Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

И. А. Воронов. Воспоминания питомца


"Русские методисты-словесники в воспоминаниях"
Составитель, автор вступительной статьи и примечаний В. С. Баевский.
М., «Просвещение», 1969 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

В семье нашей было четыре брата, и все разновременно поступали и оканчивали учение в Саратовской гимназии. На мою долю пришлось сделаться гимназистом в 1850 году — девяти лет. В то время прием вступающих в гимназию не был стеснен экзаменами, а по простоте тогдашних нравов и всероссийской снисходительности, при небольшом поощрении доброты благожелательного начальства, сыновья-подростки приводились отцом или матерью в квартиру директора, который после нескольких легких вопросов, предложенных футурусу, и кое-каких его ответов протягивал руку к отцу или матери в знак того, что мальчик удовлетворяет требованиям и может быть принятым. Родители заранее разузнавали суть дела, подавали свою руку директору с тайно скрытой в ней монетою. Таким же порядком и я был удостоен приема в первый класс гимназии за бакшиш доброму директору золотого в 5 рублей; а такой золотой по тогдашнему времени был очень редок в обращении и считался большим и ценным кушем.
Ход и успех учебной части, равно и воспитательной, не интересовали директора, хотя он раза 3—4 в неделю и бывал в гимназии, обходя все классы, оставаясь в каждом 5—6 минут; такие посещения, вроде прогулки, требовали не более одного часа времени. Затем Мейер возвращался к себе на квартиру (при гимназии), где, позавтракав, отправлялся с обычными визитами к сильным городского мира или же гулял дома по комнате, уставленной разными растениями, и выкуривал трубку за трубкою массу табаку. Вечерами Мейер отправлялся в театр или концерт, а также посещал знакомых; впрочем, раз 5—6 в году он обходил ночью спальные комнаты гимназического пансиона. Главное же внимание директора было обращено, чтобы гимназисты были гладко острижены, носили форменное платье и были бы ниже травы, тише воды. Таким образом основная суть идеи гимназии, педагогический ее строй и самый метод преподавания — все это было для директора как бы делом, до него не касающимся.
Всех классов в гимназии было семь, из которых три первых именовались младшими, а четыре остальных — старшими. Классных отделений не было, и потому в младших классах число учащихся доходило до 70 человек, а иногда и более в каждом; при этом многие неуки просиживали в одном и том же классе по пяти и более лет, что не возбранялось тогдашними порядками. Годовая плата с приходящих учеников была 100 рублей, а с пансионеров за полное содержание и учение взималось 200 рублей в год, и число пансионеров доходило до 100 человек, при общей численности учеников гимназии в 300 человек. Скученность народонаселения младших классов, дурной в них воздух, недостаточность надзора учителей при невозможности за многолюдством класса делать своевременные указания и испытания учеников — все это дурно отражалось на здоровье и успехах последних, да и учителя смотрели на свое дело, как на службу из повинности, лишь бы получить своевременно жалованье, а там хоть не расти в поле трава.
Ежедневные занятия в гимназии начинались в 9 часов утра и оканчивались в половине третьего дня; длительность каждого классного урока была 1 1/4 часа, так что два первых урока оканчивались в 11 1/2 часов и до 12 дня была получасовая перемена (отдых), затем наступала очередь двух следующих классов.
С четвертого класса гимназии начиналось знакомство учеников с русскою литературою, которая, по счастью для учащихся, была в руках опытных и достойных преподавателей Николая Гавриловича Чернышевского и И. Т. Миловидова. Мке посчастливилось слышать и того и другого и потому с благодарностью памятую их труды и старательное ознакомление каждого из своих учеников с теорией и практикой этой науки.
Уроженец Саратова, Чернышевский, по окончании курса кандидатом филологии, был назначен учителем. Саратовской гимназии, где, пробыв около двух лет, затем перевелся в Петербург учителем 2-го кадетского корпуса. О способностях, уме, знаниях и направлении этого педагога-учителя не только юношества, но и народа, как мыслителя и проводника разумных идей, я считаю излишним здесь распространяться, так как Чернышевский известен всей мыслящей России.
Этот педагог был первою восходящею звездою в сумерках, царивших в педагогическом персонале Саратовской гимназии; с его приездом началось веяние нового духа; старики педагоги, окостеневшие в невежественном понимании образовательного и воспитательного значения юношества, стали мало-помалу замещаться достойною, знающею и образованною молодежью, вполне способною исполнять тяжелую миссию просвещать молодое поколение.
С приездом Чернышевского, кроме классных занятий по русской литературе, были введены, до тех пор не бывшие, внеклассные литературные беседы, на которых собирались ученики старших четырех классов и читались сочинения, исполненные воспитанниками на заданные им темы. Здесь шли дебаты о достоинствах или недостатках читаемых сочинений и правильности пользования источниками. Рассуждения эти велись под руководством Чернышевского, который регулировал возражения оппонентов, доказывая или опровергая сущность и значение их, объясняя в то же время приемы литературных трудов известных писателей. К несчастью, директор Мейер, как филолог, считавший себя знатоком литературы и постоянно присутствовавший на беседах, нарушал спокойное их течение грубостями или ругательными изречениями (выше пояснено), обращенными к ученику — составителю сочинения или его оппонентам, речи которых почему-либо ему не нравились. Кроткий и в высшей степени деликатный Чернышевский своим мягким и приятным голосом, полным справедливости, старался смягчить нрав директора и защитить учеников от его нападок, что всегда и удавалось, чем и восстановлялось спокойное и правильное течение литературных бесед.
Знакомство с теорией русской литературы и ее отделами Чернышевский сообщал ученикам через сведения об основах этой науки и практически знакомил учеников с классическими произведениями авторов, разбирая их влияние на общество и его развитие, и вообще способствовал к правильному уразумению духа и направления авторов в зависимости от исторических причин или событий... Славянский язык также разумно преподавался, так как Чернышевский наряду с теорией знакомил учеников с переводами и разборами Остромирова евангелия, «Слова о полку Игореве», «Поучения Владимира Мономаха» и др.
Ежедневно возвращаясь после классов домой, Чернышевский был сопровождаем множеством учеников, с которыми он, как отец с детьми, дружески беседовал, узнавал о здоровье их домочадцев, где они живут, шутил и смеялся и пожимал руки тех, кому приходилось, приближаясь к своему дому, прощаться с учителем. Летом, по вечерам, Чернышевский делал прогулку, и если видел, что в каком-нибудь дворе идет игра гимназистов, то он заходил во двор и принимал участие в забавах. Тут Чернышевский до того оживлялся и увлекался развлечением игрою, что от чрезмерной усталости усаживался для отдыха на каком-либо обрубке или доске, ведя разговор с мальчиками. Все это свидетельствовало о его любви к ученикам, которые и в свою очередь чтили и уважали Чернышевского, как добрейшего человека и полезного учителя. День его отъезда из Саратова был скорбным для всех гимназистов, которые теснились, окружая его квартиру, и со слезами напутствовали его отбытие.
Да, Чернышевский был истинным светочем, память о котором не изгладится у всех знавших его по педагогическим и литературным трудам и у всех тех, кто был счастлив знать его лично.
Последующий продолжатель преподавания истории русской литературы был филолог, кандидат университета И. Т. Миловидов; вполне корректный при хорошем воспитании и светском лоске, пользуясь своими познаниями и начитанностью, вел дело преподавания, приучая слушателей к практической работе, задавая им разнообразные темы для сочинений и разбора русских писателей о влиянии их на литературу и общество. Общие беседы о достоинстве ученических сочинений продолжались так же, как и при предшественнике его Чернышевском, о котором Миловидов отзывался с особенным уважением. Миловидов был любезен и обходителен с учениками, помогал им в работах своим знанием, указывая, как что сделать и в каком источнике порыться чтобы отыскать необходимые данные для сочинения или рассуждения об известном лице или предмете. За недостатком книг в гимназической скудной библиотеке доставал их в городской или у частных лиц и тем облегчал труд своих слушателей. Своей гуманностью и полезною деятельностью для учащихся он заслужил благодарность и добрую память последних, тем более что его идеи и здравые суждения были направлены к правильному пониманию жизненных недугов того времени и указанию способов и средств к устранению их в будущем мерами развития образования.

Продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +