Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Речь на Всероссийском совещании ректоров университетов, директоров педагогических и учительских институтов в марте 1941 г.


Академик В. П. Потемкин. Статьи и речи
Под ред. И.А.Каирова, А.Г.Калашникова и Н.А.Константинова.
Изд-во АПН РСФСР, М.-Л., 1947 г.

Всероссийское совещание ректоров университетов, директоров педагогических и учительских институтов, открываемое нами сегодня, непосредственно связано с основной деятельностью Народного комиссариата просвещения и с установленным планом его работы.
Комиссариат просвещения является по существу своей работы комиссариатом школы и комиссариатом кадров. Школа в системе Народного комиссариата просвещения занимает центральное место. Наркомпросу подчинено около 112 тыс. школ. Там обучается до 20 млн. детей и работают в качестве учителей 671 тыс. человек.
Уже одни эти цифры определяют то место, которое занимает в системе Наркомпроса школьный сектор. Через эту огромную сеть комиссариат уже выполнил то задание, которое было поставлено перед ним решением ЦИК и Совнаркома от 14 августа 1930 г. Всеобщее начальное обучение в нашей республике уже осуществлено через эту сеть. Однако XVIII съездом партии перед нами поставлена другая, не менее серьёзная задача — организация в стране к концу третьей пятилетки, т. е. к началу 1943 г. всеобщего среднего обучения.
Эту проблему Наркомпрос признаёт основным заданием, которому подчинена на ближайшие годы вся его деятельность.
С организацией всеобщего среднего обучения связаны те мероприятия, которые намечены Наркомпросом в плане его работы на ближайшие годы. Сюда относятся: проверка и рационализация школьной сети Народного комиссариата; инвентаризация и паспортизация школ; обеспечение школьной сети надлежащими финансовыми и материальными ресурсами; снабжение школ учебниками, учебными пособиями, канцелярскими и письменными принадлежностями. В том же плане находят своё место и те мероприятия, которые Народный комиссариат просвещения проводит для улучшения качества учебно-воспитательной работы. Это — пересмотр учебных планов и программ нашей школы; это — внесение в преподавание школьных дисциплин тех элементов, которые должны привить учащимся известные практические навыки; это — воспитание и укрепление сознательной дисциплины в нашей шкоде; это — надлежащая постановка в системе коммунистического воспитания таких предметов, как физкультура и начальная и допризывная военная подготовка; это — школьное обучение иностранным языкам; это, наконец, — организация прочной связи школы с семьёй и общественностью.
Для того чтобы поднять и разрешить такие задачи, Народный комиссариат просвещения нуждается в живой силе, которая может под его руководством осуществить намечаемые мероприятия. В этом плане, оставаясь комиссариатом школы, Наркомпрос является и комиссариатом кадров. Через свои школы Наркомпрос пропускает миллионы молодёжи, давая ей общеобразовательную подготовку. В дальнейшем эта молодёжь расходится в различных направлениях, чтобы приобрести специальную квалификацию для работы в самых разнообразных областях советского хозяйства, управления, культуры и военной обороны. Уже потому, что Наркомпрос руководит общеобразовательной подготовкой этого многомиллионного потока молодёжи, он заслуживает наименования комиссариата кадров. Но для общеобразовательной подготовки этих огромных контингентов Народный комиссариат просвещения нуждается в специалистах. Таким образом, он готовит кадры для кадров.
Естественно, что в системе Народного комиссариата просвещения виднейшее место занимают высшие учебные заведения, готовящие специалистов — учителей для нашей школы. 12 университетов, 71 педагогический институт, 145 учительских институтов, около 100 тыс. студентов, которые обучаются в этой сети высших учебных заведений, 90 тыс. тех, которые заочно проходят курс высших учебных заведений без отрыва от производства, — вот какова та мощная организация, которая готовит учительские кадры Наркомпроса и повелительно требует его внимания и заботы. Осуществляя такую заботу, наркомат прежде всего несёт ответственность за сохранение, укрепление, расширение и улучшение своей сети высших учебных заведений.
Каково было положение сети педвузов за истекший 1940 г.? Она продолжала расширяться в процессе здорового, полнокровного роста. За истекший 1940 г. в нашей республике открыты 3 новых педагогических института и 22 учительских института. Одновременно Народным комиссариатом просвещения проводились мероприятия, содействующие качественному улучшению состава преподавательских кадров, работающих в этих институтах. За 1940 г. в этот преподавательский состав влилось 150 молодых специалистов, закончивших аспирантуру. В 1941 г. в том же порядке предполагается укрепить преподавательские кадры 600 молодых специалистов, закончивших аспирантуру. Одновременно Народным комиссариатом просвещения приняты меры в тесном согласии с Комитетом по делам высшей школы, чтобы постановка аспирантуры поднята была на должную высоту. Такую задачу ставит приказ Народного комиссариата просвещения, изданный 9 июля 1940 г.
Наряду с упорядочением аспирантуры производится пересмотр учебных планов и программ педагогических высших учебных заведений. Программы разгружаются от балласта; в них вносится больше материала, необходимого для подготовки будущего учителя; большее внимание уделяется педагогическим проблемам; расширяется предварительная педагогическая практика студентов. Однородные мероприятия распространяются и на университеты. В отношении университетов поставлен вопрос о том, чтобы уточнить профиль молодого специалиста, которого готовит университет. Устраняется чрезмерная узость и дробность нынешнего профиля; должный акцент ставится на профессиональной подготовке университетского студенчества, которое является «золотым фондом» преподавательских кадров нашей средней школы; в комплексе университетских дисциплин более значительное место отводится педагогике; как и в педагогических институтах, значительно расширяется педагогическая практика студентов.
В истекшем году большое внимание Народного комиссариата просвещения и Комитета по делам высшей школы было уделено восстановлению гуманитарных дисциплин в университетах. В 1940 г. открыты были вновь 5 филологических факультетов, 3 факультета исторических, 2 факультета экономических и 2 факультета философских. В будущем году предполагается ещё 3 филологических и 1 исторический факультет. Возможно, что в недалёком будущем мы восстановим и юридические факультеты. Так реставрируются университеты, раздробленные в минувшие годы и замененные системой мелких и мельчайших, узких по профилю институтов. Следует отметить и несомненное оживление, которое наблюдается в деле снабжения нашей высшей школы учебниками. За два последних года учебно-педагогическое издательство Наркомпроса выпустило 92 учебника; Московский государственный педагогический институт составил 60 учебников; Ленинградский педагогический институт им. Герцена — 30 учебников. Как видите, работа идёт вперёд. В этом смысле наше Всероссийское совещание опирается на благоприятные предпосылки. План работы намечен. Оживление университетов и педвузов налицо. Нужно лишь организовать и мобилизовать наши силы для того, чтобы поднять на должную высоту эти учебные заведения, готовящие кадры для нашей школы.
О задачах университетов и педагогических высших учебных заведений здесь будут заслушаны доклады тт. Щеголева и Клабуновского. 3 ректора университетов и 5 директоров педагогических институтов выступят в качестве содокладчиков. Таким образом, обеспечено широкое, всестороннее и компетентное освещение вопроса о задачах высшей школы.
Не стремясь ни предвосхитить, ни заменить то, что будет здесь высказано и предложено по данному вопросу, считаю необходимым наметить ряд задач, при разрешении которых мы рассчитываем на помощь университетов и высших педагогических учебных заведений.
В настоящее время Народный комиссариат просвещения при содействии Государственного института школ, Учебно-методического совета и передового учительства пересматривает учебные планы и программы средней школы. Он освобождает эти программы от излишней нагрузки, устанавливает между ними необходимую связь, более рационально распределяет учебный план между классами и, главное, вносит в учебный материал те элементы, которые могут дать молодёжи, оканчивающей школу, известные навыки, необходимые Для будущей практической деятельности. Так выполняется указание, которое было дано товарищем Молотовым на XVIII съезде партии. К 16 апреля пересмотр учебных планов и программ должен быть закончен, и предложения Наркомпроса должны быть представлены на рассмотрение директивных инстанций.
В соответствии с этой задачей должны быть проведены известные мероприятия и в области высшей школы — университетов, педагогических и учительских институтов. Коротко говоря, здесь должны готовиться специалиеты-преподаватели, которые, приходя в школу, знали бы, как можно привить учащимся практические навыки, о которых я упоминал, как в этом плане поставить преподавание физики, химии, биологии,, географии, математических наук, иностранного языка, как яровести экскурсию, как организовать работу на пришкольном участке, чтобы дать учащимся известный практический опыт.
К сожалению, на эту сторону дела в наших высших учебных заведениях не обращали должного внимания. Теперь мы ожидаем активного содействия университетов и педагогических высших учебных заведений в деле улучшения постановки преподавания и воспитания в нашей школе.
Народный комиссариат просвещения констатирует факт» который не может не внушать известной тревоги. Уровень элементарной грамотности, культура устной и письменной речи наших учащихся не стоят, к сожалению, на должной высоте. Наркомпрос не может мириться с таким положением. Его приказ от 28 декабря 1940 г. намечает ряд практических мероприятий в плане борьбы за повышение грамотности и культуры в нашей школе. Этот приказ, как известно, встретил самое широкое сочувствие среди учительства и общественности и нашёл активную поддержку со стороны нашей руководящей прессы.
В этом важнейшем деле активную роль должна сыграть и высшая школа. Приказ от 11 января 1941 г. возлагает на руководителей высшей школы — университетов, пединститутов и учительских институтов обязанность провести ряд мероприятий, которые обеспечивают повышение грамотности и культуры речи — устной и письменной — у студентов этих высших учебных заведений.
Мы твёрдо рассчитываем на помощь руководителей высших учебных заведений нашей системы. Они не могут не сознавать, какое исключительное значение для культуры страны имеет отмеченное мероприятие.
Народный комиссариат просвещения озабочен укреплением сознательной дисциплины в нашей школе. Этим вопросом занимались учительские конференции. Много внимания уделяла ему и пресса, в особенности «Учительская газета». На январских совещаниях учителей, на сессии Учебно-методического совета проблема укрепления сознательной дисциплины поставлена была во весь рост и подверглась всестороннему обсуждению. В результате приняты определённые решения, которые, вероятно, известны большинству из вас.
При обсуждении данного вопроса все сошлись на том выводе, что сознательная дисциплина находится в руках самих учителей: от качества урока, от личного профессионального и идейного политического авторитета учителя это дело зависит едва ли не на 90 проц. Понятно, что высшая школа при подготовке молодых учителей должна обратить особое внимание на повышение их общекультурного, научно-профессионального и идейно-политического уровня. В этом плане одной из важнейших задач является надлежащая постановка политического образования и воспитания нашего студенчества. Этому делу до сих пор не уделялось должного внимании. Ныне оно должно стать предметом особой заботы руководителей университетов и педагогических высших учебных заведений. Таким образом, вы окажете неоценимую помощь Наркомпросу и его школам, где проводится серьёзная работа по укреплению сознательной дисциплины учащихся.
В деле укрепления сознательной дисциплины, коммунистического воспитания учащихся весьма важную роль играет должная постановка физкультуры. До недавнего времени этот вопрос не привлекал к себе того внимания, которого он заслуживает. Однако 9 января 1941 г. коллегия Народного комиссариата просвещения обсудила эту проблему и приняла ряд серьёзных практических решений. 13 января Совет народных комиссаров РСФСР вынес по этому вопросу соответствующее постановление.
Эти мероприятия не могут не коснуться и университетов и педагогических и учительских институтов. Недаром в 73 высших педагогических учебных заведениях организуются факультативные курсы физкультуры. Недаром во всех вузах устанавливается обязательный предмет по организации и методике преподавания физкультуры в школе.
Имеется ещё одна из очередных задач, в разрешении которых мы должны идти рука об руку с высшей школой. 16 сентября 1940 г. СНК СССР вынес важнейшее решение. Я говорю о постановке преподавания иностранных языков в средней школе и в высших учебных заведениях. Это постановление налагает на нас весьма серьёзную ответственность. Как известно, в своём постановлении СНК отметил то недопустимое пренебрежение, которое до последнего времени проявлялось со стороны Наркомпроса и Комитета по делам высшей школы к постановке преподавания иностранных языков. Сейчас это дело поставлено на новую основу. В 34 пединститутах открыты 2-годичные курсы для подготовки преподавателей иностранных языков. Пересмотрены учебные планы и программы институтов иностранных языков с тем, чтобы в комплексе дисциплин, преподаваемых в этих институтах, примерно не менее 75 проц. было отведено предметам, связанным с иностранным языком. Усилено и в университетах преподавание иностранных языков. Изучение их будет вестись в течение 4 лет университетского обучения. Студент, кончая университет, обязан уметь не только читать книгу на иностранном языке, но и владеть разговорной иностранной речью. Нужно ли разъяснять, какое значение это мероприятие имеет для повышения культурного уровня нашей страны? Нужно ли доказывать необходимость знания иностранных языков для обороны нашей страны, находящейся в капиталистическом окружении? В разрешении указанной задачи университеты, педагогические и учительские институты обязаны со всей энергией работать рука об руку с Наркомпросом.
При обсуждении очередных задач своего плана Наркомpoc обратился с призывом к представителям теоретических дисциплин — педагогики и психологии, приглашая их активно включиться в его творческую работу. Это обращение Наркомпроса встретило живейший отклик со стороны научных деятелей, которые до последнего времени пребывали в положении известной оторванности от школы и от Наркомпроса, в состоянии самоизоляции, которую отнюдь нельзя было назвать «блестящей». Вызвать представителей теоретических знаний из этого уединения на активную творческую работу в деле улучшения школы — задача большой важности. По существу, её разрешение было бы не чем иным, как сочетанием теории с практикой, старых кадров с молодыми, обогащением теоретической науки, замкнувшейся в своём уединении, тем ценнейшим опытом, каким располагает в настоящее время советская школа. С другой стороны, и практики нашей школы нуждаются в известных теоретических обобщениях, в помощи науки, которая систематизирует и осмысливает их опыт. От высших учебных заведений, университетов и педвузов в значительной степени зависит успех этой инициативы. Если такой успех будет достигнут, педагогическая наука займёт достойное и почётное место в системе высшего образования. Тогда она станет действительно той передовой наукой, о какой говорил товарищ Сталин на приёме в Кремле работников высшей школы 17 мая 1938 г.
Служить народу; отдавать всё богатство своих знаний молодёжи, которой принадлежит будущее; создавать «всесилие союза старых работников науки с молодыми работниками науки», как выразился товарищ Сталин; ломать рутину, традицию, по примеру таких великих мужей науки, как Ленин и Сталин, таких людей практики, как Стаханов и стахановцы, как Папанин и папанинцы, — вот в чём заключается долг и призвание передовой науки.
В качестве последнего пожелания, которым я заключаю своё краткое вступительное слово, я хотел сказать: пусть наше совещание и вся дальнейшая наша общая работа будут проходить под знаменем той передовой науки, служащей народу, воспитывающей молодые кадры, ломающей рутину, о которой говорил товарищ Сталин.




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +