Сборник очерков "Сельский учитель"
Издательство "Московский рабочий", М., 1954 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
Вера Ивановна смутилась, но худенькое лицо молодой учительницы выражало такой жадный интерес, широко раскрытые, горячие глаза смотрели так искренне просяще, что она от души рассмеялась:
— Да, конечно же, расскажу и все свои «тайны», все «секреты» раскрою...
В тот вечер Федосья Федоровна пошла провожать Веру Ивановну до Федоровского. Порошил легкий снежок. Среди пухлых, разорванных туч скользила круглая бесцветная луна, и в бледном свете ее выступала на мгновенье темная гуща леса, сверкало ровное белое поле с черными стеблями нескошенных трав. Порывистый ветер сыпал в лицо сухой снег, — увлеченные учительницы ничего не замечали. Федосья Федоровна задавала вопросы, Вера Ивановна обстоятельно, неторопливо отвечала.
Вот уже и крутой извив речки Северки, деревянные мостки с поручнями из обтесанных жердин, а на взгорье-школа. Пора бы и прощаться, но расставаться не хотелось.
— Нет-нет, Фенечка, я не тороплюсь домой. Провожу вас немного, а то ведь жутко будет вам одной полем итти, — говорит Вера Ивановна и, обняв, поворачивает Аникееву в обратный путь. И снова идут пустынным полем две женщины, не переставая говорить.
Пели на заре петухи, таяла ночная стылая мгла, а они все провожали друг друга.
— Скоро побываю у вас, — пообещала Аникеева.
И через день вместе с другими учителями пришла к Вере Ивановне на урок русского языка. Уселись гости в уголке, слушали, перешептывались.
На вопросы учительницы дети отвечали обдуманно, сознательно, уверенно.
— Прорепетировали, Вера Ивановна? — с ехидцей спросил один из молодых учителей.
Вера Ивановна обернулась, спокойно посмотрела на него:
— А вы сами спросите, — сказала она. Однажды Федосья Федоровна, после того как она посетила урок русского языка, спросила Веру Ивановну:
— Почему вы даете не связный диктант? Разве смысловая сторона не имеет значения?
— Это тренировочные упражнения по орфографии. Что касается смысла, так он есть и в отдельных фразах и предложениях. Мыслить логически я приучаю ребят с первого класса. Они пишут изложения.
— То есть, как это — с первого класса? Да семилетки же не умеют еще связно мысли излагать.
Вера Ивановна торопливо перебирала тетрадки и, не глядя на собеседницу, негромко ответила:
— А что ж в этом трудного? Ведь говорят же они? Пусть нескладно, но излагают же они свои впечатления? Весной иду я в лес с ребятами. Гуляем, природой любуемся. Назавтра прошу написать, что им понравилось на прогулке. Да вот я вам покажу тетрадку. Ну, чем плохо написал ребенок? «Вчера мы с Верой Ивановной гуляли в лесу. Видели всякие деревья. Там растут березки. Они беленькие. Листочки у них маленькие. И еще видели елочку. У нее вместо листочков зеленые иголочки. Потом летела сорока. У нее длинный хвост. И пели разные птички». Ну, чем же плохо?
Частым гостем стала Федосья Федоровна у Осиповой. Чуть какое затруднение — бежит в знакомый домик на взгорье: «Скажите, Вера Ивановна, как быть?»
— А ты побывай на уроке, может быть, и услышишь что подходящее.
Посидит Федосья Федоровна на уроках, послушает — и не без пользы. Запомнилось ей, как однажды читали в классе статью из газеты о богатстве русского языка.
— Вы вдумайтесь, сколько ласкательных и уменьшительных слов в нашем языке, — говорила Вера Ивановна и приводила пример за примером, показывая, какой выразительной, гибкой делают эти слова нашу речь.
И каждое слово представало особенно ярким. Дети воспринимали и смысл и музыку его, не подозревая, что им преподнесено грамматическое правило. Заучить его потом было не трудно: память еще хранила впечатление от рассказа Веры Ивановны.
Трудно учителю добиваться чистоты языка от ребят, которые слышат хотя и живую, своеобразную, но зачастую неправильную речь. Ведь не всегда правильно говорят бабушка с дедом, товарищи.
— А вы должны говорить чистым языком, каким песни да сказки народные сложены, — требует Вера Ивановна. — Не тащите в свою речь сорняки всякие, вроде «не токмо что», «анадысь», да «посередь». На дедушек не ссылайтесь. Вашим дедам негде и не на что было учиться. Вот почитайте книги, порасспросите у старых людей, какая жизнь у них была.
И к слову напоминала, как жили крестьяне в дни ее детства. Иногда учителя, присутствующие на уроках, спросят:
— Да ведь у вас урок русского, — причем здесь старая жизнь?
Прищурит Вера Ивановна насмешливо свои молодые глаза:
— А по-вашему, воспитывают только в отведенные для этого особые часы? На уроках Конституции или на каких-нибудь других? Нет, дорогие мои. Чем больше наши дети будут знать о прошлом, тем лучше оценят настоящее. Мы не беспамятные, не Иваны безродные. Свою историю хорошо надо знать...
Как-то пришли к ней дети, а ничего нового для чтения под рукой не оказалось. Взяла она рассказ о крепостнице Салтычихе, увлеклась сама, увлекла детей; спохватилась, когда уже было поздно: ребята плакали навзрыд.
— Кажется, непедагогично так волновать детей, — заключает Вера Ивановна. — А на поверку выходит, что это — благодетельные слезы.
Ребята потом сравнивали старую и новую жизнь: «Теперь Салтычих нет и не будет никогда,—говорили они.— Никто не может ударить колхозника. О, пускай только кто-нибудь попробует, его сразу в народный суд отправят». Вера Ивановна осталась вполне довольна своим педагогическим «промахом».
И свой район изучила она так, что всегда может найти «наглядные пособия» для любого урока. Проходят по географии почву, — Вера Ивановна ведет детей к глубокому оврагу, где видела отличные обнажения: «Вот смотрите, зарисуйте, запомните строение». Ученики смотрят, рисуют, собирают камни, ракушки и запоминают, живо представляя себе материал.
Преподает Вера Ивановна Осипова географию или историю — она связывает урок с жизнью страны.
Бывала Федосья Федоровна и на уроках арифметики. В ту пору мало у кого были счеты, а Вера Ивановна всегда перед уроками упражняла на них детей.
— Эти упражнения для детского мозга, как гаммы для пальцев пианиста. Да и в жизни умение считать на счетах всегда пригодится, — говорила она Федосье Федоровне. — Отчего же не научить? И мне легче, как учителю: дети на счетах считают с большим интересом.
Многое заимствовала молодая учительница у своего старшего друга. Многому учится и теперь, навещая Веру Ивановну летом, в каникулы.
Еще со времени своих занятий на курсах Петровско-Разумовской академии Вера Ивановна ежегодно обрабатывает и засевает опытный сельскохозяйственный участок при школе. Ученики сеют полевые и огородные растения, применяют различные удобрения.
Юным растениеводам приносит пользу школьный «календарь природы». Дежурный условными значками записывает температуру воздуха и направление ветра. Записи производят круглый год. Дети и в летние каникулы не забывают календарь.
— А какое же это имеет значение? — спрашивали иной раз Веру Ивановну.
— А как же! — отвечала она. — От погоды в немалой мере зависит и урожай. Вот они и учатся определять ее.
Учителя Мещеринской и других семилетних школ наблюдали, с какой охотой ученики собирают золу, навоз, достают в колхозе минеральные удобрения и приносят их на пришкольный участок.
— Вот посеем, удобрим и пускай растет, — скажет какой-нибудь ученик.
А Вера Ивановна как бы невзначай заметит:
— Без рук и без головы, само собой ничего не получится, каких бы удобрений ни положил. За растением ухаживать надо. Удобрения-то помогают, да от них и лопух с крапивой в метр высотой могут подняться. Уцелеет твой горох рядом с ними? То-то же...
По примеру Веры Ивановны и в Мещеринской семилетней школе создали во дворе опытный участок. Почин федоровских учеников заимствовали многие школы района.
— Одно нехорошо, — жалуется Вера Ивановна, — дети очень увлекаются агрономией, опытами, на терпение ребят и смелость не надивишься и результатов интересных добиваются, — ну что бы колхозу воспользоваться выведенными ребятами сортами? Какое бы это имело воспитательное значение! Нет, отмахиваются от детей, смотрят на их труд, как на пустую забаву. А ведь дети всерьез работают. Они систематически ведут наблюдения погоды, ухаживают за посадками, поливают, оберегают растения от вредителей. Труд — великое дело!
Учителя района любят выступления Веры Ивановны на совещаниях, хотя и побаиваются ее острого языка. Как-то на одной из учительских конференций появление ее в зале встретили аплодисментами.
Вера Ивановна низко поклонилась на все стороны, попросила слова и подошла к столу президиума:
— Не хлопайте, — сказала она, — как бы ругать потом не пришлось. А я все равно скажу, что думаю... Плохо мы стали работать, товарищи, дорогие мои коллеги. Конечно, есть среди нас и хорошие педагоги, нечего зря всех хаять. Некоторые учительницы добросовестно позанимались год. Хорошо сдавали ребята. А вот вы, милая, — не обижайтесь на меня, старую, — вы работали плохо... Откуда мне известно? Правда, на уроках ваших не бывала, а скажу — не ошибусь: таблицу умножения дети у вас не знают и в грамматике не тверды. Я попросила ваших учеников показать тетради и прямо говорю: ужаснулась. Грязные тетради. В кляксах. В масляных пятнах. Голубчик! Да эти ребята не уважают учителя, иначе у них совести нехватило бы такую грязную тетрадь ему подавать.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.