С детьми старшей группы наблюдения сезонных изменений в природе становятся более систематическими, взаимосвязанными. Постепенные изменения, которые происходят в природе в течение одного сезона, дают возможность обратить на это внимание детей и помочь им установить элементарные причинные связи и зависимости между отдельными явлениями природы, сделать некоторые выводы и обобщения. В процессе наблюдений у детей развивается более пристальное внимание к окружающему миру.
На необходимость формирования этой способности с ранних лет указывали многие ученые, педагоги, методисты. Известный ученый-натуралист Д. Кайгородов писал: «Присматривайтесь к ольхе и орешнику, сережки которых, заготовленные еще с осени на кончиках веток и легко бросающиеся в глаза, начинают распускаться раньше других... Обращайте внимание на все солнцеприпечные места: тут часто вслед за исчезновением последней снежной или ледяной корочки появляются из земли головки цветочных бутончиков, а также и первые бледно-желтые, на солнце быстро зеленеющие травки и былинки... А многие ли видели и знают, например, цветы дуба, вяза, ясеня, сосны, ели? Правда, эти цветы с виду не очень-то казисты, да не вдруг и заметишь их на дереве: но если рассматривать их близко, в особенности через увеличительное стекло, будет не раз на что полюбоваться и чему поучиться».
Дети шестого года жизни способны к довольно тонким наблюдениям. Например, гуляя в сосновом лесу, они замечают, что у сосны почки бывают только на конце ветки. Можно предложить им сосчитать, сколько почек у сосновой ветки, и они убедятся, что не больше 4—5. Весной почки раскрываются и появляются молодые побеги, похожие издали на свечки, одна почка на верхушке выбрасывает побег вверх, а остальные в стороны. Так сосенка растет.
Можно рассмотреть с детьми (лучше через увеличительное стекло) почку лиственного дерева или кустарника (ивы, клена, сирени), показать им зимнюю «одежду» почки — чешуйки или волосики, а если ее разрезать, ребята увидят свернутые зеленые листочки и поймут: в почке все готово для того, чтобы вырос листок, цветок. Когда придет весна, станет тепло, почка раскроется.
Воспитатель старшей группы обращает внимание детей на то, что в течение одного сезона и в живой и в неживой природе в определенные сроки происходят заметные изменения. Так, например, можно легко выделить характерные особенности начала и середины зимы. Более наглядно это проявляется в неживой природе.
На прогулке в начале зимы воспитатель предлагает измерить глубину снежного покрова, посмотреть, насколько плотно он укрывает землю. Дети замечают, что снег еще неглубокий, из-под него видна пожелтевшая трава, а кое-где и растения с зелеными листьями.
На прогулке в январе можно снова измерить глубину снега, вспомнить, какой она была в начале зимы, спросить, почему тогда было видно на земле растения, а сейчас нет. «Их засыпал снег, — отвечают дети, — тогда снега было мало, сейчас много, снег глубокий». В результате таких наблюдений и ответов на наводящие вопросы воспитателя ребята сами делают вывод: «В январе больше снега, чем в начале зимы, он глубокий. Сильнее мороз, толще лед».
Одновременные наблюдения за изменениями в неживой и живой природе помогают пониманию существующих между ними связей, а попытки выразить это словами способствуют развитию речи детей.
Во время экскурсии в лес, проведенной в конце осени (начале зимы), воспитатель задает вопрос: «Почему не видно насекомых?» «Они спрятались», «Они убежали», — отвечают обычно дети. Такие ответы показывают, что они не знают еще истинной причины исчезновения насекомых и ограничиваются лишь констатацией самого факта. Конечно, раньше воспитатель уже рассказывал, что насекомые прячутся с наступлением холодов, но куда, и как они живут в своем укрытии, ребята представляли смутно. Поэтому, увидев зимнее жилье насекомых собственными глазами, они удивляются — сыпятся вопросы, высказывания.
Чтобы дети поняли, в каком состоянии находятся насекомые зимой, педагог предлагает осторожно потрогать гусеницу: движения ее вялы, замедленны. И здесь уже без дополнительных вопросов дети пытаются объяснить причину такого ее состояния: «Если бы было лето, она быстро бы побежала»; «Она спит, потому что холодно стало».
Высказывания детей свидетельствуют о понимании ими связи между изменениями в неживой природе и животном мире: «Холодно зимой, вот гусеница и спряталась в пенек»; «Она, как медведь, спит всю зиму, потому что холодно» и т. д. Наблюдения и беседа конкретно о гусенице дают возможность подвести детей к обобщению: «Когда становится холодно, насекомые прячутся в старые пни, коряги, под кору деревьев и спят всю зиму».
Так же путем непосредственных наблюдений дети знакомятся с сезонными изменениями и в растительном мире. Например, во время экскурсии на тему «Деревья зимой» они узнают о зимнем состоянии лиственных и хвойных деревьев, а кроме того, учатся распознавать и сравнивать их по коре, веткам, семенам. Зимой легко можно показать детям ветки, ствол, а у некоторых деревьев и почки. Сравнивая деревья, дети устанавливают: «У березки ствол тонкий, белый, с темными пятнами, а у липы толстый, коричневый»; «Почки у тополя длинные и липкие, а у липы маленькие, как горошинки»; «Семена у березы похожи на червячков, а у липы, как черненькие ягодки». В процессе беседы на экскурсии необходимо уточнить словарь детей, так как они часто не знают названий частей дерева: называют ствол столбом, ножкой, корни — корягами.
После такой экскурсии интересно проходит занятие, на котором сравнивают ветки разных деревьев, описывают их, а затем
пытаются описать и сами деревья, употребляя при этом слова ствол, ветка, почка, семена. В качестве наглядных пособий можно
использовать сделанные детьми заранее рисунки разных веток.
Приемы, применяемые воспитателем на таком занятии, различны: это и образец описания, и вопросы, помогающие сравнивать
ветки, и дидактическая игра «От какого дерева ветка?» Игру можно провести по-разному. Например, воспитатель показывает изображение дерева (березы, липы, сосны), а дети называют его и находят к ним ветки. Можно включить в игру элементы движения: несколько детей держат картинки с изображением разных деревьев, а остальные — рисунки веток этих деревьев; по команде воспитателя дети должны собраться вокруг своих «деревьев».
Вопросы педагога помогают ребенку не только сравнить ветки, но и находить для их характеристики образные слова и выражения: «С чем можно сравнить семена липы?» — спрашивает воспитатель. Дети отвечают: «Семена липы похожи на засохшие маленькие вишенки»; «У липы почки — пупырышки». «Посмотрите, — предлагает воспитатель, — как расположены у тополя почки.» — «У тополя почки длинненькие и идут друг за другом, как лесенка».
Своими вопросами педагог направляет умственную деятельность ребенка на вычленение типичных признаков, характеризующих в данном случае ветку определенного дерева, на выявление причин ее изменения. Например, при помощи соответствующих вопросов дети начинают понимать условия распускания почек, появления листьев и цветов. Все ребята указывают на необходимость тепла; на вопрос, распустятся ли ветки без воды, отвечают отрицательно; вспоминают, что для роста необходим и свет. Так, продолжая работу, начатую в средней группе, воспитатель подводит детей к выводу, который они формулируют самостоятельно: «Чтобы растение росло, цвело, нужен свет, тепло, вода».
Чтобы дети наглядно представляли состояние деревьев в разные сезоны и могли дать возможно более полную их характеристику, целесообразно рассматривать деревья во все времена года.
Усвоению знаний о природе помогают занятия по рисованию, на которых ребята получают задание нарисовать ветку дерева, какой она бывает в разное время года, и при этом соблюдать последовательность изменений.
Экскурсии, целевые прогулки, специальные занятия и беседы, в ходе которых дети обобщают результаты наблюдений, высказывают суждения, способствуют тому, что они могут уже сами сделать выводы о некоторых особенностях растительного мира в разные сезоны: «Осенью листья опадают. Деревья зимой стоят голые»; «Весной почки набухают. Они такие толстенькие. В них сидят листочки и ждут, когда солнышко пригреет»; «Ель и сосна — хвойные деревья. У них вместо листьев — хвоя. Иголки — это такие листья. Они никогда не опадают осенью».
В старшей группе необходимо показать детям влияние сезонных изменений и на жизнь живых существ. Например, больше, чем в средней группе, ребята узнают о сезонной жизни птиц. Воспитатель помогает им понять причины перелета птиц (они улетают из-за холода и оттого, что зимой им нечем кормиться) и классификации их по принципу перелетные — зимующие. Нужно уточнить и знания детей о названиях и внешнем виде птиц.
После ряда наблюдений целесообразно провести беседу о птицах с использованием игровых приемов. Можно дать ребятам задание назвать и описать по картинкам птиц, сгруппировать зимующих и перелетных, рассказать об охране птиц. Опираясь на знания, полученные путем наблюдений, дети хорошо справляются с поставленной задачей.
Различные наблюдения, проведенные в течение зимы, подготавливают детей к восприятию особенностей, своеобразия весеннего и летнего времени года, дают возможность понять прежде всего динамику и последовательность происходящих изменений. Тесная связь двух групп явлений: резкие изменения в неживой природе в начале весны и бурный рост растительности в разгар весны и летом — вот что должно стать основным при ознакомлении детей старшей группы с природой в эти времена года.
Постепенно все большее внимание педагог уделяет развитию самостоятельности детей при наблюдении за природой: умению самим заметить происходящие изменения, понять их причину, выразить понятое в речи. Этой цели подчинены и вопросы воспитателя, например: «Какое время года наступает после зимы?»; «Что изменилось в природе?»; «Чем отличается весна от зимы?» и т. п. Выяснив, чем отличается наступающее время года от предыдущего, какова причина наступающих изменений, какова последовательность развития явлений неживой природы и растительного мира, дети уже могут устанавливать определенные связи: одновременность протекания нескольких явлений, последовательность изменений, подчинение их общей причине — зависимости от изменений неживой природы.
Как уже говорилось, для сравнения двух смежных сезонов и выделения их характерных особенностей целесообразно проводить экскурсии, прогулки на одно и то же место в разную погоду, в разные времена года, в начале, в середине и в конце сезона.
Наблюдения, которые делают дети на экскурсиях и прогулках, стимулируют развитие их умения сравнивать, выделять причины, следствия и последовательность изменений. Многократные наблюдения помогают установить определенные закономерности в сезонных изменениях. Приучая ребят чувствовать и постепенно осознавать перспективу изменений природы, педагог одновременно ведет работу по развитию у них связной речи, учит их выражать воспринятое словами. Если необходимо, он подсказывает нужное слово - название самого явления или его состояния (оттепель, моросит, оседает, зеленеет, цветет).
Вот примеры речи детей.
Таня (раскрывает перспективу весеннего развития растительности): На деревьях почки набухают. Некоторые так набухли, что немножечко времени пройдет, и они лопнут. И появятся зелененькие, молоденькие листочки. Все зазеленеет».
Наташа (о причине таяния снега): «Наступила весна. Весну делает солнышко. Оно пригревает, и все тает. Весной становится снег грязный. Он тает и бегут ручьи».
Ознакомление детей с сезонными изменениями в неживой природе и в растительном мире происходит, главным образом, непосредственным путем, но при знакомстве с жизнью животных это почти невозможно, и потому широко используются художественная литература, рассказы педагога, иллюстрации, картины.
Знания детей о жизни зверей в разные времена года ограниченны, случайны, а часто и неправильны. Так, некоторые ребята не представляют себе, как заяц меняет шерсть, понимают это буквально («одну снимет, другую наденет»). Многие убеждены, что медведь потому сосет лапу, что там у него мед.
Чтение художественной литературы, беседы вызывают интерес у ребят к различным сторонам жизни животных. Для расширения знаний детей о жизни зверей зимой, например, педагог может провести в старшей группе три последовательных занятия: просмотр диафильма «Зима в лесу», рассматривание картины с изображением зайцев, беседу «Зима в лесу». Рассматривание картины соединяется с чтением рассказов Л. Н. Толстого «Зайцы», «Русак». Это помогает ребятам составить рассказ по картине. Беседа «Зима в лесу» обобщает и дополняет их знания о жизни животных зимой.
Для бесед с детьми могут быть использованы отрывки из книг Д. Зуева «Времена года», Д. Кайгородова «Родная природа», И. Соколова-Микитова «От весны до весны».
Более систематическими в старшей группе становятся наблюдения за сезонным трудом людей, при этом особо подчеркивается роль человека и его труда в охране и преобразовании природы. Наблюдения дополняются трудом самих детей, которые уже понимают, зная зависимость жизни растений от сезонных условий, что трудовые процессы будут различны в разное время года: «В начале весны снег к деревьям пригребают, чтобы им больше воды досталось»; «Осенью листья собирают и сжигают, чтобы вредителей уничтожить».
В старшей группе усложняется труд детей в огороде, цветнике, саду, он становится и более разнообразным. Это может быть повторная перекопка гряд (первая делается взрослыми), удобрение цветника, ягодника, посев семян и высадка рассады однолетних и многолетних растений, прополка гряд, рыхление земли и т. д.
Труд в природе помогает детям самостоятельно определить, в чем нуждается растение. Высказывания ребят свидетельствуют о том, что им доступно понимание зависимости состояния растений от условий окружающей природы, например от погоды: «Если летом долго дождя не бывает, то цветы засыхают»; «Как полил дождик огурчики, они сразу обрадовались и начали расти».
Для приобретения более глубоких знаний о свойствах живой и живой природы целесообразно проводить различные опыты, элементарное экспериментирование.
В старшей группе воспитатель может делать с ребятами опыты на замораживание воды, оттаивание льда. Во время этих опытов дети как бы заглядывают внутрь происходящих изменений. Вначале они неправильно отвечают на вопрос о причине изменений состояния воды, путают причину и следствие, дают случайный ответ, констатируют явление, не выделяя причину и последовательность изменений («Почему вода замерзла?» — «Потому что теперь лед стал»; «Потому что она вода»). Своими вопросами: «Что изменилось? Что было сначала, что стало потом? Почему так случилось?» — педагог стимулирует детей к объяснению. Соединение повседневных наблюдений со специальными опытами помогает детям практически усвоить причины изменений и самостоятельно сформулировать вывод: «От тепла снег тает»; «От холода вода замерзает, лед — это замерзшая вода». Таким образом ребята подводятся к пониманию зависимости состояния воды от температуры.
Постепенно дети начинают замечать и правильно оценивать различные явления природы: «Когда мороз, то снег сухой и скрипит, а нет мороза — он мокрый»; «Мы утром шли с папой, а снег скрипел под ногами. Утром всегда бывает холодней, чем днем». Эти высказывания свидетельствуют о сознательном усвоении и понимании ими определенных закономерностей в природе.
В летнее время интересно проходят опыты, помогающие установить зависимость состояния растения от количества влаги в почве, от особенности почвы. Воспитатель объясняет, что в жаркую сухую погоду поливать растения нужно больше, и обращает внимание на то, как быстро вянет, опускает листья растение, которое забыли полить. А чтобы показать, почему разные почвы поливают по-разному, можно проделать такой опыт. В три мензурки помещают песчаную, глинистую почву и чернозем. Дети наглядно убеждаются, какая из этих почв быстрее пропускает влагу, каковы свойства земли, насыщенной влагой, и сухой, и др.
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.