Тов. Моложавый сделал попытку более или менее конкретно подойти к вопросам объективного изучения ребенка. Основные положения сводятся к следующему.
„Как отдельные поступки ребенка, так и его поведение в целом определяются средой и являются ответной реакцией организма на ряд внешних раздражителей.
Изучать поведение ребенка или детского коллектива — это, значит, изучить окружающую их социальную среду.
Но что такое окружающая ребенка среда? Последняя не есть простая сумма раздражителей (предметов, процессов, людей и т. д.). Под окружающей ребенка средою нужно понимать систему этих раздражителей (их взаимоотношение), в которой каждый отдельный раздражитель только и получает свое назначение в качестве возбудителя поступка.
Эта система раздражителей определяется жизнесохранением той или иной общественной группы в условиях данной внешней и социальной среды, т. е. производственно-классовым строением общества. Взрослые, строя жизнь для себя, в своих интересах, тем самым организуют и среду для ребенка, для его жизнесохранения и роста, для его формирования и направления. Все те раздражители, которые остаются вне этой производственно-классовой структуры, становятся для ребенка безразличными и, не будучи связаны с жизнесохранением ребенка, постепенно угасают или вытесняются более устойчивыми связями раздражителей, не оставляя прочного следа в организме ребенка.
В окружающей ребенка социальной среде, как системе раздражителей, нужно различать: направленность среды и структуру среды.
Направленность среды выражается:
1) в социально-классовой направленности,
2) производственно-трудовой направленности и
3) бытовой направленности.
Структура среды выражается:
1) в богатстве, яркости и разнообразии среды,
2) сложности и организованности среды,
3) динамичности и актуальности среды и
4) физических факторах среды.
Различные виды направленности и структуры среды мы должны изучать как вне детучреждения, так и в самом детучреждении.
Таким путем мы ознакомимся с средой, как с системой раздражителей (предметов, явлений, процессов, соотношений между вещами и людьми, воздействующих на ребенка).
Но этого мало.
Мы должны узнать еще, в каких поступках (мускульно-двигательные процессы, выразительные движения, аффективные состояния, подавление тех или иных функций и т. д.) выражаются ответные реакции ребенка на воздействие окружающей среды.
И, наконец, мы должны уяснить себе поведение ребенка, как ряд установившихся в условиях приспособления к среде реакций (навыки, установки, эмоциональные оценки, ориентировочные понятия, нормы).
Стало быть, изучение поведения ребенка должно учитывать три момента в их неразрывной взаимозависимости:
а) среда, как система воздействий, определяемая производственно-классовым строением той или иной общественной группы и как система работы в жизни детучреждения;
б) поступки ребенка, как ответная реакция на воздействие среды, оставляющая в его организме след, влияющий на все его поведение;
в) поведение, как система установившихся реакций, навыков, ориентировочных понятий, составляющих биосоциальный фонд организма.
Система воспитания есть организация для ребенка определенной среды.
А раз изучение ребенка или детского коллектива сводится к изучению среды, то отсюда следует, что изучение ребенка или детколлектива неотделимо от педагогической работы с ним.
Намеренно организуя среду в воспитательных целях или приближения ребенка к определенной общественной среде, воспитатель вызывает в ребенке определенные поступки и вырабатывает систему поведения, которые и подлежат учету.
Вот почему первый пункт резолюции третьего всероссийского съезда по дошкольному воспитанию, по докладу т. Моложавого, гласит:
Изучение ребенка, как неотделимая часть педагогического процесса, должно проходить через всю работу педагога, определяя содержание, методы, планировку и учет работы.
Схема т. Моложавого предполагает как изучение отдельного ребенка, так и целого коллектива, при чем в этом последнем случае схема осложняется указанием уклонений отдельных детей от поведения коллектива.
Наблюденные по этой схеме факты заносятся на отдельные листы.
Объединенный знанием ряд поступков или работа ребенка рассматривается целостно, во всех своих моментах, и разносится по всем разделам схемы, выдвигая все основные моменты среды и внешней реакции.
Все ли поступки ребенка подлежат фиксированию.
Тов. Моложавый отвечает: фиксированию подлежат не все поступки ребенка в их хронологической последовательности (по дням, неделям), а наиболее показательные для его формирования нарастания его функций, накопление его опыта, изменение системы его поведения.
После определенного промежутка времени, по мере накопления достаточного для выводов материала, производится обработка материала и делаются общие выводы из отдельных записей. Разработанный материал с выводами заносится в особый результативный лист .
Выводы эти, конечно, не могут претендовать на неизменность в отношении к формирующемуся ребенку в связи с изменяющимися в определенном направлении условиями среды вне детучреждения, но они могут направлять дальнейшую педагогическую работу и обосновывать как выбор материала, так и методы работы, а также оценивать целесообразность и успешность применяемых педагогических средств.
Затруднения при проведении программы т. Моложавого сводятся к следующему:
1. Принципиальная формулировка вопросов страдает отсутствием конкретно-разработанных данных для практического проведения этой программы в жизнь.
2. Программа нуждается в ее коллективной проработке, в целях детлизации принципиальных положений т. Моложавого.
3. Наконец, программа т. Моложавого нуждается в ее жизненной проверке и подкреплении данными соответствующих наблюдений над ребенком, что, несомненно, внесет в работу ряд поправок практического характера.
Тем не менее 3-й всероссийский съезд по дошкольному воспитанию отмечает, что „программа изучения поведения ребенка и детского коллектива т. Моложавого в целом удовлетворяет основным требованиям и может быть положена в основу работы на местах, требуя, однако, дальнейшего анализа поведения ребенка и более детальной разработки в своей методической части".
Какие очередные проблемы ставит учение о рефлексах в области педагогического процесса.
В педагогическом процессе можно различить следующие части: 1) сообщение точных знаний ребенку, изучение, анализ окружающего мира — образование очагов возбуждения и дифференцировки; 2) соединение, синтез накопленных знаний в комплексы и цепи комплексов—процесс интеграции избирательного группового обобщения и 3) выработка правильно координированных действий, вызываемых этими комплексами — поведение человека.
В зависимости от этого, необходимо иметь в виду следующее.
Объем знаний у ребенка обусловливается анализаторской деятельностью полушарий головного мозга. Вначале выступает закон иррадиации, характеризуемый смутностью, расплывчатостью знаний, получаемых ребенком.
Следующий момент-—дифференциация, когда из суммы неясных впечатлений выделяются и постепенно оформляются отчетливые знания и умения, зависящие как от количества одинаковых раздражений (упражнений), так и от их силы.
Синтез занятий идет по законам образования условных рефлексов, ибо при условии одновременного раздражения от различных предметов или явлений — следы их прочно связываются в один комплекс. Отсюда — цель педагогического воздействия не анализ, а широкое обобщение, синтез. Между прочим, программы ГУС'а этот критерий выдерживают во всех своих частях.
„Выработка правильно координированных движений...— поведение человека, подчиняется тем же физиологическим законам. Успешность развития хорошо координированных движений находится в прямой зависимости от степени концентрации и дифференцировки тех или иных очагов возбуждения в коре и от количества упражнений, от тренировки.
Поэтому-то первые движения и действия так хаотичны и заключают в себе много лишних, ненужных движений; поэтому так неловки и нецелесообразны первые движения даже взрослого человека, обучающегося координации каких-либо новых движений, например, катанию на коньках, езде на велосипеде и т. п.
Когда все три части этого процесса хорошо налажены, мы видим перед собою гармонически развитую личность с запасом точных, отчетливых знаний и не в виде отрывочных сведений, а связанных в прочные комплексы, личность, умеющую совершать нужные в данный момент и в данной обстановке, хорошо координированные движения и задерживать ненужные, т. е. владеть и управлять собой".
Если подойти к вопросу о методах преподавания с точки зрения данных рефлексологии, то мы увидим, что методы пассивного порядка (лекции, беседы и т. п.) ни в коем случае не могут быть оправданы учением об условных рефлексах. Интересно отметить, что по данным проф. Бехтерева словесное действие, как раздражитель слабого порядка, вызывает такой же слабый рефлекс. Так, например, вкус лимона вызывает очень резкое слюноотделение; вид лимона также вызывает слюноотделение, но в меньшей степени; наконец, одно только название (слово) „лимон" почти не вызывает слюны.
Таким образом, словесные раздражения в очень слабой степени вызывают возбуждения в коре головного мозга. Эти возбуждения быстро тормозятся более сильными раздражениями, идущими непосредственно из окружающего мира. Поэтому старое пассивное „обучение", исключительно словесного характера, отстаивалось в крайне непрочных очагах возбуждения. Действие перехлестывало через слово и, таким образом, заглушало его. Отсюда — те печальные в воспитательно-образовательном отношении результаты, к которым не могла не прийти старая школа.
И только трудовое воспитание вполне отвечает марксистскому взгляду на воспитательно-образовательный процесс, как процесс образования условных рефлексов.
С этой точки зрения особо плодотворной представляется комплексная система преподавания.
„Так как внешние объекты действуют большею частью не на один, а на несколько воспринимательных органов, то, очевидно, следы от одного предмета представляются, обычно, целыми комплексами, соответственно тем органам, на которые действует раздражение от данного объекта.
Эти следы находятся в прочном сочетании друг с другом, благодаря тому, что они возникли одновременно. Благодаря такому сочетанию, оживление одного из этих следов способно привести к развитию рефлексов, соответствующих всем входящим в состав комплекса следам. В результате таких комплексных раздражений, привлекающихся к одному господствующему очагу возбуждения, получаются более глубокие и прочные следы, легко оживающие при оживлении какой-либо одной части комплекса. Тем самым создаются весьма благоприятные условия для синтеза, а так как этот метод требует и лабораторной проработки материала..., т. е. большего количества координированных движений, связанных с данным основным очагом возбуждения, то в значительной мере выполняется вся... схема педагогического процесса".
Активные методы проработки учебного материала, как раздражители, вызывающие сильную повышенность очагов возбуждения в коре головного мозга, тем самым способствуют выработке социально-полезных условных рефлексов, предусматриваемых задачами государства и биосоциальными особенностями ребенка.
Таким образом, учение об условных рефлексах дает новое обоснование для углубления основных задач советской школы и лишний раз подтверждает правильность марксистской трактовки при постановке вопроса о задачах, содержании и формах работы в трудовой школе.
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.