Сборник очерков "Сельский учитель"
Издательство "Московский рабочий", М., 1954 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
Написано уже много: и о значении радиолюбительства в школе, и о воспитании коллективизма в труде, и об автоматике, которую необходимо включить в школьные программы по физике, и о роли школы в выборе профессии, а профессии — в воспитании характера... Уже два раза из Института по усовершенствованию учителей напоминали ему, что ждут обещанную работу. Для молодых учителей физики весьма полезен будет его опыт преподавания этого предмета в школе.
Собственно, еще несколько вечеров, и рукопись можно закончить. В ней все, о чем он думал долгие годы, что проверил на своем опыте работы с детьми. Но все ли там есть, что нужно детям, школе, молодым учителям, чего требует жизнь? Василий Александрович перечитывает страницу за страницей. Текст обрывается на анализе писем из институтов. И это не случайно. Он долго сидит, опустив голову на руки, потом решительно берет чистый лист бумаги и своим размеренным почерком пишет:
«В областной Институт усовершенствования учителей. Уважаемые товарищи! К сожалению, свою работу че могу вам прислать, хотя еще недавно считал ее почти законченной. Жизнь идет вперед и предъявляет все новые и новые требования. Я пришел к выводу, что не все еще сделал, чтобы преподавание физики в нашей школе могло удовлетворить эти требования. Но я добьюсь этого. Тогда я закончу и пришлю вам свою рукопись».
Он запечатывает письмо, закрывает папку.
Многое, многое придется изменить в работе. Собственно, Василий Александрович ясно представляет себе, что именно. Он должен дать детям представление и практические навыки в различных отраслях техники: механике, электротехнике, гидравлике, радиотехнике. Он должен научить их обрабатывать металл и дерево, управлять станками и моторами. Он должен добиться, чтобы, окончив школу, каждый из них мог сказать: я избираю себе ту профессию, которую полюбил, но, если нужно, я могу овладеть еще двумя, тремя профессиями из тех, о которых я имею представление.
Вот чего надо добиться! А для этого в первую очередь необходима материальная база: физический кабинет, станки, моторы. К чорту поиски паллиативов, так называемых выходов из положения! Еще Ленин писал, что для каждого дела нужна прочная материальная база. Вот он, учитель, и выдвинет эти требования... Но когда? Скоро экзамены. С сегодняшнего вечера все его юные техники спрячут свои инструменты и материалы и не прикоснутся к ним до лета. Начнется самая горячая пора в школе. И Василий Александрович решает: после экзаменов.
И вот, наконец, экзамены. Миновали литература, математика, география. Идут экзамены по физике. Классы заставлены приборами, моделями. Почти в каждом билете для седьмых и десятых классов есть вопросы по электричеству или радио. На эти вопросы юные техники отвечают отлично. Ученику Зажирею выпадает задача составить электрическую цепь. Он составляет ее быстро и умело и тут же демонстрирует свою модель железнодорожного пути с автоматическим звонком и шлагбаумом. Экзаминаторы ставят ему пять, получают пятерки и Молодов, и Кузьмин со Строковым-младшим, и Толя Барышников...
Значительно слабее оказались знания учеников, которые не ходили в кружок, не мастерили приборов и моделей. Здесь пестрят четверки и тройки, но двоек все-таки нет. Василий Александрович заносит отметки в свою книжечку и пишет к ним комментарии. Каждая отметка — это еще один аргумент для его доказательств. Он подготовит все: и краткий отчет о том, что сделано за последние пять лет, и данные, полученные из институтов, и анализ отметок последних экзаменов. Важно предусмотреть возможные возражения. Да, и никаких разговоров с глазу на глаз. Он выступит публично на итоговом заседании педсовета, товарищи поддержат его, и он добьется решения. С этим решением он пойдет в роно, в облоно, в министерство, куда угодно. И Василий Александрович старается представить себе будущее заседание педсовета. Он попросит слова и сначала скажет об итогах учебного года, с этого легко будет перейти к итогам предыдущих лет. Дальше он покажет на основании писем из институтов, какая тяга у молодежи к техническим специальностям и что им дает и должна давать школа. Возможно, Алексей Григорьевич его прервет на этом месте, так как он, мол, Минеев, уклоняется от повестки дня. Тогда надо будет перейти к анализу отметок, затем рассказать о пятиклассниках, о модели линкора, о беседе с техником из МТС и заключить все выводом: необходим кабинет; мало того, необходимы станки, хотя бы самые простые, необходим двигатель внутреннего сгорания и электромотор. Ибо мы должны выпускать из школы людей с руками мастера и творческой мыслью ученого.
Какие могут быть возражения? Что школа не ремесленное училище? Верно, но мы и не стремимся дать ученику специальность. Что никаких директив об организации мастерской не поступало? На это надо ответить так: может быть, в дальнейшем все будет организовано иначе, но ведь новаторы на производстве тоже не ждут директив. Они ищут, изобретают, иногда ошибаются, но их опыт помогает совершенствовать производство. А министерство к тому же рекомендует создание «рабочих комнат» при школьных кабинетах физики.
И, наконец, последнее: где взять помещение, деньги? На это труднее всего ответить. Но, в конце концов, пусть министерство выделит средства, пусть наймут избу, отгородят часть коридора...
Василий Александрович на все лады варьирует воображаемые возражения и ответы, но каждый раз, доходя до вопроса о помещении, вздыхает. Ничего не скажешь, малосостоятельные у него предложения. Но что-то надо же делать, надо добиваться.
В школьном дворе собрались ребята. В открытое окно слышны их голоса:
— Сразу после экзаменов возьмусь за усилитель. А потом за магнитофон...
— Мощный приемник на пальчиковых лампах...
— Модель собственной гидростанции... Юные техники делятся планами на лето.
Василий Александрович выходит к ним, ему приятно постоять с ними на солнышке посреди двора. И как-то незаметно, слово за слово, он говорит ученикам о том, с чем собирается выступить на педсовете. Мальчики слушают внимательно, как взрослые. Они понимают: кабинет, мастерские — это просто здорово! Гораздо интереснее работать в школе всем вместе, чем дома в одиночку. И потом на станках, — тут, знаете, что можно сделать! Ведь в самом деле, если нужно что-нибудь выточить или просверлить, приходится просить знакомых ребят с производства или из МТС. А они смеются: «Эх вы, горе-техники, сами не умеете!» Нет в школе помещения? А подвал? Он пустой. Там тепло и чисто. Почему же не использовать подвал? Вентиляцию самим можно сделать. И лампы дневного света можно установить. Можно даже кварцевые лампы достать для облучения.
Воображение ребят разыгрывается, они готовы переоборудовать подвал чуть ли не в подземный зал метро.
Василий Александрович думает: «А что ж, может быть, и в самом деле можно приспособить подвал? Хотя бы временно. Будут же через год-два строить новую школу».
С этой мыслью он берет у завхоза ключи и лезет в подвал. Там после весеннего сверкающего дня кажется темно и глухо. Но потолки высокие, стены сухие. Действительно, поставить вентиляторы, лампы дневного света... Что ж, надо будет предложить. Опять, конечно, будут возражения: все-таки подвал, потом расходы, смета...
...На заседании педсовета Василий Александрович дважды пересаживается с места на место — он волнуется. Кое-кому — учительнице биологии, завучу Клавдии Васильевне, учительнице химии — он рассказал о своем намерении. Они ободряюще поглядывают на него. Иу вот, сейчас можно взять слово. Он поднимается, голос у него звучит хрипло. Но он точно следует своему плану: говорит об итогах учебного года. Так наглядно, так ясно видно из анализа каждой отметки, что дают детям практические занятия техникой. Если же кинуть взгляд на все годы... Но тут он забывает план своей речи и начинает говорить о том, в каких условиях приходится работать:
— Днепрогэс, Волго-Донской канал люди построили, — гремит он, — а мы не можем кабинет оборудовать! Полки не можем для приборов сделать...
Он видит, как Алексей Григорьевич поднимает голову и вопрошающе смотрит на него. Василий Александрович чувствует, что его занесло не туда. Он переводит дыхание и возвращается к первоначальному плану речи. Без особых приключений он доводит ее до конца и даже не забывает произнести заключительную фразу о руках мастера и творческой мысли ученого.
Он замолкает и ждет возражений. Но учительница биологии с места кричит, что он прав, тысячу раз прав. Надо по-настоящему учить детей. А то у нее зимой даже нет живого уголка, все опыты приходится оставлять на лето.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.