Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Речь на совещания заведующих районными отделами народного образования Московской области 21 февраля 1942 г.


Академик В. П. Потемкин. Статьи и речи
Под ред. И.А.Каирова, А.Г.Калашникова и Н.А.Константинова.
Изд-во АПН РСФСР, М.-Л., 1947 г.

Стоя перед задачей возобновления деятельности органов и учреждений народного образования в Московской области. МОНО выполнил достаточно серьёзную работу. Доклад т. Лукина, заслушанный нами сегодня, отразил результаты этой работы.
Первой задачей областного отдела народного образования было учесть те разрушения, которые произведены были немецкими оккупантами в сети учреждений народного образования Московской области. Нужно было подвести итоги этих разрушений в материальном и денежном выражении.
Важность такой задачи не требует доказательств. Нужно знать своё хозяйство.
Надобно ясно представить себе те предпосылки, при которых возобновится деятельность органов народного, просвещения Московской области. Необходимо знать, что можно и что нужно восстановить. Наконец, надлежит представить органам правительства конкретно обоснованную заявку на кредитные ассигнования. Ко всему этому присоединяется момент международно-политического значения. Не подлежит сомнению, что после разгрома фашистов мы предъявим немцам требование возместить убытки и разрушения, причинённые ими нашей стране. Те материалы, которые содержатся в записке т. Лукина об ущербе, нанесённом фашистскими вандалами делу просвещения и культуры Московской обл., войдут в качестве составной части в тот счёт, который будет предъявлен нами фашистской Германии после разгрома Гитлера. Однако в основу практических мероприятий по делу народного образования, о которых совещаемся мы сегодня, положены будут не те суммарные данные, которые зафиксированы в записке т. Лукина. Заведующий Московским отделом народного образования сознательно воздерживается от каких бы то ни было абстрактных построений. Если из 1220 школ, существовавших до войны в Московской обл., сейчас выведено из строя 926, из 970 политпросветучреждений — 586, из 50 детских домов —28, то, конечно, т. Лукин не думает, что можно ставить перед правительством вопрос о возобновлении всей прежней сети. Тов. Лукин обратился к вам с призывом принять участие в весьма серьёзной, ответственной и притом кропотливой работе областного отдела народного образования. Во-первых, вы должны помочь ему установить такую сеть просветительных учреждений, которая необходима для скорейшего восстановления деятельности органов народного образования в Московской обл. Этот «прожиточный минимум» нужно будет спланировать в результате точного учёта всех условий, создавшихся в области после временной оккупации её фашистами. Как вы слышали, здесь говорилось о совершенном уничтожении ряда населённых пунктов. Возможно, что и не все такие пункты будут восстановлены. Не исключено, что кое-где население по-новому распределится на территории, очищенной от фашистских оккупантов. Придётся подумать о соответственной сети школ и других просветительных учреждений. В некоторых местах надо восстановить прежние школы, кое-где организовать их в других центрах. В этой перепланировке школьной сети, представляющей, как сказано, «прожиточный минимум», работники на местах должны принять самое активное участие.
Вторая важная задача — это учёт контингента детей, подлежащих обучению в пределах Московской области. Само собой разумеется, что здесь перед нами попрежнему стоит задача осуществления всеобщего обучения. Мы обязаны обеспечить её разрешение во что бы то ни стало. Между тем, как отмечено т. Лукиным, в области наблюдается довольно значительный отсев из школ. Тов. Лукин не дал общей характеристики этого явления, воздержался он и от анализа вызывающих его причин. Между тем, Народный комиссариат просвещения самым настоятельным образом требует, чтобы во всех областях, краях и автономных республиках явлению отсева было уделено самое серьёзнейшее внимание. Следует отметить, что отсев происходит не только из старших классов, но имеет место и в младших классах нашей школы. Явление это не может не беспокоить Народный комиссариат просвещения. Оно должно быть изучено и проанализировано самым серьёзным образом. Только таким путем мы сможем его преодолеть и устранить. Это задача большой государственной важности; в разрешении её вс работники народного образования Московской области должны принять самое активное участие.
Наконец, в результате войны и вызванных ею социальных и бытовых потрясений, наблюдается значительный рост детской безнадзорности. Нужно повести самую энергичную борьбу с этим явлением. По этому вопросу Народный комиссариат просвещения уже дал ряд руководящих практических установок. Как правильно указал т. Лукин, ликвидацию детской безнадзорности нужно осуществить до наступления весны. Мы уверены, что Московская — передовая, краснознамённая область и в этом деле подаст пример всем остальным.
На основании предстоящей работы по планированию сети учреждений народного образования в районах Московской области, пострадавших от нашествия немецких оккупантов, должны быть составлены и те бюджетные намётки, с которыми Московский областной исполком войдёт в республиканское правительство. Эти намётки представят собой сумму тех слагаемых, которые разработаны будут вами на местах. Нет нужды пояснять, какая серьёзная государственная ответственность ложится на вас в этом деле.
Нужно иметь в виду, что мы не можем сейчас идти на широкие и щедрые ассигнования. Правительство проводит режим строжайшей финансовой экономии. Поэтому и бюджетные заявки области по народному просвещению должны быть обоснованы самым тщательным образом. Проверяться будет каждая цифра. Учитывая это, вы обязаны оказать областному отделу народного образования самую серьёзную помощь в деле разработки и обоснования бюджета по просвещению.
Вопрос о педагогических кадрах является при данных условиях проблемой особой важности. Как отметил т. Лукин, Московская область была до войны благополучной в этом отношении. Она сама подготовляла для себя кадры: она имела в своём распоряжении отборные, лучшие учительские силы. Сейчас положение изменилось. Часть московских учителей переселилась в другие области, откуда сейчас вернуться они не могут. Само собой разумеется, что мы не можем допустить неорганизованной реэвакуации какой бы то ни было части населения на старые места. Это дело подлежит государственному регулированию и планированию, тем более, что в Московской области и особенно в г. Москве, некоторая часть наличных учителей остаётся временно без работы. Имеют место случаи, когда за отсутствием заработка учителя берутся за такое дело, для выполнения которого уже не нужна их специальная квалификация. Это грозит растратой и потерей учительских кадров. Такого явления допускать нельзя.
С возобновлением деятельности школ в Московской области значительная часть учителей будет использована по прямому назначению. Остальных мы рекомендуем привлечь к обслуживанию сети политпросветучреждений, которые в нынешних условиях приобретают совершенно исключительное значение. Как никогда, население наше нуждается в активизации пропагандистской и агитационной работы. Товарищ Сталин напомнил всей стране, какое значение для победы на фронтах Отечественной войны имеет организованный, крепкий, активный, сознательный тыл. Население страны должно ясно понимать смысл происходящей войны, её задачи, расстановку сил на международном фронте, перспективы Отечественной войны, условия — которые обеспечат нашу победу. В школе, в избе-читальне, в клубе, в красном уголке должна вестись неустанная информационная и разъяснительная работа. Центральная роль здесь выпадает на долю народного учителя. Без преувеличений можно сказать, что в обстановке Отечественной войны, он выполняет историческую миссию.
Перед правительством возбуждён вопрос о восстановлении при МТС тех политико-просветительных баз Наркомпроса, которые действовали в 1933 г. Это мероприятие также диктуется условиями военной обстановки. В его осуществлении, кроме Наркомпроса, заинтересован и Наркомзем. Значительную помощь его осуществлению должен оказать комсомол, который выделит кадры активных политпросветработников для проектируемой сети. Если указанный проект будет принят правительством, Московская область должна будет образцово организовать и это дело.
Таковы организационные задачи, которые под руководством облОНО придётся вам разрешать. Рядом с ними возникают проблемы и внутреннего содержания работы органов народного образования вашей области. Здесь т. Лукиным правильно было указано, что в текущем учебном году внимание школы должно быть направлено на постановку двух дисциплин: на военное обучение и агротехническую подготовку учащихся.
Всем известно, что из старших классов школы черпается ценнейшее пополнение наших боевых кадров. Наркомат обороны напоминает нам, как он заинтересован в укомплектовании своих учебных заведений — военных училищ, авиационных школ и так далее — молодёжью, закончившей школу-десятилетку. До апреля месяца в старших классах школы должна быть проведена серьёзно поставленная военная подготовка. Это является проблемой государственной важности: это боевая, патриотическая задача, значение которой не нуждается в доказательствах. К сожалению, я не слышал от т. Лукина, как это дело поставлено в Московской области - во всех ли школах, которые начали работать, имеются военные руководители, каково качество этих специалистов, стоят ли они на высоте своей педагогической и военной задачи, каково отношение школьной администрации к делу военной подготовки учащихся, насколько увлечена ею сама молодёжь. Нам необходимо знать положение в Московской области этого важнейшего дела, от успешной организаций которого зависит многое в той борьбе, которую наша страна ведёт с немецкими фашистами.
В правительство внесён проект, который имеет своею целью поднять авторитет военных руководителей в нашей школе. Имеется в виду создать для них положение заместителей директоров — заведующих учебной частью. Предполагается установить для них соответствующий должностной оклад, чтобы привлечь в школу квалифицированные кадры военных руководителей. Самую оплату преподавателей физкультуры и военного дела намечается поднять до того уровня, который установлен для преподавателей основных общеобразовательных предметов нашей школы. Дело это потребует дополнительных ассигнований. Однако такой расход полностью себя оправдает. Школе, учащимся, семье мы должны привить уважение к делу военной и физкультурной подготовки. Мы обязаны уделить этой дисциплине максимальное внимание, ибо, как сказано, она имеет для нас не теоретическое, а жизненное, практическое, оборонное значение.
То же самое приходится сказать и в отношении агротехнической подготовки. Дело это несколько запаздывает и не везде проходит одинаково гладко. Кое-где на местах проявляется известное прожектёрство: создаются свои собственные программы, вносятся произвольные изменения в учебные планы. В ближайшее время должно быть издано правительственное постановление, которое внесёт в это дело необходимый порядок и единообразие. Мы должны осознать всю серьёзность этой государственной задачи. Ведь миллионы наших детей, сотни тысяч учителей на пространстве республики оказали за минувший осенний сезон ценнейшую помощь нашему народному хозяйству в уборке обильного урожая. В предстоящей посевной кампании и в особенности на уборке урожая, которая ожидает нас осенью, должны быть максимально использованы силы наших школьников, студентов, учителей. Всякому понятно, чтобы умело управлять и пользоваться машиной, молодёжь должна быть заблаговременно вооружена соответствующими техническими знаниями и опытом.
В этом отношении Московская область также должна явиться показательной и примерной. Она обязана выдвинуть фаланги молодёжи, надлежащим образом подготовленной к участию в сельскохозяйственных работах. Младшие возрасты учащихся также будут втянуты в эти работы, прежде всего, через свои семьи в колхозах и совхозах. Этого мало. Преподавание в школе таких общеобразовательных дисциплин, как естествознание, физика, химия должно быть поставлено так, чтобы внимание учащихся направлялось на вопросы сельского хозяйства. Таким образом, они будут подготовляться к наилучшему выполнению таких работ, как прополка, посадка, сбор овощей, уход за молодняком скота и т. д. Здесь школами Московской области должно быть сделано очень много.
Для того, чтобы серьёзно поставить военное обучение и агротехническую подготовку учащихся придётся несколько потеснить кое-какие общеобразовательные предметы. Смущаться этим не приходится, ибо такое положение явится частичным и временным. Частичным оно останется потому, что коснётся лишь некоторых дисциплин, временным потому, что, например, военная подготовка должна быть закончена уже к апрелю месяцу. После этого возможно будет наверстать время, взятое у общеобразовательных дисциплин. По ним должна быть проведена до конца учебного года усиленная работа.
Коснувшись текущего учебного года, т. Лукин выразил пожелание, чтобы Нарком просвещения дал руководящие указания, когда может быть закончен этот год и как должны быть организованы весенние проверочные испытания. Я могу говорить лишь о некоторых предположениях Наркомпроса в этой области. Окончательные установки будут даны соответствующими решениями правительства.
Мы различаем две категории школ. Одни начали свой учебный год более или менее нормально — в сентябре или начале октябряд Затем наступил некоторый перерыв в учебных занятиях, — однако, в конце декабря или в начале января школы этой категории возобновили свою работу. Для таких школ учебный год проходит более или менее нормально. Занятия в них мы предполагаем закончить к 20 мая. После этого будут проведены проверочные испытания. В этом году они могут быть организованы в несколько упрощённой и сокращённой форме. Конкретные указания на этот счёт будут даны Наркомпросом в своё время. Закончить проверочные испытания предполагается к 1 июня, причём учащиеся, выдержавшие испытания, будут переводиться в следующий класс. В несколько ином положении оказываются те школы, которые только сейчас приступают к занятиям. Первоначально в отношении этих школ наблюдалось некоторое колебание. Сперва выдвинуто было предложение — попытаться пройти с учащимися таких школ весь программный материал, рассчитанный на нормальный год. Утопичность и нежизненность такого предложения была слишком очевидной. Естественно, что оно не встретило поддержки. Тогда наметилась другая крайность: если невозможно, прохождение всего программного материала, то ограничиться в остающиеся месяцы учёбы только повторением пройденного в прошлом году. Едва ли нужно доказывать несостоятельность и такой позиции. Резонно говорил сегодня т. Лукин, что родители не захотят посылать своих детей в такую школу, которая не даст им ничего нового. Сами учащиеся не пожелают ходить в такую школу и предпочтут заняться чем-нибудь другим. Мы считаем, что школы второй категории должны безотлагательно приступить к прохождению программного материала этого года — так, как будто бы начиналась его первая четверть. Конечно, как всегда, усвоение нового материала должно происходить с оглядкой на пройденное, с соответствующими проверочными вопросами, с привлечением того, что раньше было усвоено учащимися. Но кто же из преподавателей иначе ведёт свою работу.
Само собой понятно, что для учащихся школ второй категории не могут быть организованы через 2—2,5 месяца переводные проверочные испытания. Но почему не обеспечить этим учащимся возможности за лето, при помощи школы, устройства консультаций, кружковых занятий, пройти оставшийся программный материал нынешнего года. Осенью можно было бы организовать для учащихся этой категории проверочные испытания и перевести в следующий класс тех, которые выдержат их успешно. Так представляется нам организация учебных занятий для школ второй категории.
В обстановке Отечественной войны не приходится говорить о вполне нормальной деятельности школ и органов народного образования. Однако эта деятельность не только не прекращается, но приобретает особую напряжённость. Мы боремся за школу, мы хотим, чтобы она работала возможно энергичнее и лучше. Мы всемерно поддерживаем тех, которые, несмотря на войну, упорно и успешно продолжают свою благородную просветительную работу. Телеграммой из Кирова Наркомпрос приветствовал ленинградские школы и вузы, которые, невзирая на обстрел своего города, приступили к учебным занятиям и повели их уверенно и спокойно. Мы ценим эту большевистскую твёрдость, мы уважаем эту благородную стойкость школы, которая не свёртывает знамени просвещения, в условиях самой напряжённой обстановки. Здесь нам рассказывали, как школы прекращали свою работу всего за два часа до появления фашистов: такова советская школа, которая показывает на деле, какое значение в нашей стране придаётся великому делу просвещения.
Сейчас наша школа выполняет задачу огромной государственной важности. Мы знаем, что война стоит нам великих жертв, мы несём слишком чувствительные потери молодых наших кадров. Школа со всем напряжением своих сил готовит смену для боевого фронта и пополняет убыль специалистов на фронте труда, работающего на оборону. Эта задача школы имеет огромное народнохозяйственное, государственное и военное значение. Работники просветительного фронта должны помнить об этом каждую минуту.
Наконец, в широком политическом и международном плане, вместе с Красной Армией, советская школа ведёт в настоящее время героическую борьбу за цивилизацию против фашистских варваров. Пусть же выше подымает она своё благородное знамя, пусть выковывает великую армию культуры, которая разгромит и уничтожит врагов человечества, диких вандалов, ненавистников свободы и прогресса.
Московская область занимает в нашей республике особое место. В центре её — Москва, Кремль — сердце нашей столицы, место, где живёт и работает наш Сталин. Московская сталинская область должна и в деле народного просвещения занимать первое место в стране. Такое место и вы закрепите, товарищи, своей работой. Залогом этого является то, что среди работников народного просвещения Московской обл. имеется немало таких, которые самоотверженное служение делу просвещения сочетают с героической, боевой работой на фронте и среди партизан.
От имени Народного комиссариата просвещения приветствую этих лучших товарищей бойцов.
Если дело народного образования в Московской области вложено в такие руки, можно быть уверенным, что область Сталина с честью выполнит свои задачи и донесёт до окончательной победы великое знамя просвещения, знамя борьбы за свободу и культуру против поработителей, варваров, врагов цивилизации и прогресса.




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +