При комплексном преподавании на место оторванных от жизни предметов выдвигаются жизненно-необходимые для революционной борьбы и коммунистического строительства темы, диалектически исходящие из данной трудовой деятельности людей и охватывающие поставленную тему-проблему со стороны трудоведческой, природоведческой и обществоведческой. Тема должна всегда быть конкретной и жизненной. Но при этом всегда нужно помнить, что данное жизненное явление — исходный пункт. Не больше.
„Изучать капитализм в России на Прохоровской мануфактуре — это совершенно нелепая вещь, и было бы великой ошибкой говорить о развитии капитализма в России только по Прохоровской мануфактуре... Но если мы возьмем ту же самую Прохоровскую мануфактуру, то увидим, что там, как в капле воды, в значительной степени отразился весь ход развития капитализма. Поэтому, необходимо взять такой конкретный материал... за основу и далее рассматривать этот материал, связать его с целым рядом других материалов и дать общую картину развития промышленности в России и не только развития промышленности, но и промышленного капитализма в России. И когда уже общая картина у них появится, снова сделать подход к Прохоровской мануфактуре, посмотреть, как там преломилось развитие капитализма. Это вполне возможно и целесообразно".
Данная жизненная проблема будет жизненной только тогда, когда она органически, по самому характеру своему, охватывает труд, природу и общество. Не нужно, бесполезно и прямо вредно выдумывать связь между явлениями. Эта связь должна быть действительной, а не воображаемой; все, что противоречит этой действительной связи, нужно решительно выбрасывать.
„У нас исписано немало бумаги по поводу комплексного метода. Основная ошибка, запутывающая учителей,— это рассматривание метода вне сообщаемого материала. Естественная связь явлений в пространстве и во времени заменяется часто искусственной связью. Эти искусственные связи, строящиеся вокруг случайного материала, запутывают суть дела. Важно поэтому, чтобы учитель сначала на схемах охватил внутреннюю связь явлений, тогда ему станут уже легче и самые программы, станут ясны комплексы".
Но как же быть с так называемыми предметами? Где же система науки? Где физика, химия и т. д.? Не вводим ли мы здесь какого-то педагогического анархизма?
Эти вопросы (а их задают довольно часто) говорят только о том, что спрашивающие не уяснили себе сути марксистской школы.
„Марксистская школа, которая имеет свою специфическую методическую форму, свой специфический тип построения программы,—эта марксистская школа оказывается в противоречии с традиционным типом внутренней структуры той системы знаний, которая давалась. И вот, марксистская школа оказывается в конфликте с традиционной школой, потому что марксистская школа ставит себе задачи совершенно иного классового характера, чем прежняя школа. Но эта школа имеет другую научно-методическую концепцию. Этим я не хочу сказать, что марксизм должен выдумать свою особую математику, свою особую физику. Тот учебный материал, который мы имеем в области той или иной дисциплины, мы должны перераспределить с точки зрения нашей задачи. Мы должны дисциплины связать между собою таким образом, чтобы весь этот комплекс... бил в одну точку формирования марксистского мировоззрения, выработки умения владеть теорией исторического материализма. А как это сделать? Если вы возьмете схему исторического материализма — производительные силы, экономические отношения— и начнете перестраивать ту же самую математику, ту же самую физику и химию с точки зрения тех практических задач пролетарской диктатуры, которые стоят перед вами в школе, если с этой точки зрения построите программу, подберете материал во всех этих дисциплинах, то физика и химия будут фигурировать не в своем традиционном построении, а будут даны в разрезе индустриальном, в разрезе сельско-хозяйственном... Если вы будете все эти дисциплины выводить из производственных сил современного общества, из анализа сэвременности, если вы это сделаете во втором этаже, если бы, скажем, сможете вывести их из экономического базиса общества, если вы то же самое сделаете и в следующем этаже — классовой борьбе, тогда вы вполне удовлетворяете научно-методологической концепции марксистской и практической классовой задачи этой школы".
Жизнь формирует систему, а не наоборот. Мы не знаем системы, взятой вне жизни. Старая система наук была приспособлена к условиям господства капитала. Задачи рабоче-крестьянского государства выдвигают иную систему, и эта система формируется в зависимости от наших производственных особенностей, Мы не выбрасываем систему физики, математики и т. п. Но эту систему мы делаем советской и отбрасываем — буржуазную.
Итак, постановка ряда жизненных, производственно-социальных проблем, идущих в порядке их возрастающей сложности и отбрасывающих, как негодную ветошь, старые „учебные предметы",—вот первое условие комплексного преподавания.
Наряду с этим встает вопрос о построении учебного плана при комплексной системе преподавания. Эта задача определяется: 1) целевой установкой советской трудовой школы и 2) интересами ребенка. Программы ГУС'а наметили стройную систему жизненного учебного плана. В центре этого плана — труд, как социально-производственная проблема. На этом базисе активно познаются природа и общество. Материал располагается в порядке его возрастающей сложности и расширяющейся локальности (от близкого к далекому): для 1-го года — семья и школа, для 2-го — деревня и город, для 3-го — волость, уезд, губерния, область или край, для 4-го — СССР и весь мир.
Во II ступени — синтез углубляется. На первом году обучения берется природа, как база для земледельческой промышленности, 2-ой год посвящается индустрии, 3-й — общественности, как переходу от капитализма к коммунизму, 4-й — труду в его диалектике, как фактору, определяющему характер производственных отношений; 5-й год завершается мощным синтезом, открывающим широкие горизонты научной организации труда в условиях социалистической действительности.
Что же касается разработки отдельного комплекса, то здесь можно наметить, примерно, такой порядок:
„Сначала определяется место данного комплекса в программе года и триместра и приблизительно намечается срок, в течение которого данный комплекс может быть проработан с детьми в школе. Затем устанавливается связь данного комплекса с предшествующим и с последующим и производится уточнение содержания комплекса применительно к местным условиям. Дальше планируется организация самой работы по комплексу: производится разбивка комплекса на ряд тем, устанавливается распределение работы во времени (составление плана и расписания на период проработки всего комплекса на неделю, на день, при предположении посильного участия детей в этом), производится подбор материала учителем, намечен ие работ детей и распределение их между детьми (организация детей в работе), устанавливается сумма формальных знаний и навыков по родному языку, математике, ручному труду и т. д. и т. д., какие могут быть приобретены детьми при проработке данного комплекса.
Дальше производится учет всей работы над комплексом, подведение итогов, синтезирование отдельно проработанных тем в единый комплекс, определяемый центральной темой".
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.