В семье нашей было четыре брата, и все разновременно поступали и оканчивали учение в Саратовской гимназии. На мою долю пришлось сделаться гимназистом в 1850 году — девяти лет. В то время прием вступающих в гимназию не был стеснен
экзаменами, а по простоте тогдашних нравов и всероссийской снисходительности, при небольшом поощрении доброты благожелательного начальства, сыновья-подростки приводились отцом или матерью в квартиру директора, который после нескольких легких вопросов, предложенных футурусу, и кое-каких его ответов протягивал руку к отцу или матери в знак того, что мальчик удовлетворяет требованиям и может быть принятым. Родители заранее разузнавали суть дела, подавали свою руку директору с тайно скрытой в ней монетою. Таким же порядком и я был удостоен приема в первый класс гимназии за бакшиш доброму директору золотого в 5 рублей; а такой золотой по тогдашнему времени был очень редок в обращении и считался большим и ценным кушем.
Ход и успех учебной части, равно и воспитательной, не интересовали директора, хотя он раза 3—4 в неделю и бывал в гимназии, обходя все классы, оставаясь в каждом 5—6 минут; такие посещения, вроде прогулки, требовали не более одного часа времени. Затем Мейер возвращался к себе на квартиру (при гимназии), где, позавтракав, отправлялся с обычными визитами к сильным городского мира или же гулял дома по комнате, уставленной разными растениями, и выкуривал трубку за трубкою массу табаку. Вечерами Мейер отправлялся в театр или концерт, а также посещал знакомых; впрочем, раз 5—6 в году он обходил ночью спальные комнаты гимназического пансиона. Главное же внимание директора было обращено, чтобы гимназисты были гладко острижены, носили форменное платье и были бы ниже травы, тише воды. Таким образом основная суть идеи гимназии, педагогический ее строй и самый метод преподавания — все это было для директора как бы делом, до него не касающимся.
Всех классов в гимназии было семь, из которых три первых именовались младшими, а четыре остальных — старшими. Классных отделений не было, и потому в младших классах число учащихся доходило до 70 человек, а иногда и более в каждом; при этом многие неуки просиживали в одном и том же классе по пяти и более лет, что не возбранялось тогдашними порядками. Годовая плата с приходящих учеников была 100 рублей, а с пансионеров за полное содержание и учение взималось 200 рублей в год, и число пансионеров доходило до 100 человек, при общей численности учеников гимназии в 300 человек. Скученность народонаселения младших классов, дурной в них воздух, недостаточность надзора учителей при невозможности за многолюдством класса делать своевременные указания и испытания учеников — все это дурно отражалось на здоровье и успехах последних, да и учителя смотрели на свое дело, как на службу из повинности, лишь бы получить своевременно жалованье, а там хоть не расти в поле трава.
Ежедневные занятия в гимназии начинались в 9 часов утра и оканчивались в половине третьего дня; длительность каждого классного урока была 1 1/4 часа, так что два первых урока оканчивались в 11 1/2 часов и до 12 дня была получасовая перемена (отдых), затем наступала очередь двух следующих классов.
С четвертого класса гимназии начиналось знакомство учеников с русскою литературою, которая, по счастью для учащихся, была в руках опытных и достойных преподавателей Николая Гавриловича Чернышевского и И. Т. Миловидова. Мке посчастливилось слышать и того и другого и потому с благодарностью памятую их труды и старательное ознакомление каждого из своих учеников с теорией и практикой этой науки.
Уроженец Саратова, Чернышевский, по окончании курса кандидатом филологии, был назначен учителем. Саратовской гимназии, где, пробыв около двух лет, затем перевелся в Петербург учителем 2-го кадетского корпуса. О способностях, уме, знаниях и направлении этого педагога-учителя не только юношества, но и народа, как мыслителя и проводника разумных идей, я считаю излишним здесь распространяться, так как Чернышевский известен всей мыслящей России.
Этот педагог был первою восходящею звездою в сумерках, царивших в педагогическом персонале Саратовской гимназии; с его приездом началось веяние нового духа; старики педагоги, окостеневшие в невежественном понимании образовательного и воспитательного значения юношества, стали мало-помалу замещаться достойною, знающею и образованною молодежью, вполне способною исполнять тяжелую миссию просвещать молодое поколение.
С приездом Чернышевского, кроме классных занятий по русской литературе, были введены, до тех пор не бывшие, внеклассные литературные беседы, на которых собирались ученики старших четырех классов и читались сочинения, исполненные воспитанниками на заданные им темы. Здесь шли дебаты о достоинствах или недостатках читаемых сочинений и правильности пользования источниками. Рассуждения эти велись под руководством Чернышевского, который регулировал возражения оппонентов, доказывая или опровергая сущность и значение их, объясняя в то же время приемы литературных трудов известных писателей. К несчастью, директор Мейер, как филолог, считавший себя знатоком литературы и постоянно присутствовавший на беседах, нарушал спокойное их течение грубостями или ругательными изречениями (выше пояснено), обращенными к ученику — составителю сочинения или его оппонентам, речи которых почему-либо ему не нравились. Кроткий и в высшей степени деликатный Чернышевский своим мягким и приятным голосом, полным справедливости, старался смягчить нрав директора и защитить учеников от его нападок, что всегда и удавалось, чем и восстановлялось спокойное и правильное течение литературных бесед.
Знакомство с теорией русской литературы и ее отделами Чернышевский сообщал ученикам через сведения об основах этой науки и практически знакомил учеников с классическими произведениями авторов, разбирая их влияние на общество и его развитие, и вообще способствовал к правильному уразумению духа и направления авторов в зависимости от исторических причин или событий... Славянский язык также разумно преподавался, так как Чернышевский наряду с теорией знакомил учеников с переводами и разборами Остромирова евангелия, «Слова о полку Игореве», «Поучения Владимира Мономаха» и др.
Ежедневно возвращаясь после классов домой, Чернышевский был сопровождаем множеством учеников, с которыми он, как отец с детьми, дружески беседовал, узнавал о здоровье их домочадцев, где они живут, шутил и смеялся и пожимал руки тех, кому приходилось, приближаясь к своему дому, прощаться с учителем. Летом, по вечерам, Чернышевский делал прогулку, и если видел, что в каком-нибудь дворе идет игра гимназистов, то он заходил во двор и принимал участие в забавах. Тут Чернышевский до того оживлялся и увлекался развлечением игрою, что от чрезмерной усталости усаживался для отдыха на каком-либо обрубке или доске, ведя разговор с мальчиками. Все это свидетельствовало о его любви к ученикам, которые и в свою очередь чтили и уважали Чернышевского, как добрейшего человека и полезного учителя. День его отъезда из Саратова был скорбным для всех гимназистов, которые теснились, окружая его квартиру, и со слезами напутствовали его отбытие.
Да, Чернышевский был истинным светочем, память о котором не изгладится у всех знавших его по педагогическим и литературным трудам и у всех тех, кто был счастлив знать его лично.
Последующий продолжатель преподавания истории русской литературы был филолог, кандидат университета И. Т. Миловидов; вполне корректный при хорошем воспитании и светском лоске, пользуясь своими познаниями и начитанностью, вел дело преподавания, приучая слушателей к практической работе, задавая им разнообразные темы для сочинений и разбора русских писателей о влиянии их на литературу и общество. Общие беседы о достоинстве ученических сочинений продолжались так же, как и при предшественнике его Чернышевском, о котором Миловидов отзывался с особенным уважением. Миловидов был любезен и обходителен с учениками, помогал им в работах своим знанием, указывая, как что сделать и в каком источнике порыться чтобы отыскать необходимые данные для сочинения или рассуждения об известном лице или предмете. За недостатком книг в гимназической скудной библиотеке доставал их в городской или у частных лиц и тем облегчал труд своих слушателей. Своей гуманностью и полезною деятельностью для учащихся он заслужил благодарность и добрую память последних, тем более что его идеи и здравые суждения были направлены к правильному пониманию жизненных недугов того времени и указанию способов и средств к устранению их в будущем мерами развития образования.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.