Но если прорабатывается учебник трудный для усвоения или часть учебника по заданию, которая имеет особо важное значение и требует более полного и твердого усвоения, то для этого существуют особого рода записи во время проработки.
Первый способ, наиболее легкий, это составление плана прочитанного, как бы оглавления читаемого текста. Он заключается в том, что читая абзац за абзацем, прорабатывающий придумывает к ним заголовки, названия, т. е. как бы составляет оглавление прочитанного.
По такому плану легко сделать пересказ, который будет последовательным и полным, а также на кружке впоследствии, если понадобится, по такому плану можно восстановить прочитанное в памяти. Этот план записывается в тетрадку или на отдельном листке.
Возьмем пример. Допустим, мы прорабатываем следующий отрывок из статьи Ленина «О кооперации», написанный им в мае 1923 г.
«У нас, мне кажется, недостаточно обращается внимание на кооперацию. Едва ли все понимают, что теперь со времени Октябрьской революции и независимо от НЭП'а (напротив, в этом отношении приходится сказать: именно благодаря НЭП'у), кооперация получает у нас совершенно исключительное значение. В мечтаниях старых кооператоров много фантазии. Они смешны часто своей фантастичностью. Но в чем состоит их фантастичность? В том, что люди не понимают основного, коренного значения политической борьбы рабочего класса за свержение господства эксплуататоров. Теперь у нас это свержение состоялось, и теперь многое из того, что было фантастического, даже романтического, даже пошлого в мечтаниях старых кооператоров, становится самой неподкрашенной действительностью. У нас, действительно, раз государственная власть в руках рабочего класса, раз этой государственной власти принадлежат все средства производства, у нас, действительно, задачей осталось только кооперирование населения. При условии максимального кооперирования населения сам собой достигает цели тот социализм, который ранее вызывал законные насмешки, улыбку, пренебрежительное отношение к себе со стороны людей, справедливо убежденных в необходимости классовой борьбы, за политическую власть и т. д. И вот не все товарищи дают себе отчет в том, какое теперь гигантское, необъятное значение приобретает для нас кооперирование России. В НЭП'е мы сделали уступку крестьянину, как торговцу, принципу частной торговли: именно из этого вытекает (обратно тому, что думают) гигантское значение кооперации. В сущности говоря, кооперировать в достаточной степени широко и глубоко русское население яри господстве НЭП'а есть все, что нам нужно, потому что теперь мы нашли ту степень соединения частного интереса, частного торгового интереса, проверки и контроля его государством, степень подчинения его общим интересам, которая раньше составляла камень преткновения для многих и многих социалистов. В самом деле, власть государства на все крупные средства производства, власть государства в руках пролетариата, союз этого пролетариата со многими миллионами мелких и мельчайших крестьян, обеспечение руководства за этим пролетариатом по отношению к крестьянству и т. д.,— разве это не все, что нужно для того, чтобы из кооперации, из одной только кооперации, которую мы прежде третировали как торгашескую и которую с известной стороны имеем право третировать теперь при НЭП'е также, разве это не все необходимое для построения полного социалистического общества? Это еще не построение социалистического общества, но это все необходимое и достаточное для этого построения».
Внимательно прочитав этот отрывок и желая проработать его путем составления плана, начинаем читать снова и к отдельным самостоятельным мыслям придумываем заголовки. Вот читаем с самого начала: «У нас, мне кажется, недостаточно обращают внимания на кооперацию. Едва ли все понимают, что со времени Октябрьской революции»... и т. д., до конца первого абзаца. Мы видим, что в этом абзаце говорится о том, что у нас недооценивают кооперацию, а в то же время она после Октябрьской революции при НЭП'е имеет исключительное значение. Эти мысли мы можем записать в виде первого пункта плана, примерно так: 1) Недооценка кооперации и ее роль при НЭП'е. Далее читаем второй абзац и видим развитие той же
мысли. Следовательно второй абзац можно бы отнести к этому же пункту, но лучше сформулировать другой пункт плана, так как план будет тогда полнее. Можно второй пункт написать примерно так:
2) Кооперация, как путь для полного построения социализма в условиям НЭП'а.
Сформулированные два пункта и можно считать планом вышеприведенного отрывка. Понятно, можно тот же отрывок проработать так, что составится план более подробный, например: 1) недооценка у нас кооперации, 2) ее значение после Октября, 3) фантастичность теорий старых кооператоров, 4)отличие наших условий для кооперации от капиталистических, 5) задача максимального кооперирования населения и полное построение социализма и т. п. Такой план будет еще подробнее.
Другой способ — конспектирование. Он заключается в том, что прорабатывающий сжато своими словами записывает основное содержание, прорабатывая так страницу за страницей. В конспекте должны заключаться как все основные положения автора, так и его главнейшие доказательства, факты, цифры. Необходимо помнить, что конспектировать — это не значит переписывать или списывать. От такой работы было бы мало толку. Весь смысл конспектирования заключается, во-первых, в том, что пересказывая автора своими словами и делая это очень сжато, коротко, в уме перерабатываешь, как бы пережевываешь, материал, а от этого знания закрепляются в памяти, во-вторых, если конспект выйдет сжатым, аккуратно написанным, он может служить в будущем справочником в данной области знания. Очень полезно предварительно, перед составлением конспекта, составить план прочитанного.
Вышеприведенный отрывок из статьи тов. Ленина «О кооперации» можно законспектировать примерно таким образом. Прежде всего мы задумываемся над тем, что в этом отрывке является главной мыслью и что доказательством. Допустим, мы находим, что главная мысль заключается в том, что у нас недостаточно обращают внимания на кооперацию, тогда как она в условиях НЭП'а есть решающее средство для построения социалистического общества. Поэтому это утверждение так и записываем.
«Тов. Ленин в 1923 г. писал, что у нас недостаточно внимания обращается на кооперацию, не понимают того, что кооперация является в условиях НЭП'а столбовой дорогой к социализму».
А теперь ставим вопрос: «Почему?» и записываем доказательства.
1) Если старые кооператоры думали, что путем кооперирования можно достигнуть социализма, и ошибались, забывая о невозможности этого в капиталистическом обществе, то теперь у нас это целиком подходит, так как эксплуататоры свергнуты.
2) В условиях НЭП'а пои диктатуре пролетариата кооперация является как бы перекидным мостом от частнособственнических интересов к подчинению их общественным интересам через контроль пролетарского государства.
3) Поэтому, при наличии власти в руках пролетариата, при наличии крупной промышленности у государства и при имеющемся союзе пролетариата с крестьянством, путь кооперации есть путь построения полного социализма в нашей стране.
Третий способ — составление тезисов. Тезисом называется сжатое, коротко выраженное (в виде отрицания или утверждения) определенное положение. Тезисы это более сжатый вид записи, чем конспект. В тезисе мы обобщаем материал так, что он представляет собой как бы сжатую пружину. Тезисом можно назвать короткое утверждение, которое требует доказательства, т. е. в тезисах обыкновенно доказательства подразумеваются, но не пишутся.
Составление тезисов сложная и трудная задача, но эта работа помогает хорошему усвоению, так как при составлении тезиса переработка прочитанного проходит довольно напряженно и это оставляет глубокие следы в мозгу.
В отличие от указанных «простых» тезисов бывают и «сложные» или так называемые развернутые тезисы, когда пишутся положения и основные доказательства.
Как составлять тезисы? В этом деле трудно дать исчерпывающие указания. Обыкновенно тезисы составляются при повторном чтении. Прочитав книгу или часть ее, прорабатывающий задумывается над прочитанным и определяет, сколько основных положений можно выделить из прочитанного, т. е. в уме или на бумаге составляет план прочитанного. Затем, просматривает мысли и доказательства, относящиеся к первому основному положению и, обобщая все сказанное в уме, записывает сжатое утверждение, положение. Это первый тезис. Затем, обобщая все сказанное, относящееся ко второй основной мысли, формулирует и записывает второй тезис и т. д.
Возьмем тот же отрывок из статьи Ленина «О кооперации». Как по нему составить тезисы? Читаем первый абзац. Основную мысль этого абзаца можно бы сформулировать в виде следующего утверждения или тезиса:
1) У нас недостаточно обращается внимания на кооперацию, между тем после Октября в условиях НЭП'а она действительно приобретает то решающее значение, о котором старые кооператоры напрасно мечтали в капиталистическом обществе.
Затем, прочитав второй абзац, формулируем новый тезис, примерно так:
2) Широко кооперировать все население пролетарского государства, это значит построить социализм в нашей стране. Для полного построения социализма у нас есть все необходимое (власть пролетариата, крупная госпромышленность, союз пролетариата с крестьянством и возможность кооперирования как средство подчинения частных интересов общественным).
На первых шагах проработки, составление тезисов будет казаться трудным, но со временем выработается некоторый навык в этом деле и работа пойдет легче. Особое внимание необходимо обращать на то, чтобы тезис выражал точно положения автора, чтобы он правильно обобщал прочитанное. Только такие тезисы будут большим подспорьем как при обсуждении вопросов на кружке, так и впоследствии, когда нужно будет с помощью их восстановить в памяти прочитанное или воспользоваться ими в жизни на практике.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.