„В высшей степени важным педагогическим событием,— говорит Лай,— равносильным плодотворному преобразованию воспитания и преподавания, явилось бы, с нашей точки зрения, широкое и последовательное проведение в жизнь всеми учителями и воспитателями следующих положений:
1. Воспитание есть член окружающей его жизненной среды, которая на него воздействует, и на которую он сам реагирует с целью достичь чувственных или духовных выгод и избежать материального или духовного вреда.
2. Врожденные рефлексы, реакции и инстинкты, которые проявляются в играх ребенка, в этом естественном и успешном самообучении, должны стать основой и исходным пунктом всего воспитания. Это биологическая сторона воспитания.
3. Воспитание должно, таким образом, воздействовать на врожденные и приобретенные реакции, чтобы они пришли в соответствие с нормами логики, эстетики, этики и морали. Это социологическая сторона воспитания. Развитие есть процесс реакций и их органов. Воспитание есть поэтому развитие, руководимое сообразно требованиям общежития или культуры.
4. Задачей воспитателя является, прежде всего, изучение врожденных и приобретенных реакций питомца, ибо от них, прежде всего, зависит круг представлений и идей. В качестве реакций должны рассматриваться: рефлексы, инстинкты, произвольные и автоматические действия, привычки и навыки, возникающие путем упражнения из волевых действий. Реакции, если разобраться в них вполне отчетливо, состоят из раздражения и движения, из впечатления и внешнего выражения; в случае рефлекса эти два момента следуют непосредственно друг за другом; в случае инстинктивного действия их связывает лишь одно единственное представление; наконец, в случае произвольного действия соединительным звеном являются два или несколько представлений, между которыми происходит выбор, долженствующий обеспечить достижение задуманной цели; в случае автоматических действий, привычек и навыков эти промежуточные элементы снова устраняются. Воспитание воли и активности будет успешным лишь в том случае, если его исходной точкой мы изберем врожденные реакции, инстинкты. От инстинктов зависят прежде всего: круг представлений, интерес и воля. Следовательно, не представления, но инстинкты являются фундаментом для воспитания интереса, чувства и воли. Точно также для Вундта действия являются только заключительными моментами чувств и аффектов, стремящихся к моторной реакции.
На основании вышеуказанных фактов биологии, анатомии и физиологии, теории познания и школьной гигиены мы приходим к основному педагогическому принципу действия:
Питомец есть член окружающей его жизненной среды, влияние которой он на себе испытывает, и на которую он в свою очередь реагирует; основу всего воспитания должны поэтому составлять врожденные и приобретенные реакции. Впечатления, воспринятые и обработанные сообразно нормам логики, эстетики и этики, должны поэтому во всех областях, на всех ступенях воспитания дополняться внешним выражением. Последнее, в свою очередь, позволяет достигать все большего совершенства в наблюдении и переработке, поскольку внешнее изображение сравнивается каждый раз с чувственным или духовным прообразом, представлением цели и сызнова повторяется.
Изображение есть третья стадия основного биологического процесса, которая следует за средним членом — духовной переработкой и, являясь осуществлением известного представления цели, влияет на начальную стадию — на наблюдение; она охватывает собою всякое создание образов и форм, всякое конструирование и творчество, всякую практическую созидательную деятельность, наконец, поведение дома, в школе и в жизни. Этот момент должен войти в воспитание в виде: лепки из песка, пластилины, глины и других материалов, в виде производства опытов по естественной истории, физике, химии и географии, в виде ухода за растениями и животными, рисования — проекционного и перспективного, писанья красками, в виде практических задач по арифметике и геометрии, в форме словесного изложения, пения и музыки, игр, танцев, гимнастики, спорта, в виде деятельности питомца в семье, в товарищеской среде, в классе, организованном в виде трудового сообщества, в политических организациях".
„Естественно-научное и гуманитарное преподавание,— говорит Лай,— мы объединяем под именем „вещественного преподавания" (Sachunterricht). Оно, прежде всего, имеет дело с наблюдением, восприятием и усвоением материала, следовательно, более с рецептивной, пассивной стороной нашего сознания. На первом плане стоит начальное сенсорное звено реакции, впечатление, содержание, но не выражение, не форма. Однако, несмотря на то, что в общем форма, изображение отступают на задний план, необходимо при получении наглядных представлений обращать особенное внимание на моторную сторону последних, на движения органов чувств; вместо того, чтобы смотреть, ребенок должен рассматривать, вместо того, чтобы слушать, он должен прислушиваться, вместо того, чтобы ощущать, он должен ощупывать; он должен не только воспринимать запахи, но чуять их, не только получать вкусовые впечатления, но и распознавать их, пробуя... За наблюдением следует умственная переработка с о б-ственных и чужих, то-есть почерпнутых из книги или от учителя, и основанных на опыте наблюдений... Переработка производится сообразно установленным нормам логики, эстетики и этики...
Материя вещественного преподавания должна быть не "Только воспринята и переработана по своему содержанию, но и подвергнута возможно более разносторонней формально-изобразительной передаче. В соответствии с различными Областями культуры можно различать техническое, художественное и нравственное воплощение. Посредством изображения его можно группировать следующим образом: изображать можно при помощи собственного тела в играх, в гимнастике, в драматическом представлении. Изобразительная деятельность может также принимать форму нравственного поведения в педагогически-организованной классной общине, в семье, среди товарищей и т. д.. Изобразительно-творческая деятельность может иметь своим объектом предметы внешнего мира и пользоваться ими, как средствами: лепка, производство экспериментов, уход за животными и растениями, ручной труд. Она может принимать художественную форму набрасывания эскизов, рисования, писания красками. Изображение может носить числовой, математический характер в счете и геометрии. Чаще всего изображение пользуется речью; для этого необходимо преподавание речи, обучение чтению, поэтические и прозаические изображения, обучение письму, сочинениям. Наконец, существует еще музыкальное изображение...
Все эти три момента... являются членами некоторой корреляции; в особенности, внешнее выражение отражается на впечатлении, то-есть изобразительно-формальное преподавание влияет на наблюдательно-вещественное в смысле его совершенствования.
Это приводит к органическому учебному плану.
...Между предметами вещественного преподавания, так же как между предметами преподавания формального, существуют корреляции. Здесь достаточно указать, что подобно тому, как из ростка дифференцируются все органы дерева, так и все учебные предметы должны, путем постепенного разветвления, вырасти из наглядного отечествоведения. Поэтому, необходимо параллельное прохождение отдельных предметов так, чтобы в каждом классе были представлены все вышеозначенные предметы преподавания. Принцип корреляции требует, однако, также, чтобы один и тот же учитель руководил классом народной школы вовсе время курса, и чтобы ¦система учителей-специалистов в средней школе подверглась ограничению. Перегружение учеников работою проистекает в настоящий момент не столько от количества материала, сколько от свойств учебного плана, методов и манер учителя; раздробленность сил, подавление материалом и много других зол обусловливаются недостатком единства и невниманием к принципу корреляции...
В каждом отдельном акте учения и познания мы должны согласно трем частям сенсорно-моторного аппарата и трем моментам основного педагогического принципа различать:
воздействие, впечатление, наблюдение
ассоциация, уподобление, умственная переработка
ответное действие, выражение, изображение.
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.