Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Большая любовь


Сборник очерков "Сельский учитель"
Издательство "Московский рабочий", М., 1954 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Первого сентября 1917 года занятия в мужской гимназии города Борисова начались, как обычно, уныло-торжественным чтением евангелия. Но прошло несколько недель, и старой гимназии с чопорными порядками, лицемерными правилами и чиновничьей скукой не стало, словно никогда и не было ее в Борисове, уездном городе на западе России.
Нового директора учителя выбрали из своей среды открытым голосованием. На педагогических советах страстно обсуждали программы, говорили о том, как надо относиться к ученикам, как заинтересовать их уроками. Раньше об этом не принято было говорить. Если гимназисты получали двойки, проваливались на экзаменах, сидели по два года в одном классе, никто не обращался за объяснениями к учителю: он не отвечал за учеников. Это были два обособленных мира — педагоги и учащиеся, очень далекие, чужие, незнакомые друг другу. И вот оказалось, что мир этот один — большой, сложный, яркий, молодой. Таким именно все и представлялось двадцатидвухлетнему учителю Лызлову. В июле он окончил Нежинский историко-филологический институт и получил назначение в Борисов.
В Нежинском институте, некогда лицее, где учился Николай Васильевич Гоголь, были свои хорошие традиции. Студенты любили искусство, литературу. Студенческий хор исполнял на праздничных вечерах в институте «Антигону» на греческом языке, «Заповит» по-украински, старинные русские песни. Лызлов играл на скрипке в студенческом оркестре. Со своими друзьями он часто ездил в Киев послушать в опере Собинова. Заняв места на галерке, нежинские студенты устраивали знаменитому певцу такую неистовую овацию, что он с улыбкой отвешивал им особый поклон. У киевских букинистов нежинские студенты находили интересные книги: философские трактаты, исторические исследования, старинные грамматики. По ночам читали, спорили и утром приходили в институт с блестящими глазами, которые никогда не казались усталыми.
При Нежинском институте была гимназия, где студенты давали открытые уроки, знакомились с педагогами, разговаривали о своем будущем. Однажды, встретив Лызлова со скрипкой и грудой книг подмышкой, знакомый учитель математики внимательно посмотрел на юношу.
— Да-а... Все это хорошо для студента. А вот окончите лицей, да наденете мундир, да задумаетесь о своей карьере, тогда и скрипка, небось, не понадобится, и книги пылью покроются.
— О нет, — ответил Лызлов, — карьерист из меня не выйдет. И скрипку я не брошу, потому что детям нужна музыка. А книги! Разве учитель может жить без книг?
— У вас еще много восторженности, — усмехнулся преподаватель.
— Это не восторженность, — решительно сказал юноша, — это любовь. — Я люблю педагогическую работу.
Влюбленным в свое призвание, готовым не только учить, но и учиться, он приехал в Борисов.
Все казалось ему интересным. На своих учеников Лызлов смотрел с пытливым, дружеским вниманием: вот кто будет создавать новое общество! Но как их подготовить для этой необыкновенной деятельности? Гимназии не стало, была единая трудовая школа, и многие борисовские учителя совсем не представляли себе, как они должны работать в трудовой школе. Начались искания, споры. На педагогическом совете директор школы как-то сказал Лызлову:
— Вы у нас самый молодой педагог. Поэтому нам особенно интересно послушать, что вы скажете. Как, по вашему мнению, надо строить отношения учителя и учащихся?
— Я много думал об этом, — ответил Лызлов, — и всегда приходил к одному выводу: учитель должен любить учеников.
— Этого мало, — вздохнул директор. — Можно любить и ничему не научить.
Тогда Лызлов объяснил:
— Я говорю об активной любви. Так любить учеников, чтобы передать им свои знания, приготовить их к трудному жизненному пути, — вот чего я хочу. Любить учеников — это значит верить в их способности, рост, будущее, добиваться успеха даже тогда, если все сказали, что ученик безнадежен. Это и есть любовь...
Высказав свои убеждения, молодой педагог не услышал ни похвал, ни аплодисментов.
— Посмотрим, как вы будете работать, — сказали старые учителя, — удастся ли вам осуществить свое кредо... Это не легко. Да, Лызлову пришлось не легко. Борисовский уездный отдел народного образования назначил его заведующим школой.
Администрация городского театра уговорила молодого учителя играть в оркестре. Хороший музыкант, Лызлов организовал школьный хор. Кроме того, он заведовал школьным отделом в уоно и преподавал на учительских курсах методику. Молодость помогала ему справляться с многочисленными обязанностями.
Нежинский историко-филологический институт готовил учителей средней школы, имеющих право преподавать историю, русский язык, литературу, географию, классические языки. Выбор был большой, но молодые педагоги часто получали назначение независимо от своих желаний. Лызлов преподавал ъ Борисовской школе географию.
В те годы менялись границы государств, менялись формы правления, перекраивались старые географические карты. Уроки Лызлова были содержательными. Всегда оживленный, с внимательным, острым взглядом, он рассказывал в классе много интересного о России, о чужих, дальних странах. Отметок в то время ученикам не ставили.
В конце учебного года Борисовский уездный отдел народного образования распорядился, чтобы всех школьников перевели в следующий класс без экзаменов и независимо от успехов. Но Лызлов добивался, чтобы ребята много занимались, повторяли пройденное. Не ставя отметок, он знал своих «неуспевающих» и проводил с ними дополнительные занятия. На уроках географии он нередко затрагивал историю, ботанику, литературу. У Лызлова не было уверенности, что он поступает правильно, и все же ограничить себя программой он не мог. Да и программ не было: старые не годились, а новых еще не выработали.
Раздумывая над планом урока, Лызлов иногда замечал, что уходит от географической темы, и сердито перечеркивал листок. Работы было так много, что он ни разу не спросил себя: «Географ ли я, мое ли это призвание?»
Вопрос этот возник через несколько лет, когда Лызлова перевели в Подмосковье. Государственный ученый совет утвердил программы для средней школы, педагоги знали, чему они должны учить детей. В Мытищах, в школе второй ступени, Лызлов стал преподавателем обществоведения. Эта новая наука захватила его больше, чем география.
Молодой учитель много вечеров просидел над книгами, готовясь к чтению «Манифеста Коммунистической партии». На уроках он сам читал вслух эту удивительную книгу, полную не только мудрости, но и поэзии. С какой силой овладевала она умами школьников, можно судить по тому, что многие ребята, прослушав «Манифест Коммунистической партии», начинали писать стихи. Почти все они начинались одними словами: «Призрак бродит по Европе...». Лызлов не говорил ученикам, что их стихи написаны плохо. Он разбирал с ними размер и рифмы, вторгаясь в область преподавателя литературы. Лызлову это охотно прощали: все знали, что сам он много пишет и его статьи появляются в журналах. Чаще всего это были корреспонденции, посвященные школьной жизни. Статья Лызлова «Антирелигиозная работа обществоведа в школе» была напечатана в журнале «Антирелигиозник». Художник Моор рисовал иллюстрации к статьям Лызлова в журнале «Безбожник у станка». Мытищинские школьники гордились своим обществоведом и были уверены, что он знает лучше всех не только историю и политэкономию, но и тайны стихосложения. Они задавали Лызлову множество самых неожиданных вопросов. Бывало, что он сразу не мог ответить.
— Этого я не знаю, — говорил учитель. — Надо порыться в книгах. Напомните мне на следующем уроке, что я обещал вам дать ответ.
Он никогда не скрывал от учеников, что всего не знает и может ошибаться. Еще в дни своей студенческой юности Лызлов решил, что всегда будет правдивым с учениками. Решение он принял на уроке греческого языка в мужской гимназии. Это был первый открытый урок Анастасия Лызлова, студента четвертого курса. Он готовился к уроку несколько дней, перелистал множество учебников и очень волновался. Войдя в класс, где сидели гимназисты, педагоги и сам директор гимназии, Лызлов почувствовал, что он спокоен. Это обрадовало его.

Продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +