Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Выступление на III сессии Учебно-методического совета НКП РСФСР 29 декабря 1940 г.


Академик В. П. Потемкин. Статьи и речи
Под ред. И.А.Каирова, А.Г.Калашникова и Н.А.Константинова.
Изд-во АПН РСФСР, М.-Л., 1947 г.

Обязывая представить соображения Учебно-методического совета и Коллегии НКП по поводу программ, мы оговаривались, что генеральной ревизии программ, чтобы заставить школу переживать эту лихорадку, мы не имеем в виду. Мы говорим только о некотором улучшении качества программ. Это не значит, что всё старое идёт насмарку. Школа стабилизировалась и дело идёт только о некоторых улучшениях.
Теперь позвольте мне несколько минут задержать вас попыткой непритязательного резюме того, что происходило на истекшей сессии Учебно-методического совета. Я подчёркиваю — непритязательное резюме, так как подводить подробно итоги того, что так интересно развернулось в процессе дискуссии я не считаю ни своей обязанностью, ни даже возможностью. Но кое-что констатировать из основных руководящих выводов, к которым пришла эта сессия Совета, и которые должны лечь в основу дальнейшей нашей работы я считаю целесообразным и обязательным.
Мне думается, что развернувшаяся дискуссия констатировала лишний раз, что ведущая, организующая и наиболее ответственная роль в деле воспитания сознательной дисциплины и руководства школьным коллективом выпадает на долю учителя, классного руководителя, директора школы и школы во всей её совокупности. Особенно выразительно это основное положение прошло в выступлении отдельных товарищей, которые высказывались по этому вопросу. Отмечу, в особенности, резко подчёркнутое положение у товарища Со-лохина. Вы указывали на то, что и самый процесс преподавания и приёмы преподавания, и личный пример поведения в классе, всё это даёт возможность учителю воспитывать сознательную дисциплину. Это положение развито было т. Белоусовым в направлении известной методики, в направлении указания, какие внешние приёмы воздействия могут быть применены преподавателем для того, чтобы воспитать сознательную дисциплину в своём классном коллективе и в школьном коллективе в целом. Эта проблема очень интересная и я жалею, что т. Белоусов несколько конкретнее не развил своих указаний, используя педагогический опыт, который в этом направлении даёт богатый материал.
Тип советского учителя с момента его появления в классе, манера войти, поздороваться, манера окинуть своим взором класс, манера держаться, эта методика воздействия была отмечена, как основной элемент будущего нашего методического письма. Это надо будет при составлении будущего методического руководства учесть.
Тов. Петрова перенесла наше внимание в другую сторону. На роль учителя, воспитывающего сознательную дисциплину и она указала на то, что качество и уровень преподавания являются решающими моментами в создании дисциплины и в ее воспитании.
Причём т. Петрова вполне уместно напомнила о том, что мы несколько занижаем требования к школьной культуре, что надо этот уровень культуры школы, культуры преподавателя, культуры воспитательной работы несколько повысить в соответствии с научными требованиями. Советская школа должна стоять на этом особом уровне.
Тов. Новиков, в свою очередь, напомнил о том, что если коллектив учащихся играет роль, то коллектив педагогов, слаженный, организованный, заслуживает нашего внимания, что ставя перед собой практическую педагогическую задачу воспитания сознательной дисциплины, надо особое внимание обратить на активизацию педагогического коллектива, на квалификацию его работы.
Это всё, товарищи, те факторы, которые в этой дискуссии очень чётко наметились и которые, по моему мнению, вполне своевременны.
По инициативе руководящих инстанций, сейчас усиленно глубоко прорабатывается вопрос о просмотре преподавания, постановки Дела в педагогических наших институтах, учительских институтах и педагогических училищах. В этой работе Наркомпрос принимает надлежащее участие. И одновременно с этим, как вы уже знаете, не раз слышали здесь, поставлен вопрос о соответственном улучшении самого материала, который преподаётся в школе. Это ожидающий вас в марте доклад о пересмотре, произведённом в наших учебных планах и программах то обязательству, которое мы на себя приняли.
Итак, улучшение качества преподавания и качества преподаваемого материала. Это всё те факторы, которые во всей совакуияости, конечно, должны воздействовать определённо на внушение учащимся интереса и уважения в школе, а, следовательно, и повышение сознательной дисциплины. Вы видите, таким образом, что вопрос о сознательной дисциплине не встаёт перед нами, как какая-то изолированная проблема, а является только составной частью большой задачи, которая сейчас практически с различных сторон и в различных направлениях разрешается, задачи поднятия качества учебно-воспитательного процесса. Вот в этом только плане, а не в силу каких-то сигналов, что у вас якобы падает дисциплина, что увеличивается проявление детского хулиганства. Совсем не в силу этих привычных обывательских вредных настроений, поставлен вопрос о сознательной дисциплине. Он переплетается с большой работой, которая сейчас поднимается в части повышения авторитета школы, улучшения качества преподаваемого в школе материала, повышения авторитета учителя, директора, школьного коллектива в виде педагогического совета. И это, собственно, товарищи, в этом же комплексе вопросов приводит нас к обязательности в деле воспитания сознательной дисциплины теснейшего сотрудничества школы с семьёй. Об этом говорилось здесь многими из выступавших товарищей.
Товарищи, это новый элемент, который следует учесть при составлении методических указаний, как путём сочетания школьных и внешкольных факторов, администрации и родительской среды воспитывать сознательную дисциплину.
Следует ответить ещё одну новую черту, которая на нашей сессии также проходила красной нитью — вопрос о школьном коллективе. Товарищи Каиров и Михельсон коснулись этого вопроса с различных сторон. Организационные соображения, очень полезные и уместные, были подробно развиты тов. Каировым. Он указывал на необходимость поставить и разрешить вопрос о расширении некоторых прав и функций школьного коллектива, об активизации работы с этим школьным коллективом и об улучшении работы пионерских и комсомольских организаций. Возникали при этом кое-какие попутные вопросы, скажем, вопрос принципиальный — что такое школьный коллектива цель или средство. Мне кажется, что вопрос носил абстрактный характер. Само по себе ясно и никаких доказательств не требует, что коллектив есть могущественное средство укрепления сознательной дисциплины, но в системе коммунистического воспитания это есть нечто, требующее особого внимания не только как средство укрепления сознательной дисциплины, а как путь к вос-ндарашвию коммунистов, членов коллектива. Это решается само собой и поэтому контраверс мне представляется более или менее случайным.
Педагогическая ценность коллектива. Тут тоже ставится несколько абстрактный вопрос: руководство должно доминировать в коллективе или его самостоятельность. Для всякого педагога-практика понятно, что даже, оставаясь как бы в стороне от коллектива, педагог им всё время руководит, даёт ему расти, но руководящая роль педагога ни на минуту не прекращается. Для этого он в школе находится, для этого школа собственно и существует.
Но замечательным в этой дискуссии было созвучное направление педагогической мысли, — это повышение требовательности к учащимся. Это особенно ярко прозвучало в выступлении т. Кропачевой из Ленинграда, причём очень важно было напоминание, сделанное ею о том, что физкультура и допризывная военная начальная подготовка могли и должны сыграть огромнейшую роль в деле укрепления, поднятия на недосягаемый уровень, сознательной дисциплины...
Я думаю, что мы должны отвести на физкультурную и военную подготовку соответствующее место, не преувеличивая этого момента.
Я опять указываю на синхронизм, что совпадение тенденций повышения требовательности к учащимся с тем, что содержится в будущем Уставе. Тов. Медынский, который прекрасно знает историю школьной документации, давал сопоставление прежних попыток регламентации Положения о школе и это ясно вскрыло перед нами эту тенденцию — предъявить всё возрастающее требование к школьникам, несуровые, не сухие, не жёсткие, а педагогические требования.
Так что и нам в этом направлении нужно продумать вопрос, конкретизировать вопрос о методах взыскания, о требованиях, которые к учащимся предъявляются. Это сделать совершенно необходимо. Это является новым сигналом в нашей дискуссии о том, насколько данный вопрос является актуальным для методических указаний в инструкции педагогу.
Прозвучала эта нота повышенной требовательности не только в выступлении т. Кропачевой, но она была и у т. Ривеса, когда он говорил, что нечего церемониться и чураться слова «наказание». Наказание есть наказание. Вы говорили, что надо преодолеть либеральное отношение к наказанию, нужно мужественнее на это дело посмотреть. Я прекрасно понимаю (и ещё яснее это стало после выступления т. Парфёновой), что дело идёт о педагогической требовательности. Настоящая требовательность педагога, умеющего настаивать на своих требованиях, требовательность, которая сочетается с положением о том, что это либеральное отношение к наказанию нужно оставить, как и барское отношение к труду (своевременное прекрасное указание), к труду, как организующему детский коллектив, воспитывающему качественно организованного человека. И это указание должно быть дано учительству, которое ждёт указаний по вопросу создания сознательной дисциплины и детского коллектива.
Тов. Шульман поставил вопрос несколько в другом плане — что не только нужно предъявлять требование, а обосновать преподаванием, что такое дисциплина, показывая её на примере отдельных советских людей, героев, или путём систематического разъяснения, как дисциплина слагается, классовое её содержание, по возрасту, в зависимости от возраста, в зависимости от предъявляемых требований, по возрасту.
Это, по-моему, очень ценное указание, которое составителям руководящих методических писем придётся самым серьёзным образом учесть.
Вот, мне кажется, основные элементы объективно вытекающие из нашей дискуссии, элементы или положения, которые можно признать как бы руководящими для ожидающей нас ещё практической работы.
Как мы её организуем. Дело мне представляется таким образом, что прежде всего следует нам признать, что развернувшаяся дискуссия действительно впервые с большой серьёзностью, глубиной и отчётливостью поставила целый ряд вопросов, апеллирующих к нашему педагогическому творчеству. Дискуссия настолько интересна, что у меня явилась мысль, поддержанная товарищем из президиума, не считать ли целесообразным издание стенограммы нашего пленума нашей сессии для широкого распространения среди учительства в отдельных выступлениях и во всей совокупности. В этой дискуссии столько было новых, свежих и поучительных элементов, что такой документ или материал, нам представляется, был бы очень полезен для распространения среди учительства, среди всех работников школы и может быть и теоретиков. Дело это легко осуществимое. Мы отредактируем эту стенограмму и издадим её при помощи Учпедгиза.
На обязанности Научно-исследовательского института школ, Управления начальной и средней школы будет лежать — использование этой стенограммы, этой дискуссии, чтобы приготовить именно то, чего ждёт учительство — конкретные методические указания, письма, записки. Для этого надо привлечь прежде всего наиболее выдающихся заметных мрактических деятелей школы. Эти наши конференции, которые устраивались в Москве и Ленинграде и повсеместно уже выявили нам людей, которые найдут в себе этот драгоценный опыт. Его необходимо учесть при составлении этих, писем. Рядом с практиками должны выступить и теоретики. Я приветствую ту активность, которую проявили в этой сессии наши маститые представители педагогической теории тт. Чехов, Иорданский, Корнилов и многие другие. Это сочетание практики и теории в данном случае абсолютно необходимо и даст драгоценный материал. И наверное в этом трудовом общении с ними может быть исчезнет у некоторых из представителей так называемой кафедральной педагогики, теоретической педагогики и психологии та травма, которая возникла, по-моему, по недоразумению, исчезнет ощущение, что всё-таки, как напомнил т. Ривес, надо педагогику восстановить в правах. Она восстановлена, мы только ждём, чтобы вы пришли к нам и помогли Народному комиссариату просвещения, всему учительству эти проблемы сознательной дисциплины, организации детского коллектива и многие другие, что ещё ожидают нас, поставить на должную высоту и разрешить так, как полагается по-советски, т. е. лучше всех стран в мире. Вот чего мы ждём от вас.
Затем очень полезными окажутся январские совещания учителей, к которым мы подходим более или менее подготовленными. То, что мы подготовим этот материал, который несомненно в центральных областях нашей федерации будет использован, позволяет нам надеяться, что наряду с этим материалом богатейший опыт самого учительства даст то, что позволит без особого труда завершить нашу работу изданием взвешенных, обдуманных, методически глубоко насыщенных документов.
Вот программа работы. О сроках я затрудняюсь сказать. Тут предостерегали от сроков, которые являются слишком приближёнными. Но мне представляется в том же феврале, марте можно подытожить эту работу и затем сообщить очередной сессии Учебно-методического совета, что работа произведена и уже Коллегией Народного комиссариата просвещения утверждена. Я не думаю, чтобы потом следовало докладывать подробно и ждать вашего утверждения.
Вот организационная схема, которая нами предлагается.
Мы глубоко убеждены, что огромнейший интерес, который к этому делу проявляется сейчас и со стороны практиков школ и теоретиков нашей педагогической, психологической мысли, является лучшей гарантией того, что в предстоящем, учебном году, вернее в текущем 1940/41 г., наша школа, наша педагогическая практика, наконец, будет располагать той документацией, какая свидетельствует о большой творческой работе, которая нами сейчас производится в том громадной плане, очертания которого я только бегло наметил.
Я не случайно, а совершенно намеренно хотел подчеркнуть связь той работы, которую мы производим, с широким течением нашей общей работы, которая поддерживается и руководящими нашими органами.
Повторяю, сознательная дисциплина не есть изолированная проблема, не есть плод какой-то тревоги, не то, что называется требованиями погасить какой-то, якобы нарастающий пожар. Ничего подобного. Школа растёт, дисциплина крепнет, учителя всё более и более квалифицируются, школа сделалась предметом самого любовного внимания со стороны партии и правительства. Мы только этому делу хотим помочь. Проблему сознательной дисциплины и организации детского коллектива мы рассматриваем в составе огромного комплекса проблем, которые обеспечивают нам лучшую в мире школу, нашу советскую школу.
Этими словами позвольте заключить нашу сессию, значение которой мы, вероятно, практически скоро почувствуем.




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +