Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Заключительная речь на Всесоюзной конференции по педагогическим наукам в июле 1941 г.


Академик В. П. Потемкин. Статьи и речи
Под ред. И.А.Каирова, А.Г.Калашникова и Н.А.Константинова.
Изд-во АПН РСФСР, М.-Л., 1947 г.

Я не ставлю своей задачей подводить итоги той значительной работы, которая выполнена была в течение недели на пленарных и секционных собраниях Всесоюзной конференции по педагогическим наукам. Материал, явившийся результатом этой работы, требует систематизации и внимательного изучения. Для этого необходимо известное время. В своём выступлении на заключительном пленуме конференции я хотел бы вкратце наметить те основные задачи Народного комиссариата просвещения, при разрешении которых он вправе рассчитывать на активное щ сотрудничество педагогической науки.
Народный комиссариат просвещения является по преимуществу наркоматом школ и наркоматом кадров. В области школьного строительства перед Народным комиссариатом просвещения поставлена партией и правительством ответственнейшая задача. К концу третьей сталинской пятилетки в республике должно быть осуществлено всеобщее среднее обучение: семилетнее — в сельских местностях и национальных республиках, десятилетнее — в городах и рабочих посёлках. Как известно, начальное обучение в стране уже осуществлено. Ныне мы фактически подошли к завершению семилетнего обучения. В предстоящем 1941/42 учебном году 97,8 проц. учащихся, оканчивающих четвёртые классы, будут приняты в пятые классы средней школы. По сельским местностям этот процент составит 97.
Для столь же успешного развития всеобщего десятилетнего обучения в республике необходимо обеспечить известные предпосылки. К ним относятся: обеспечение школ необходимым учебным оборудованием, снабжение школ учебниками, наглядными пособиями, канцелярскими письменными принадлежностями.
Все эти материальные предпосылки сами по себе ещё не-достаточны. Необходимо, чтобы наряду с ними школа была обеспечена педагогическими кадрами соответствующей подготовки и квалификации.
Наконец, для осуществления всеобуча нужно, чтобы качество учебно-воспитательной работы было поднято на такой уровень, при котором исчезнут такие отрицательные явления нынешней школьной практики как неохват школой детей, так называемый отсев и второгодничество.
Нужно ли доказывать, что для успешного разрешения всех перечисленных задач Народный комиссариат просвещения и все его органы нуждаются в самом активном и конкретном содействии педагогической науки?
В истекшем году Народным комиссариатом просвещения н его органами на местах выполнена весьма значительная работа по проверке и упорядочению школьной сети республики. В итоге этого мероприятия были сокращены около 15 тыс. излишних классов-комплектов, высвобождены для более рационального использования свыше 22 тыс. учителей, достигнута экономия государственных средств по одной статье заработной платы в размере свыше 90 млн. рублей.
Этого мало: кроме точного знания своего громадного школьного хозяйства, Наркомпрос и его органы на местах имеют в настоящее время государственный перспективный план развития школьной сети на ближайшие годы по каждому из районов республики.
Трудно переоценить важность этой работы. Как по срокам своего выполнения, так и по своему масштабу она составляет за собой все начинания некоторых капиталистических стран в области государственной рационализации школьной сети.
Необходимо иметь в виду, что проведенное Наркомпросом мероприятие ещё не завершено. Работа в этом направлении будет продолжаться и в ближайшие годы. Я ставлю вопрос: может ли педагогическая наука, занимающаяся проблемами организации народного образования, остаться в стороне от этого дела? Не вправе ли мы ожидать от неё самой активной помощи в деле научной разработки этой важнейшей государственной проблемы?
В республике идёт строительство сотен и тысяч новых школ. Наркомпрос и его архитектурно-проектная мастерская работают над установлением типа школьного здания, удовлетворяющего всем требованиям педагогики и гигиены. В стране победившего социализма строящиеся школы должны быть на уровне наших санаториев, нашего метро, советских театров, клубов, стадионов, дворцов культуры.
Мы обращаемся к представителям педагогической науки и школьной гигиены с призывом помочь нам разрешить эту творческую задачу, принять активное участие в разработке проекта такого школьного здания, которое было бы достойно страны Ленина—Сталина. Для каждого из нас это должно быть делом советского патриотизма.
В мае 1940 г. Народный комиссариат просвещения представил в правительство списки типового оборудования школ учебными пособиями. Этот материал был подготовлен при содействии Государственного института школ и представителей передового учительства. Осуществление предложенного Наркомпросом плана ещё впереди. При его реализации откроется самое широкое поле для творческой мысли конструкторов, изобретателей и, в особенности, педагогов-практиков и теоретиков. В этой области те дисциплины, которые представлены на Всесоюзной конференции, должны сказать своё авторитетное слово.
В истекшем году Народный комиссариат просвещения усиленно работал над обеспечением школы надлежащими учебниками. Впервые на 23-м году своего существования школа получила учебники по истории, стоящие на уровне современной науки. Значение такого приобретения трудно преувеличить. Оно, несомненно, будет содействовать повышению общеобразовательного и политического уровня нашей страны. Улучшены и учебники по литературе.
Перед нами встаёт общий вопрос: каков должен быть нормальный тип советского школьного учебника? Этой проблеме будет посвящена одна из сессий Учебно-методического совета. Может ли педагогическая наука остаться в стороне от её разрешения? Среди делегатов конференции имеется не мало лиц, которые известны как авторитетнейшие методисты школьных дисциплин, обладающие притом и богатым опытом практической работы в школе. К ним, в первую очередь, и обращается наш призыв. Мы уверены, что они помогут Наркомпросу создать образец хорошего школьного учебника.
В настоящее время Народный комиссариат просвещения, Государственный институт школ и секции Учебно-методического совета заняты пересмотром учебных планов и программ средней школы. Пользуюсь случаем ещё раз оговориться, что дело отнюдь не идёт о генеральной ревизии' учебного материала советской школы. Он уже в основном определился и стабилизировался. Речь может идти только о его улучшении. Необходимо разгрузить программы школьных дисциплин от излишнего балласта. Нужно внести в них взаимную согласованность. Устраняя из учебного материала последние остатки формализма, вербализма, вульгарного социологизма, надлежит обогатить его теми элементами, которые содействуют привитию учащимся известных практических навыков. Такая задача ответственна и сложна. При разрешении её необходимы особая вдумчивость и осторожность.
Быть может, никогда вокруг Народного комиссариата просвещения не кипела такая горячая, порою страстная теоретическая работа. Активнейшее участие в ней принимают лучшие представители нашей педагогической практики и теории. В частности, и педагогическая секция конференции уделила серьёзное внимание проекту учебного плана, разработанному Государственным институтом школ и Учебно-методическим советом.
В центре внимания Наркомпроса в плане повышения качества учебно-воспитательной работы школы стоит проблема поднятия культуры русского языка и надлежащей постановки языков иностранных. Постановление Совета народных комиссаров СССР от 16 сентября 1940 г. об иностранных языках, приказы Народного комиссариата просвещения от 28 декабря 1940 г. и от 11 января 1941 г. о повышении грамотности в средней и высшей школе известны, вероятно, всем присутствующим на конференции.
Успеху намеченных и проводимых Народным комиссариат том мероприятий должно содействовать применение научно-проверенных методов преподавания русского и иностранного языков. Здесь — обширнейшее поприще для педагогики и психологии.
На этих днях мне удалось познакомиться с одним томом «Учёных записок» Ленинградского педагогического института им. Герцена. Этот, 35-й, том «Записок» целиком посвящен актуальнейшей проблеме — развитию речи у ребёнка. Группа компетентных учёных во главе с проф. Вейнбергом посвящает этой проблеме ряд чрезвычайно интересных статей. Я отдаю должное добросовестности и научной глубине, с которыми разработаны в этом, указанном мною томе вопросы, связанные с развитием речи у детей. Но я позволю себе со всей откровенностью сказать, что, по моему мнению, значение этой работы несколько умаляется её оторванностью от непосредственной нашей школьной практики.
Хотелось бы, чтобы наши учёные поскорее спустились со своих горных высот к нашей грешной земле и несколько более внимательно и чутко прислушались к её зову. Я думаю, что такая возможность имеется. Ведь и нынешняя конференция на своём пленуме имела случай оценить по достоинству замечательное выступление ленинградского профессора Петровой, которая в своём лице сочетает научную филологическую эрудицию с богатым опытом практической работы в школе. Это, конечно, не единичное явление. Мы хотим, чтобы оно распространилось возможно шире. Это явится самым верным залогом того, что намеченная мною проблема организации преподавания родного и иностранного языков будет разрешена так успешно, как мы этого желаем. В этом мы заинтересованы с точки зрения не только образовательной, но и политической.
Я перечислил лишь главнейшие из очередных задач, разрешаемых Народным комиссариатом просвещения в плане его нынешней работы. Все они упираются в проблему подготовки кадров квалифицированных учителей, без которых наши наилучшие намерения и решения не могут получить практическое осуществление.
Конференции уже известно, что Народный комисрариат просвещения совместно со Всесоюзным комитетом по делам высшей школы приступил к работе над улучшением учебных планов и программ высших педагогических учебных заведений. Уточняется профиль будущих специалистов педагогического дела. В учебных планах педвузов и университетов подобающее место отводится дисциплинам, необходимым для работы в школе. Значительно расширяются рамки предварительной педагогической практики.
Считаю необходимым отметить ещё один существенный момент в подготовке будущих преподавателей. Необходима вооружить их знанием и опытом работы с детским коллективом и организациями учащейся молодёжи. В этой последней области многое предстоит сделать заново.
Не только Народный комиссариат просвещения, но и ленинско-сталинский комсомол вправе ожидать от учёных-педагогов и психологов активной помощи в надлежащей постановке и разрешении данной проблемы.
О роли детского коллектива и сознательной дисциплины учащихся достаточно говорилось на учительских конференциях, в дискуссиях, организованных «Учительской газетой», на сессии Учебно-методического совета. Конференция не может не признать, что во всех этих вопросах слово — за авторитетнейшими педагогами и психологами. Нет сомнения, что это слово и будет произнесено.
Вы видите, какие ожидания и надежды обращены к нашей педагогической и психологической науке, поэтому вы легко поймёте, почему с таким удовлетворением Народный комиссариат просвещения наблюдал на одной из сессий Учебно-методического совета живую инициативу ряда представителей теоретической науки: заслуженного деятеля науки Чехова, профессоров: Корнилова, Львова, Ривеса, Медынского, Иорданского и других, проявленную при обсуждении таких жгучих проблем, как сознательная дисциплина в школе и работа с детским коллективом. Это дало повод народному ¦комиссару просвещения обратиться к представителям педагогики и психологии с призывом всем своим фронтом включиться в творческую работу, которая в настоящее время ведётся в комиссариате и связанных с ним учреждениях и организациях.
Обращение это встретило самый сочувственный отклик. Явление это совершенно понятно. Не может наша советская наука не сознавать своего истинного призвания и своих жиз-яенных интересов. О призвании советской науки напомнил здесь председатель Всесоюзного комитета по делам высшей школы т. Кафтанов, цитируя слова товарища Сталина о науке, служащей народу. Об интересах науки также говорили на данной конференции, когда указывали на необходимость для теоретического знания обогащать и проверять себя на практическом опыте советской школы. В сочетании теории с практикой — самый верный залог богатого расцвета для той и другой.
Советская школа значительно моложе педагогики и психологии. Не подлежит никакому сомнению, — и это я говорю без малейшего желания кого-либо задеть, — что нашей педагогике и психологии требуется немного омолодиться. Им следует приобщиться к горячей, кипучей, страстной жизни, которою сейчас живут советская школа и наше передовое учительство. Конечно, и учительство в своих исканиях нуждается в научном компасе. При его помощи наше советское учительство совершит подлинные чудеса.
Непростительно и опасно для науки отделяться от питающего её источника жизни. Образ Антея, почерпающего силы от соприкосновения с матерью-землёй, должен служить для нас напоминанием и предостережением.
В своей работе Народный комиссариат просвещения опирается на такие научные учреждения, как Государственный институт школ и Учебно-методический совет. И тот, и другой могут засвидетельствовать, что в настоящее время их научная и организационная работа нашла естественное русло и развивается в определённом плане и при ясной перспективе. Это объясняется тем, что как институт, так и Учебно-методический совет включены в осуществление общего плана Народного комиссариата просвещения. Вместе с ним они ставит и разрешают очередные задачи этого плана. Остаётся пожелать, чтобы и другие научные коллективы педагогов и психологов возможно скорее примкнули к этому творческому сотрудничеству.
Разумеется, Народный комиссариат просвещения не может претендовать на то, чтобы его республиканский план выполнялся научными силами всего Советского Союза, Мы скромно ограничиваем себя рамками нашей федерации. Однако могут ли союзные республики не обмениваться своим творческим опытом? Можем ли мы и впредь не прибегать к таким шюдотворным формам этого обмена, какою является нынешняя Всесоюзная конференция по педагогическим наукам.
Не только Комиссариат просвещения республики, не только учительство и школы нашей федерации рассчитывают на активное сотрудничество людей педагогической и психологической науки, — те же запросы, и притом в настойчивой форме, предъявляет в нашей науке и советская семья.
Что может быть красноречивее лежащего передо мною документа, который содержит следующее обращение к Наркомпросу: «Я читал статейку в газете «Известия» от 9 апреля про книгу для родителей. Я сам малограмотный. Детей имею 8 душ. Хотел бы, чтобы кто-нибудь мне помог их воспитать. Самый старший сын от 1920 г. Прошу Вас: вышлите мне наложенным платежом книгу для родителей, чтобы таковая могла мне помочь воспитать детей в коммунистическом духе, чтобы дети не были такими слепыми, как я. В просьбе этой прошу не отказать».
Нужно ли что-либо добавлять к этим простым словам? Кто из нас, слушая их, вновь не почувствует в своём сердце веления долга перед народом? Кого не взволнует это требование одного из бесчисленных труженников советской земли— дать его детям коммунистическое воспитание? Так глубоко в массы двухсотмиллионного народа нашей страны проникли идеи великой большевистской партии. То, чего требует от нас колхозник села Лучинец Копайгородского района Винницкой области находится в наших руках. Коммунистическое воспитание, которого он хочет для своих детей даётся сочетанием учения Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина с теоретическим богатством педагогической науки и опытом нашей передовой советской школы. Вот в чём заключены основы коммунистического воспитания. Это орудие у нас в руках. Надо поставить его на действительную службу многомиллионному советскому народу. И если мы это сделаем, — а мы это делаем уже сейчас и будем делать впредь упорно, последовательно, горячо, по-боевому, — легко и радостно будет нам разрешать высокие и благородные задачи народного просвещения в стране великого Сталина.




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +