Сборник очерков "Сельский учитель"
Издательство "Московский рабочий", М., 1954 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
В дни Великой Отечественной войны Алевтина Алексеевна работала в Казани, сначала завучем, а затем директором женской школы номер пятьдесят девять. Тяжелое было время. Оставило оно в душе неизгладимый след. Но самое важное, что на всю жизнь запомнилось ей, — это усердие учениц, трудовой героизм учителей, заботливое отношение друг к другу.
Школа была за рекой Казанкой. Весною, когда наступал разлив, сообщение с городом становилось нелегким. Но учителя и их воспитанники никогда не чувствовали себя одинокими. В любое время года горком партии и шефствующие организации помогали школе. И все хозяйственные задачи, порой казавшиеся неосуществимыми, Житникова успешно решала с помощью всего коллектива.
Вспоминается ей один случай, и она весело рассказывает о нем, хотя сам по себе этот случай подчеркивает лишь, насколько было трудным то время, в которое приходилось жить и работать.
Казанка — быстрая речка, особенно весной. По ней сплавляют лес, дрова. Чтобы добраться до метровых дров, Житникова вместе с рабочими пошла по бревнам на середину реки. В одном месте сплошной деревянный настил разошелся, и учительницу захлестнула ледяная вода. Житникову спасли рабочие.
В этот день Алевтину Алексеевну ожидали на совещание в роно. Узнав о случившемся, педагоги собрались проведать ее. Однако навестить Житникову не пришлось: она сама явилась, успев переодеться дома и привести себя в порядок.
— Некогда было переживать, — говорит она, усмехаясь. — Зато после этого на совещании мы решили, что выгрузка дров на наш берег все равно не удешевит топливо. Надо брать его на пристани...
— Не передать словами того чувства, — вспоминает Житникова, — которое, бывало, охватывало меня. Идет война, враг разрушает жизнь, а мы создаем ее, лелеем каждый цветок. Хотелось крикнуть врагам: «Вы сеете пепел, мы растим цветы, — вот в чем наша сила. Жизнь всегда сильнее смерти».
Житникова не боится трудностей. В преодолении их она видит смысл жизни. Только тот день приносит ей радость, в который удается сделать что-то полезное. В 1944 году ее назначили заведывать учебной частью полуразрушенной во время войны Шереметьевской школы, и Алевтина Алексеевна с новой энергией приступила к делу.
— Много было у нас тогда неурядиц, — рассказывает педагог Романенко. — Помещение почти не отапливалось. Ученики сидели на уроках в пальто. Не было самого необходимого школьного оборудования. Не везло и с руководителями. В течение двух лет десять раз сменялись завучи и директора, и все это, конечно, сказывалось на дисциплине. Дело дошло до того, что многие ученики просто перестали выполнять домашние уроки. Тяжело переживали эти беспорядки и педагоги, и большая часть ребят. А когда разнеслась весть, что пришел новый завуч, да еще женщина (у ребят сложилось такое мнение: только мужчина с сильным характером может что-то изменить в сложившейся обстановке), — невольно возник вопрос: неужели все останется попрежнему? А так как во внешности Житниковой ничего внушительного не было, решили: опять неудача.
Но вот прошло несколько дней, и на завуча взглянули другими глазами. Как-то в седьмом классе во время урока ребята затеяли стрельбу из резинок.
Житникова в тот же день собрала учеников на общешкольную линейку и повела с ними разговор, в продолжение которого лицо ее не меняло выражения суровой строгости. Поступок ребят она расценивала как сознательный хулиганский срыв занятий и тут же отправила зачинщиков домой за родителями.
Но разве под силу одному учителю покончить в короткий срок с распущенностью и безалаберным отношением к учебе ребят?
Восстановить былую славу школы во многом помогла Житниковой комсомольская организация. Подход к комсомольцам учительница нашла правильный. Она говорила с ними, как с равными себе, и старалась развить в них чувство уважения к школе, к учителю, к своей учебе. И это тем более важно было для ребят, что в старших классах оказалось немало способных учеников, потерявших, однако, веру в свои силы. Откровенный, взрослый разговор пришелся по душе комсомольцам, и они воспрянули духом.
«Создать школьную библиотеку собственными силами, устраивать дежурство по уборке школы, помогать слабым ученикам» — вот какие решения принимали тогда комсомольцы на собраниях. И эти решения не оставались на бумаге.
Постепенно, день за днем, с помощью педагогов, при активном содействии комсомольской организации школьный коллектив сплачивался и становился крепким.
...Алевтина Алексеевна задумчиво посмотрела в окно и неожиданно улыбнулась, как улыбаются обычно люди, вспомнив о чем-то близком и очень дорогом.
— Как не бывать в Москве! — повторила она уже сказанную ею фразу. — У меня там внуки подрастают.
И быстро встала из-за стола.
— Урок начинается, — заметила она. — ...Школа у нас интересная. Много молодых учителей. О них-то и надо бы рассказать.
Влияние Житниковой, наиболее опытного и деятельного педагога в школе, чувствуется, можно сказать, на каждом шагу.
Вот журналы записей, сшитые и скрепленные твердой обложкой. Это, по существу, открытый дневник заведующей учебной частью. Любой педагог может заглянуть в него, прочесть поучительные наставления, заметки, сделанные на уроках, познакомиться с обстоятельными выводами по методике преподавания не только математики, но и других предметов.
Уроки одного учителя Житникова посещает чаще, другого — реже, смотря по необходимости.
Валентина Петровна Бочкарева, математик, проводила письменные работы. Житникова посетила ее урок, а затем ознакомилась, как педагог проверяет работы. Обнаружив неточность, Алевтина Алексеевна подробно остановилась на ней в своих записях. Никакая мелочь не ускользает от ее глаз. «Если, например, — пишет она в дневнике, — ученик вместо одного обозначения написал другое, нельзя эту ошибку брать в скобки, так как всякое выражение, взятое в скобки, является пояснением; нужно зачеркнуть ошибку ясной чертой».
В следующий раз завуч отметила в тетради сильные и слабые стороны урока Бочкаревой: «Доказательство теоремы было сделано учительницей превосходно. Жаль, что для повторения материала Валентина Петровна вызывала только отличников. А ведь они и без того хорошо усвоили тему. Надо было вызвать к доске учениц Б., Е. и Ц. Они заметно отстают от других».
Молодой учитель не сразу овладевает своей профессией. Не имея опыта, он порою от одной крайности переходит к другой. То у него отвечают одни только отличники, то слишком много времени он уделяет отстающим. Житникова не оставляет без внимания эти недочеты и советует не увлекаться опросом тех, кто сильно отстает от класса: лучше помочь им после занятий.
Однажды она сделала такое замечание учительнице:
— Все-таки очень много нотаций. А время так дорого: весь класс ждет, когда ответит ученик.
Валентина Петровна Бочкарева часто заходит после уроков в учебную часть. Ей обязательно нужно прочесть разбор занятий, сделанный Алевтиной Алексеевной, и поговорить с ней с глазу на глаз.
— Вы требовательны к себе, — говорит Житникова,— но этого мало. Нужно быть требовательной и к ученикам. Есть две дисциплины: одна — внешняя, которая определяет поведение школьника, другая — внутренняя, трудовая дисциплина. Ее надо развивать с особенной настойчивостью и методичностью. Давайте-ка составим вместе план построения уроков, да, кстати, подумаем над тем, какие работы дать учащимся на дом.
Нередко при таких беседах присутствуют многие преподаватели. Они учитывают замечания Житниковой, не дожидаясь, когда она возьмет их под свой контроль.
Проходит неделя-две. Что изменилось за это время? Как, например, Бочкарева претворяет в жизнь советы старшего товарища? Успехи налицо. Урок спланирован хорошо, поднялась активность учащихся, и поэтому Алевтина Алексеевна советует учительнице меньше останавливаться в дальнейшем на дополнительных вопросах и объяснениях, а дать возможность вызванному к доске отвечать самому.
Посещая уроки математики, физики, естествознания, химии, географии, истории, биологии, черчения, Алевтина Алексеевна, как опытный педагог, всегда помогает советами своим товарищам, не стесняясь сказать правду в глаза. Пока молодой педагог не овладеет методикой преподавания, она пристально следит за учебным процессом. Иногда это продолжается длительное время: нельзя не оттенить те или иные наиболее важные вопросы в преподавательской работе педагога.
Много внимания уделила Житникова учителю математики и физики Николаю Израилевичу Наймарку. В школу он пришел, не имея стажа, и, естественно, сразу же столкнулся с трудностями. Не удавалось ему на первых порах правильно спланировать урок.
Алевтина Алексеевна, побывав на уроках Наймарка, сказала ему:
— За сорок пять минут проделано очень мало. Все вызванные ученики отвечали слабо. Урок прошел плохо, вы не продумали его заранее. Непонятно, какую цель ставили вы перед собой, начиная занятие?
Наймарк делает выводы. Ему не следует разбрасываться по всему материалу и отвлекаться от основной темы. Математические формулы и физические правила нужно писать на доске и посвящать больше времени их разъяснению; иначе ученики, записывая эти формулы под диктовку, делают немало ошибок.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.