Детей второй младшей группы привлекают к систематическим наблюдениям природы во все времена года, знакомят с характерными особенностями каждого сезона. Нужно подвести их к установлению элементарной связи между сезонными изменениями и трудом людей в природе.
ОСЕНЬ
Солнце. Выйдя на участок, обратите внимание детей на теплую погоду: «Сегодня греет солнышко — тепло». Предложите протянуть руки к солнцу, чтобы они ощутили это тепло. После этого поиграйте с солнечным зайчиком.
На другой прогулке задайте вопрос: «А где солнышко?»
В облачный день спросите детей, что они видят в небе. В начале осени еще видны кучевые облака. Рассмотрите, какие они красивые, белые, пушистые, похожие на кусочки ваты. В пасмурный день обратите внимание детей, что солнца на небе не видно: его закрыли тучи.
Красива осенняя листва, освещенная солнцем после дождя: «Посмотрите, как блестят капельки дождя на листьях, на траве! Это солнышко светит»,— поясните детям. После дождя бывают лужи. В солнечный день они высыхают. Спросите, куда делась вода. (Ее высушило солнце.) Вымойте вместе с детьми резиновые игрушки, вынесите их на солнце, и дети увидят, что предметы на солнце высыхают.
Но вот похолодало, все пришли в теплых пальто и шапках. «Греет сегодня солнце?» — спрашиваете вы у детей. И почти все отвечают, что солнце сегодня светит, но не греет, сегодня холодно. Постепенно обращайте внимание детей, что солнце все реже появляется на небе, меньше греет и воздух становится все холоднее.
Ветер. Осенью часто дуют порывистые ветры. Выходя на прогулку, дайте каждому ребенку цветной флажок, предложите поднять его и посмотреть, как он колышется. Поясните, что дует ветер и колышет флажки.
Попросите старших детей сделать для малышей бумажные шарики из цветной плотной бумаги. Для этого надо вырезать три круга, сложить их пополам, склеить между собой, вклеив в середину веревочку. Эти шарики воспитатель раздает детям во время прогулки, говоря при этом: «Сегодня дует ветер, погода ветреная, от ветра шарики крутятся».
Малышам раздают также вырезанные из бумаги птички и самолеты. Они любят бегать, держа их за ниточки. Объясните, что бумажные птички летают от ветра. После наблюдений разрешите ребятам поиграть с флажками или вертушками, но старайтесь, чтобы они берегли эти игрушки, так как в течение осени вы будете использовать их неоднократно, да и весной они пригодятся для наблюдений.
Предложите детям подумать, от чего качаются деревья.
«А сегодня есть ветер? — спрашивает воспитатель на прогулке в тихую погоду.— А как вы узнали, что ветра нет?»
Дождь. Дети любят наблюдать за дождем с открытой веранды. Сначала он падает редкими каплями, потом постепенно усиливается. Разучите с детьми потешку:
Дождик, дождик кап да кап!
Мокрые дорожки.
Все равно пойдем гулять —
Наденем галошки.
А когда идет сильный дождь предложите детям послушать, как он стучит по крыше, прочитайте им народную потешку:
Дождик, дождик, веселей
Капай, капай, не жалей.
Только нас не замочи,
К нам в окошко постучи.
Посмотрите, как одеты люди во время дождя, скажите, что они его не боятся: надевают резиновую обувь, плащи, берут с собой зонты.
Систематически наблюдая за дождем, дети замечают, что он идет все чаще, становится холоднее, и вот появляются первые снежинки, лужи покрываются прозрачным, как стекло, ледком, но не прочным — от легкого удара детской лопатки льдинки разлетаются в разные стороны.
Скажите детям, что сейчас осень. Осенью часто идут дожди. В начале осени еще можно услышать гром и увидеть молнию. Хорошо понаблюдать за последними грозами из окна групповой комнаты. Приучайте детей не бояться грозы.
Рассмотрите после дождя, какие предметы стали мокрыми, перечислите их. (Крыши, скамейки, дорожки, листья на деревьях, трава.) Пока песок еще не очень охлажден, дети могут с ним играть. После дождя песок сырой, и нужно показать, как набирать его совками, как выкладывать из формочек. Когда песок сухой, лепить из него нельзя. Таким образом во время игр малыши продолжают знакомиться со свойствами песка.
Луна и звезды. Осенью рано темнеет и прогулки проводятся при свете прожектора или фонарей. Поясните детям, что вечером небо темное; предложите посмотреть вверх и рассказать, что они там видят. Рассмотрите светящиеся звезды. Когда появится луна, понаблюдайте ее во всех фазах: то она большая, круглая, то видна только ее часть. Дети заинтересуются и в дальнейшем будут сами замечать, есть ли луна на небе. Иногда на вечернем небе можно увидеть красные движущиеся огоньки. «Это летит самолет»,— поясняет воспитатель.
Растительный мир. Наиболее наглядные изменения происходят осенью в растительном мире. В конце лета нет-нет да и мелькнут среди зелени желтые листья. Это почувствовали приближение осени березы и липы. Предложите детям рассмотреть дерево, скажите, что у него есть ствол, ветки и листья.
Обратите внимание, что под деревьями лежат опавшие листья. Детям нравится их собирать: они разноцветные, разной формы. Предложите собрать осенний букет, принести в группу и поставить в уголок природы.
На последующих прогулках продолжайте наблюдать за листьями. Они являются прекрасным материалом для развития наблюдательности. Спросите: у всех ли деревьев одинаковые листья? Пусть ребята посмотрят, сравнят их по цвету и убедятся, что у разных деревьев разная окраска листьев. Рассматривая собранные детьми листья и отбирая самые красивые, спросите, почему они нравятся ребенку. Ваши вопросы помогут детям лучше всмотреться и заметить разнообразие цвета и формы листьев. Для развития наблюдательности и расширения кругозора детей используйте листья в играх. Воспитатель берет на прогулку куклу, одетую по-осеннему, и предлагает ей показать, с какого дерева осыпалось много листьев.
«Принесите мне лист березы»,— просит кукла, и все дети приносят по листику. Кукла берет лист в руку и спрашивает: «Сколько у меня в руке листьев березы? А у вас? Какого они цвета?». «А теперь все принесите по одному листу красного цвета»,— продолжает кукла.
Затем воспитатель предлагает детям разложить листья на скамейке, чередуя красные с желтыми. Получается красочная полоса. Полюбовавшись, возьмите листья в детский сад, наклейте их на большой лист бумаги и украсьте кукольный уголок.
Получившийся разноцветный ковер дети очень любят рассматривать. Им вспоминаются прогулки, и каждый показывает «свой» лист.
Воспитатель объясняет, как можно использовать листья в ролевых играх. «Сегодня у нашего Миши день рождения. К нему придут гости, и он будет их угощать. А где взять тарелки?» Если дети часто играют с листьями, то почти всегда их предлагают.
Во время прогулки воспитатели делают из листьев шапочки, юбочки, гирлянды, скалывая их черешками, а также лото, которое можно использовать для игр и занятий с детьми в течение года.
Для лото подготавливаются картонные карточки одинакового размера (примерно в половину открытки), подбираются парные листья одного дерева, одинаковые по цвету и величине. Их разглаживают утюгом, наклеивают по одному на две карточки и заклеивают полиэтиленом (для прочности).
Дети подбирают парные, раскладывают карточки по цвету листьев по убывающей величине, сравнивают похожие и непохожие. Лото можно использовать и на занятиях.
Во время прогулок обращайте внимание детей на то, что листьев на деревьях становится все меньше, опавшие листья делаются темными, сухими, по дорожкам их гонит ветер, они приятно шуршат под ногами. На деревьях и под ними можно найти семена. Собирайте их с детьми для зимней подкормки птиц. Скоро деревья останутся совсем без листьев. Обратите на это внимание детей.
Для закрепления знаний об осенних явлениях воспитатель проводит игру «Мы — осенние листочки». В руках у детей осенние листочки. Педагог читает текст, а дети в соответствии с ним выполняют движения.
Слова:
Мы — листочки, мы — листочки,
Мы — осенние листочки.
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул — полетели.
Мы летали, мы летали —
Все листочки так устали!
Перестал дуть ветерок —
Все уселися в кружок.
Ветер снова вдруг подул
И листочки с веток сдул,
Все листочки полетели
И на землю тихо сели.
Движения:
Стоят кружком, держа в руках листочки.
Разбегаются по дорожке. Бегают, помахивая листочками.
Садятся на корточки, поднимая листочки над головой.
Снова разбегаются и помахивают листочками.
Подкидывают листочки вверх.
В начале осени цветники детских садов украшают разноцветные астры, бархатные темно-красные георгины, высокие гладиолусы самой разнообразной расцветки. Внимательно рассмотрите с детьми форму и окраску цветков, обратите внимание на их красоту. У каждого растения есть зеленые листья, но форма их разная.
Нельзя разрешать детям обрывать лепестки цветков, мять их. Небрежное отношение к растениям перейдет в дурную привычку, которую потом трудно будет искоренить.
Животный мир. Осенью часто можно видеть, как на телеграфных проводах сидят и негромко щебечут похожие на черные бусы ласточки. Другие птицы собираются в большие стаи и стремительно летают над землей. Обратите на них внимание детей и объясните, что скоро птицы улетят в теплые края.
Остаются голуби и воробьи, которых малыши хорошо знают: они кормили их в прошлом году крошками хлеба. Покажите, как старшие дети подкармливают птиц на кормушке, как много на земле следов птичьих лапок.
Много интересного увидят малыши на огороде. Они с удовольствием следят за тем, как старшие ребята собирают урожай. Надо так организовать их труд, чтобы малыши видели дружную работу старших товарищей, бережное отношение к продуктам своего труда. Дети укладывают овощи в красивые корзиночки, а малыши рассматривают их и знакомятся с некоторыми названиями.
ЗИМА
Зимой воспитатель с детьми наблюдает, что солнце появляется реже, стало холодно, идет снег, вода замерзла, превратилась в лед. Люди надевают теплые шубы, шапки, ботинки, валенки, варежки. Дома отапливаются. Дети катаются на санках, лепят снеговиков. Старшие катаются на коньках и лыжах, наблюдают за зимующими птицами, подкармливают их.
Снег. Уже в конце хмурой осени появляются отдельные снежинки, потом они падают гуще, и все вокруг становится белым, чистым. Это удивляет маленьких детей, и, придя в детский сад, они спешат поделиться новостью с воспитателем, с другими детьми. Разделите их радость, скажите, что сегодня на прогулке обязательно рассмотрите снег.
Выйдя на прогулку, обратите внимание детей, какой свежий воздух, как все вокруг преобразилось. Объясните, что наступила зима.
Раздайте детям маленькие деревянные лопаты и предложите подкинуть снег вверх. Он разлетится. «Вот какой снег: пушистый, легкий»,— уточняет педагог. Вместе с детьми расчистите дорожку, все время повторяя, что снег легкий, пушистый.
Малыши непременно захотят потрогать его руками. В конце прогулки предложите положить снег на ладошку: пусть почувствуют, что он холодный. Но что это? Куда же делся снег? Его нет на руке. Объясните, что он растаял на теплой ладошке.
Прогулка никогда не покажется детям скучной, если вы будете с ними играть, трудиться и наблюдать за зимней природой. Игры со снегом не просто развлечение: в них дети познают свойства снега, связывают их с погодой.
Малыши двух-трех лет любят лепить из снега пирожки, печенье, используя формочки, совки, ведра. Игры будут интереснее, если раздать детям резиновые фигурки людей и животных, фанерные силуэты домов и елок на подставках (чтобы удобнее было вставлять в снег).
Приучайте детей сначала очищать от снега место для игры, подметать его маленькой метелкой; закончив постройки, подправлять их. Уходя с прогулки, предложите посмотреть, не насорили ли они, не сломали ли снеговика.
Дети, даже самые маленькие, очень быстро привыкают к порядку, стараются беречь свои постройки и играют около них по нескольку дней.
Обращайте внимание детей на зимние явления. Понаблюдайте, как падает снег. Спросите, куда он падает. (На скамейки, на ступени лестницы, на забор, на деревья, на крышу веранды и т. д.)
Дети очень любят такие наблюдения и сами предлагают их повторить на следующих прогулках. Посмотрите, как во время снегопада снег кружится в воздухе. Прочитайте слова из детской песенки:
Снег, снег кружится,
Белая вся улица...
После снегопада покажите, какие высокие сугробы намело вокруг. Собирайте снег на участке для будущих построек в одно место. Выделите площадку для подвижных игр. Она должна быть ровной, хорошо расчищенной и достаточно просторной. Сделайте не очень высокую горку с широкими ступенями сзади, снежную машину или пароход. Для игр с куклами вылепите 2-3 комнатки из снега, расположите в них стол, стулья, кровати (сиденья стульев и крышку стола нужно покрыть дощечками).
Делая постройки, рассказывайте детям о свойствах снега: «Сегодня снег липкий — из него можно лепить стол в комнате у кукол»; «Польем горку водой — она замерзнет и будет скользкой»,— замечает воспитатель.
В морозную погоду рассмотрите с детьми снежинки. Они очень хорошо видны на темном рукаве пальто. Скажите, что снежинки похожи на красивые звездочки, загадайте загадку А. Рождественской:
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
(Снежинка.)
Лопат в морозный день давать не следует. Лучше предложить санки, кукол, одетых в зимнюю одежду. Дети очень любят наблюдать, как замерзает подкрашенная вода, разлитая в формочки, с опущенным туда концом нитки. Получаются красивые цветные льдинки, украшающие участок.
В оттепель малыши поправляют свои постройки, сооружают новые, бросают в цель снежками. При этом укрепляются мышцы тела, развивается глазомер.
Поставьте корзинку или таз на расстоянии 70—80 см. Когда дети научатся попадать в цель, отодвиньте ее на расстояние до 1,5 м. Снежки для малышей делают старшие.
Иногда дети пытаются брать снег в рот. Наберите немного снега на блюдечко или в чашку. В помещении он растает, и на дне останется грязная вода. Покажите ее ребенку и сделайте вывод, что снег есть нельзя: можно заболеть, так как он грязный и холодный.
Пойдите с детьми на каток и понаблюдайте, как катаются школьники. Лед твердый, прозрачный. Расскажите, что его поливают водой и вода замерзает на морозе.
Дети уже привыкли наблюдать и, выходя на участок, могут ответить на вопросы: тепло или холодно сегодня? Есть ли солнце на небе? Идет снег или нет? Есть ли ветер?
Приучайте детей пользоваться игрушками и другими предметами в зависимости от погоды. Если выпало много снега, воспитатель предлагает взять лопаты и почистить дорожки. «Сегодня снег не падает,— говорит воспитатель на следующей прогулке,— чистить дорожки не надо. Лопаты не возьмем. Сегодня снег липкий — будем лепить снеговика».
В мороз обратите внимание детей, как тепло одеты люди: в теплых пальто, шапках, поднимают воротники, на руках у всех варежки, на ногах теплая обувь. Все стараются идти быстро, чтобы согреться. Покажите детям глубокие сугробы, которые спрятали под снегом даже елочку.
Ближе к весне снег становится ноздреватым, твердым — из него уже нельзя лепить. Сверху он грязный. Растопив снег, еще раз покажите, сколько в нем грязи.
Постепенно солнце греет все сильнее. Появляются сосульки. Наблюдайте за ними в мороз и оттепель. Теперь дети могут ответить на вопрос, почему сосульки тают и с них капает вода. «Сегодня послушаем, как звенит капель»,— предлагает воспитатель и, взяв ведро, ставит его под сосульки.
Деревья. Во время прогулок в парк проводите наблюдения за деревьями. Покажите, что у каждого дерева есть ствол и ветки. У одного дерева кора темная (липа), у другого — светлая (тополь). На ветках нет листьев: они опали осенью. Дети любят рассматривать ель, увешанную многочисленными шишками. Скажите, что у ели тоже есть ствол и ветки. Вместо листьев у нее зеленые иголки (хвоя).
С прогулки принесите еловые шишки, рассмотрите их с детьми и положите в уголок природы. В тепле они раскроются и из них высыплются семена. Сделайте из шишек смешные фигурки, приделав к ним руки и ноги из палочек.
На следующей прогулке покажите детям, что деревья разные по высоте: есть низкие, есть высокие. Поиграйте в игру «Раз, два, три — к низкому (высокому) дереву беги!», наметив низкие и высокие деревья.
Объясните детям, что деревья зимой надо беречь: не обламывать веток, не играть у самых корней. Когда выпадет много снега, люди отряхивают снег с веток, чтобы они не сломались.
Птицы. Понаблюдайте и покормите с детьми голубей. Голуби — птицы крупные, их хорошо можно рассмотреть: они не так пугливы, как другие.
Перед прогулкой воспитатель говорит детям, что нужно взять крошки хлеба, чтобы покормить голубей. Придя на место, сначала рассмотрите их, спросите, много ли голубей. Затем предложите посмотреть, как они будут клевать. Подзывайте голубей, ласково разговаривая с ними. Дети всегда внимательны к словам и действиям воспитателя. Затем дайте каждому ребенку немного крошек и предложите покормить птиц.
Обратите внимание детей, что у голубей есть глаза — они видят корм, когда им насыпают; есть клюв — они клюют крошки; у них есть ноги — они ходят; есть хвост.
На следующих прогулках рассмотрите внешний вид птиц подробнее. Отметьте, что у них есть крылья — они летают, что голуби бывают разного цвета, разной величины. Скажите, что голубей называют иногда сизарями. Прочитайте стихотворение И. Токмаковой «Сизари»:
Голуби, голуби, раз, два, три...
Прилетели голуби, сизари.
Сели и нахохлились у дверей.
Кто накормит крошками сизарей?
Дети говорят, как бы отвечая: «Мы накормим крошками сизарей».
В течение зимы наблюдайте с детьми повадки голубей: они мало летают, больше ходят и при каждом шаге кивают головой; они чистятся, охорашиваются, воркуют, как бы разговаривая друг с другом.
Всегда начинайте наблюдать после того, как покормите птиц. Дети поймут, что голуби не боятся людей, они к ним привыкли. Наблюдения должны быть непродолжительными, но частыми. Покажите детям, что вместе с голубями кормятся и другие птицы. Это воробьи.
Наблюдайте за воробьями: сначала рассмотрите внешний вид, затем изучите повадки. После этого сравните птиц. (Тело голубя и воробья покрыто перьями, те и другие летают, но есть у них и различия: голубь больше воробья, голубь воркует — воробей чирикает, голубь ходит — воробей прыгает.)
Во время наблюдения прочитайте детям маленькое стихотворение про воробьев:
Жили-были два воробушка,
Два маленьких, два хорошеньких,
Один Чик, другой Чирик,
Оба вместе Чик-Чирик!
После наблюдений за птицами поиграйте с детьми в игры.
«Голуби и воробьи». Разделите детей на три группы: одни — голуби, другие — воробьи, третьи — дети. Предложите послушать рассказ и выполнить то, о чем в нем говорится. Рассказ может быть таким: «Настала зима. Было очень холодно, и птицы хотели есть. Пришли дети, принесли зерен и крошек, насыпали и отошли в сторону, чтобы не напугать птиц. Увидели голуби детей и полетели к ним. Голуби летят медленно, широко машут крыльями, а за ними — воробьи. У них крылышки маленькие, они быстро ими машут. Прилетели, поклевали и стали гулять. Голуби ходят и головой кивают, а воробьи рядом скачут. Голуби воркуют: ур-ур-ур, а воробьи чирикают: чик-чирик. И птицы рады, что наелись, и дети рады, что птиц накормили. Всем хорошо». «Вороны». Воспитатель делит детей на две группы: одни изображают ворон, другие — собак. Воспитатель говорит: «Возле елочки зеленой скачут, каркают вороны: кар-кар-кар». Дети скачут и каркают. Воспитатель продолжает: «Вот собаки прибежали, и вороны улетели». Вороны с карканьем разбегаются, а собаки их пугают.
«Птицы». Каждый ребенок сообщает, какой птицей он хочет быть. Затем устраивает себе гнездо, рисуя круг, и встает в него. Воспитатель говорит: «Полетели все птички из гнездышек!» Птички вылетают из гнезд. (Дети бегают по участку.) По сигналу (гудок, звонок, хлопок) они возвращаются в гнезда. (Дети движутся свободно, кто как хочет.)
Малыши наблюдают, как старшие дети кормят птиц у себя на участке, насыпая корм в кормушки. После этих наблюдений повесьте кормушку под окном своей группы и каждое утро насыпайте корм. Скажите детям, что, когда птицы накормлены, им и мороз не страшен. Только будьте сами аккуратны: никогда не забывайте накормить птиц, даже в самую метельную или морозную погоду. Дети вместе с воспитателем наблюдают через окно, как птицы клюют зерна и крошки.
Педагог может предложить: «Какая сладкая была сегодня морковка! Давайте и птичек покормим». Натирает при детях морковь на мелкой терке, пересыпает ее сухарями и кладет на кормушку. Дети смотрят, как птицы сначала отлетают, а потом, когда воспитатель уйдет, возвращаются и начинают клевать. После этого малыши сами предлагают: «Давайте дадим птичкам яблоко». Так дети постепенно узнают, чем можно кормить птиц.
После Нового года старшие ребята выносят на участок елку и устраивают праздник для птиц, развесив на ней самое различное птичье угощенье: тут и зерна, и семечки, и кусочки несоленого сала для синичек. Если птицы посещают кормушки систематически, то на елку их соберется много и вы с детьми сможете их рассмотреть. Не забывайте отмечать заботу старших детей о птицах, их любовь к ним.
Для закрепления знаний о птицах и их повадках поиграйте в игру «Кто прилетел на кормушку». Вырежьте из картона несколько знакомых детям птиц (птицы должны быть крупными, на подставке). На столе расстелите белую бумагу, вокруг стола посадите детей так, чтобы им хорошо были видны ваши действия.
Воспитатель говорит: «Вот кормушка, я насыплю... (называет корм), сейчас прилетят птицы. Вот прилетел... Кто это, дети? (Показывает голубя, дети отвечают.) Поклевал голубь, позвал... Кого позвал? (Дети говорят.) Прилетел еще голубь. Теперь положу кусочек сала. Кто сейчас прилетит? (Дети называют). Да, синичка любит сало, вот и она прилетела. Клюет синичка».
Труд людей. Гуляя с детьми по улицам, обращайте внимание на труд дворников: они скалывают лед и посыпают дорожки песком, чтобы люди не падали, очищают тротуары от снега большими лопатами и скребками. Их труд облегчает большая снегоуборочная машина. Понаблюдайте за ее работой.
Ближе к весне взрослые сбрасывают снег с крыш и сбивают сосульки. Рассмотрите с детьми, какие они ледяные, холодные и прозрачные. Воспитатель напоминает, что брать их в рот нельзя.
К концу зимы воспитатель вместе с детьми делает вывод, что зимой солнце не грело, часто шел снег, было холодно. Люди надевали теплую одежду и холода не боялись. Дети с воспитателем кормили птиц, чтобы им не было холодно и голодно.
ВЕСНА
Воспитатель знакомит детей с весенними явлениями: солнце ярко светит и греет, становится тепло, тает снег, текут ручьи, распускаются листья на деревьях, появляются трава, цветы. Воробьи громко чирикают, купаются в лужах, вороны каркают. Прилетели грачи, ласточки и другие птицы. Можно увидеть бабочек, жуков, мух. У животных появляется молодняк. Люди сменяют теплую зимнюю одежду на более легкую. В скверах сажают деревья, кустарники, в цветниках — цветы. Вместе с детьми воспитатели сеют на грядках семена цветов и овощей, приучают поливать их.
Наблюдения за явлениями неживой природы
Солнце. Погода в начале весны капризна. Подует холодный, пронизывающий ветер с севера или востока — все вокруг скует мороз. Ветер раскачивает со скрипом деревья, бросает в окна снег. А южный и западный ветры несут оттепель и осадки. Выглянет солнышко — и заискрятся сугробы, нанесенные метелью. Теперь в атмосфере все больше ультрафиолетовых лучей, особенно при утреннем солнце. Поэтому утром и днем с малышами надо больше гулять на солнечных участках. Дети даже немного загорают, и на нежной коже лица у некоторых уже выступают веснушки, хотя до 22 марта — начала астрономической весны — еще далеко.
На прогулках дети замечают, что весеннее солнце иное: оно очень яркое и теплое — так и хочется снять варежки. Поиграйте с детьми с солнечным зайчиком. Вынесите на прогулку маленькое зеркало и скажите детям, что стало тепло и к ним на прогулку прискакал зайчик. «Сейчас он побегает, а вы его будете ловить». Наводит солнечный луч на стену веранды и говорит:
Солнечные зайчики
Играют на стене,
Помани их пальчиком,
Пусть бегут к тебе.
По команде «Ловите зайчика!» дети бегут и пытаются его поймать.
Под крышей появилось много сосулек, которые красиво сверкают на ярком солнце. А зимой их было мало. Это солнышко греет и растапливает снег. Внесите с детьми немного снега на блюдце в комнату и посмотрите, как он тает. Спросите, отчего снег растаял. На прогулке предложите собрать снег в формочки и поставить на солнышко. Вскоре в формочках будет вода. Предложите снять варежки и протянуть руки к солнцу. «Чувствуете, как пригревает солнышко?»— спрашивает воспитатель. На одной из прогулок можно послушать, как звенит капель.
Возьмите на прогулку куклу, одетую в зимнюю одежду. Пусть дети покажут ей, что изменилось на участке. В конце игры ребята могут прочитать знакомые строчки:
Смотрит солнышко в окошко.
Светит в нашу комнатку,
Мы захлопаем в ладоши,
Очень рады солнышку!
(А. Барто)
Солнце греет с каждым днем все сильнее. Дети пробуют лепить снеговиков, но у них ничего не получается. С горки нельзя покататься: она осела, снег стал рыхлым, взрослые его убирают. Весело помогать наступающей весне — всюду оживление.
Дайте ребятам маленькие деревянные лопаты, и пусть они собирают снег в легкие ящики, а затем на санках увозят его с теневой стороны на солнечную: тут снег разбрасывают и наблюдают, где он быстрее тает — в тени или на солнце. Дети вместе с воспитателем делают вывод, что солнце сильно греет, поэтому снег быстро тает, а в тени солнца нет — там снег тает медленнее.
Лужи. Появляются лужи. Утром они затянуты льдом, который можно легко разбить лопаткой. Хрупкие прозрачные льдинки летят в разные стороны. Днем лужи тают, увеличиваются, и вот уже несутся по двору с журчанием ручьи, к которым устремляется детвора.
Малыши бросают в воду палки, щепки, камешки и бегут смотреть, куда они поплывут. «А почему мой камешек не плавает? Где он?»— спрашивает малыш, бросив камень в воду. «Камень тяжелый — он утонул,— поясняет воспитатель,— а щепочка плавает — она легкая». Так дети познают свойства некоторых материалов.
Сделайте для детей лодочки из бумаги, опустите их в растопленный парафин. Такие лодочки будут прочными и не размокнут при плавании в луже или ручейке.
Наступает трудное время для воспитателей: на участке всюду вода. В это время хорошо совершать прогулки по улице и в парке там, где подсохла земля.
Наблюдения за растительным миром
В конце февраля принесите в группу ветки тополя, сирени с крупными почками и поставьте в банки с водой. Через некоторое время на них распустятся зеленые листочки. Зазеленеет также на подоконнике салат, посеянный для подкормки птиц, и лук. Поставьте на окно выкопанное из земли и посаженное в горшочек растение мать-и-мачехи.
Прогулки в парк. С детьми уже можно гулять в парке, если он недалеко. В парке еще многие деревья запушены снегом. Обратите внимание на красоту молодых елок в снегу. Рассмотрите толстые ветки тополя, его крупные почки и цилиндрические сережки. Напомните детям, что в группе на них уже листья, которые хорошо пахнут. Спросите, почему в комнате на ветках появились листья, а в парке только почки.
Предложите детям хорошо посмотреть, нет ли чего-либо нового в парке. Дети с помощью воспитателя замечают, что воробьи собрались вместе и громко чирикают, а зимой, в холод, они сидели нахохлившись. Видят, что снег лежит только около деревьев, а на дорожках растаял.
На следующей прогулке дети отмечают, что снег уже растаял и около деревьев, а на сухих местах, где была земля, видна зеленая травка. Скоро они увидят и первые листочки, такие же, как на ветках в группе; узнают ярко-желтые цветы мать-и-мачехи. Объясните, что растения эти расцвели первыми — их надо беречь, нельзя рвать.
Конечно, детям трудно удержаться. Так хочется подержать в руке первый весенний цветок! Когда их на полянке будет много, разрешите детям сорвать по одному цветочку. Пусть они их понюхают, принесут в детский сад и поставят букетики в вазочки с водой. Объясните, что растения нужно рвать у самой земли: иначе их нельзя будет поставить в воду — и они завянут.
В парке дети наблюдают, как садовники обрезают деревья. Возьмите несколько веток в группу. Листья появятся быстрее, чем в первый раз.
Деревья. К этому времени земля на групповом участке высохнет, осмотрите деревья и кустарники (до начала сокодвижения) в присутствии детей и удалите поврежденные и сухие ветви.
Когда зацветут фруктовые деревья, побывайте в саду. Если сада поблизости нет, посмотрите, нет ли фруктовых деревьев около ближайших домов. Покажите, как красивы белоснежная вишня и яблоня с розовыми душистыми цветками. Пусть дети понюхают цветки, понаблюдают, как много пчел прилетает за цветочным соком, из которого они сделают сладкий душистый мед.
Познакомьте детей с цветущими растениями. Прежде всего это подснежник. Обратите внимание на его нежный, белый цвет, на едва слышный приятный запах. Рассмотрите медуницу. Интересно, что ее цветок меняет свою окраску — от красного до синего цвета. Иногда на одном растении можно увидеть цветки двух окрасок. Расскажите о каждом растении что-нибудь интересное.
Труд на огороде. Как только просохнет земля, старшие дети начинают работать на огороде.
Покажите малышам огород, дорожки, по которым можно ходить, грядки с бороздками, в которые сеют семена. Понаблюдайте, как аккуратно старшие дети раскладывают семена в бороздки, засыпают их землей, а затем поливают из леек. Воду носят осторожно, не проливая, ходят вдоль грядок, носок лейки с распылителем держат близко к земле.
Посмотрите, откуда дети берут воду. Недалеко от огорода стоит ванна, наполненная водой. Она теплая, нагрелась на солнце. Скажите, что холодной водой грядки поливать нельзя: семена долго не взойдут.
В конце прогулки по огороду покажите малышам их грядки, подготовленные воспитателями. Скажите, что и они будут сеять семена вкусных овощей.
Наблюдения за животным миром
Насекомые. Как только просохнет земля, малыши устремляются к заборам и деловито раскапывают землю, с большим упорством отыскивая разных жуков и букашек. Дети замечают, что одни жуки только ползают, другие могут и летать: у них есть крылья; можно услышать, как жужжат жуки.
Интересен клоп-солдатик. Он крупный, подвижный, ярко окрашенный. Его красные надкрылья с черными пятнами привлекают внимание ребят. Солдатики живут колониями. Понаблюдайте, как они ползают, собираются вместе.
Рассмотрите с детьми бабочку. Обратите внимание, какие у нее красивые крылья; вспомните, что они покрыты пыльцой и в руки бабочек брать нельзя, так как пыльца сотрется — и бабочка не сможет летать.
Дети будут задавать много вопросов о насекомых. Необходимо давать им правильные ответы. Если вы не знаете, скажите, что ответите после того, как прочтете об этом в книге. Свое обещание обязательно выполните: любознательность ребенка должна быть удовлетворена.
Птицы. С приближением весны дети замечают, что на кормушку больше не прилетают синички и щеглы. Остались одни воробьи. За ними тоже интересно наблюдать весной.
Посмотрите, как воробьи купаются в весенних лужах. Вспомните стихотворение М. Клоковой «Зима прошла»:
Воробей с березы
На дорогу — прыг!
Больше нет мороза —
Чик, чирик!
Вот журчит в канавке
Быстрый ручеек,
И не зябнут лапки —
Скок, скок, скок!
Высохнут овражки —
Прыг, прыг, прыг!
Вылезут букашки —
Чик, чирик!
Объясните детям, что весной солнце греет сильно, на деревьях появляются листья. В лесу много насекомых. Сейчас птицы вьют гнезда и корм находят сами.
Если недалеко от вас есть грачевник, обязательно покажите его детям. Пусть они посмотрят на большие грачиные гнезда из сухих веток, расположенные на высоких деревьях. Их хорошо видно.
На следующей прогулке покажите прилетевших грачей. Они прогуливаются по подсохшим дорогам, и дети могут их хорошо рассмотреть. У грачей черное, блестящее оперение, большой клюв. Скажите, что грачи уничтожают вредных насекомых. Позже понаблюдайте, как грачи поправляют свои старые гнезда. Послушайте, как они громко перекликаются, перелетая с одного дерева на другое. Объясните, что грачи улетали на зиму в теплые края, а теперь возвратились и будут жить вместе с нами, прилетят и другие птицы.
Воспитатель говорит, что скоро будет праздник — День птиц. Принесите скворечник и скажите детям, что повесите его на групповом участке. В утреннике, посвященном Дню птиц, малыши участвуют тоже. После праздника они, как и другие дети, вместе со взрослыми выносят свой скворечник, прибитый к шесту. Воспитатель привязывает его к дереву.
Дети с большим нетерпением ждут прилета скворцов. И как бывают довольны, когда увидят, что в их скворечник юркнула небольшая темная птичка! Это скворец. Понаблюдайте, как блестят на солнце крапинки на его крылышках. Когда он сидит на ветке перед скворечником и поет, ребята слушают, затаив дыхание. «Это наш скворец,— говорят они.— Он для нас поет!» Прочитайте такие строчки:
Зиме конец,
Летит скворец
И громко распевает:
— Пришла весна,
Ясна, красна.
Смотрите, как все тает!
В середине мая прилетают ласточки. Дети узнают их по черному оперению и белой грудке. Обратите внимание на быстрый и непрерывный полет ласточек. Объясните, что ласточки не просто летают, а ловят в воздухе мух и комаров. Разучите с детьми четверостишие:
Милая певунья,
Ласточка родная,
Ты домой вернулась
Из чужого края.
Прогулки на водоем. Проведите несколько прогулок к ближайшему водоему. Предложите прислушаться к кваканью лягушек. Понаблюдайте, как лягушки прыгают в пруд. Объясните, что от солнышка стало тепло, но вода нагрелась только у берегов. Лягушки греются в теплой воде.
На следующую прогулку возьмите с собой таз и посадите туда лягушку. Пусть дети понаблюдают, как она плавает, как взбирается на камень, который вы положили. Рассмотрите ее влажную кожу, выпуклые глаза, перепонки на лапках. Расскажите, что лягушка хорошо видит вредных насекомых и ловит их. Лягушек все берегут: они приносят пользу.
После рассматривания отпустите ее в пруд: пусть греется на солнышке. Закончить прогулку можно чтением маленького стихотворения про лягушку:
Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки,
Ква-ква-ква, ква-ква-ква,
Скачет, вытянувши ножки.
Домашние животные. У домашних животных появляются детеныши. На прогулках можно увидеть кошку с котятами, которых она кормит своим молоком, вылизывает языком. Она их очень любит. Если удастся, дайте детям возможность погладить котенка, ощутить его мягкую, шелковистую шерстку.
Расскажите, что у котенка есть уши — он хорошо слышит, есть глаза — он видит, ноги — он бегает. Рассмотрите усы. Интересно посмотреть на этих же котят через две недели: дети заметят, что они выросли, лакают молоко из блюдечка и играют с бумажкой, привязанной к нитке.
Наблюдая животных, прочитайте детям небольшие стихотворения и потешки. Например:
Я теленочка ласкала:
Был он маленький.
Свежей травкой угощала
У завалинки.
Или:
Кто это лает — ау-ау-ау?
А кто мяучит — мяу-мяу-мяу?
А кто мычит — му-му-му?
Кто хрюкает — хрю-хрю-хрю?
Воспитатель спрашивает, а дети отвечают.
После наблюдений за животными проведите игру «Кто в домике живет». Воспитатель делит детей на группы: каждая изображает какое-нибудь животное. Дети становятся в кружки. Один ребенок подходит, стучит палочкой и спрашивает: «Кто в домике живет?» Дети отвечают, подражая голосу того животного, которое они изображают: квакают, как лягушки, гогочут, как гуси. Спрашивающий отгадывает, кто живет в домике. Игра повторяется с другим ведущим.
Игра «Чьи детки». Воспитатель раздает детям картинки с изображением животных: собаки, кошки, коровы и др. Картинки с изображением их детенышей оставляет себе и говорит: «Плачут котята: потеряли они свою маму. Кто у них мама?» «Кошка»,— говорят дети. «Поможем котятам найти свою маму. У кого она?» Ребенок, у которого картинка с изображением кошки, поднимает ее и берет себе картинку с изображением котят. Игра продолжается до тех пор, пока все «детеныши» не найдут своих «мам».
В сельской местности с детьми можно пойти на пастбище и посмотреть, как резвятся телята, как они щиплют траву. Рассмотрите с малышами теленка. Покажите, какие у него большие глаза, уши, высокие ноги, хвост, которым он отгоняет мух. Можно увидеть и худенького, на тонких длинных ногах жеребенка.
ЛЕТО
Воспитатель на прогулках знакомит детей с изменениями погоды, учит различать некоторые садовые и полевые цветы по форме, окраске и запаху, деревья — по форме листьев, фрукты и овощи — по форме и цвету. Дети продолжают наблюдать за насекомыми, птицами, за повадками домашних животных, собирают в лесу землянику.
Наблюдения за явлениями неживой природы
Солнце. Летом вся жизнь детей проходит на участке. Отметьте, что летом солнце сильно греет, поэтому дети гуляют в трусиках и панамах: утром — на открытых участках, а днем — в тени. Спросите, почему не на солнышке.
Ребята любят играть с песком, камешками. Утром все это холодное. Перед уходом на обед предложите потрогать землю, камни, песок: они стали горячими, так как нагрелись от солнца.
Спросите малышей, куда идут старшие дети с полотенцами. Ребята скажут, что очень жарко и старшие пошли купаться на речку. А малышей обливают под душем. Заметьте детям, что они потемнели от солнца — загорели.
Утром взрослые поливают участок и песок. Дети уже знают, что из сырого песка можно лепить, а сухой рассыпается. Воспитатель предлагает сравнить цвет сырого и сухого песка.
Для определения направления ветра дети иногда выносят флажки. «Какой сейчас ветер: холодный или теплый?» — спрашивает воспитатель. Малыши отвечают, что ветер летом теплый: его нагрело солнце.
Обратите внимание, что листья растений в жаркий день поникли, а цветки опустили головки. Предложите потрогать землю: она сухая. Скажите, что растениям очень жарко на солнце, но днем поливать их нельзя. Сделайте это вместе с детьми вечером, а утром они увидят, что растения стоят бодрые, упругие. Объясните, что растения поднялись оттого, что их хорошо поливали: растения любят воду. Потрогайте землю — она сырая.
В жаркие дни обратите внимание детей на поведение животных: кошка лежит в тени; собака высунула язык и тяжело дышит; петух и куры часто пьют воду, смешно запрокидывая голову. Объясните, что животным тоже жарко, им хочется пить. В укромном месте, в тени, поставьте для них воду.
Обратите внимание на то, как нагрелась в ванне вода для поливки растений. Дети делают вывод, что ее нагрело солнце.
Дожди. Учите детей замечать, есть ли на небе облака или нет. Вот появились облака, они закрыли солнце, подул ветер, все вокруг потемнело, загремел гром, сверкнула молния. В это время дети должны быть в укрытии. Понаблюдайте через окно, как красиво блестит молния в черных тучах. Вот пошел дождь. Объясните, что летний дождь поливает все наши растения. Обращаясь к дождю, воспитатель говорит:
Дождик, дождик,
Полно лить,
Наших детушек
Мочить!
А дети отвечают:
Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе я гущи,
Дам тебе я ложку,
Хлебай понемножку.
Увидев радугу, дети обращаются к ней:
Радуга-дуга,
Не давай дождя!
Давай солнышка,
Колоколнышка!
Покажите детям, как умылись деревья, листья стали мокрые, капли дождя блестят на солнце. Небо голубое, солнце ярко светит. Как красиво! Какой свежий воздух! Все растения поднялись, посвежели. Птички, спрятавшиеся во время дождя, весело щебечут.
Наблюдения за растительным миром
Цветник. Дети любят рассматривать растения, нюхать цветки, собирать опавшие и играть с ними.
Поддерживайте у детей этот интерес, называйте новые растения. Не беда, если малыши не запомнят название; важно, чтобы они любовались цветущими растениями, берегли их, не рвали, не топтали. Вместе с ними замечайте появление новых цветков.
В июне расцветают анютины глазки, васильки, гвоздика, мак, маргаритки, люпин. Рассмотрите сначала каждое растение отдельно, например маргаритки. Соцветия их очень яркие и привлекают детей. Спросите, какого они цвета, формы, что у них есть кроме цветков. Предложите показать на клумбах растения, похожие на маргаритки. Можно срезать несколько цветков и поставить в вазу с водой.
В июле расцветают бархатцы, вьюнок, душистый горошек, ноготки. Рассмотрите их с детьми, предложите понюхать, поискать цветки, похожие друг на друга, и сказать, чем они похожи.
Прогулки в лес. Дети очень любят прогулки в лес. В сосновом лесу сухо, воздух напоен запахом хвои, но в нем мало растительности.
Хорошо в лиственном лесу, особенно на опушке: там и деревья, и цветущие растения, и мягкая трава. Посмотрите с детьми, какие деревья растут в лесу. Покажите цветущую липу, сорвите несколько цветков и предложите понюхать. Обратите внимание, что возле лип вьется много пчел. Объясните, что из сока липовых цветов пчелы делают душистый мед. Вспомните про медуницу.
Рассмотрите с детьми цветы и прочитайте про них стихотворения.
Про одуванчик:
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет — нарядится
В беленькое платьице:
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.
(Е. Серова)
Про ромашку:
Добрый день, ромашка,
Белая рубашка,
Желтая середочка,
Листья — словно лодочка!
(Л. Куклин)
Про колокольчик:
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня
Темно-голубые?..
(А. Толстой)
Напомните, что рвать растения не следует, они завянут. Когда станет очень жарко, пригласите детей в тень. Спросите, стало ли им прохладнее и почему.
На следующих прогулках в лес или на луг сравните растения по форме, цвету и величине. Такое задание можно давать только тогда, когда у детей накопится достаточно знаний. Названия часто встречающихся растений малыши должны знать.
Приучайте детей различать некоторые деревья по листьям. Для этого подбираются деревья с контрастными листьями. Сначала предложите посмотреть, какого цвета, например листья клена и листья березы. (Они зеленые.) А на других деревьях? (На всех зеленые.) После этого рассмотрите форму листьев, например у ивы, какие они. (Они длинные, узкие.) Лист липы круглый, лист клена с зубчиками. Сделайте вывод, что у всех деревьев листья зеленые, но форма у них разная. Скажите, что листья с дерева рвать нельзя (для рассматривания выбираются низкие деревья).
Кроме цветов, детям все чаще начинают попадаться ягоды. Покажите спелую землянику и объясните: она красная, душистая — ее можно есть, а зеленую есть нельзя — она невкусная. Пусть дети покажут вам ягоду, которую собираются сорвать. Объясните, как надо срывать, чтобы не портить весь кустик. Через несколько дней на нем созреют и остальные ягоды.
Когда сойдет земляника, дети собирают чернику.
На огороде. На огороде малыши бывают ежедневно и рассматривают, что нового появилось на грядках. Идет сбор ранних огурцов, и дети наблюдают, как воспитатель осторожно раздвигает плети и обрывает огурцы. Каждый огурец вызывает восторг: «Ой, какой толстый!— восклицают малыши.— А вот совсем тоненький, он вкуснее!» Воспитатель предлагает найти два одинаковых огурца.
Поспел сладкий горох. Малыши осторожно обрывают его внизу и складывают в корзинку.
Особенно вкусна клубника со своего огорода. Обычно ее сажают на бордюре огорода второй младшей группы. Дети с удовольствием собирают крупные сладкие ягоды.
Ребята любят показывать свой огород куклам. Подробно рассказывают мишке, где растет репа, как узнать по ботве, где морковь, а где свекла. Мишка (за него говорит воспитатель) очень удивляется, как много знают дети; просит их проверить, как он усвоил, что где растет на огороде. Дети смеются, когда мишка, указывая на огурцы, говорит, что это салат, а морковку называет репкой, и поправляют его.
Различные варианты таких игр углубляют знания, умение различать овощные культуры, развивать речь детей.
Наблюдения за животным миром
Насекомые. Летом внимание детей привлекают жуки. Рассмотрите, как они ползают, некоторые из них летают. Дети обращают внимание на длинные усы жуков-усачей. Многие жуки привлекают детей яркой окраской надкрыльев: семиточечная коровка — красной, навозные — блестящей ярко-зеленой. Посадите коровку на руку, она поползет по ней, а затем, расправив крылья, улетит. Объясните, что она полетела искать себе пищу. Майских жуков можно поместить в стеклянную банку, положив туда листья. Дети увидят, как жуки жадно их грызут.
После наблюдений уточните, что жуки ползают, некоторые летают, у них твердые крылья.
Послушайте, как в траве трещат кузнечики. Рассмотрите с детьми зеленое, под цвет травы, тело и длинные усы кузнечика. Он прыгает — у него длинные ноги. Если вы посадите его на ладонь, он подпрыгнет, развернет крылья и отлетит в сторону. Спросите, похожи ли кузнечики на жуков. Дети скажут, что нет: жуки ползают и летают, а кузнечики прыгают.
Над цветками порхает много бабочек. Посмотрите, как они летают, как складывают крылышки, садясь на цветок, как ползают по нему.
Птицы. В начале лета можно услышать, как кукует в лесу кукушка, мелодично воркует горлинка, высоко в небе поет жаворонок. Скажите детям, что в это время всегда слышно пение птиц, но увидеть их трудно: они сидят в гнездах или порхают в зелени листвы. Скоро у птиц появятся маленькие птенчики, которых надо кормить и согревать. Птицы-родители будут носить им насекомых и перестанут петь — в середине лета в лесу тихо.
Прогулки на водоем. Сводите детей к ближайшему пруду, ручью или речке. Объясните, что в речке много воды, в ней купаются, по ней катаются на лодках, в воде живут разные рыбы.
Если появится возможность, рассмотрите рыбу. Расскажите, что у рыбки есть плавники, с помощью которых она плавает. Тело покрыто чешуйками. У нее есть глаза и рот.
На следующей прогулке покажите детям белый цветок на воде — кувшинку. Попросите купающихся взрослых сорвать одну. Рассмотрите цветок, похожий на чашечку, с желтой сердцевинкой. Кувшинки очень красивые, хорошо пахнут. Прочитайте стихотворение Е. Серовой:
Лежит кувшинка на листке,
Как на плоту упругом,
И поплыла бы по реке
К приветливым подругам,
Да вот беда: привязан плот —
Он никуда не поплывет.
Прогулки в лес. Во время прогулок по лесу можно увидеть белку: вся светло-коричневая, ушки настороженно торчат, на ушках кисточки, хвост большой и пушистый. Обратите внимание, как белка сначала быстро вертит орех лапками, прижимая к зубам, а затем разгрызает его. Понаблюдайте, как ловко она лазает по веткам и перепрыгивает с одного дерева на другое, легко, как по лестнице, взбирается по гладкому стволу дерева — у нее очень острые коготки.
Летом может посчастливиться увидеть семью ежей. Тело старых ежей покрыто твердыми иголками. У маленьких ежат они светлые и мягкие. Свернувшись в клубок, еж похож на колючий шарик. Когда развернется, дети видят мордочку с длинным носом в виде хоботка, небольшие ушки и темные, блестящие глаза. Маленькие ежата смешно ковыляют за ежихой. Они тоже умеют свертываться клубком. В детский сад ежей брать не следует: у них заводится большое количество клещей — переносчиков опасных для человека болезней.
Домашние животные. Если детский сад выезжает за город, детей легко познакомить с жизнью домашних животных и уходом за ними. Многие впервые увидят живого петуха, услышат его звонкое пение.
Петух все время в движении: поворачивает голову, смотрит во все стороны, взлетает на забор, хлопает крыльями и громко поет. Если бросить ему крошки или зерна, он не станет есть сам, а позовет сначала кур и только после этого будет клевать вместе с ними.
Рассмотрите петуха: он больше кур, на голове у него красный гребешок, крепкий клюв, под клювом красная бородка; у него есть крылья и большой, красивый, разноцветный хвост; ноги у петуха крепкие, с когтями и шпорами.
Покажите детям наседку с пушистыми, словно шарики, цыплятами. Скажите, что наседка любит цыплят, заботится о них. Если один отстал, она беспокойно квохчет и ждет его. Вот она что-то нашла и сзывает цыплят. Рассмотрите их: цыплята желтые, тело покрыто пушком, видны крылышки, клюв еще маленький, но цыплята клюют им. Они все время бегают, ищут на земле корм и пищат. Когда все наедятся, наседка распустит крылья, цыплята заберутся под них и будут греться.
Во время прогулки к водоему дети могут увидеть гусей. Обратите внимание на белый цвет перьев, на туловище гуся, на его длинную и подвижную шею, на короткие ноги, на лапы с перепонками.
Интересно наблюдать за гусятами: они желтые, пушистые, ходят друг за другом гуськом. Гусыня-мама идет впереди. Вот все подошли к воде и поплыли. Детей это всегда удивляет: такие маленькие и уже плавают. Объясните, что это гусыня научила их плавать. Прочитайте потешку, дети легко ее выучат:
— Гуси вы, гуси,
Красные лапки!
Где вы бывали?
Что вы видали?
Да самого лучшего!
Да самого большего!
— Мы видали волка:
Унес волк гусенка,
— Гуси вы, гуси,
Красные лапки!
Щиплите вы волка —
Спасайте гусенка!
Малыши очень любят наблюдать за котятами и щенятами. Спросите, чем отличаются котята от щенят. Разучите небольшие народные потешки о них. Любовь и привязанность к животным делают детей добрее, сердечнее, отзывчивее.
Можно разрешить детям поиграть с молодняком, но объяснить, что это живые существа — с ними нужно бережно обращаться, их нельзя обижать. Покажите пример сами: ласково разговаривайте с животными, кормите при детях, приводите в порядок место, где они спят.
Дети любят бывать на пастбище. Покажите им издали стадо, предложите послушать, как пастух щелкает длинным кнутом, как мычат коровы. Подойдя поближе, сравните коров и телят: коровы большие, у них на голове рога, есть хвост, которым они отгоняют мух; коровы ходят медленно и щиплют траву; около них бегают телята.
Рассмотрите с детьми лошадь: она большая, у нее длинные тонкие ноги с копытами; на голове стоячие уши, которыми лошадь постоянно шевелит, прислушиваясь; у лошади большая грива, длинный хвост. Понаблюдайте, как лошадь скачет. Разучите с детьми народную потешку:
Гоп! Гоп! Конь живой,
И с хвостом, и с гривой,
Он качает головой —
Вот какой красивый!
Лошадь очень сильная — она возит тяжести. Понаблюдайте, как лошади везут с огородов капусту, мешки с картофелем, ящики с помидорами. Скажите детям, что лошади облегчают труд людей.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.