Современная советская школа выдвигает в качестве основного — исследовательски - трудовой метод.
Под исследовательски-трудовым методом мы разумеем такую рабочую установку школы, когда:
а) в основе работы лежит производительный труд;
б) производственно-социальная обстановка диктует школе ряд жизненно-необходимых проблем, которые школа должна разрешить;
в) данная проблема разрешается учащимися путем самостоятельного и самодеятельного исследования;
г) полученные выводы учащиеся применяют к окружающей их действительности, в целях творческого и целесообразного воздействия на последнюю.
Говоря об исследовательски-трудовом методе, мы,конечно, не собираемся низводить труд до степени методического приема. Выражение „исследовательски-трудовой метод" говорит только о том, что во всяком осмысленном труде заложены моменты целесообразующего, конструктивного исследования, помогающего человеку скорее и легче овладеть природой. В этом смысле Ф. Энгельс называет труд „творцом" человека („труд создал человека"). И с другой стороны, всякое исследование непосредственно или посредственно, в конечном счете, связано с определенным трудовым сектором. Труд—питательная артерия исследования; исследователь — организатор труда и надстроек над трудом.
Здесь необходимо сделать оговорку: исследовательски-трудовой метод—не догма. В связи о этим, вопрос о точно-формулированных границах „чистого" исследовательски-трудового метода—вопрос, мы бы сказали, схоластический. Исследовательски-трудовой метод не вкладывается ни в какие „формуляры". И в этом отношении мы можем говорить о принципиально-установочной схеме работы по названному методу, сущность которого—исследование на базе труда. Моменты этой схемы, в грубо-суммарном виде, протекают в следующем порядке:
1. Жизнь вызывает ту или иную проблему.
2. Эту проблему необходимо разрешить организованным путем, имея в виду как требования производственно-социального порядка, так и биосоциальные особенности детского возраста.
3. Жизнь подводит к принципиальной установке работы на основе исследовательски-трудового метода, как способа самостоятельного разрешения поставленной проблемы.
4. Следующий момент—тщательная, продуманная разработка рабочего плана.
5. При непосредственном подходе к разрешению проблемы, отправными пунктами, в порядке их возрастающей целесообразности и глубины, могут быть—кабинет, лаборатория, природа, производство. В любом из этих пунтков мы можем начинать исследовательскую работу, имея в виду, что природа и производство являются лучшими очагами—возбудителями последней.
6. В дальнейшем начинается самый процесс разрешения проблемы. Учащиеся собирают и анализируют материал. Эта работа может осуществляться экскурсионным путем, путем наблюдений, путем участия в производительном труде и его изучения. Здесь неизбежно встают вопросы исследования, экспериментирования, конструирования. В качестве справочника или материала обобщающего, подводящего научную базу под выводы, добытые опытным путем, наконец, в качестве материала иллюстративного характера (напр., художественная литература), учащиеся пользуются книгами, газетами, различного рода документами и т. д.
Ввиду необходимости регулировки работы в процессе исследования, может встретиться надобность в беседе (вступительная беседа, заключительная и т. п.). Исследовательски-трудовой метод, конечно не обусловливает собою полного изгнания слова. Но это слово (беседы, лекции) носит исключительно вспомогательный характер, ибо ось исследовательски-трудового метода—действие, а не слово.
В процессе разрешения проблемы идет и проверка соответствующих данных на опыте.
7. Следующий момент—решение проблемы, синтез. Учащиеся приходят к определенным открытиям, делают из этих открытий необходимые выводы, выводы концентрируются в правилах и формулах и обобщаются в законы.
8. В процессе исследовательски-трудового разрешения проблемы происходит фиксация разрешения, которая, в конечном счете, охватывает три момента:
а) момент общественно-политический и биосоциальный (умение действовать сообразно тем задачам, которые государство возлагает на школу);
б) момент предметно-вещественный (предметно-вещественные отложения в работе: предметы, приборы, инструменты и т. п.);
в) момент вербальный и иллюстративно-графический (доклады, рефераты, рисунки, чертежи, диаграммы, таблицы, схемы, планы и т. п.).
9. Проблема разрешена. Однако, она разрешается не ради проблемы, а в целях понимания действительности, организации последней и воздействия на нее. Отсюда—действительное применение полученных знаний, навыков и умений к окружающей ребенка действительности.
Следует иметь в виду, что в зависимости от характера данной проблемы могут мобилизоваться не все составные части того или иного этапа в развертывании работы по исследовательски-трудовому методу.
Очень может быть, что напр, шестой этап (см. выше) при разрешении какой-либо проблемы не потребует экскурсий, но зато выдвинет вопрос о необходимости непосредственного участия в производительном труде или, быть может, подчеркнет важность и необходимость в данном случае использования книжного материала и т. п.
Таким образом, основным методом работы в советской школе, по самому характеру последней, является исследовательски-трудовой метод. Так называемый „экскурсионный" метод, „графический", „иллюстративный", „лабораторный" и т. п.— представляют собою отдельные моменты основного исследовательски-трудового метода. Они не могут покрыть собою целостного, диалектически-выдержанного пути добывания знаний, ибо, при разрешении той или иной проблемы, они реализуются, как составные части единого методического стержня—исследовательски-трудового, поэтому, если взять отдельно хотя бы тот же „экскурсионный" метод, или „графический", то взятые сами по себе, в. их первоначальном вербальном значении, они превращаются, в мертвые фрагменты, в отдельные винты остановившейся машины. Но, с другой стороны, как только тот же самый „экскурсионный" метод перестает только „экскурсировать" и начинает итти по линии наблюдения, исследования, экспериментирования и т. п. он, по существу, захлестывается методом исследовательски-трудовым, поэтому экскурсия,— по существу, представляет собою один из моментов в деле реализации исследовательски-трудового метода.
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.