Сборник очерков "Сельский учитель"
Издательство "Московский рабочий", М., 1954 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
Вот, взглянув поверх круглых очков на класс, старый учитель произносит:
— Этот осколок глазурованного кирпича я подобрал в Самарканде, на развалинах старинной мечети...
И в классе воцаряется та внимательная тишина, в которой не пропадает ни одно слово, ни одна мысль педагога.
Вкус к путешествиям, к изучению родного края Михаил Агафангелович неустанно воспитывает в своих учениках. Вот с группой школьников он предпринимает краеведческое обследование Перова и его окрестностей. Он увлекает учащихся и увлекается сам сбором сведений о революционных событиях 1905 года на Московско-Казанской железной дороге...
Надолго запомнили школьники поход по Клинско-Дмитровской гряде, совершенный ими под руководством старого учителя. Запомнились остатки укреплений на крутых возвышенностях в Звенигороде, путь из Звенигорода в Истру по лесным чащобам, а в Истре — реликвии глубокой древности и совсем недавних событий Великой Отечественной войны. Потом — Вельяминово. В Вельяминове — глухая даль времен — была стоянка первобытного человека. Сколько расспросов и разговоров об этой древности! И тут же живые впечатления о сегодняшней жизни в попутных колхозах; встречи, беседы, дорожные приключения...
Запомнили школьники и другой поход с Михаилом Агафангеловичем — на реку Яхрому, в «непроходимые» лесные заросли этого района, осмотр Дмитрова с его чудесным кремлем и в заключение — обратный путь в Москву по каналу...
Такие путешествия раскрывали перед школьниками красоту и разнообразие подмосковной природы, пробуждали в них интерес к изучению родной земли.
Мне рассказывал Исаак Ильич Карасик, директор Перовской школы номер четыре, с которым много лет работал Михаил Агафангелович:
— Как-то раз заглянул я на его урок, просидел весь час... Ну, сами понимаете, географию в пределах требований средней школы я знаю. И, представьте, ничуть не заскучал. Больше скажу: слушал Михаила Агафангеловича с таким же интересом, как все ученики. Удивительно он рассказывает — как будто берет за руку и ведет за собой!.. Но вот прошел год, и я снова посетил урок Михаила Агафангеловича. Случилось, что тема урока была та же, что в прошлом году. Но и на этот раз мне не было скучно. Оказалось, что старый педагог готовится к каждому уроку, как к своему первому уроку, как будто он десятки лет не преподает одно и то же. И к каждому уроку Михаил Агафангелович подбирает новые примеры, факты, взятые из собственных наблюдений и из литературных источников, за которыми он не перестает постоянно следить...
Михаилу Агафангеловичу шестьдесят четыре года. Но как не угасает в нем стремление путешествовать, так не оставляет его и жажда знаний, юношеская любознательность и трудолюбие.
Как-то в беседе со мной он обронил:
— Видите ли, я уже давно понял, что хорошо учить может лишь тот, кто сам не перестает учиться, а перестанет — ну, готово... — И он сделал безнадежный жест.
Михаил Агафангелович в преподавании географии широко использует свои знания по другим предметам. Он полагает, что нельзя преподавать географию без знания общественных наук, истории, без глубокого понимания событий современной политической жизни.
Но есть у географии и так называемые «сопредельные» науки: геология, астрономия, климатология, этнография. Учитель, если он хочет преподавать живую науку, а не застывшие догмы, обязан, как говорит Старокадомский, быть «в курсе» всех этих бурно развивающихся наук.
Конечно, это не легко.
— Тем более не легко, — улыбается Михаил Агафангелович, — что очень уж много нового преподносит нам советская наука... Смотришь, новая теория происхождения планетной системы выдвинута, новый взгляд на понятие климата родился. А там, читаешь, по-другому уже объясняют горообразование... Наука живет, удивительно, как живет наука!..
Старый учитель не хочет отставать от этого постоянного и стремительного движения, оно увлекает его, и знать каждый новый шаг науки ему необходимо.
Не удивительно, что Михаил Агафангелович — неутомимо любознательный, широко образованный человек — на шестом десятке лет своей жизни прошел курс заочного отделения Московского педагогического института и окончил его с отличием, а еще через несколько лет, накануне своего шестидесятилетия, написал научный труд и защитил кандидатскую диссертацию.
Для своей диссертации Михаил Агафангелович выбрал историко-географическую тему. Его всегда привлекал Север, а на Севере — поистине богатырские подвиги русских людей, открывших, исследовавших и освоивших самые труднодоступные районы земли. Столетиями длилась эта работа, но самые яркие страницы вписаны в историю Заполярья уже в наши годы, в советскую эпоху. И Михаил Агафангелович останавливается на историко-географической теме именно по Арктике, причем берется за разработку такого вопроса, которого ни один ученый еще не касался: истории исследования Гыданского района в годы Советской власти.
Диссертация Михаила Агафангеловича была высоко оценена. В отзывах отмечалось, что автор проделал громадный труд по систематизации, согласованию и стройному изложению разрозненных, иногда необъективных архивных и литературных материалов, что диссертация послужит необходимым и важным материалом для истории русской географической науки и при создании новых учебников географии.
Было бы странно, если бы опыт и знания Михаила Агафангеловича остались только его личной и неразделенной собственностью.
Учителя Перовской школы рабочей молодежи рассказывают, что характерной чертой старого педагога является его всегдашнее стремление помочь товарищам— молодым преподавателям. Он не ожидает просьб, а сам предлагает молодежи совет и руководство. Широкий выход естественной потребности поделиться своим опытом нашел Михаил Агафангелович в Московском городском заочном педагогическом институте, где он преподает с 1948 года, продолжая работать и в средней школе.
Еще раньше, в течение многих лет Михаил Агафангелович вел методическую работу с преподавателями географии Ухтомского района, был методистом в ряде учреждений народного образования.
Между тем, отдавая должное педагогической методике, Михаил Агафангелович не склонен, как это иногда делается, преувеличивать ее значение.
— Конечно, методические правила нужны, — говорит Михаил Агафангелович, улыбаясь одними глазами, — но, если хотите знать правду, я всегда забываю о них, как только вхожу в класс. И то же самое рекомендую молодым педагогам. Да, да, забыть надо о правилах, но зато — жить на уроке полной жизнью, откровенно увлекаться, радоваться и творить, творить урок!..
Михаил Агафангелович объясняет свою точку зрения. Методика, говорит он, должна базироваться на общих законах педагогики и особенно педагогической психологии. Но методика останется мертвой и бесполезной, если ее не осветит индивидуальное творчество педагога, если не проявится его вдохновение и темперамент. А коли так, то нельзя ли сказать, что работа педагога сродни работе художника, что преподавание — то же искусство?..
— Хочу стать географом! — говорила Тамара Тарелкина. — Хочу увидеть все своими глазами, как Михаил Агафангелович видел... Вот окончу школу, поступлю на географический факультет и буду учительницей географии.
Тамара Тарелкина — ученица девятого класса Михельсоновской средней школы, Ухтомского района, где Михаил Агафангелович уже многие годы преподает географию и астрономию.
Для учеников этой школы география стала одним из самых любимых предметов. И произошло это не потому только, что учитель содержательно проводит свои уроки. Михаил Агафангелович сумел, прежде всего, заинтересовать школьников изучением природы родного края, привить им наблюдательность и пытливость; у них родилась жажда узнавания природных богатств всей страны, любовь к ее бескрайним просторам, к ее буйным рекам и морям, к зеленым лесам.
Каждый год из стен этой школы выходят последователи Михаила Агафангеловича. Одни уже преподают географию, иные еще учатся в вузе.
Но можно с уверенностью сказать, что и те, кто стал инженером или филологом, агрономом или врачом, никогда не забудут уроков старого учителя, никогда не разучатся понимать природу родной страны.
У многих, очень многих из нас, если оглянемся на годы учения, возникнет в памяти образ учителя, особенно повлиявшего на наше сознание и, быть может, уже тогда повернувшего его к той цели, к которой идем и будем итти всю жизнь. Были и другие учителя, исправно учившие и принесшие свою пользу, но, не правда ли, — их едва помнишь. А вот одного учителя навсегда сохранила благодарная память, одного видишь, как живого, хотя и прошло с той поры немало десятилетий. Видишь его нахмуренного или улыбающегося, слышишь его голос, чувствуешь его руку на своем плече... Это можно сравнить с теми избранными книгами, которые прочитал среди сотен других, но благодаря особенному, счастливому свойству памяти именно эти навсегда остались жить в тебе, меж тем как другие, многие, легко позабылись. И если посмотреть, какие же книги избирает наша память, какие из них остаются жить в душе человека, — увидишь: это книги искренние, взволнованные, исполненные большого чувства, но — никогда не равнодушные, не холодные, хотя и сделанные искусно.
Знания, которые имеет Михаил Агафангелович, его умение и педагогический опыт сами по себе представляли бы пассивную, неподвижную силу, если б уроки его не были согреты животворной теплотой патриотизма.
Обо всем этом невольно задумываешься, когда наблюдаешь учительскую работу Михаила Агафангеловича, когда слышишь рассказы о нем учеников и учителей.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.