В предыдущей главе мы уже останавливались на преимуществах коллективного, кружкового самообразования перед индивидуальным, одиночным. Однако целый ряд условий, как перегрузка, дальность расстояния от места занятий кружка, необходимость изучить какой-либо отдельный специальный вопрос или окончить курс учебного заведения путем заочного обучения, для которого кружок не всегда создается, и т. п. условия, а также и разные другие обстоятельства, заставляют многих членов партии заниматься в одиночку. Это положение особенно необходимо подчеркнуть в отношении нашего партактива, который сильно перегружен, которому, кроме того, приходится изучать различные отдельные вопросы в процессе своей работы или повышая свой уровень развития в той или другой отрасли знаний. Тут погоня за кружками часто совершенно невозможна. Поэтому, занятия в одиночку среди партийцев распространены довольно широко. Помощь одиночному самообразованию крайне важна, и вопрос об организации этой помощи давно привлекает особое внимание руководящих организаций партсамообразования.
Каким же образом эта помощь может быть оказана? Каждый член партии, не могущий посещать кружок самообразования, но желающий проработать одну из программ или отдельный вопрос, может заниматься на дому, получив руководство и помощь, во-первых, в библиотеке или кабинете агитпропработы, уголке самообразования. Здесь он может получить книги, программы, советы в отношении выбора пособий и т. п. Во-вторых, самоучка должен обратиться к консультанту, который в определенные дни и часы дежурит на предприятии, в большинстве случаев в той же библиотеке или в уголке самообразования. В-третьих, самоучка может получить помощь в определенной школе или вузе, по программе которых он решил заниматься.
Вопрос о помощи в библиотеках и способах ее получения понятен для большинства рядовых партийцев, и на этом вопросе мы останавливаться не будем. Обратимся к последним двум пунктам помощи самоучкам. Партиец, желающий получить систематическую помощь в своей партучебе, является к дежурному консультанту. Консультант знакомит его с программами, выясняет его интерес и рекомендует ту или иную программу и пособия по отдельному вопросу.
Если консультант в беседе с самоучкой пришел к необходимости дать программу по такому вопросу, по которому готовой программы нет, то он, назначив самоучке явиться в следующий раз, составит программу по данному вопросу и, утвердив ее в райкоме, предложит самоучке.
Каждому записавшемуся самоучке консультант дает для проработки материал в виде недельного задания. При этом желательно первое задание давать на тему о приемах самостоятельных занятий. Допустимы задания и на срок больше недели, в зависимости от конкретных условий.
Давая задание, консультант должен провести вводную беседу с самоучкой о том, как это задание проработать, и удостовериться, правильно ли понято задание, знает ли самоучка, где достать пособия, и проч.
В основе работы самоучек-одиночек лежит самостоятельная проработка пособий. Поэтому консультант все время должен оказывать помощь и по этой линии. Начинающему самоучке или, если их записалось много, то собрав самоучек по однородным программным вопросам, консультант должен подробно, не только рассказом, но и показом объяснить, как планировать свои занятия, как работать с книгой, с наглядными пособиями, т. е. объяснить все, о чем мы уже говорили в первой главе. В процессе же дальнейшей консультации одиночек, консультант должен следить не только за тем, как приобретаются знания, но и за тем, как вырабатываются навыки самостоятельных занятий.
Проверка работы индивидуалов-самоучек производится путем просмотра их работы и живой беседы. Эта проверка не должна носить экзаменационного характера. Исправление ошибок не должно носить характера обучения, путем прямых ответов на вопросы, по которым самоучка ошибается. Консультант обязан подводить самоучку к правильному решению путем наводящих вопросов, дачей дополнительных заданий и т. п.
Самоучка, обращающийся к консультанту, обязан в свою очередь строго выполнять все его указания, прорабатывать добросовестно и в срок получаемые от консультанта задания.
Консультант в тех случаях, когда по одному вопросу для консультации является несколько самоучек, может практиковать способ групповой консультации.
Периодически консультант собирает самоучек, работающих по однородным программам или вопросам, на конференции, на которых подытоживаются пройденные отделы, подчеркиваются основные проработанные вопросы и выявляются достижения, а также затруднения в работе самоучек. Эти конференции чрезвычайно полезно проводить по методу вечеров вопросов и ответов, широко оповещая о них всех желающих на них присутствовать.
На каждого самоучку консультант заводит особую карточку или страницу в журнале, по которой и ведет последовательный учет работы и достижений самоучки.
Такова, в общих чертах, помощь самоучкам со стороны консультантов, выделяемых на места. Основное здесь правильно поставленная методика консультирования, о чем мы скажем ниже, но с другой стороны большое значение имеет и авторитетность консультанта в смысле его теоретической подготовки, его положения в партии. Опыт показывает, что консультантов малоавторитетных вовсе не посещают самоучки. Это особенно необходимо подчеркнуть в отношении консультации партактива. Для консультации партактива парткомы должны привлекать ответственных членов партии, с большим партстажем, а также красных профессоров. Тогда актив пойдет к консультанту, тогда актив будет еще лучше заниматься самообразованием.
Другой способ помощи самообразованию вообще и самоучкам-одиночкам в частности—это помощь через партшколы, совпартшколы и комвузы.
Помощь самообразованию со стороны школьной парт-учебы развивается по трем линиям.
Во-первых, по линии выработки навыков самостоятельной работы и сознания необходимости заниматься самообразованием у обучающихся этих школ непосредственно, а также по линии подготовки работников по самообразованию, способных впоследствии быть консультантами, рецензентами, организаторами самообразования.
Во-вторых, по линии непосредственного обслуживания партийцев, занятых самообразованием по всем программам данного учебного заведения или по какой-либо одной программе, партийцев, территориально близких к данному заведению и могущих являться на консультацию за получением заданий, на конференции самоучек, созываемых при этих школах и т. п.
В-третьих, по линии постановки заочного обучения совпартшколами и комвузами.
Второе всесоюзное совещание по самообразованию констатировало, что: «Вся самообразовательная работа обычно строится на началах самообразовательной системы, не увязанной с системой школьно-курсового образования, и такая увязка, несмотря на указания первого совещания по самообразованию, является до сих пор лишь исключением» (из резолюции по докладу К. А. Попова «Итоги и перспективы работы по самообразованию»). В резолюции же по докладу тов. Крупской совещание подчеркнуло следующее: «На ряду с библиотеками в работу по самообразованию должны быть втянуты школы взрослых всех типов. Необходимо организовать при них устный инструктаж, разработать формы периодических конференций самоучек при них. Конференция поручает главполитпросвету внимательно пересмотреть существующие программы школ с целью усиления в них элементов навыков самостоятельной работы с книгой и газетой». Это постановление создало большой сдвиг во всей системе самообразования. После него очень быстро стало развиваться заочное обучение по всем отраслям знания, в том числе и в области партийного просвещения. Комуниверситет им. Свердлова в Москве, Ленинградский комуниверситет, некоторые губ-совпартшколы и другие партийные учебные заведения открыли отделы заочного обучения, и теперь можно считать бесспорным такое положение, что каждый руководитель партшколы должен быть не только руководителем школы, но и консультантом-рецензентом для одиночек и кружков по той же школьной программе. Каждая совпартшкола, комуниверситет и даже Институт Красной Профессуры должны параллельно осуществлять три плана обучения: а) обучение состава слушателей и студентов, находящихся в стенах данного учебного заведения, б) обучение самоучек, приходящих в определеннее часы на консультацию и зачеты и в) обучение самоучек, находящихся вдали от данного учебного заведения, путем заочного обучения.
В этом направлении должны еще шире развертывать работу наши совпартшколы и комвузы, учитывая существующий опыт и переходя постепенно от узких рамок обучения сотен к постановке партпросвещения для всего партактива и для всех рядовых членов партии, путем размножения программ и заданий, установления консультаций в определенные дни и часы для приходящих самоучек, предоставления возможности в определенных размерах доступа самоучкам в кабинеты и библиотеки, путем приема зачетов по проработанным заданиям и наконец путем проведения аналогичной же работы по почте через письменную консультацию и учет работы самоучек. Таким образом указанные учебные заведения смогут выпускать окончивших их курс не сотни, а тысячи членов партии.
На это иногда возражают, что, мол, это — непосильная работа для педагогического персонала этих школ и вузов. Но это возражение не по существу, так как, понятно, работу необходимо развернуть до пределов сил и возможностей, а кроме того, обслуживание самоучек можно поставить таким образом, чтобы привлекать к этому делу и студентов или слушателей соответствующих курсов. Почему студент старшего курса не может быть консультантом для самоучек, прорабатывающих все программы или одну программу или отдельный вопрос из цикла младшего курса? Не только может, но такая работа могла бы явиться его практической общественно-полезной работой, в то же время закрепляющей и совершенствующей его знания.
Помощь одиночке-заочнику, изучающему определенный курс данного вуза или партшколы, помимо этих учебных заведений, оказывается еще и консультантами на местах. Самоучка-одиночка, находясь вдали от данного учебного заведения и получая задания от него почтой, нередко может встретиться с целым рядом затруднений. Он может не понять некоторые пункты задания, может оказаться в тупике в отношении приемов занятий, иногда ему чрезвычайно важно будет проверить себя, правильно ли выполнил работы по заданию, наконец, могут возникнуть дополнительные вопросы в процессе работы, без ответа на которые невозможно с успехом продолжать ее дальше. Если обучающее его заведение находится в другом городе и на запросы приходится долго ждать ответа, то обращение к нему задержало бы занятия, и задание в срок не было бы выполнено. Поэтому консультанты, дежурящие на предприятиях, при домпросветах и особенно районные консультанты, как более квалифицированные, обязаны оказывать помощь не только прикрепленным к ним для регулярного руководства самоучкам и кружкам, но и заочникам.
Таким образом, руководство, исходящее от данного учебного заведения, обучающего заочно, плюс помощь местного консультанта, плюс помощь библиотеки или кабинета агитпропработы, создают вполне благоприятные условия для успешных занятий самоучки заочника. Каждый партиец, особенно наш партактив, имеет возможность повысить свою квалификацию, свое партийное самообразование, не отрываясь от практической работы. С этой точки зрения системе заочного партсамообразования несомненно принадлежит большое будущее. Необходимо лишь пожелать, чтобы парторганы на местах всемерно способствовали заочникам и считали бы необходимым снижать для таких партийцев нагрузку, если она не позволяет успешно заниматься. Особенно это необходимо подчеркнуть в отношении партактива, который в противном случае ни о каком времени для занятий заочным обучением и мечтать не может.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.