, учат летать. Наблюдая длительное время за лягушечьей икрой, дети замечают, как постепенно появляется и развивается лягушонок. Большую роль в процессе познания играет сравнение. По выражению Е. А. Аркина, посредством сравнения ребенок «как бы накладывает на предметы более густые краски, делает их для себя нагляднее, конкретнее и ярче, придает обыденному необычайный вид и таким путем питает свою эмоциональность. Иногда эти сравнения поражают своей оригинальностью и вскрывают неожиданные результаты детской наблюдательности».
Постепенное усложнение заданий на сравнение побуждает детей к подробному и всестороннему рассматриванию объектов сравнения. Интересную систему таких усложняющихся заданий предлагает в своих работах Е. И. Золотова.
Эти задания воспитатель включает в наблюдения, беседы, игры. Во время обобщающей беседы, чтобы проверить знания детей, можно дать им несколько таких заданий. Например, на экскурсии в лесу (роще, на лугу) ребята рассматривали бабочку, стрекозу, жука, сравнивали их по внешнему виду, по способу передвижения, находили сходство и различие («Жук, стрекоза, бабочка — насекомые у них есть крылья, усы, ноги»; «Жук хорошо ползает»; «У бабочки крылья широкие и пестрые, а у стрекозы длинные и прозрачные»). Вспоминая во время беседы проведенную экскурсию, воспитатель предлагает задание: отобрать картинки с изображением насекомых, которых видели на экскурсии. На последующих занятиях задание усложняется: нужно отобрать картинки с изображением насекомых, которые жужжат, стрекочут, прыгают, бегают.
При ознакомлении детей с домашними и дикими животными интересно дать задания на сравнение и классификацию животных по приносимой ими пользе, по среде обитания. Например, на стол ставятся две картинки, изображающие лес и скотный двор. Из разложенных на столе картинок с изображением животных дети должны отобрать те, на которых нарисованы животные, живущие около человека и в лесу.
Системность проводимых занятий, постепенное углубление их содержания положительно отражается в разнообразной деятельности детей. В своих рисунках, рассказах они стараются правильно и полно передать характерные признаки животного, способ его передвижения, среду обитания, реалистически объяснить увиденное:
«Заяц опять ходит серенький. На кустах и на земле валяются клочки его старой белой шерсти».
«На картинке нарисован кузнечик. Кузнечик светло-салатовый. Ему не нужно быть другого цвета, потому что он в траве живет. Его не так в траве заметно. У кузнечика длинные ноги, чтобы отталкиваться и прыгать».
Рассказывая о сезонных изменениях в природе, дети передают их последовательность и причины, используя для этого различные придаточные предложения (временные, причинные):
«Когда наступает весна, прилетают с юга птицы перелетные. Они строят гнезда, потому что им надо птенцов выводить».
«Весной, когда снег немножечко растает, распускаются весенние цветы. Сначала подснежники, мать-и-мачеха. Подснежники в лесу, а мать-и-мачеха на пригорках. А потом распускаются тюльпаны и нарциссы. Это — садовые цветы, потому что они растут в саду».
Естественным следствием систематической повседневной работы по ознакомлению детей с природой и развитию на основе этого их мышлении и речи становится понимание ими своеобразия живой и нежлвой природы, их связи и зависимости первой от второй, а также правильное употребление в речи соответствующей терминологии. Например, фраза «Снег, как живой, падает», произнесенная ребенком (6 лет 10 мес.), показывает, что он понимает, что снег неживой, но для большей выразительности сравнивает его с чем-то живым.
Дети подготовительной к школе группы легко пользуются понятиями живое — неживое при решении различных умственных задач. Например, дети говорят:
«Давайте срежем веточки и поставим их в воду. Если листочки распустятся, значит, веточки живые».
«Деревья в лесу зимой спать ложатся. Стоят, не шевелятся, листьев нет. Они спят, а не умерли. А весной они проснутся, и опять будут зеленые листочки».
«Нужно веточку срезать и посмотреть, если веточка зеленая, то дерево живое. Можно принести домой, поставить в воду, и будут распускаться листочки. Если листочки не распустятся, значит, дерево засохло».
Значительно разнообразнее в подготовительной к школе группе могут быть наблюдения за сезонным трудом людей:
осенью — пахота, посев озимых, посадка деревьев и кустарников, борьба с вредителями;
зимой — подгребание снега к стволам деревьев, выращивание растений в теплице;
весной — обрезка деревьев, борьба с вредителями, пахота, посевы и посадки на огороде;
летом — прополка, прореживание всходов, удобрение почвы.
Многие из этих видов труда доступны детям. Так, дети участвуют в подготовке почвы к посевам и посадкам (повторная перекопка земли, рыхление, оформление гряд), в посевах и посадках (посев семян огурцов, редиса, посадка рассады помидоров, луковиц гладиолусов и др.), уходе за растениями (полив, рыхление, прополка).
В результате такой работы ребята начинают понимать, что развитие растения зависит от условий, в которых оно растет, от того, насколько уход за ним соответствует его особенностям. Например, при посеве семян моркови детям объясняют, почему их перемешивают с песком («Семена моркови мелкие, с песком их легче равномерно рассыпать по лунке»). Некоторые овощи (салат, огурцы) растут на небольшой глубине, близко к поверхности почвы, которая под солнцем быстро сохнет, поэтому такие овощи нужно поливать часто. Картошка, морковь сидят глубоко, их поливают обильно, но редко.
Интересно проходят опыты, в процессе которых дети устанавливают определенные связи: намоченные семена прорастают быстрее; подкормленное растение дает больше плодов; на прореженной грядке овощи вырастают крупнее; растения, выращенные на солнечных местах, крупнее, обильнее цветут и плодоносят.
Ребятам интересны и другие опыты, например, дающие им представление о некоторых свойствах воды и воздуха.
Воспитатель на глазах детей сворачивает пустой полиэтиленовый пакет. Он надувается, потому что там есть воздух. Воспитатель берет стеклянный стакан, помещает на дно бумажную салфетку. Стакан аккуратно опускается в воду вверх дном. Вынув стакан из воды, воспитатель показывает детям, что салфетка сухая. Воздух, который был в стакане, помешал салфетке намокнуть.
Надутый полиэтиленовый пакет кладется на весы, стрелка весов колеблется. Воздух имеет вес.
Целенаправленные наблюдения, создание воспитателем условий, в которых дети приучаются самостоятельно замечать происшедшие в природе изменения, способствуют тому, что постепенно они начинают рассматривать предмет или явление детально, видеть то, что раньше ускользало от их восприятия, могут выделить самое существенное, даже если оно не сразу заметно.
Приведем рассказы детей о весне, доказывающие это.
«Ранняя весна. Уже начал таять снег. Прилетели первые птицы — грачи. Дети строят скворечники. Когда появляются первые ручейки, дети пускают кораблики. А на реках начинается ледоход. Еще ранней весной набухают на деревьях почки. Еле-еле пробивается трава. Сквозь снег пробиваются первые подснежники».
«В разгар весны снег растаял. На открытых местах воды нет, а в лесу еще лужи. Где деревья загораживают, там трава маленькая. Почки уже лопнули. На деревьях появились первые молодые листочки, свеженькие очень, потому что они только раскрылись. Ребята посадили молоденькие деревца, а на полях сеют семена хлеба».
Попытки объяснить причину явления, самостоятельно обобщить свои знания и применить их в деятельности свидетельствуют о развитии мыслительной активности, логичности мышления детей.
На седьмом году жизни они могут в доступных им пределах проникнуть в сущность явления и понятно для слушающих выразить ее, т. е., как говорят психологи, здесь налицо элементарная предметно-понятийная отнесенность (термин Н. П. Ерастова) высказывания. Это служит основой для развития и совершенствования таких качеств связной речи, как достоверность, понятность, доказательность.
В подтверждение сказанного приведем рассказы-рассуждения детей на тему «Пруд весной».
«Зимой пруд покрыт льдом и снегом. Не видно воды. Лягушки спят, зарывшись в ил. Для людей тина плохая, а для лягушек лучше, чем золото. Сейчас на пруду вода. Считай, первое мая через два дня. Уже появилась икра лягушечья. Из черных пятнышек икры появятся головастики, из головастиков — лягушки. Камыши еще только начинают расти. С прошлого года остались сухие камыши. В пруду, как в зеркале, видны деревья и дома».
«Пруд весной совсем не такой, как зимой. Зимой снег кругом, а сейчас вода. Деревья стояли голые, а сейчас уже листочки распускаются. И цветов мать-и-мачехи очень много. Зимой тихо на пруду, никого нет. Рыбы спят, и лягушки тоже спят. А сейчас весело: воробьи чирикают весело и другие птицы. Рады, что весна пришла. И лягушки тоже рады. Одна лягушка прыгнула на камень и смотрит на нас. Посмотрела-посмотрела и прыгнула в воду. Мне нравится весна, весело, и скоро купаться можно будет, потому что лето придет».
Из этих рассказов видно, что дети передают знания, полученные ими во время нескольких наблюдений, самостоятельно сравнивают и анализируют их. Так идет развитие важнейших процессов мышления — анализа, синтеза, сравнения, дети подходят к логическому, рассуждающему мышлению.




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +