Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Год «новой эры»


И. Ходоровский. На фронте просвещения
Статьи и речи.
Гос. изд-во, Москва-Ленинград, 1926 г.

13 месяцев прошло с тех пор, как X Всероссийский Съезд Советов поставил дело народного просвещения в качестве важнейшей очередной государственной задачи правительства и местных советов на ближайший период. Больше того, X Съезд провозгласил нашу просвещенскую работу —фронтом, что должно было означать выделение ее на одно из первых (если не первое) мест в системе всей нашей советской деятельности. Почти одновременно с X Съездом Советов в защиту нашего дела выступил Вл. Ильич Ленин в его памятных «Страничках из дневника». Эти два фактора (резолюция X Съезда Советов и статья тов. Ленина) огромного общественно-политического значения не могли не содействовать некоторому сдвигу в деле народного образования на пространстве всего Советского Союза: люди зашевелились, немножко устыдились своего традиционного казенного отношения к вопросам и нуждам народного просвещения, стали чуточку внимательнее и заботливее. Разумеется, мы кой-каких результатов добились. Но эти результаты оказались незначительными в сравнении с теми добрыми пожеланиями, какие мы встречали на каждом шагу со стороны разных учреждений и организаций. Но ведь давно известно, что добрыми намерениями вымощен ад. Обыкновенно эти намерения упирались в препятствия либо действительно объективного свойства (отсутствие каких бы то ни было материальных средств), либо в такие, которые могли бы быть устранены при настойчивости, при желании, при достаточном понимании всей серьезности и важности дела народного образования, особенно в переживаемый момент и особенно в наших отношениях с деревней. Состоявшийся недавно IV Всероссийский съезд заведующих губернскими отделами народного образования подвел итоги нашим достижениям за год «новой эры» и со всей объективностью, на какую вообще способны люди, заинтересованные в успехе порученного им дела, выяснил, почему наши результаты все же недостаточны, виноват ли в этом кто-нибудь и кто именно, и что нужно нам сделать, чтобы результаты нашей работы были более ощутительны.
Если мы припомним резолюцию X Съезда Советов, то больше всего внимания в ней уделено вопросам материального обеспечения дела народного образования, или, как принято у нас выражаться, материальной базы. И это вполне естественно. Дело народного образования зашло у нас в тупик исключительно вследствие нашей нищеты: учителю мы не платили, школьных помещений не отапливали и не ремонтировали. С этой точки зрения, прошедший год дал нам заметный успех—в общем и целом школьная жизнь не только в городе, но и в деревне протекала нормально. Но это успех, шока что, только внешний; это только — первый шаг. Если же обратиться к нашей материальной базе, как она выражена в бюджете, то картина получится такая: по государственному бюджету мы имеем в истекшем году менее 1/3 довоенных расходов на народное образование, а по местным бюджетам — 25 — 30 % довоенных расходов, несмотря на то, что сеть просветительных учреждений по некоторым разделам работы (вузы, политпросветучреждения) значительно возросла, а по другим (социальное воспитание) осталась во всяком случае на довоенном уровне, и что содержание и объем работы всех наших учреждений несомненно расширились и углубились по сравнению с царскими временами. Стоя на таком материальном фундаменте, мы могли обеспечивать работников просвещения массовых учреждений (школы, политяросветучреждения), состоящих на государственном бюджете, ежемесячным заработком в размере 7—8 руб. в месяц, а наших просвещенцев, состоящих на местных бюджета, — либо 5—7 руб. в месяц из средств исполкомов, либо 5—6 пудами ржи за счет крестьянского населения. Это дало возможность работнику просвещения не умереть от голода. И только. А дальше—он оставался таким же раздетым и разутым, каким был раньше, в таком же часто нетопленом помещении, как и раньше, без свечи или керосина, без книги и учебника. Все это, конечно, лучше, чем то, что было прежде. Но опасность заключается в том, что мы все-таки обольщены достигнутыми успехами, что считаем их уже как будто достаточными; во всяком случае уже не чувствуется со стороны ряда учреждений и организаций и, прежде всего, со стороны исполкомов той заинтересованности и готовности все сделать, какие мы наблюдали в первые пять-шесть месяцев прошлого календарного года. Мы уже вступили в новый бюджетный год, мы уже прожили целый квартал этого нового года, и что же мы видим.
Государственный бюджет отпускает нам в лучшем случае столько, сколько мы имели в конце прошлого бюджетного года, что дает нам возможность довести заработную плату массового работника-просвещенца до... 10 руб. в месяц. Примерно так же обстоит дело на местах: в октябре—декабре местный бюджет выплачивал учителям 8 —10 руб. в месяц. Итак, на втором году «новой эры» (первый год нашей «новой эры» мы считаем с X Съезда Советов) мы выплачиваем нашему школьному работнику 20— 25% его дореволюционного заработка. Мы еще вернемся к школьному работнику, а пока, вместе с IV Всероссийским съездом завгубоно, мы, следовательно, можем, констатировать, что указания X Съезда Советов в отношении укрепления материальной базы народного просвещения осуществлены в очень слабой степени. Особенно бросается это в глаза, когда мы обращаемся к местным бюджетам: в одной губернии в ориентировочном бюджете народному просвещению отводится 15%, в другой— 20%, в третьей — 25%. В одной губернии расходы на народное образование занимают первое место в местном; бюджете, в другой — на первое место выдвигаются расходы по содержанию административных аппаратов и т. д. Это свидетельствует о том, что никакой продуманной закономерности в распределении средств местных бюджетов мы в истекшем году не имели; очень часто наши товарищи забывали, что в губернии, и особенно — в губернии с слабо развитой промышленностью, заботы о народном образовании должны быть первым делом губисполкома, и что если мы теперь же не поможем в такой губернии крестьянину школой, тогда все наши разговоры о смычке — действительно одни только пустые разговоры. Обеспечить за народным образованием максимально возможный процент местного бюджета (как сказано в резолюции X Съезда Советов), обеспечить реализацию этого процента, снова и снова перекроить местные расходы и выбросить оттуда все, не являющееся абсолютно неотложным, а собирать каждую копеечку на школу и на учителя — вот чего мы хотим добиться от губисполкомов. IV Всероссийский съезд губоно отдавал себе отчет и в том, что такие расходы, как введение всеобщего обучения, Ликвидация неграмотности и повышение жизненного уровня работников просвещения — не по плечу одному только местному бюджету. И в земские времена часть расходов на народное образование, (иногда 25 — 30%) земств покрывалась субсидиями правительства. Не обольщаясь насчет мощи и богатства государственного бюджета, мы все же должны сознательно идти на то, что в течение ряда лет государство должно будет помогать местам в их расходах на народное просвещение (примерно: дотация на зарплату сельских учителей, на школьное строительство, быть может, на детпитание).
Уже X С'езд Советов наметил, в сущности, основные вехи работы Наркомпроса на ближайшее время: линия эта в общем может быть охарактеризована как ориентация на массовое образование. Подходя конкретнее и тщательнее к этому вопросу, съезд губоно так определил эту линию: вся работа губоно должна в ближайшие годы так строиться, чтобы главные силы и средства шли на осуществление всеобщего начального обучения, ликвидацию неграмотности, развитие школ фабрично-заводского ученичества и педтехникумов. Как видим, задачи намечены достаточно скромные и в то же время достаточно ясные. Мыв имеем огромную массу детского населения в возрасте 8—11 лет, находящегося за бортом школы, — на территории РСФСР( без автономных республик) таких детей до 3,5 миллионов, что составляет около 50% всех детей этого возраста; у нас насчитывается до 17 миллионов неграмотного населении в возрасте 14 — 35 лет; у нас нехватает учительского персонала для наших школ и особенно мало нашего нового, в советском соку выварившегося учительства; мы страдаем от недостаточной подготовки (специальной и общекультурной) нашей рабочей силы, и задача подготовки новой квалифицированной рабочей силы стоит как одна из основных; и, наконец, наша важнейшая задача-—поднятие культуры нашего сельского хозяйства.
Обратимся к каждой из перечисленных задач.
Совет Народных Комиссаров постановлением от 20 автуста 1923 г. наметил осуществление всеобщего обучения в десятилетний срок. В данный момент в Наркомпросе и на местах сетевые комиссии ведут деятельную подготовительную работу к введению всеобщего обучения. Трудно еще дать точные расчеты, но все они будто говорят за то., что если не в 10, то в 13 —15 лет эта задача будет разрешена. Ликвидация неграмотности среди взрослого населения должна быть закончена к десятилетию Октябрьской революции, т. е. к осени 1927 г. Кампания находится в состоянии развертывания, общественное внимание к этой кампании привлечено в достаточных размерах; можно думать, что в 5—6-летний срок поставленная задача во всяком случае будет разрешена. В отношении педагогических техникумов перед нами стоит задача не расширения их сети (сеть пока достаточна), а более полного и более тщательного их укомплектования. В отношении массовой сельско - хозяйственной школы точно также задача сводится не к расширению сети, а к укреплению существующей сети. Что касается школ фабрично-заводского ученичества, то очередным нашим практическим делом является доведение сети ик до такого уровня, чтобы она в бли- жайшие 1 — 2 года могла охватить всю фабрично-заводскую молодежь поголовно.
Вся работа IV Всероссийского съезда завгубоно протекала с определенным уклоном в сторону деревни, деревенской школы, сельского учителя, школы крестьянской молодежи. Такой уклон вполне понятен и с точки зрения наших общеполитических задач в отношении деревни, и с точки зрения практических задач каждой губернии, особенно губернии земледельческой. Это отношение к деревне наш съезд выразил так:
Считая работу по укреплению дела народного образования в деревне наиважнейшей на ближайший период задачей, съезд предлагает провести в жизнь нижеследующие мероприятия:
1) распределение материальных ресурсов и культурно-педагогических сил производить под углом зрения удовлетворения нужд деревни в первую очередь;
2) организацию- уездной инспекции;
3) понижение цены на учебники и обеспечение школы книгой;
4) продолжение кампании по привлечению сельского населения к хозяйственной помощи и ремонту помещений существующей просветительной сети, а равно и постройке новых зданий, для чего Наркомпросу поручается добиваться бесплатного отпуска лесных материалов населению, берущему на себя труд построить за свой счет здания.
Школа крестьянской молодежи составляет новое звено в системе народного образования в РСФСР. Эта школа должна иметь своей задачей: во-первых, открыть дальнейший и сравнительно легко преодолимый путь образовательным стремлениям крестьянской молодежи, которая, как общее правило, дальше I ступени пока не идет, и, во-вторых, дать деревне полезных культурных и знающих сельское хозяйство молодых работникав. Чтобы справиться с этими задачами, школу крестьянской молодежи предполагается строить с общеобразовательной программой в объеме семилетки и с практическим уклоном в сторону сельского хозяйства. Идея школы крестьянской молодежи принадлежит комсомолу, и она будет строиться при ближайшем и деятельном его участии.
Обращаясь к школьному работнику, хочется еще раз вспомнить X Съезд Советов. Директива Съезда по части материального обеспечения работника просвещения осуществлена, как мы это уже отметили, в очень незначительной степени. Более ощутительные результаты были достигнуты в отношении повышения квалификации просвещенцев, привлечения к учителю внимания партийных и советских организаций и сближения его с Советской властью. Широко проведенная истекшим летам кампания по переподготовке обнаружила сдвиг в настроении учительства и вообще просвещенских работников в нашу сторону, пробуждение интересов к нашей партии, к таким вопросам, как история революционного движения, наша конституция, исторический материализм и т. п. Наш съезд заведующих губоно наметил такие меры в отношении учительства:
1) превращение работы да переподготовке работников просвещения в постоянную и систематическую часть деятельности органов Наркомпроса;
2) закрепление благоприятного для Советской власти настроения учительства целым рядом мер советского и партийного (характера, как-то: а) повышение заработной платы, б) снабжение шкоты за счет местного бюджета политической и педагогической литературой, в) вовлечение близких нам по духу беспартийных учителей в волисполкомы и на уездные съезды советов, г) выезды ответственных представителей ОНО на места, на учительские конференции, д) вовлечение учителя, особенно сельского, в политпросветительную работу, е) привлечение учителя к активному участию в обследовании культурного дела деревни и т. п.
Надо ли говорить, что работа с учительством — не только задача органов народного образования, но и всех советских, партийных и профессиональных организаций. В перспективе у нас должен быть сельский учитель, как центральная культурная сила деревни, к которой обращаются крестьяне за всякими советами, всякой помощью, которая пользуется в глазах крестьянства достаточным авторитетам и через которую партия и Советы проводят свои идеи в толщу крестьянского населения.
Чтобы закончить беглый обзор наших задач, как они определились в итоге годичной работы и как они сформулированы IV съездом губоно, отметим, что за истекший год была вчерне проделана большая организационная работа: и Наркомпрос и губернские отделы народного образования привели себя в большой порядок, установили взаимную и в общем достаточную связь и информацию, чуточку подкрепили себя материально, приостановили отступление на фронте просвещения. Это отнимало все силы, все время и все средства—меньше всего в такой обстановке можно было думать о серьезной и углубленной методической работе, о руководстве губернскими отделами народного образования по содержанию их работы. Конечно, и в этом направлении работа велась. Но не эта сторона была характерной для всей нашей деятельности в минувшем году. И в новом году борьба за копейку будет отнимать у нас достаточно сил и времени. Тем не менее мы имеем возможность и должны все больше и больше внимания отдавать вопросам методическим, внутренней жизни наших просветительных учреждений. Этот момент должен будет дать тон всей работе Наркомпроса в 1923/24 учебном году.




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +