Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Методика проведения бесед


"Лабораторная система занятий"
Главпромкадр, М.-Л., 1930 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

I. Беседы преподавателя при лабораторной системе занятий утрачивает свое: самостоятельное и самодовлеющее значение и превращаются в один из элементов этой системы.
II. При лабораторной системе беседы преподавателя имеют огромнейшее значение в качестве стимулирующего, руководящего и синтезирующего начала. Можно выделить следующие три вида бесед по отношению ко времени самостоятельной проработки:
1) вводные;
2) промежуточные;
3) заключительные.
III. По форме беседы могут быть двоякого рода:
1. Доклад преподавателя с последующими вопросами с обсуждением этого доклада.
2. Вопросо-ответная форма.
IV. Вводными беседами начинается каждая новая тема: это момент эмоциональной «зарядки» учащихся.
Вводная беседа должна дать, во-первых, четкое осознание той цели, ради которой прорабатывается данная тема и, во-вторых, указание на жизненно-практическое и производственное применение приобретенных знаний в связи с проблемой социалистической реконструкции народного хозяйства.
В вводной беседе необходимо:
1) Четко поставить цель той темы, к проработке которой приступают учащиеся. Эта цель может иметь чисто практический характер: дать знания, умение и навыки для непосредственного применения в жизненной практической и производственной деятельности; либо цель данной темы носит теоретический характер: проработка нужна для того, чтобы помочь осмыслить следующую тему, имеющую уже чисто практическую значимость. Однако задание, а следовательно, и соответствующую ему вводную беседу, надо строить так, чтобы в охвате темы непременно было максимально больше практического и производственного применения.
2) Ясно Осознанная учащимися цель работы будет стимулировать желание работать. Уже в установлении самой цели ближайшей проработки имеется момент возбуждения интереса к этой работе. Но этого еще недостаточно: необходимо ярче оттенить значение данной темы, подкрепив свои: мысли рядом ясных примеров. Здесь как раз уместна увязка темы с проблемами социалистической реконструкции народного хозяйства для создания момента энтузиазма, являющегося огромным двигателем в работе.
Оба момента (осознание цели и возбуждение интереса) могут, конечно, сливаться друг с другом.
3) Далее преподаватель должен указать на тот путь (методы, приемы), при помощи которого учащиеся будут прорабатывать данную тему (подтему, частную тему), т. е. должен указать на то, будут ли учащиеся работать над книгами и только над книгами, или они одновременно будут производить опыты, измерения, изучение моделей или подлинных объектов, или же преподаватель проведет беседу с учащимися, либо лекцию-беседу, причем эта беседа будет сопровождаться демонстрацией, экскурсией и т. д.
Иначе говоря: учащиеся должны знать, какими методами они будут усваивать материал данной темы. Здесь же устанавливается и метод фиксации. При этом во всех случаях, а особенно при самостоятельной проработке необходимо призывать учащихся к проявлению инициативы, творчества; учащиеся могут дать иногда интересные и оригинальные методы проработки. Моменты инициативы и творчества должны быть всемерно использованы. Необходимо сделать ставку на максимальное применение исследовательского метода.
4) Для увязки изучаемого вновь со старым необходимо вспоминать материал, пройденный ранее; необходимо указать, как его использовать для нового.
5) После установления цели и общего метода работы необходимо совместно сучащимися наметить рабочий план занятий, где должна быть указана последовательность работы и все детали ее, что затем отражается в письменном виде в заданиях, раздаваемых учащимся. Плана без указания времени его осуществления быть не может, потому тут же надо установить и время (длительность) проработки (согласно с производственным планом), отметив отдельно:
а) время на проработку каждого задания,
б) « « фиксацию,
в) « « конференцию с учетом.
Беседа над выработкой плана должна вестись так, чтобы намеченный план был всецело принят самими учащимися как свой план, а не «навязанный» им. Момент планирования — серьезнейший момент учебной работы.
6) Из сказанного следует, что преподавателю необходимо дома тщательно продумать план подготовительной стадии занятий. Преподаватель должен:
а) обдумать те вопросы, их объем, форму и проч., которые необходимы для установления цели и возбуждения интереса.
Параллельно с этим еще необходимо твердо наметить и способы освещения этой части работ: будет ли это «вводная лекция» (менее желательна), лекция-беседа (вопросо-ответная форма); будут ли демонстрации и экскурсии, которые помогут осознанию цели и возбуждению интереса, и какие именно; какие разъяснения понадобятся и пр.
б) Главным образом необходимо наметить и способ к призыву инициативы и творчеству учащихся, т. е. наметить будущие методы проработки, отметив их существенные детали и т. п.
в) Приготовить в письменном виде задания на базе годового производственного плана.
г) Готовясь к своей вводной беседе, преподаватель должен помнить, что перед ним стоит не только задача «образовательного» порядка, но что не менее важна задача «воспитательного» характера: советский преподаватель не «лектор», а педагог, а потому он должен, по возможности, затронуть целый ряд актуальнейших проблем, связанных с нашей советской действительностью и с перспективами дальнейшего роста и укрепления социалистической реконструкции нашего народного хозяйства, культуры и нового быта.
При составлении производственного плана преподаватель, наполняя его учебно-образовательным материалом, должен вместе с этим наметить объем работы по линии мировоззренческого и воспитательного характера.
Недостаточно дать учащимся сумму полезных в практической жизни знаний, необходимо, чтобы последние реализовались под определенным углом зрения, под углом материалистического мышления.
Этим мировоззренческим характером должны быть проникнуты не только отдельные моменты образовательного материала той или иной дисциплины, но эта идея должна быть руководящей при построении всего курса, а следовательно ею необходимо насытить и весь учебно-производственный план.
Основными видами мировоззренческой и воспитательной работы должны быть антирелигиозное и интернациональное воспитание, борьба за новый быт, создание у учащихся навыков материалистического мышления и, наконец, участие преподавателя; в общественно-педагогической работе школы в целом.
Все перечисленные виды работы осуществляются преподавателем или непосредственно в условиях лабораторной обстановки при проработке программного материала, или в дополнительные часы на кружковых занятиях, собраниях и т. д.
Составлению учебно-производственного плана вообще и насыщению его вопросами общественно-полезного характера (для данного момента) должно предшествовать предварительное коллективное, изучение преподавателями ближайшего района (окружающих школу условий) с тем, чтобы наметить наиболее жизненные и актуальные вопросы; такое предварительное: изучение бытовых особенностей окружающей среды делает общественно-педагогическую работу преподавателя не случайным привеском, а вытекающей непосредственно из потребностей жизни.
Все вопросы, связанные с воспитанием материалистического, мировоззрения учащихся, совершенно естественно должны быть связаны с программным материалом изучаемых в школе дисциплин.
Однако, как уже было, сказано в главе I, было бы грубейшей ошибкой непременно, «во что бы то ни стало», «на веревке» к каждой теме, по каждой дисциплине притягивать все вышеуказанные проблемы. Это был бы чистейший механизм, с которым самым ярым образом борется марксистская диалектика. Такое механическое «притягивание», скажем, к теории квадратных уравнений момента «антирелигиозной» пропаганды, или к теме, посвященной штукатурным работам в школе стройки — проблемы колхозного движения (примеры утрированы),— не только не дадут положительных результатов, но, наоборот, принесут совершенно определенный вред, так как прежде всего дискредитируют в сознании учащихся важность и значение «притягиваемой на веревке» идеи. Учащиеся совершенно справедливо увидят здесь только сухой формализм, бюрократизм, выполнение чего-то по «приказу»— момент явно антипедагогический.
Советский педагог должен быть энтузиастом советского социалистического строительства во всем его многообразном охвате; он всемерно всегда и всюду должен всемерно воздействовать на учащихся так, чтобы воспитать из них коммунистически настроенных активных борцов за социализм, но из этого никоим (Образом не должна выливаться уродливая форма механического «притягивания за волосы проблем, диалектически увязывающихся с проработанной темой.
Если теорию квадратных уравнений нельзя связать с моментом интернационального воспитания, то можно и нужно увязать ее применение, ее практическую значимость в вопросах расчета сооружений; это педагог должен сделать.
Если штукатурные работы «не увязываются» с проблемой колхозного движения, зато тут как раз надлежащий момент для беседы о механизации штукатурных работ, а также здесь следует сказать об облегченных и удешевленных способах штукатурки в условиях колхозного строительства и т. д.
Таким образом, из того огромного арсенала, который дает рам жизнь строящегося социализма, преподаватель может и должен вполне естественно и без натяжек, без «попутности» («между прочим») действительно увязывать (а не «привязывать») прорабатываемую тему с теми или иными моментами живой советской действительности.
Обществоведение и русский язык, конечно, в отношении этой увязки дают неограниченное поле возможностей.
Естествознание, физика, химия и т. п. дают огромную возможность увязать свои темы с борьбой против религии, суеверий и т. д., а равным образом и подчеркнуть и разъяснить многие актуальные проблемы: электрификацию, транспортирование энергии, вопросы поднятия урожайности путем внесения в почву удобрительных туков и многое, многое другое; тут же представляется возможность дать схему диалектики природы, нарисовать на базе этой диалектики и картину тех величайших перспектив, к которым приближается социалистическое государство.
Вот, в качестве примера, общие схематические указания, которые должны быть использованы для диалектического построения курса математики. Эти указания тем более важны, что некоторые преподаватели отмечают трудность применения диалектики именно в математике.
Являясь методом для изучения природы, математика, конечно, так же диалектична, как сама природа. Основная идея диалектики -всеобщая многообразная связь явлений друг с другом — находит свое отображение в математике в виде идеи функциональной зависимости. Эта идея должна пронизывать собою весь курс математики в школе. Уже в низших группах эта идея функциональной зависимости дегко уясняется на законах изменения результатов арифметических действий в зависимости от изменения Одной из компонент (изменение суммы в зависимости от изменения хотя бы одного слагаемого и т. д.). Та же идея в своем осложнении проникает отдел уравнений с двумя и большим числом неизвестных; эта же идея является господствующей в вопроса изменения площадей геометрических фигур и объемов тел в зависимости от изменения одного (или в объемах—двух) измерений; наконец, наибольшую наглядность эта идея находит в диаграммах, выражающих зависимость двух переменных величин друг от друга. Таким образом сама идея функциональной зависимости уже диалектична,— преподавателю надо, следовательно, всемерно обращать внимание учащихся на это обстоятельство.
Другая идея диалектики, Необычайно кратко и четко выраженная В. И. Лениным в формуле: «Раздвоение единого И познание противоречивых частей есть суть диалектики», пронизывает идею числа. Уже сама идея числа диалектична: здесь четко; виден переход количества в качество: сумма двух чисел качественно иное число, нежели оба слагаемые, взятые вместе; простой счет, производящийся путем последовательного прибавления единицы, дает ряд чисел, качественно отличающихся друг от друга. Она приводит к возникновению (после ознакомления с целыми числами) понятия дробного числа, затем к понятию относительного числа (положительного и отрицательного), к понятию иррациональных чисел, мнимых комплексных и т. д. «Отрицание» целого числа приводит к дробному; «отрицание невозможности» случая вычитания, когда вычитаемое больше уменьшаемого, приводит к новому понятию отрицательного числа; «невозможность» извлекать квадратный корень из некоторых чисел приводит к идее иррационального числа и т. д. Однако это «отрицание» — диалектично: отрицание приводит не к «уничтожению» отрицаемого, а к образованию нового более полноценного понятия, в котором противоречия сняты: противоположность между положительными и отрицательными числами снимается в понятии относительных (направленных) чисел и т. д. Это раздвоение единого на основе того самодвижения, которое заложено в понятии числа «...дает ключ к скачкам, к перерыву непрерывности, к ее превращению в противоположность, к уничтожению старого и возникновению нового». И действительно, в математике имеется это возникновение качественно-нового путем самодвижения (раздвоения единого, отрицания и отрицания отрицания), имеется идея разрыва непрерывности, например при изменении величины тангенса, при переходе угла из первой во вторую часть и т. д.; эта же идея самодвижения приводит к образованию нового более полноценного понятия числа вообще.
Классификация геометрических фигур и тел и переход одной фигуры или одного тела в другую фигуру и другое тело при изменении величины некоторых их элементов есть также диалектическая идея перехода количества в качество. Изменение) одной из сторон прямоугольника приводит к квадрату, т. е. качественно другой фигуре; изменение углов четырехугольника приводит к образованию различных качеств: параллелограма, прямоугольника, трапеции, ромба, квадрата и т. д.
Указанные моменты диалектического мышления не должны механически «вкрапляться»: они должны пронизывать математику от начала и до конца. При этом важна не терминология диалектики, а ее сущность.
Наконец, история математики дает картину возникновения науки («надстройки») как результата определенных экономических отношений людей в производстве («базы»).
Интернациональный язык математики дает основание не обойти молчанием идею мировой солидарности трудящихся; ту же мысль иллюстрирует и метрическая система мер.
Приложение математики к измерению величины небесных тел и изучению законов их движения дает материал для антирелигиозного воспитания.
Другие предметы, так или иначе, в той или иной своей части;, тоже реально увязываются и с законами диалектики и с социалистической действительностью; педагогу надо только самому быть энтузиастом этого строительства социализма и владеть методом материалистической диалектики, тогда он постоянно найдет надлежащий момент, место и форму увязки прорабатываемой темы с величайшими проблемами нашего строительства и осветит ее диалектически.
Указанный момент, несомненно, является вместе с тем и моментом эмоциональной зарядки, о которой говорилось выше, моментом, подвигающим учащихся к социалистическому соревнованию, к ударничеству, моментом, способствующим возникновению энтузиазма, этого могучего орудия социалистического строительства.
В вводной же беседе преподаватель должен проработать с учащимися план предстоящей работы. Заготавливая его дома, преподаватель путем беседы с учащимися должен сделать так, чтобы план был принят учащимися, как их свой план. В процессе беседы учащиеся могут внести некоторые изменения плана, дополнения, уточнения и т. д.; это будет лучшей наградой работе педагога, так как научить планировать свою работу — это одна из важнейших задач советской школы. Нам нужны не; только послушные исполнители чужих заданий, но и люди с инициативой, люди, могущие вносить дельные коррективы к предлагаемому плану, проекту и умеющие сами планировать свою работу.
Лучше всего, если педагог поведет свою беседу так, чтобы коллектив группы сам наметил план предстоящей работы, после чего преподаватель вносит в него коррективы, говорит о своем плане, в итоге появляется план, который продуман и принят всей группой.
При планировании работы преподавателю, конечно, придется указать на время, отведенное по производственному плану на проработку данного занятия, и дать более дробную дозировку в пределах отведенного времени, указывающую длительность проработки, конференций и других стадий работы.
В вводной же беседе преподаватель дает краткие указания и метод предстоящей работы (исследовательский, иллюстративный, демонстрационный и т. д.) и на различные приемы работы над отдельными вопросами. Если проработка обставлена выставкой наглядных пособий, то преподаватель тут же делает краткие общие указания на способ пользования этими пособиями и обращает внимание учащихся на некоторые особенности; будущего изучения их.
Если в течение времени намечена экскурсия на производство, в музей, в природу и т. д., то преподаватель, сообщив об этом в вводной беседе, непосредственно перед экскурсией проводит специальную беседу, о чем детально сказано в главе о проведении экскурсий (IV).
Подводя учащихся к самостоятельной работе, преподаватель в вводной же беседе дает указания о способах и формах фиксации прорабатываемого материала.
Преподаватель указывает, что и в какой фор.ме должно быть записано в тетради, что зарисовано, начерчено; какие диаграммы и как именно надо сделать, какие пояснения ив какой форме должны быть даны к иллюстрациям и т. д.
Если проработка сопровождается предметным способом фиксации, даются указания — какие приборы, какие модели, коллекции и пр. должны быть сделаны; при этом сообщаются методические указания на то, как это надо сделать, из какого материала и пр.
Однако эти указания не должны быть рецептурными и подавлять инициативу учащихся.
Преподаватель не должен забыть указаний и на контрольные-вопросы, пояснив, что, собственно говоря, в них и скрыта подробная программа проработки темы, а поэтому к этим вопросам следует учащимся обращаться не только в конце проработки, но и в процессе ее; быть может, в некоторых отдельных случаях учащимся даже следует начинать проработку именно с контрольных вопросов; однако это не является, само собою разумеется, общим правилом; кроме того тут возможно и комбинирование: переход от вопросов к проработке, а затем снова от проработки к вопросам.
Необходимо также четко оттенить разницу между вопросами: «на усвоение» и вопросами на «обобщение и углубление» в указанном выше понимании.
V. Промежуточное и заключительные беседы строятся:
примерно по тому же принципу, причем в промежуточной беседе следует основываться на проработанном для дальнейшего продвижения, а в заключительной — по существу синтетического характера — подвести итоги, просмотреть всю тему в целом, углубить, расширить знания и дать переход к проработке следующего задания.

Продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +