Делаем оговорку: в данном случае мы не будем рассматривать содержания и форм работы городской школы (об этом см. соответствующие главы нашей книжки). Нас интересует один вопрос: как подойти городской школе к вопросу общественно-полезной работы.
В условиях промышленного района, массовая школа находится, как это ни странно на первый взгляд, в менее благоприятных условиях в отношении целостности воспитательно-образовательной работы, чем в деревне. Деревня в производственном отношении более единообразна и компактна, чем город. Там легче нащупать массовые болячки, остро обнажить, выпятить их и взяться за их излечение; там, наконец, больше реально-ощутимых предпосылок для общественно-полезной работы школы, для внедрения школы в „нутро" деревенской действительности.
В городе, где пролетарская идеология перекрещивается с остатками мещанского уклада, где производственные интересы многообразны в их повседневном выявлении, где на каждом шагу мы встречаем и производственника, и представителя обслуживающей деятельности, и купца, и т. д.— школе труднее найти свое место общественно-полезного винта в государственной машине.
Поэтому вопрос о городской школе труднее вырешить в его практическом (не принципиальном) осуществлении.
Нет никакого сомнения в том, что городская массовая школа пользуется иным материалом, чем школа деревенская. Нет также недоумений и в вопросе целевого назначения городской политехнической школы, в методах и формах ее работы и т. п..
Но каким образом городская, школа может внедриться в гущу производственно-социальных интересов города? Мы временно оставляем в стороне вопрос об участии школы в производстве. Экономически мы еще не доросли до практического разрешения вопроса о школе-фабрики, и о фабрике-школе. И в этом отношении мы можем говорить только о счастливых исключениях. Не больше.
А между тем и городская школа должна нащупать какой-то социальный участок, вгрызться в зародыш социалистического будущего и помочь этому зародышу скорее, организованнее и углубленнее выявить себя в качестве ощутимой величины, в качестве одного из прочных камней в фундаменте, на котором будет построено коммунистическое общество.
Городская школа не может только „обследовать" и этим обследованием ограничиваться. Городская школа не может и не должна только „изучать" и этим изучением ограничивать круг своей деятельности. Городская школа должна изучать, обследовать и воздействовать.
Интересные сообщения по затронутому вопросу высказывает т. Родин, говоря о работе краеведческого кружка школы II ступени.
„Московское коммунальное хозяйство в одном из своих изданий говорит: „Революция кровно заинтересована, чтобы массы населения были ориентированы в городском хозяйстве и, призванные к управлению им, сознательно и продуктивно работали на своем посту".
Краеведческий кружок учащихся мог бы в этом деле выполнить свою гражданскую обязанность.
В связи ли с выборами в совет или отчетами депутатов о своей деятельности в совете, кружок мог бы, например, устроить выставку района, имея в виду обслужить этой выставкой местное население, как можно шире.
Отметим попутно: если выставку целесообразнее будет устроить не в школе, а в районной библиотеке или . клубе, куда возможно привлечь больше населения, то устраивается кружок там. Такой выход кружка из недр школы надо признать вообще весьма желательным. В одном из уголков обширного Сокольнического района Москвы была устроена молодежью районная выставка. Ей было придано заглавие: „Что в нашем районе есть и чего не хватает". Заглавию соответствовала и точность задания: надо было выявить местные нужды и указать пути к их изживанию — чего можно достигнуть через местный совет, что через общегородской и что только путем общественности и самодеятельности.
Представьте плакат, на котором написано: „В местной амбулатории на одного врача приходится 65 больных ежедневно, когда врач нормально может управиться с 30, значит, в нашем районе не хватает еще такой же амбулатории". Этот плакат является как бы наказом для местного депутата,— он может отстаивать в совете интересы района с цифрами в руках. В свою очередь, население, при отчете своего депутата о деятельности в совете, может спросить его,— а что он сделал для здоровья населения, позаботился ли о дополнительном враче... Или вот диаграмма о жилищном вопросе. Она рисует ряд неблагоприятных данных — тесноту, скученность... И здесь же плакаты о жилищном займе, о жилищностроительных кооперативах, о городах - садах, сооружаемых рабочими и служащими на свой трудовой заработок. Здесь мы видим призыв к самодеятельному строительству. Дальше плакаты: „Что могли бы делать дети с пользой для себя, если бы вы больше о них думали", — на этих плакатах снимки с детских групп и игр во дворах у помоек тех жилищных товариществ, где правления настроены обывательски, с одной стороны, и дети на площадках, за занятиями среди зелени — активных жилищных товариществ — с другой.
Рядом справка гласит — сколько копеек нужно собрать с каждого квартиранта в месяц, чтобы устроить для детей площадку, пригласить опытного руководителя, какое непосредственное участие в работе площадки могли бы проявить активные граждане... Опять призыв к самодеятельности.
Плакаты о канализации, о трамвае, о мостовой обращаются снова к депутату с наказом — чего надо добиваться в совете для района и т. д..
Выставка не ограничилась только зрительным материалом, на ней — за 4 дня ее открытия — устраивались собрания, на которых выступали с докладами как местные районные деятели, так и учащиеся; они освещали район со стороны коммунального хозяйства, с исторической и художественной точек зрения. После докладов происходили концерты".
В приведенной выдержке, с нашей точки зрения, заслуживает особого внимания вопрос о жилтовариществах. Почему бы школе, ведя свою обычную образовательную и общественно-политическую работу, не сконцентрировать общественно-полезной работы в жилтовариществах и вместе с жилтовариществами? Жилищные товарищества заслуживают того, чтобы школа на них остановилась. Ведь, эти товарищества, с одной стороны, могут явиться зародышем социалистического быта. Но эти же самые товарищества, при отсутстьии возбудителей, могут впитать в себя всю сумму мещански-обывательских „прелестей" и, по существу, остаться типичными, индивидуалистически-закупоренными мещанскими „уголками". Если бы школа или ряд школ поставили своей обязанностью,—медленно, но планомерно, настойчиво и упорно итти по линии социализации данного жилтоварищества — это была бы нужная, жизненная и социально - оправдываемая задача.
Конкретный пример.
Предположим, что в данном городском квартале (если это большой город) или в городе вообще (если это маленький) имеется два — три жилтоварищества. Часть детского населения этих товариществ учится в школе. Школа постепенно вступает в общение с жилтовариществом. На первое время дело ограничивается двумя — тремя небольшими по количественному составу, но заранее продуманными экскурсиями. Вскрываются „болячки" товарищества: замкнутость семейств, нерациональное использование жилой площади; отсутствие хотя бы маленького общего „культурного уголка" в доме; своеобразная „семейная" детская беспризорность, антисанитарное состояние двора; неиспользование клочка земли, имеющегося во дворе; наличие безграмотных взрослых или подростков и т. д. и т. д..
Школа намечает основное, наиболее слабое звено в цепи „жилтоварищеского бытия", строго учитывает свои силы и с этого звена, в первую очередь, начинает свою работу; когда план действий продуман, школа, на первое время приглашает к себе хотя бы только членов правления данного жилтоварищества, делает доклад на тему, скажем, „Наша школа и жилтоварищество" и, как первый опыт, предлагает свои услуги по изучению одной какой-либо болячки, имеющей место в товариществе (например, при наличии безграмотных— ликвидировать безграмотность членов жилтоварищества).
Проба сделана. Дальше — необходимо во что бы то ни стало довести начатую работу до конца. В процессе работы— школа все крепче и крепче стягивает узел, связывающий школу и жилтоварищество. Члены товарищества приглашаются на школьные праздники, клубные занятия, отлетные выступления и т. п..
Следующий этап — кооперирование членов жилтоварищества. Школа своим примером должна заразить последних, работать сначала для них, а затем и с ними. И здесь открываются широчайшие перспективы. С чего начинать — трудно, да и невозможно сказать; основной принцип „начинай с самых слабых звеньев". Может быть, в первую очередь, придется поставить вопрос об организации детского сада (так, в частности думает поступить одна из ростовских школ), может быть—об организации при доме „культурного уголка" (например, читальни) и т. д. и т. д..
Вполне возможно, что по-одиночке школы не справятся с этой работой; в таком случае, школы района кооперируются между собою и общими усилиями, по принципу сложного сотрудничества, начнут закладывать фундамент советских жилтовариществ.
Мы умышленно останавливаемся на жилтовариществах, как на государственных ячейках, в которых легче всего (а, возможно, и нужнее всего) осуществить настоящую, не надуманную общественно-полезную работу школы.
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.