В трудовой школе экскурсии не могут носить самодовлеющего характера: виды и содержание экскурсий определяются сущностью поставленной перед школой проблемы. В зависимости от особенностей последней, учащиеся совершают ту или иную экскурсию в целях непосредственного ознакомления и изучения определенного факта в условиях его естественного, нормального бытования. Имея в виду, что разрешение данной проблемы идет аналитико-синтетическим путем, в каждый отдельный момент экскурсии могут носить различный характер. Если в процессе разрешения на очередь выдвигается трудоведческая сторона—мы можем, если этого требует дело, применять трудоведческие экскурсии (экскурсии производственно-технические); природоведческая грань проблемы вызывает и определяет собою природоведческие экскурсии (биологические, геологические и т. п.); наконец, обществоведческий момент может потребовать организации обществоведческих экскурсий (экскурсии общественно-экономические, этнографические, литературно-художественные и т. д.). Очень часто ряд экскурсионных моментов переплетается в единый экскурсионный комплекс.
Если экскурсия представляет собою только иллюстрацию к прорабатываему в школе материалу и служит поводом для рассказа учителя, если ученики гуляют и слушают, то такого рода экскурсия носит на себе все черты пассивной школы, и именно в таком виде она фигурировала в старой школе. Экскурсия будет целесообразной только в том случае, если она представляет собою один из плановых моментов исследовательски-трудового метода.
Чтобы экскурсия была плодотворной, внимание учащихся должно быть сосредоточено на определенном задании. Учащиеся должны знать, чего искать в объекте экскурсии, иначе их внимание будет рассеиваться и экскурсия не даст надлежащих результатов. Поэтому каждая экскурсия должна проводится по предварительно разработанному, при участии детей, плану, который определяется характером данной проблемы. Предварительный план экскурсии не должен выливаться в форму сухого перечня вопросов, на которые учащиеся должны подбирать только ответы; самая постановка вопросов должна быть делом учащихся, детали вопросов должны рождаться у них в самом процессе обследования, по мере расширения и углубления его на месте экскурсии.
Вместе с этим, экскурсии должны проводится на основе детской самоорганизации: учащиеся соединяются в особые группы со своими старшими, каждая группа, десяток, „звено", кружок и т. п. получает задание и, если нужно, то распределяет работу в своей среде.
В некоторых случаях, в классе придется не только проработать предварительный план экскурсии, но и сообщить необходимые данные, которых сами учащиеся добыть не смогут.
Накопленный во время экскурсии материал прорабатывается в классе. Здесь он формулируется, систематизируется, обобщается, приводится в связь с уже известным, графически изображается и т. д. Попутно ставятся новые задачи, естественно вытекающие из проделанной работы.
Общая схема любой экскурсии охватывает следующие основные моменты:
1. Подготовка к экскурсии: а) уяснение и конкретизирование цели экскурсии; б) оформление связывающих звеньев между тем, что было проработано и усвоено раньше и данной экскурсией; в) выделение тех сторон экскурсии, которые оправдывают поставленную перед коллективом цель; г) планировка работы и времени; д) распределение ролей и обязанностей среди учащихся на основе детской самоорганизации.
2. Экскурсионный процесс: а) наблюдение и исследование; б) накопление новых фактов и материалов.
При проведении экскурсии необходимо иметь в виду те благоприятные условия, которые способствуют усилению и углублению результативности экскурсии. В частности, такими условиями можно считать: а) простоту и несложность объекта, б) отсутствие отвлекающих моментов, в) ясность д понятность цели, г) соответствие интересам детей, их подготовленности и, как следствие, активности, д) возможность целостного наблюдения со стороны детей, вызывающего работу биосоциальной структуры ребенка, в) последовательность и повторность анализа, ведущего к оформлению синтеза.
Б. Е. Райков предлагает следующие десять заповедей экскурсионного дела:
1. Помни, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий.
2. Изучи место, куда ведещь экскурсию. Наметь ее тему и составь ее план.
3. Выдерживай тему экскурсий, не отвлекайся случайными вопросами.
4. Рассказывай на экскурсии только о том, что можешь показать.
5. Избегай длинных объяснений.
6. Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать.
7. Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут.
8. Умей правильно показывать объекты и научи слушателей их правильно смотреть: всем должно быть все видно.
9. Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать.
10. Закрепи экскурсию в памяти участников последующей проработкой материала.
3. Обработка материала, полученного на экскурсии: а) группировка материала по определенным признакам и системе, б) формулировка причинных отношений, в) установление законов, регулирующих явления данной категории, г) обобщение этих законов и построение теории, д) оценка добытых знаний и применение их в жизни.
В процессе работы происходит фиксация (учет) проделанного. Продолжительность экскурсии может быть различна, в зависимости от характера тех задач, которые поставлены перед экскурсантами; экскурсия может продолжаться от нескольких часов до нескольких дней и даже недель (отдаленные, многодневные экскурсии). В зависимости от этого, и снаряжение экскурсанта может быть примитивным (карандаш и бумага) и сложным.
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.