И. Ходоровский. На фронте просвещения
Статьи и речи.
Гос. изд-во, Москва-Ленинград, 1926 г.
13 месяцев прошло с тех пор, как X Всероссийский Съезд Советов поставил дело народного просвещения в качестве важнейшей очередной государственной задачи правительства и местных советов на ближайший период. Больше того, X Съезд провозгласил нашу просвещенскую работу —фронтом, что должно было означать выделение ее на одно из первых (если не первое) мест в системе всей нашей советской деятельности. Почти одновременно с X Съездом Советов в защиту нашего дела выступил Вл. Ильич Ленин в его памятных «Страничках из дневника». Эти два фактора (резолюция X Съезда Советов и статья тов. Ленина) огромного общественно-политического значения не могли не содействовать некоторому сдвигу в деле народного образования на пространстве всего Советского Союза: люди зашевелились, немножко устыдились своего традиционного казенного отношения к вопросам и нуждам народного просвещения, стали чуточку внимательнее и заботливее. Разумеется, мы кой-каких результатов добились. Но эти результаты оказались незначительными в сравнении с теми добрыми пожеланиями, какие мы встречали на каждом шагу со стороны разных учреждений и организаций. Но ведь давно известно, что добрыми намерениями вымощен ад. Обыкновенно эти намерения упирались в препятствия либо действительно объективного свойства (отсутствие каких бы то ни было материальных средств), либо в такие, которые могли бы быть устранены при настойчивости, при желании, при достаточном понимании всей серьезности и важности дела народного образования, особенно в переживаемый момент и особенно в наших отношениях с деревней. Состоявшийся недавно IV Всероссийский съезд заведующих губернскими отделами народного образования подвел итоги нашим достижениям за год «новой эры» и со всей объективностью, на какую вообще способны люди, заинтересованные в успехе порученного им дела, выяснил, почему наши результаты все же недостаточны, виноват ли в этом кто-нибудь и кто именно, и что нужно нам сделать, чтобы результаты нашей работы были более ощутительны.
Если мы припомним резолюцию X Съезда Советов, то больше всего внимания в ней уделено вопросам материального обеспечения дела народного образования, или, как принято у нас выражаться, материальной базы. И это вполне естественно. Дело народного образования зашло у нас в тупик исключительно вследствие нашей нищеты: учителю мы не платили, школьных помещений не отапливали и не ремонтировали. С этой точки зрения, прошедший год дал нам заметный успех—в общем и целом школьная жизнь не только в городе, но и в деревне протекала нормально. Но это успех, шока что, только внешний; это только — первый шаг. Если же обратиться к нашей материальной базе, как она выражена в бюджете, то картина получится такая: по государственному бюджету мы имеем в истекшем году менее 1/3 довоенных расходов на народное образование, а по местным бюджетам — 25 — 30 % довоенных расходов, несмотря на то, что сеть просветительных учреждений по некоторым разделам работы (вузы, политпросветучреждения) значительно возросла, а по другим (социальное воспитание) осталась во всяком случае на довоенном уровне, и что содержание и объем работы всех наших учреждений несомненно расширились и углубились по сравнению с царскими временами. Стоя на таком материальном фундаменте, мы могли обеспечивать работников просвещения массовых учреждений (школы, политяросветучреждения), состоящих на государственном бюджете, ежемесячным заработком в размере 7—8 руб. в месяц, а наших просвещенцев, состоящих на местных бюджета, — либо 5—7 руб. в месяц из средств исполкомов, либо 5—6 пудами ржи за счет крестьянского населения. Это дало возможность работнику просвещения не умереть от голода. И только. А дальше—он оставался таким же раздетым и разутым, каким был раньше, в таком же часто нетопленом помещении, как и раньше, без свечи или керосина, без книги и учебника. Все это, конечно, лучше, чем то, что было прежде. Но опасность заключается в том, что мы все-таки обольщены достигнутыми успехами, что считаем их уже как будто достаточными; во всяком случае уже не чувствуется со стороны ряда учреждений и организаций и, прежде всего, со стороны исполкомов той заинтересованности и готовности все сделать, какие мы наблюдали в первые пять-шесть месяцев прошлого календарного года. Мы уже вступили в новый бюджетный год, мы уже прожили целый квартал этого нового года, и что же мы видим. Государственный бюджет отпускает нам в лучшем случае столько, сколько мы имели в конце прошлого бюджетного года, что дает нам возможность довести заработную плату массового работника-просвещенца до... 10 руб. в месяц. Примерно так же обстоит дело на местах: в октябре—декабре местный бюджет выплачивал учителям 8 —10 руб. в месяц. Итак, на втором году «новой эры» (первый год нашей «новой эры» мы считаем с X Съезда Советов) мы выплачиваем нашему школьному работнику 20— 25% его дореволюционного заработка. Мы еще вернемся к школьному работнику, а пока, вместе с IV Всероссийским съездом завгубоно, мы, следовательно, можем, констатировать, что указания X Съезда Советов в отношении укрепления материальной базы народного просвещения осуществлены в очень слабой степени. Особенно бросается это в глаза, когда мы обращаемся к местным бюджетам: в одной губернии в ориентировочном бюджете народному просвещению отводится 15%, в другой— 20%, в третьей — 25%. В одной губернии расходы на народное образование занимают первое место в местном; бюджете, в другой — на первое место выдвигаются расходы по содержанию административных аппаратов и т. д. Это свидетельствует о том, что никакой продуманной закономерности в распределении средств местных бюджетов мы в истекшем году не имели; очень часто наши товарищи забывали, что в губернии, и особенно — в губернии с слабо развитой промышленностью, заботы о народном образовании должны быть первым делом губисполкома, и что если мы теперь же не поможем в такой губернии крестьянину школой, тогда все наши разговоры о смычке — действительно одни только пустые разговоры. Обеспечить за народным образованием максимально возможный процент местного бюджета (как сказано в резолюции X Съезда Советов), обеспечить реализацию этого процента, снова и снова перекроить местные расходы и выбросить оттуда все, не являющееся абсолютно неотложным, а собирать каждую копеечку на школу и на учителя — вот чего мы хотим добиться от губисполкомов. IV Всероссийский съезд губоно отдавал себе отчет и в том, что такие расходы, как введение всеобщего обучения, Ликвидация неграмотности и повышение жизненного уровня работников просвещения — не по плечу одному только местному бюджету. И в земские времена часть расходов на народное образование, (иногда 25 — 30%) земств покрывалась субсидиями правительства. Не обольщаясь насчет мощи и богатства государственного бюджета, мы все же должны сознательно идти на то, что в течение ряда лет государство должно будет помогать местам в их расходах на народное просвещение (примерно: дотация на зарплату сельских учителей, на школьное строительство, быть может, на детпитание).
Уже X С'езд Советов наметил, в сущности, основные вехи работы Наркомпроса на ближайшее время: линия эта в общем может быть охарактеризована как ориентация на массовое образование. Подходя конкретнее и тщательнее к этому вопросу, съезд губоно так определил эту линию: вся работа губоно должна в ближайшие годы так строиться, чтобы главные силы и средства шли на осуществление всеобщего начального обучения, ликвидацию неграмотности, развитие школ фабрично-заводского ученичества и педтехникумов.
Как видим, задачи намечены достаточно скромные и в то же время достаточно ясные. Мыв имеем огромную массу детского населения в возрасте 8—11 лет, находящегося за бортом школы, — на территории РСФСР( без автономных республик) таких детей до 3,5 миллионов, что составляет около 50% всех детей этого возраста; у нас насчитывается до 17 миллионов неграмотного населении в возрасте 14 — 35 лет; у нас нехватает учительского персонала для наших школ и особенно мало нашего нового, в советском соку выварившегося учительства; мы страдаем от недостаточной подготовки (специальной и общекультурной) нашей рабочей силы, и задача подготовки новой квалифицированной рабочей силы стоит как одна из основных; и, наконец, наша важнейшая задача-—поднятие культуры нашего сельского хозяйства.
Обратимся к каждой из перечисленных задач.
Совет Народных Комиссаров постановлением от 20 автуста 1923 г. наметил осуществление всеобщего обучения в десятилетний срок. В данный момент в Наркомпросе и на местах сетевые комиссии ведут деятельную подготовительную работу к введению всеобщего обучения. Трудно еще дать точные расчеты, но все они будто говорят за то., что если не в 10, то в 13 —15 лет эта задача будет разрешена. Ликвидация неграмотности среди взрослого населения должна быть закончена к десятилетию Октябрьской революции, т. е. к осени 1927 г. Кампания находится в состоянии развертывания, общественное внимание к этой кампании привлечено в достаточных размерах; можно думать, что в 5—6-летний срок поставленная задача во всяком случае будет разрешена. В отношении педагогических техникумов перед нами стоит задача не расширения их сети (сеть пока достаточна), а более полного и более тщательного их укомплектования. В отношении массовой сельско - хозяйственной школы точно также задача сводится не к расширению сети, а к укреплению существующей сети. Что касается школ фабрично-заводского ученичества, то очередным нашим практическим делом является доведение сети ик до такого уровня, чтобы она в бли-
жайшие 1 — 2 года могла охватить всю фабрично-заводскую молодежь поголовно.
Вся работа IV Всероссийского съезда завгубоно протекала с определенным уклоном в сторону деревни, деревенской школы, сельского учителя, школы крестьянской молодежи. Такой уклон вполне понятен и с точки зрения наших общеполитических задач в отношении деревни, и с точки зрения практических задач каждой губернии, особенно губернии земледельческой. Это отношение к деревне наш съезд выразил так:
Считая работу по укреплению дела народного образования в деревне наиважнейшей на ближайший период задачей, съезд предлагает провести в жизнь нижеследующие мероприятия:
1) распределение материальных ресурсов и культурно-педагогических сил производить под углом зрения удовлетворения нужд деревни в первую очередь;
2) организацию- уездной инспекции;
3) понижение цены на учебники и обеспечение школы книгой;
4) продолжение кампании по привлечению сельского населения к хозяйственной помощи и ремонту помещений существующей просветительной сети, а равно и постройке новых зданий, для чего Наркомпросу поручается добиваться бесплатного отпуска лесных материалов населению, берущему на себя труд построить за свой счет здания.
Школа крестьянской молодежи составляет новое звено в системе народного образования в РСФСР. Эта школа должна иметь своей задачей: во-первых, открыть дальнейший и сравнительно легко преодолимый путь образовательным стремлениям крестьянской молодежи, которая, как общее правило, дальше I ступени пока не идет, и, во-вторых, дать деревне полезных культурных и знающих сельское хозяйство молодых работникав. Чтобы справиться с этими задачами, школу крестьянской молодежи предполагается строить с общеобразовательной программой в объеме семилетки и с практическим уклоном в сторону сельского хозяйства. Идея школы крестьянской молодежи принадлежит комсомолу, и она будет строиться при ближайшем и деятельном его участии.
Обращаясь к школьному работнику, хочется еще раз вспомнить X Съезд Советов. Директива Съезда по части материального обеспечения работника просвещения осуществлена, как мы это уже отметили, в очень незначительной степени. Более ощутительные результаты были достигнуты в отношении повышения квалификации просвещенцев, привлечения к учителю внимания партийных и советских организаций и сближения его с Советской властью. Широко проведенная истекшим летам кампания по переподготовке обнаружила сдвиг в настроении учительства и вообще просвещенских работников в нашу сторону, пробуждение интересов к нашей партии, к таким вопросам, как история революционного движения, наша конституция, исторический материализм и т. п. Наш съезд заведующих губоно наметил такие меры в отношении учительства:
1) превращение работы да переподготовке работников просвещения в постоянную и систематическую часть деятельности органов Наркомпроса;
2) закрепление благоприятного для Советской власти настроения учительства целым рядом мер советского и партийного (характера, как-то: а) повышение заработной платы, б) снабжение шкоты за счет местного бюджета политической и педагогической литературой, в) вовлечение близких нам по духу беспартийных учителей в волисполкомы и на уездные съезды советов, г) выезды ответственных представителей ОНО на места, на учительские конференции, д) вовлечение учителя, особенно сельского, в политпросветительную работу, е) привлечение учителя к активному участию в обследовании культурного дела деревни и т. п.
Надо ли говорить, что работа с учительством — не только задача органов народного образования, но и всех советских, партийных и профессиональных организаций. В перспективе у нас должен быть сельский учитель, как центральная культурная сила деревни, к которой обращаются крестьяне за всякими советами, всякой помощью, которая пользуется в глазах крестьянства достаточным авторитетам и через которую партия и Советы проводят свои идеи в толщу крестьянского населения.
Чтобы закончить беглый обзор наших задач, как они определились в итоге годичной работы и как они сформулированы IV съездом губоно, отметим, что за истекший год была вчерне проделана большая организационная работа: и Наркомпрос и губернские отделы народного образования привели себя в большой порядок, установили взаимную и в общем достаточную связь и информацию, чуточку подкрепили себя материально, приостановили отступление на фронте просвещения. Это отнимало все силы, все время и все средства—меньше всего в такой обстановке можно было думать о серьезной и углубленной методической работе, о руководстве губернскими отделами народного образования по содержанию их работы. Конечно, и в этом направлении работа велась. Но не эта сторона была характерной для всей нашей деятельности в минувшем году. И в новом году борьба за копейку будет отнимать у нас достаточно сил и времени. Тем не менее мы имеем возможность и должны все больше и больше внимания отдавать вопросам методическим, внутренней жизни наших просветительных учреждений. Этот момент должен будет дать тон всей работе Наркомпроса в 1923/24 учебном году.
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.