Сборник очерков "Сельский учитель"
Издательство "Московский рабочий", М., 1954 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
В учительскую входит Алевтина Алексеевна в черном рабочем халате, запачканном кое-где мелом. Взгляд у нее веселый, задорный.
— Вы знаете, — говорит она с увлечением, — сегодня девятиклассники Артюшков и Барашков решили на кружке четыре очень трудные задачи. Способные молодые люди! Люблю таких настойчивых ребят.
Преподаватель истории Шубина замечает:
— Вы не захваливайте Артюшкова. Он еще не умеет систематически работать по другим предметам.
— Научится, — уверенно говорит Житникова, — за таких я не беспокоюсь.
Школа опустела. Расходятся и учителя. Алевтина Алексеевна тяжело опускается на диван. Закрыв глаза, она произносит:
— Трудный день. С восьми часов утра в школе.
Алевтина Алексеевна — душа всего школьного коллектива, и ни одно сколько-нибудь важное дело не проходит без ее участия. По понедельникам она проводит с учителями пятиминутки, на которых дает недельное задание классным руководителям. Ежедневно обходит все классы, выясняя неполадки, посещает уроки учителей, дает им советы и рекомендует методическую литературу, имеющуюся в школе и в ее личной библиотеке. Наконец, она преподает математику в девятых классах и два раза в неделю занимается с кружком по тому же предмету.
Где-то хлопнула дверь. Как бы очнувшись от минутного забытья, Алевтина Алексеевна говорит учителю Назарову:
— Петр Степанович, у нас в школе много еще неполадок, плохо с дисциплиной у некоторых учащихся. Надо, знаете что, — выпускать ежедневную стенную газету. Что вы скажете?
— Это будет очень хорошо. Надо бы привлечь к выпуску газеты всех учителей и, конечно, комсомольцев и пионеров. — Так и сделаем, — весело сказала Житникова, быстро поднялась и ушла в свой кабинет.
Через несколько дней в школе стала выходить сатирическая газета. Стоило кому-либо нарушить школьные правила, как местный «Крокодил» сообщал об этом на своих страницах, заставляя недисциплинированных учеников задуматься над своим поведением.
Мать ученицы А. шла в школу с намерением доказать Алевтине Алексеевне, что нельзя беспокоить родителей по каждому пустяку. «Не обязательно чуть ли не каждый день разговаривать с учительницей. И что, собственно, произошло? Расписали сына в стенгазете за одну плохую отметку и за дочку принялись. А в чем ребенок виноват? Ну, готовились к праздникам. В такие дни всегда много забот. И что же необычного в том, если девочке пришлось посидеть дома с малышом? А как же иначе, я же занимаюсь хозяйством! Этак у родителей не останется никаких прав на своих детей. Надо бы вообще родителям реже показываться в школе. Тогда бы там поняли, что тревожить занятых людей не так-то уж удобно».
Она вошла в помещение школы. Вот и учебная часть. «Сейчас состоится решительный разговор и все станет ясно. Родители всегда желают добра своим детям, и нет никаких причин выслушивать наставления».
Алевтина Алексеевна сидела за своим небольшим столом и, склонившись над раскрытой тетрадью, что-то писала. Она подняла задумчивые глаза и пригласила вошедшую присесть на стул напротив себя.
Женщина заговорила сразу. Она, во-первых, возмущена, что ее вызвали по такому пустяку. Да, дочь пропустила уроки. Но почему она это сделала? Во-вторых, сын, ученик младшего класса, попал в стенгазету. За что? За одну плохую отметку. Разве это справедливо?
Житникова внимательно слушала и терпеливо ждала, пока у собеседницы схлынет порыв негодования. Только в небольших промежутках между резкими, то короткими, то очень длинными и запутанными фразами рассерженной мамаши Алевтина Алексеевна вставляла два-три слова — не ради спора, а для уточнения обстоятельств дела:
— У вашего сына было несколько отказов отвечать урок.
Или:
— Экзамены — вот-вот, а вы оставляете дочь дома. Не по-родительски получается.
Замечания учительницы, сказанные тихим, несколько усталым голосом, как-то сразу успокоили мамашу. Она понизила голос, умолкла и, тяжело вздохнув, посмотрела на Алевтину Алексеевну почти дружелюбно. Выложив весь запас своих возражений и ничего не доказав, женщина ждала теперь неизбежных, по ее мнению, нотаций. И тут она впервые ясно осознала, что весь ее пыл, все недовольство есть не что иное, как заблуждение. «Как это я не подумала раньше? — мелькнуло у нее в голове. — Нехорошо получилось».
Между тем Житникова продолжала смотреть на нее. Под выпуклыми очками светились строгие и вместе с тем добрые глаза. Одной рукой она машинально поправляла прядки серебристых короткоостриженных волос. Собеседнице показалось, что завуч размышляет, как поступить с человеком, не понимающим своих элементарных обязанностей.
Нотаций не последовало. Алевтина Алексеевна тактично перевела разговор на другую тему, давая понять, что неясные вопросы выяснены и к ним не стоит возвращаться.
Одно время плохо учился Виктор Г. Он часто пропускал уроки. Алевтина Алексеевна встревожилась.
— Что с Виктором? — спросила она его товарищей.
— Гуляет.
— Ну, а вы как относитесь к этому? Ребята молчали.
— Терпите, значит, да еще скрываете. Я бы на вашем месте поступила иначе. Надо поговорить с матерью.
Через день двое учеников навестили Веру Алексеевну.
— Вы что-то путаете, — сказала озадаченная мать,— мой сын аккуратно отправляется в школу и возвращается домой после уроков. Где же он тогда пропадает?
Виктор признался, что у него не ладится с учебой и он охотнее проводит время на улице, чем в школе. Товарищи дали Вере Алексеевне слово взять шефство над ее сыном, помочь ему исправиться. Они хорошо понимали, что задача эта не легкая: юноша вышел из-под влияния коллектива, а они до сих пор мирились с этим.
Отличники, однако, сдержали свое обещание, и юноша стал успевать по многим предметам, в особенности по математике.
Но вот прошел год. Из одной московской школы перешел в Шереметьевскую ученик К., имевший по всем предметам двойки, а за поведение — тройку, и Виктор, завязав дружбу с ним, опять стал прогуливать, грубить в школе и в семье. Житникова поговорила по этому поводу с родителями К., а Виктору объявила выговор (с занесением в личное дело) за прогулы и некультурное поведение, предупредив о том, что дальнейшее нарушение дисциплины повлечет за собой исключение из школы.
К такой крайней мере наказания Житникова прибегает редко, потому что главная и самая трудная задача педагога — вывести на правильную дорогу сбившегося с пути ученика. Так, поведение ученика шестого класса Голованова заслуживало того, чтобы исключить его из школы. Алевтина Алексеевна не могла пойти на это, не взвесив все доводы за и против. Одно важное обстоятельство (у Голованова тяжело больны родители, и он по сути дела был безнадзорным) убеждало Житникову в том, что школа в данном случае не имеет права бросать мальчика на произвол судьбы.
Состоялось в шестом классе собрание. Завуч присутствовала на нем, внимательно слушала, что говорят о поведении Голованова сами ученики. Большинство высказалось за то, чтобы перевести его в другой класс. Между тем, Голованов тихо сидел за партой. Щеки его горели от стыда. Он с тревогой ждал своей участи. Когда же одна девочка сказала: «Его лучше оставить в классе, но нужно обязательно наказать», — мальчик просиял от радости.
Самой Алевтине Алексеевне пришлось говорить немного. Осуждение товарищей сильнее учительского нравоучения. Для Голованова, видно, не безразличен был коллектив класса, но все же придется перевести его в другой: таково желание большинства.
— Не пойду! — вдруг крикнул Голованов, сорвался с места и выбежал из класса.
Житникова сказала ученикам: — Вот если бы вы всегда так одергивали его, то он давно бы исправился.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.