Вполне понятно, что основные задачи в деле народного образования обусловливаются интересами господствующего класса буржуазии. Отсюда — так называемое, „гражданское воспитание", которое Кершенштейнер выдвигает на первый план. Отсюда же, в интересах буржуазии—организация такой системы народного образования, которая держала бы молодежь в поле своего неослабного воздействия в течение возможно большего количества времени и приспособляла бы все содержание школьной работы к интересам буржуазно-политического строя.
„Общественные, учебные и воспитательные учреждения современного государства или общин,— говорит Кершенштейнер,— могут иметь только одну цель: воспитание граждан государства. Проблему народного воспитания,—продолжает Кершенштейнер,— я могу представить в виде следующей формулы: народное воспитание есть организация народа и систематическое руководство им, имеющие в виду общую радость творчества".
Эта расплывчатая „радость творчества" получает, однако, вполне реальное содержание и расшифровывается Кершенштейнером достаточно ясно.
Прежде всего, „каждую школу следует превратить в государственный организм в миниатюре". Отсюда—„истинным гражданином государства является такой человек, который знает задачу не только свою, но и своего народа и имеет волю и силу посвятить жизнь на служение этим обоим задачам".
„Воспитание народа... должно приучать мальчиков и девочек во всех решительно случаях отдавать на служение общим интересам не только свои мысли и чувства, но и действия, насколько это дозволяют их природные способности. Но это можно сделать только при помощи работы, при помощи действительной практической работы в школьной организации или в общественной жизни. Только в практической школе подобных, все более расширяющихся организаций, и развиваются социальные инстинкты до мощных привычек воли, которые в конце-концов могут стать сильнее, чем все субъективные свободолюбивые инстинкты.
„Полезный гражданин должен знать задачу как свою, так и своего народа и должен обладать желанием и силами посвятить жизнь на служение этим задачам. Общая цель при этом может быть отмечена четырьмя существенными признаками: понимание своей профессиональной задачи, понимание задачи государства, твердая воля действовать согласно этому пониманию, и, наконец, психические и физические силы выполнять желаемое".
Таким образом, школа должна принять на себя роль одного из заградительных отрядов, действующих против пролетариата. Об этом Кершенштейнер говорит достаточно ясно: „Среди... охраняющих государство учреждений есть одно, которое нас интересует всего сильнее, школа, и в особенности та, которая имеет дело с массами: общественная, осязательная народная школа".
Эта мысль еще яснее выступает в следующих словах Кершенштейнера: „... основные вопросы культуры, искусства, науки, религии, внутренняя связь интересов всех сословий и профессий как между собой, так и с интересами целого, развитие конституционных проблем, защита против внутреннего врага — все то, что должен знать каждый идущий с избирательным бюллетенем к урне, не может являться предметом преподавания в начальной обязательной народной школе".
Однако, „современное государство вынуждено в своих собственных интересах к тому, чтобы каждый избиратель получил выше очерченное образование". Во всяком случае, „... эти стремления... должны иметь место в расширенной народной школе",
Кершенштейнер, как умный буржуа, отчетливо сознает необходимость соответствующей „обработки" массовой народной школы, т. е. той школы, где, по преимуществу, обучаются дети трудового населения. Эта обработка должна идти под определенным классовым уклоном: народная школа обязана сделать из своих воспитанников верных слуг буржуазии; обязана вытравить у детей пролетариата их классовое самосознание. В этом именно смысле нужно понимать кершенштейнеровское определение воспитания в смысле „культурного воздействия общества, передающего воспитаннику определенные культурные ценности (религии, морали, науки, искусства, техники, общественных нравов и обычаев) таким образом, что они развивают в нем, сообразно степени одаренности, ту особую культурную энергию на пользу общества, на которую он способен".
Чтобы завуалировать классовую сущность очерченной выше школы, Кершенштейнер прибегает к обычным для буржуазии приемам: он начинает говорить о религии, о нравственной идее, которая, якобы, должна быть единой для всех, удовлетворяющей и буржуа, и рабочего. Кершенштейнер умышленно забывает о том, что одна мораль у рабочего, и совершенно другая—у капиталиста, забывав о том, что нет истины абстрактной, не связанной с классовыми интересами людей; забывает, что истина всегда конкретна.
Поэтому, Кершенштейнер, начиная танцевать от буржуазной печки, пускает в ход старые, испытанные средства, не считаясь с тем, что эти средства уже устарели, в условиях крупного производства потеряли свое значение. Тем не менее Кершенштейнер заявляет, что: „государство является заинтересованным в религиозно-нравственном воспитании. С этой точки зрения религия не есть частное дело, а дело общественное. Но если так... то обучение религии является не только обычным и не только пригодным, но и необходимым средством воспитания", ибо..., „истинно глубокая религия, соединенная с преданностью божеству, даст богатое, неиссякаемое содержание жизни". Поэтому, „государственное устройство, воплощающее в своих целях и учреждениях нравственную идею, является высшим внешним нравственным благом".
Что же представляет собою это нравственное благо?
„Оно есть божественное право, потому что оно само собою вырастает из особенностей божественной души по мере тех сил, которые ей присущи. Лучшие из нас это те, кто носит нравственный закон у себя в груди, нравственный закон, который вырастает из зрелого, чистого познания человеческого существа и который должен быть всеобщим, потому что основные свойства души также всеобщи".
В результате же это „нравственное благо", „нравственная идея", которая „воплощается в государственном устройстве", выявляется „в проведении жизненных интересов совокупности граждан, прежде всего, в защите против внутренних и внешних врагов, затем в выполнении необходимой деятельности в областях, где деятельность отдельного индивида является недостаточной или не удовлетворяет интересам совокупности".
В конечном счете, запутавшись в собственных противоречиях, Кершенштейнер преподносит любопытную педагогическую вермишель, в которой интересы буржуазии очень неискусно драпируются в некий „народный дух", „семейный дух" (!) и в бесконечное количество всяких иных „духов".
„Воспитание мощного энергичного народного духа, не оставляющего в критических случаях (интересно, что это за „критические случаи"), есть не что иное, как увеличение количественно и нравственно до громадных размеров воспитания сильного семейного духа. Нельзя сказать, чтобы по сравнению с прошлыми временами способность к твердому семейному воспитанию возросла. Напротив. Она стала меньшей, главным образом, вследствие неблагоприятных хозяйственных и социальных условий. Однако, она существовала и существует еще и теперь, а у известных небольших, религиозных групп в таких даже размерах, которые выходят далеко за пределы узкой семьи. В чем же тайна этого воспитания? Не в чем ином, как в том, что развитие молодого поколения в интеллектуальном, моральном, техническом и хозяйственном отношениях осуществляется на практическом служении семье в тесном или более широком смысле и благодаря этому служению".
Таким образом, если расшифровать задачи, которые ставит Кершенштейнер школе, если эти задачи освободить от мистической оболочки,— то они сводятся к очень четким положениям:
1. Буржуазный строй — лучший строй.
2. Рост пролетариата грозит гибелью этого „лучшего строя".
3. В своих интересах, буржуазия должна использовать все средства и возможности для упрочения своего положения.
4. Свое положение буржуазия может упрочить затемнением классового самосознания пролетариата.
5. Так как школа является одним из лучших способов соответствующей „обработки" пролетариата, необходимо обратить серьезнейшее внимание на школу, в целях пригонки содержания работы последней к задачам и интересам буржуазии. С другой стороны, школа должна охватить возможно большее количество детей рабочих и на возможно более длительный срок обучения, чтобы глубже и последовательнее вести подготовку слуг буржуазии.
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.