Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Состояние вузов в РСФСР


И. Ходоровский. На фронте просвещения
Статьи и речи.
Гос. изд-во, Москва-Ленинград, 1926 г.

(Доклад в заседании Совнаркома 23 февраля 1925 г.)
До революции на территории, занимаемой ныне РСФСР, во всех высших учебных заведениях (как правительственных, так и частных и общественных, которых было большое количество) обучалось в круглых цифрах 95.000 студентов. В годы революции в вузы хлынула большим потоком рабоче-крестьянская молодежь, которой в дореволюционное время доступ в высшее учебное заведение был закрыт. Особенно много этой молодежи направилось в вузы по окончании гражданской войны, т. е. в 1921—1923 гг. В то же самое время в первые годы революции всюду, во всех городах стихийно стали возникать новые высшие учебные заведения, перестраиваясь из средних школ и т. п. В цифрах динамика сети вузов за годы революции получает такое выражение: в 1919—1920 гг. мы имели 164 вуза (включая сюда практические институты, позже реорганизованные в техникумы) с 170.000 учащихся; в 1921 г. —159 вузов с 197.000 учащихся; к 1922 г. практические институты реорганизуются в техникумы; в соответствии с этим количество вузов сокращается до 99 с 130.000 учащихся. В 1923 г., вследствие большого приема, количество учащихся увеличивается до 134.000, хотя количество вузов сокращается до 96, и к 1924 г., вследствие чрезвычайно большого приема 1923 года, мы при тех же 96 вузах имеем 140.000 учащихся.
Летом 1924 пода Наркомпрос вплотную подошел к вопросу о рационализации высшего образования как с точки зрения освобождения вузов от чрезмерной перегрузки учащимися, которая не давала возможности вузам сколько-нибудь нормально работать, так и с точки зрения пересмотра сети, уничтожения параллелизма в структуре существующих высших учебных заведений и постепенной ликвидации тех учебных заведений, которые не являются достаточно жизненными, не являются в данный момент настоятельно необходимыми и содержание коих только ослабляет материальную базу всей остальной сети. Все свои тщательно разработанные предположения Наркомпрос провел через Госплан, а затем через Совет Народных Комиссаров. В результате всех мероприятий мы имеем в данный момент 87 вузов, в которых в круглых цифрах обучается 118—120 тысяч студентов, к концу года мы будем иметь 76 или 74 (если некоторые вузы, которые намечены правительством, будут выведены из Москвы) с тем же количеством 118—120 тысяч учащихся. В дальнейшем я предвижу такую динамику нашей сети и контингента учащихся: сеть, которую мы будем иметь к концу учебного года, должна остаться более или менее твердой, а количество учащихся, вследствие сначала пониженного, а затем нормального приема, с одной стороны, и усиленного выпуска в ближайшие годы тех студентов, которые были приняты во время больших приемов в 1922/23 г., через 2,5—3 года нормальным порядком будет доведено до 100.000 Это — более или менее нормальный контингент для той сети, которую мы будем иметь к указанному выше сроку. Дальнейший рост количества учащихся должен будет уже находиться в соответствии .с дальнейшим ростом сети высших учебных заведений, а это, в свою очередь, должно будет находиться в прямой связи с развертыванием и ростом народного хозяйства.
Материальная база высшего образования в РСФСР за истекший год значительно усилилась. За последние 2 года ассигнования государства на вузы РСФСР выражались в следующих цифрах: в 1922/23 г. — около 11,5 миллионов рублей, в 1923/24 г. —15.300.000 рублей (в круглых цифрах) и в 1924/25 г.—-свыше 27 миллионов рублей. Таким образом, за 2 года рост ассигнований на высшее образование увеличился в 2 Уз раза, при чем только за последний год он увеличился почти в два раза. Этот рост ассигнований на высшее образование дал возможность повысить зарплату научным работникам, особенно в последние месяцы. В настоящее время профессор за 6 основных часов занятий в неделю получает месячную зарплату в размере 80 рублей. Этого, конечно, совершенно недостаточно и в несколько раз ниже того, что получал профессор в довоенное время, но это в 2,5 раза больше того, что он получал в июне 1924 г., а это, несомненно, огромный шаг вперед.
В равной мере заметно улучшилось и материальное положение студенчества. Количество стипендий по вузам РСФСР составляет 34.000 (сюда не входят 25.000 для обучающихся на рабфаках). Размер стипендии увеличен вдвое против прошлого года и доведен в столицах и промышленных центрах до 20 рублей на стипендиата, в провинции— до 15 рублей. В раиной мере значительно улучшено и жилищное положение пролетарского студенчества. Мы имеем по всей РСФСР 37.000 мест в общежитиях для студенчества, что дало бы возможность обеспечить всех стипендиатов. Но дело осложняется тем, что в течение последних лет в общежитиях осели люди, порвавшие с вузами, а часто и такие, которые этой связи никогда не имели. В настоящее время, в силу тяжелого жилищного положения в городах, особенно в Москве (здесь дело обстоит особенно тяжело), нет возможности этих посторонних граждан из студенческих общежитий выселять. Сами общежития приведены в общем в порядок, в них тепло, светло, чисто, а некоторые, особенно те, которые были оборудованы в последнее время, могут быть по нашему времени признаны даже образцовыми.
Несмотря, однако, на то, что материальная база высшего образования за последнее время значительно усилилась, все же она не может быть признана сколько-нибудь достаточной и нуждается в дальнейшем укреплении. Бюджет каждою да высших учебных заведений значительно ниже бюджета довоенного времени. Мы не предъявляем требования к правительству довести немедленно бюджет вузов до довоенного уровня. Мы видим и чувствуем, что правительство принимает серьезные меры к усилению бюджета высших учебных заведений, но задача дальнейшего укреплении этого бюджета совершенно очевидна. Особо должна быть выдвинута задача улучшения и обновления учебного оборудования вузов, которая за эти годы значительно двинулась вперед. Необходимо также значительное усиление средств на подготовку новых кадров научных работников. За последние 10 лет эта работа фактически распалась, и только теперь приходится ее вновь организовывать. А в эти 10 лет из строя выбыло большое количество научных работников, при чем многие из них новыми работниками не заменены.
Я перехожу к вопросам, связанным с приемом 1925 г. Если посмотреть на приемы истекших лет, то увидим такую картину: в 1922 году принято было 34.000 студентов, в 1923 году —38.000. В 1924 году правительством был взят твердый курс на сокращение контингента к введению его в норму» и в результате мы в 1924 г. приняли 15.280 студентов. Качественный состав приема прошлого года чрезвычайно высокий: рабочие с производства и дети рабочих составляли 35,5% всего прошлогоднего приема, земледельцы и дети земледельцев-— 25,9%. Если сравнить это с приемом 1923 пода, то окажется, что в 1923 году рабочие с производства и дети их составляли только 24,2%, а крестьяне и дети крестьян — 25,4%.; члены РКП составляли в 1923 году 13,1% всего приема, в 1924 г.— 22,5%; члены РЛКСМ в 1923 г. —13,8%, в 1924 г. — 25,5%. Эти цифры свидетельствуют о том, что мы серьезно проводим директиву правительства и XIII съезда партии об улучшении социального состава наших высших учебных заведений.
Обращаясь к приему 1925 г., как он проектируется Наркомпросом, я должен отметить следующие моменты. Наркомпрос, во-первых, ходатайствует о том, чтобы минимальный возраст для поступающих был поднят с 16 лет до 17, — это отвечает всем требованиям и физиологическим, и здравоохранения, и требованиям общественно-политического характера. Во-вторых, мы ходатайствуем о том, чтобы количество подлежащих приему в 1925 гаду лиц было определено в 18.000 человек. Это будет в среднем на 17 % больше того, чем фактически принято в 1924 году. Мы идем на это небольшое повышение контингента потому, что нам необходимо, во-первых, более целесообразно использовать учебное оборудование высших учебных заведений, а такая недогрузка, какую мы имели в прошлом году, невыгодна для государства; во-вторых, нужно расширить доступ в высшую школу для крестьянства, для оканчивающих II ступень и техникумы и для детей трудовой .интеллигенции, что связано с неизбежностью некоторого увеличения количества подлежащих приему лиц. Из этих 18.000 в первую голову подлежат зачислению в вузы iBce рабфаковцы (примерно около 8.000). Остальные места должны быть распределены между профессиональными, партийными, комсомольскими и другими общественными организациями для направления в вузы рабочих и крестьян. (Все командирующие организации обязуются в этом году отвести значительное количество мест для крестьян, занятых в сельском хозяйстве.
Независимо от этого, должно быть забронировано определенное количество мест за крестьянами, демобилизованными красноармейцами, моряками, а также инвалидами Красной армии и флота. Лица этой категории должны поступать в вузы без командировок, при условии, если они удовлетворяют общеобразовательным требованиям правил приема. Новшество, которое мы вводим в правила приема в 1925 г., заключается в том, что для довольно большого количества лиц, уровень подготовки которых определить легко, испытания по общеобразовательным предметам будут отменены и сохранены только для тех, уровень знаний которых определить трудно. Как общее правило, сохраняются испытания для всех, кроме рабфаковцев, по обществоведению. По моим расчетам, из 18.000 подлежащих приему лиц не менее 6.000 будет обеспечено за крестьянами. Необходим со стороны всех общественных организаций, командирующих своих членов в вузы, решительный нажим на места в том смысле, чтобы производился отбор действительно работающей в сельском хозяйстве и достаточно подготовленной в учебном отношении крестьянской молодежи.
Обращаясь к состоянию учебного дела в вузах, я должен отметить, что мы имеем здесь большой сдвиг за последнее время. В вузах ведется интенсивная методическая работа. Новые методы преподавания (замена старой лекционной системы методами активными—групповым, семинарским, лабораторным) приобрели общее признание со стороны почти всей профессуры и наполовину могут считаться уже практически привившимися в вузах. Это дает нам возможность поставить вопрос об изменении форм проверки знаний учащихся в высших учебных заведениях. Вопрос этот мы со всей тщательностью проработали на Всероссийском ректорском совещании в октябре 1924 г. и в настоящее время проводим его в жизнь. Мы отказываемся от метода зачетов и экзаменов, поскольку при системе групповых занятий преподаватель может и без зачетов и экзаменов фактически контролировать способность и успеваемость каждого студента. По моим предположениям, мы уже сумеем в течение этого года отказаться процентов на 50 от экзаменов и зачетов, полностью, я думаю, мы от них сумеем отойти в течение следующего учебного года.
Особняком стоит вопрос о педагогических учебных заведениях. И партия и правительство неоднократно указывали нам на необходимость улучшения постановки дела в наших педагогических вузах, а это прежде всего неразрывно связано с улучшением социального состава учащихся в педагогических вузах. Уже за истекший год мы имеем значительное улучшение этого социального состава по педагогическим вузам: рабочие и дети рабочих составляют 27% всего приема в педагогические вузы в 1924 году, а крестьяне и дети крестьян — 30 %; члены РКП и РЛКСМ вместе составляют 45 % приема в педагогические вузы. Но это только одна сторона дела. Одновременно с этим мы приняли дфы к тому, чтобы уже на рабфаках довольно значительная часть рабфаковцев готовилась к будущей педагогической деятельности. С этой целью мы при 22 рабфаках образовали так называемые педагогические уклоны, на которых обучается около 4.000 рабфаковцев. По окончании рабфаков эти рабфаковцы должны автоматически перекочевать в педагогические вузы. Задача сводится к тому, чтобы рабфаковцы осознали всю важность перехода туда, не отходили бы от педагогических вузов, как это замечалось в течение прошлых лет. Рядом с этим, мы принимаем меры к значительному улучшению материального положения студенчества педагогических вузов. В то время как по всей сети наших вузов процент стипендиатов по отношению ко всему количеству учащихся составляет 27, по педагогическим вузам он доходит до 39.
За истекший год достигнуты существенные результаты и в учебном деле вузов: разработаны новые учебные планы и новые программы, имеющие своей задачей подготовить широко образованного педагога, способного стать на уровень требований, какие к педагогу предъявляют новые программы ГУС'а, выработанные для единой трудовой школы.
Одним из важнейших моментов постановки учебного дела в вузах является вопрос о связи вузов с производством. Самым нормальным был бы такой порядок, при котором вся масса студенчества, которая по учебным планам должна проходить производственную практику, эту практику могла бы проходить. Нам кажется, что для этого следовало бы так называемую летнюю практику заменить постоянной производственной практикой, так, чтобы на предприятиях и в учреждениях постоянное количество станков и мест было закреплено за определенным количеством студентов. Это требует того, чтобы между определенными предприятиями и определенными вузами была тесная связь. Вопрос этот у нас проработан и находится сейчас на обсуждении в заинтересованных хозяйственных организациях. Пока же стоит вопрос о том, как быть с летней практикой в 1925 г. В прошлом году мы имели такую картину, когда только 50% того студенчества, которое по учебному плану обязано проходить практику, этой практикой было обеспечено. В этом году мы имеем уже заявки от вузов на 40,5 тысяч мест на летнюю практику; обеспечить их мы можем по тем материалам, которыми располагаем от хозяйственников, только в размере одной трети этих заявок. Прошлогодняя практика показала, что, с одной стороны, на практику не всегда посылаются те студенты, которые должны посылаться, и не в те предприятия, куда нужно посылать, а, с другой стороны, прошлогодняя практика обнаружила недостаточно чуткое и внимательное отношение к практикантам со стороны предприятий. На эту сторону дела Совнаркому необходимо обратить особенное внимание и сломить сопротивление делу практикантства со стороны тех учреждений и предприятий, где сопротивление имело место в прошлом году и имеет место и теперь.
Последний момент, которого я считаю необходимым коснуться, это — вопрос о студенческих организациях, о их взаимоотношениях между собой и о взаимоотношениях их с профессурой и правлением вузов. В прошлом мы имели такое положение, когда в силу объективных условий студенчество ставилось часто в необходимость непосредственного администрироваиия. С течением времени это превратилось уже в инерцию, очень часто вредную для дела. Правительство на это обратило внимание, и соответствующими постановлениями высших правительственных органов совершенно точно разграничены функции между правлениями высших учебных заведений и студенческими организациями (в том числе и партийными). Это разграничение идет по той линии, что единственным органом, несущим ответственность за положение дел вуза, является правление и, прежде всего, ректор. Студенческим организациям обеспечивается в широких размерах возможность организованного влияния на ход жизни высших учебных заведений без всякого, однако, непосредственного административного вмешательства в эту жизнь. Те сведения, которыми я располагаю, говорят о том, что в наших высших учебных заведениях перелом наметился, студенчество совершенно ясно осознало эту задачу, поставленную партией и правительством, и от дела администрирования постепенно отходит. Точно также сокращается количество студенческих организаций и упрощается их структура. В этом отношении нам ищет полностью навстречу Центральное Бюро Пролетарского Студенчества.
Центральный Комитет нашей партии поставил и наметил разрешение вопроса о взаимоотношениях между партийным и беспартийным студенчеством в том смысле, чтобы беспартийное студенчество в возможно большем количестве, на более широкой базе вовлекалось в работу во всех органах высших учебных заведений, чтобы партийные организации не заменяли собой беспартийных там, где речь идет об обычной, затрагивающей интересы всего студенчества, работе, и чтобы партячейка оставалась органом, ведущим работу по политическому воспитанию как членов партии, так и всей массы студенчества и осуществляла бы через беспартийные массовые студорганизации идейное и политическое руководство всей студенческой массой.
Обозревая в общем и целом положение высшей школы, как оно сложилось к данному моменту, можно придти к выводу, что самая тяжелая полоса уже позади, сдвиг наметился, профессура хочет быть вовлечена и вовлекается в активную работу высшей школы; настроение студенчества достаточно устойчивое и бодрое; в вузах царит рабочая атмосфера, и это создает все необходимые предпосылки для дальнейшего улучшения и упорядочения всего строя учебной жизни в высшей школе.




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +