Труд (работа), как основа школьной реформы, начиная от Комениуса и Песталоцци и до наших дней, имел значение „рукоделия", „технической работы", „ручного труда".
Но нужно иметь в виду, говорит Лай, что школа может и должна предлагать не только тяжелую будничную работу, но и веселые праздники,не только заботы, но и наслаждение, радость, отдых и в природе и в искусстве. Понятие работы, как принципа, слишком узко и бедно в психологическом отношении для того, чтобы построить на нем основательную реформу школьного дела. Более удобным и широким является понятие действия (Handlung или Tat), заключающее в себе не только работу, но и всякого рода другие человеческие деятельности. Поэтому, лучшим названием для школы будущего будет „школа действия".
„Живое существо,—-продолжает Лай,—способно к реакции, оно не противостоит беззащитно воздействиям окружающего мира подобно минералу или скале. Потому что оно живет, оно может стать в известное соответствие с внутренними и внешними раздражениями, извлекая пользу и избегая вреда. Реакции дают живому существу возможность самосохранения и самоутверждения по отношению к окружающему миру. И человеку, благодаря его богатым и тонким реакциям, удается целесообразно изменить жизненную среду, овладевать природными и социальными воздействиями и становиться хозяином природы и даже хозяином собственной судьбы... В развитии органов принимает участие и психика (душа), которая руководит реакциями и ставит им цели. Осознанные реакции являются поэтому важным фактом в родовом и индивидуальном развитии: биологическое и психологическое развитие идут рука об руку. Если в случае одноклеточных организмов одна клетка выполняет все реакции, то у много-клетных животных наступает разделение труда при чем одни клетки, а именно — легкораздражимые нервные,— берут на себя передачу и переработку раздражения, другие же — сокращающиеся мускульные клетки—выполняют движения. В соответствии с тремя фазами процесса реакции нервная система животных и человека состоит из:
1. Чувствительных (сенсорных), ведущих к периферии, нервов и сенсорных центров в мозгу, служащих для передачи возбуждения и для возникновения центрального раздражения, соответствующего психическим впечатлениям, ощущениям и восприятиям, а также их „следам"—представлениям.
2. Центральных путей „ассоциационных волокон", а, по Флексигу, ассоциационных центров в мозгу, служащих для переработки возбуждений.
3. Моторных центров в мозгу, где возникают нервные раздражения, происходящие параллельно ощущениям и представлениям движения, и моторных нервов, приводящих моторные возбуждения или импульсы движения из моторных центров к мышцам и приводящих последние в движение.
Нервный путь всякой реакции, будь то рефлекс, инстинктивное или волевое действие, распадается на три части: сенсорную, центральную и моторную".
В конечном счете Лай отождествляет понятие „действия" с понятием „реакции", этого элементарнейшего явления жизни. Каждое живое существо непременно в течение всей своей жизни подвергается раздражениям со стороны окружающей его действительности, на которое отвечает теми или другими движениями, действиями. „Чтобы дать краткое и понятное обозначение школе, базисом которой является основной педагогический принцип действия, и отмеживать ее в то же время от школы труда, мы употребляем термин „школа действия",— говорит Лай. Действие в этом случае значит то же, что реакция — единство воздействия и ответного действия ...
Все поведение ученика в повседневной жизни, его деятельность во время технической, научной и художественной работы следует рассматривать как реакцию, как приспособление органов и ума к данным условиям, и соответственно этому воздействовать на эту реакцию педагогическим путем".
Раздражение и следующее за ним движение, впечатление и выражение понимаются Лаем, как один цельный основной процесс жизни, называемый им реакцией. Поэтому „школа действия" есть школа жизни. Исходным пунктом и целью преподавания мы хотим сделать не книгу и слово, не один лишь интерес, характер, труд или что - нибудь подобное, но жизнь, полную жизнь с ее гармоническим разнообразием реакций".
И вот эта-то „педагогическая проблема действия, а не ручного труда, или обучения в мастерской могла бы,—полагает Лай,—объединить всех реформаторов и должна бы привести их к разрешению общими силами основного вопроса образования и воспитания...
Не только анатомия и физиология, но и факты эволюции показывают нам, что раздражение и движение, впечатление и внешнее действие, наблюдение и изображение стоят в тесной зависимости. Основной ошибкой современного преподавания, современных учебных планов и учебных методов является поэтому отсутствие теснейшего взаимодействия и взаимоотношения между вещественным преподаванием, основанным на наблюдении, и преподаванием изобразительным или формальным".
Поэтому Лай приходит к заключению, что „восприятие, умственная переработка и внешнее действие представляют собою единое целое и должны дидактически и педагогически пониматься и трактоваться как таковые, что, далее, наглядное восприятие и переработка суть лишь средства к цели, которая заключается в изображении, и что внешнее выражение во всех его разнообразных формах есть лишь реакция, иначе говоря, мгновенное приспособление к обстоятельствам окружающего мира".
Необходимо иметь в виду, говорит Лай, что во всех сложных, во всех волевых реакциях переработка и выражение, в свою очередь, представляют собой реакции и даже комплекс реакций. Таким образом, восприятие, переработка и выражение получают известную самостоятельность. В этом случае отдельный член общей реакции может столь выдвинуться на первый план, что его связь с целым будет потеряна из виду, что и делалось до сих пор педагогами. Далее, следует обратить внимание на то, что при различном материале преподавания и в зависимости от личной природы учеников и учителей может выступать на первый план то один, то другой член общей реакции и, наконец, что отдельные члены не редко могут далеко отстоять во времени друг от друга".
В только что изложенных предпосылках „школы действия" бросается в глаза своеобразный подход Лая к труду. Лай не может сбросить с себя „ветхого Адама" капитализма. Для него, принимающего буржуазное хозяйство и правопорядок,— труд, конечно, должен быть проклятьем. И, конечно труд закабаленного рабочего, этого живого придатка к машине—не может не быть и узким, и однобоким. Но Лай в своем буржуазно-демократическом субъективизме забыл (а может быть не хотел вспомнить), что подлинная трудовая школа—это школа, выковывающая борца за идеалы рабочего класса, строителя грядущего коммунистического общества. „Для нас,— справедливо говорит В. Н. Шульгин,— труд — лучший способ ввести ребят в трудовую стихию... научиться борьбе, научиться строительству;... для нас труд— способ ввести ребят в рабочую семью мира, участвовать в его борьбе, понять ее, проследить историю развития человеческого общества, получить трудовые организационные коллективные навыки, получить трудовую дисциплину;... для нас труд — лучший способ научить их жить современностью, так "как он лучше всего связывает с нею: фабрика, завод—лучшая, наиболее чуткая пластинка современности".
В этом марксистском диалектическом понимании труда, как целесообразной (а не механической) деятельности, направленной на завоевание и изменение природы,— лежит глубочайшее основание трудовой школы.
Вместо этого Лай берет расплывчатое, неоформленное понятие „действия", само зависящее от характера данных производственных отношений. Отсюда — логический ляпсус. В самом деле, триада Лая (наблюдение — переработка — изображение) может быть, в ее педагогическом применении, далеко не активной (а как раз на активность Лай особенно упирает, ибо в этом — сердцевина его положений). Если взять учащегося, которому нужно перерисовать (скопировать) географическую карту, то процесс этой работы целиком укладывается в упомянутую триаду: первый момент — наблюдение, своеобразная целевая.. фиксация карты в сознании учащегося; второй момент — переработка, мобилизация средств и возможностей для выполнения намеченной цели; и третий— изображение, заключительный момент — скопированная карта. И, в конце-концов, вся эта работа не носит и тени подлинной трудовой активности.
Поэтому, если говорить о применении лаевской триады к воспитательно-образовательному процессу, то эту триаду мы понимаем, как один из привходящих, но не обусловливающих моментов педагогического воздействия. Мы можем говорить о целесообразности активного наблюдения, о творческой переработке материала; можем говорить об учете (изображении) работы, и о важности учета, но все это коренится, в конце-концов, в трудовой деятельности, как единственной основе, определяющей содержание работы в трудовой школе. Творческий труд, изучение этого труда — основной базис, основное „раздражение", рождающее и питающее сложную гамму социально-полезных условных рефлексов.
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.