Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Октябрь и просвещение


И. Ходоровский. На фронте просвещения
Статьи и речи.
Гос. изд-во, Москва-Ленинград, 1926 г.

«Старая школа вырабатывала прислужников, необходимых для капиталистов, старая школа из людей науки делала людей, которые должны были писать и говорить, как угодно капиталистам. Это значит, что мы должны ее убрать».
(Ленин, речь на III Всероссийском Съезде Комсомола 4 октября 1920 г.)
«Мы говорили: наше дело в области школьной есть также борьба за свержение буржуазии; мы открыто заявляем, что школа вне жизни, вне политики, это — ложь, лицемерие».
(Ленин, речь на I Всероссийском Съезде по Просвещению 26 августа 1918 г.)
Царско-помещичий строй ни в чем другом, пожалуй, не проявлял столь откровенно своей классовой природы, как в области народного просвещения. Университеты, лицеи, пансионы и институты благородных девиц, гимназии, кадетские корпуса, коммерческие училища—для сынков т дочек дворян, купцов и фабрикантов, и казенная винная лавка и церковь с попом — для крестьян и рабочих. В итоге мы получили в наследство от царя такой уровень культурного развития страны: в 1920 году по РСФСР на каждую 1.000 населения насчитывалось всего 319 грамотных и 681 неграмотный. Революция в производственных отношениях должна была, таким образом, одновременно быть и революцией в деле народного образования. И точно так же, как Октябрьское восстание и победа камня на камне не оставили от старого порядка власти и управления, так и в области народного просвещения если не уничтожены полностью пережитки старого, то во всяком случае на три четверти, если не на пять шестых старое обращено в прах.
Победа восставшего пролетариата пробудила такие силы и вызвала такую тягу к знанию со стороны забитых и приниженных до сих пор эксплоататорами трудящихся масс, что, если бы материальные ресурсы молодой советской страны могли закрепить этот порыв, мы, наверное, уже преодолели бы добрую половину тех трудностей, какие стоят перед нами в просветительном деле в данный момент. Освобожденные от тисков капитализма и полицейщины рабочие, а за ними и крестьяне каким-то лихорадочным темпом стали строить просветительные учреждения; школы, университеты, клубы, всякого рода другие просветительные учреждения вырастали, буквально как грибы после дождя. Рост наших массовых школ имел такое цифровое выражение: на 1 января 1914 года (при царе) насчитывалось 62.050 школ I ступени с 4.186.480 учащимися, на 1 января 1920 года мы имели уже 76.052 школы I ступени с 6.067.383 учащимися; школ II ступени на 1 января 1914 года насчитывалось (вместе со всякого рода духовными училищами) 1003 с 304.557 учащимися; на 1 января 1921 года мы их имели 3.719 с 407.601 учащимся. Сеть детских домов за тот же промежуток времени возросла с 659 с 26.691 ребенком до 3.086 с 145.565 детьми, а количество детских садов и очагов с 387 до 4.069 с 213.071 ребенком.
В области массового профессионально-технического образования точно также мы имели первые годы заметные достижения, прежде всего количественного характера: на 1 января 1914 г. в Царской России числилось 1.588 массовых лрофтехнических школ всех типов и всех видов образования с 130.817 учащимися; в 1921 году количество массовых профтехническик школ поднялось до 4.283 с 304.178 учащимися.
Особенно силен был размах в области высшего образования, т. е. как раз там, где прежде ковалась враждебная пролетариату идеология и откуда эксплоататорский строй вербовал себе «культурных» приказчиков. Сеть высших учебных заведений и количество учащихся в них возрастали в первые годы советского режима в таком виде: на 1 января 1914 года числилось на территории теперешней РСФСР 64 вуза; в 50 из них, давших о себе статистические сведения, насчитывалось 65.467 учащихся; к 1921 г. мы имеем 159 вузов с 197.418 учащимися. Об университете и вообще о высшей школе прежде рабочий и крестьянин не могли и мечтать — кухаркиных детей не пускали не только в эти «храмы науки», но и в среднюю школу.
Основная идея советского правительства сводилась к тому, чтобы широко раскрывать двери вузов для трудящихся и, таким образом, радикальнейшим образом изменить социальный состав учащихся в высших учебных заведениях. «Образованная» белоивардейщина и самодовольные мещане ехидничали по поводу этих «никчемных попыток» «безграмотной власти», наводнившей высшую школу «безграмотной чернью». Но, как и во всем другом, коммунистическая партия и Советское государство не останавливались перед этим умничанием так называемого «образованного общества». Рабочим трудно было сразу усвоивать все те дисциплины, которые преподавались в высшей школе,— Советская власть придумала такую форму организации подготовки пролетарской молодежи, которая преодолела эту трудность. Созданы были рабочие факультеты — это наше славное завоевание и поистине наша гордость. Уже к 1922 году мы имели 75 рабочих факультетов с 30.000 (с округлением) учащихся.
За каких-нибудь 2—3 года физиономия вузов на наших глазах стала заметно меняться: к концу 1922/23 учебного года мы имели в наших вузах 12,1% рабочих, 37% крестьян и 50,9% прочих. По предварительным данным, прием в 1923/24 году в вузы Москвы и Петрограда дал такой результат: в Москве из общего количества принятых студентов приходится на рабочих и их детей 31%, на крестьян и их детей—23,2% и на интеллигентов, служащих и т. п. — 45,8%. По Петрограду картина мало чем отличается от московской. Место старого, часто прилизанного, в чистеньком выглаженном мундирчике и форменной шапочке студента занял рабочий с темным от сажи, и работы лицом, в потертой шашке и пальто, в тяжелых и не всегда целых сапогах. «Хам», которого так боялась наша старая русская чистенькая от безделья и «народолюбивая» от скуки интеллигенция, вошел в высшую школу, в храм науки, в это «святая святых» русского либерального интеллигента. И, о ужас! он, этот «хам», оказывается, учится довольно недурно, и студенты, перешедшие в вузы из рабфаков, очень часто успевают гораздо больше и лучше, чем патентованные студенты из старой гимназии. Высшая школа перестраивается и заметно уже перестроилась в направлении более непосредственного обслуживания практически-хозяйственных и бытовых нужд страны, университеты, с их линией на выработку «образованного человека», все больше уступают место высшей школе профессионально-технического образования с линией на выработку образованного и дельного специалиста.
Так же силен был размах нашей шлитмш-просветительной работы — той просветительной деятельности, которой Россия не знала в старое время. По крайней мере, клубы и избы-читальни и особенно ликвидация неграмотности — этот вид политико-просветительной работы поставлен и развернут только в обстановке октябрьских завоеваний. На 1 сентября 1920 г. в РСФСР насчитывалось 24.650 пунктов по ликвидации неграмотности, на 1 октября 1921 года их уже было 37.170; по 40 губерниям на 1 ноября 1920 г. мы имели 530.318 обучающихся грамоте на этих пунктах, а к 1 октября 1921 года количество обучающихся грамоте поднялось до 78.370. На 1 октября 1921 г. мы имеем 33.012 изб-читален, 13,250 постоянных библиотек и 5.970 передвижных, 4.509 общеобразовательных школ для взрослых, 3.319 клубов, 3.132 народных дома и т. п. Все это говорит о том, что просветительная работа среди взрослого населения была решительно сдвинута с места, и огромные массы взрослого рабочего и крестьянского населения, которые десятки лет жили в темноте и невежестве, втянуты были в это движение. К 1922 году в просвещенском деле в нашей советской стране назревает кризис. Материальное оскудение больно ударяет по делу просвещения, а удержаться на одном порыве и страстном стремлении к знанию народных масс оказалось делом непосильным. Отсутствие ресурсов ведет к резкому сокращению сети просветительных учреждений, и этот болезненный процесс сильно ударяет по массовой школе и по учителю: так, количество школ I ступени к 1 апреля 1923 г. сокращается до 50.357 с 3.613.844 учащимися.
Массовая профтехническая школа и политико-просветительные учреждения также подвергаются резкому сокращению: так, количество профтехнических школ сокращается к октябрю 1922 г. до 2.058 с 212.917 учащимися; количество пунктов по ликвидации неграмотности сокращается к этому же моменту до 1.012, количество изб-читален— до 3.400, постоянных библиотек —до 5.955. Наибольшую относительно устойчивость обнаруживает сеть вузов: к 1 ноября 1922 г. мы имели 98 вузов с 131.793 учащимися и 30.000 (с округлением) учащихся в рабфаках.
Есть люди не только среди наших врагов, но и среди наших друзей, которые по этому, весьма тяжелому для нас факту (сокращение сети) склонны заключать не только о том, что мы ничего не достигли в области народного образования, но что революция ухудшила это дело. Такой вывод в корне неверен. Наше самое слабое и весьма для нас больное место, это — невероятно низкая заработная плата школьного работника. Во всем остальном — мы из кризиса выходим, и выход этот намечен X Съездом Советов и памятным выступлением по народному образованию в печати Владимира Ильича Ленина. И если говорить только о количестве, то и здесь с несомненностью вновь наметилось движение вперед: сеть школ I ступени дальнейшему сокращению за этот год не подвергалась, а кое-где, правда очень медленно, она начинает понемногу расширяться. То же можно сказать и о сети политико-просветительных учреждений: уже к 1 апреля 1923 г. количество изб-читален поднялось до 6.253, пунктов ликвидации неграмотности— до 3.330, постоянных библиотек — до 6.762, передвижных — до 3.595, клубов — до 2.209 и т. ,п. В текущем году Главполитпросвет ставит своей задачей пропустить через ликпункты до 2.000.000 человек.
Но самое главное — наши качественные достижения, наше завоевание школы в ее внутренней жизни и наше завоевание учителя. Что бы ни говорили о нашем теперешнем положении, а мы все-таки создаем нашу новую пролетарскую интеллигенцию. Наши рабфаки и наши перестраивающиеся и меняющие свое лицо вузы, это — фабрики и лаборатории, в которых Советское государство вырабатывает своих новых образованных людей из рабочих и крестьян, своих инженеров и агрономов, своих врачей, своих учителей, своих журналистов-— одним словом, свою пролетарскую «соль земли», как любят о себе выражаться достопочтенные образованные люди буржуазного общества. И мы уже можем теперь отчасти, а дальше сможем в полной мере руководить развитием и воспитанием сотен тысяч и миллионов детей и молодежи. Когда мы это осуществим, тогда советский строй и строительство социализма обретут такую идеологическую базу, о которой трудно было и мечтать.
А жизнь нашей массовой школы социального воспитания, наших школ I и II ступени! До сих пор считалось признаком самого лучшего тона скулить по поводу того, что в наших школах ребятишки занимаются не делом, а обучаются озорству и хулиганству. Я думаю, однако, что если и теперь раздаются такие голоса, то только в силу свойственного человеческой психике крайнего консерватизма. На самом же деле наша массовая школа и по внешнему своему виду теперь — нормально работающее учреждение с регулярными занятиями, с аккуратной посещаемостью детей и преподавательского персонала и, представьте себе, даже с отапливаемыми помещениями. А самое содержание школьной работы! Стоит только поближе подойти и присмотреться к тому, как живут дети в нашей советской (пока, к сожалению, только, городской и фабричной) школе, какой мир интересов их привлекает, как пульсирует там общественная жизнь, каким подъёмом и даже энтузиазмом охвачены дети, как изо дня в день выковываются из них будущие социалистические работники, —и сразу станет ясно, что Октябрьская революция не прошла для этого мира бесследно, что мы по сути дела этот мир если не целиком, то наполовину уже за- воевали. Конечно, наша массовая школа еще во многом напоминает старую школу учебы, но это объясняется двумя серьезными причинами: крайней трудностью и медленностью (объясняемой той же трудностью) разработки новых программ и неподготовленностью старого учителя к этим новым программам. Однако и эти причины понемногу устраняются. Coвсем недавно Наркомпросом выпущены новые программы для школ I ступени и первых групп II ступени. Программы эти в корне принципиально отличаются от того, что до сих пор мьг привыкли (по старой привычке) понимать под программой. Все отвлеченное, мертвое и нудное, всякая схоластика из этих программ беспощадно изгнаны; преподавание и обучение по этим программам строятся на принципе иеучения природы, труда и общества, при чем за исходное берется конкретный материал каждого данного района, его природа, его экономика, его бытовой уклад. Не будем увлекаться — эти программы не сразу и не гладко войдут в нашу школьную жизнь, ибо нет у нас, как мы уже отметили, достаточно подготовленного для этого в политическом и в общеледагогическом отношении школьного работника. Но и здесь мы за последний год добились ощутительного успеха. Наш старый учитель, забитый и придавленный царем и помещиком, с одной стороны, и тысячу раз обманутый эсерами и меньшевиками — с другой, буквально переродился. Он страстно рвется к знанию и притом к нашему советскому коммунистическому знанию. За летние месяцы этого года десятки тысяч учителей прошли через курсы и конференции по переподготовке (повышению квалификации). Здесь среди всяких других дисциплин школьные работники подкрепляли себя по части ознакомления с дисциплинами общественными. И, по общему признанию всех участников этого большого, дела, именно эта сторона работы курсов всюду проходила с огромным подъемом: учителя жадно глотали каждое слово о коммунизме, о Советской власти, о религии, об истории рабочего и вообще революционного движения и т. п. Часто голодный и раздетый, с котомкой сухарей за плечами, пешком за сто—сто пятьдесят верст учитель тянулся на курсы, чтобы услышать новое слово и приобщиться к новой жизни и к новым интересам. Ту же картину дают происходящие по всему Советскому Союзу съезды школьных работников. Учитель переродился, он наш, советский, он — надежный (проводник наших идей в крестьянскую массу. А рядом с этим наши педагогические вузы и техникумы выпускают новое советское и коммунистическое учительство, и с каждым годом этих новых учителей становится все больше и дальше будет становиться еще больше. Так, с разных сторон, часто незаметно для нас самих, в адски тяжелых условиях, на расчищенной Октябрьским восстанием нашей земле появляются новые и новые ростки знания и культуры, и эти ростки тянутся не к привилегированным и не к группе избранников, а к трудящимся, к массе.
Не будем обольщаться уже достигнутыми результатами. Они значительны вообще, но они ничтожны в сравнении с нуждами огромной рабоче-крестьянской страны. У нас все еще только около 50 % (а на окраинах — гораздо меньше) детей школьного возраста охвачено нашей школьной сетью, у нас только в РСФСР все еще 17.000.000 безграмотного взрослого населения. Советское правительство ни на минуту не заблуждается относительно настоящего положения и предстоящих задач. Оно прекрасно понимает, что, покуда наше население не получит хотя бы самых элементарных начальных знаний, нам трудно будет двигаться вперед. Наше законодательство последнего времени идет навстречу этой задаче. Декрет о введении всеобщего обучения в 10-летний срок и декрет о поголовной ликвидации безграмотности среди взрослого населения к 10-летию Октябрьской революции — вот какие проблемы поставлены Советским правительством перед всей страной. Этими проблемами в последнее время был захвачен Владимир Ильич, — это одно свидетельствует об их важности, своевременности и жизненности, И вся наша просвещенская работа в ближайшие, годы должна быть поставлена на службу этим задачам.
И еще одно. Мы достигли кой-каких успехов в городе, на фабрике и в руднике. Но мы еще очень мало сделали для деревни. Нажать на этом участке нашей работы, двинуть сюда наши силы, развить сеть сельских школ, ликвидировать безграмотность среди крестьянской массы, поднять жизненный уровень и расширить кругозор сельского учителя — вот когда мы это сделаем, тогда наше дело будет стоять настолько прочно, что никакие силы враждебного мира ему не будут страшны.




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +