Лабораторная система может быть трех типов:
1. Система при твердом расписании занятий,
2. » при свободном расписании занятий,
3. » при полусвободном расписании занятий. Твердое расписание характеризуется тем, что занятия
в лабораториях ведутся в точно указанные дни и часы, как и при старой обычной «урочной» системе и притом в течение сравнительно коротких отрезков времени (обычно 2 академических часа). Учащиеся согласно этому расписанию приходят в назначенное время в лабораторию и работают там 2—3 часа и затем переходят согласно тому же расписанию в другую лабораторию для занятий другим предметом.
При свободном расписании даются длительные отрезки времени (несколько часов: 4—6), в течение которых ежедневно открыты лаборатории и кабинеты и обеспечены присутствием в них руководителей занятиями — преподавателей. Учащиеся по своему собственному, желанию выбирают, например, на один месяц две или три лаборатории, записываются там, приобретая этим самым право посещать эти лаборатории, получают «подряд», т. е. задание на отрезок времени, в течение которого они обязаны выполнить его, и затем посещают лаборатории совершенно свободно в отведенные часы, переходя по желанию из одной лаборатории в другую. Учет посещаемости и самой работы, конечно, ведется самый строгий, от учащегося требуется выполнение взятого им на себя «подряда» в договоренный срок, но, во всяком случае, время пребывания учащегося в данных лабораториях, хотя и фиксируется, но никаких требований относительно пребывания учащегося в лаборатории «от»—«до» не предъявляется.
Полусвободное расписание представляет собою комбинацию двух предыдущих. Так, например, может быть такой вид полусвободного расписания, когда русский язык, обществоведение и техническая математика прорабатываются в такие-то дни и часы (как при твердом расписании), другие же предметы прорабатываются по вполне свободному расписанию: ежедневно от такого-то до такого-то часа лаборатории открыты и обеспечены руководством. Мыслима и другая комбинация, характеризующая полусвободное расписание: для такой-то группы такие-то лаборатории открыты исключительно в такие-то часы в определенные дни, а другие лаборатории в такие-то дни и часы.
Принимая во внимание реальные условия работы большинства наших школ, степень возможности их оборудования и обеспечения руководством со стороны преподавателей, ниже делается ориентация на тип лабораторной системы при «твердом расписании».
Лабораторная система проработки при твердом расписании выливается в следующие формы:
1) Принятая по данному предмету для данной группы программа перерабатывается в рабочий производственный план, о котором будет подробно сказано в § 2 настоящей главы. Весь годовой материал разбит в производственном рабочем плане по темам, на каждую из которых отводится определенное количество часов, считая и число часов, необходимых не только на проработку темы учащимися, но и на вводные, промежуточные и заключительные беседы, на фиксацию и конференции. Как правило на одну тему должно отводиться не более 1—2 декад, иначе вводная установка, сделанная вначале, потеряет свое стимулирующее значение. В производственном же рабочем плане указываются и календарные даты, отводимые на проработку тематического материала.
2) Каждая отдельная тема производственного рабочего плана составляет материал для одного задания учащимся по этой теме. О структуре заданий и о технике их составления см. § 3 настоящей главы. Напечатанное задание раздается каждой бригаде учащихся данной группы для руководства.
3) Проведение лабораторных занятий по твердому расписанию слагается из следующих элементов:
а) вводная беседа (или иногда допустима лекция-беседа), которая имеет целью подготовить сознание учащихся к восприятию новых знаний.
б) Выработка совместно с учащимися плана работы.
в) Раздача заданий учащимся.
г) Указание на длительность проработки.
д) Самостоятельная проработка учащимися тематического материала.
е) Учет работы.
В случаях если задание согласно производственному рабочему плану требует большего отрезка времени для самостоятельной проработки, то необходимо ввести еще промежуточные беседы или лекции-беседы, в некоторых случаях имеющие целью, с одной стороны, дать новую эмоциональную «зарядку» для дальнейшей проработки, а с другой стороны — учесть уже проработанное, углубить, расширить, обобщить его для бшвде успешной последующей проработки.
В самом конце проработки данной темы, после конференции, проводится заключительная беседа, имеющая целью обобщить, закруглить, углубить и расширить приобретенные знания.
Лабораторная система занятий может включать в себе различные методы работы, из которых славнейшими являются: исследовательский, иллюстративный, демонстрационный и их комбинации.
Под исследовательским методом разумеется такой метод самостоятельной работы учащихся, при котором путем личной работы, личного вывода учащиеся приходят к тем или иным заключениям и способам разрешения поставленных перед ними проблем. Книга в этом случае играет роль источника, из которого они черпают материал и руководящие указания; но выводы, заключения и применения они делают сами, пользуясь — в дисциплинах экспериментальных — личным производством опытов, в математике — личными вычислениями, в русском языке и обществоведении — сопоставлением литературного материала, а в специальных — изучением реальных объектов и их моделей. Короче говоря: в исследовательском методе учащиеся самостоятельно добывают знания, они сами являются «авторами» соответствующих выводов, заключений и приемов практического разрешения поставленных проблем; книга является только материалом (источником), а преподаватель — помощником, консультантом.
При иллюстративном же методе учащиеся при помощи самостоятельной работы над книгой получают готовые знания; им уже не приходится самостоятельно делать выводы определенных законов и лишь после проработки, после «усвоения» знаний они путем личного экспериментирования, наблюдения, изучения объектов, моделей, экскурсий и т. д. получают наглядную «иллюстрацию» того, что они изучили. Момент личного вывода, личного творчества отпадает в значительной степени, в то время как в исследовательском методе учащийся сам открывает законы, сам выводит правила, сам делает выводы, аам приходит к тому или иному заключению, сам намечает пути к практическому и производственному применению приобретенных знаний.
Из сказанного ясно, что исследовательский метод является наиболее активным методом, и устремление на него должно являться задачей каждой школы.
Есть целый ряд моментов, которые не могут быть изучены самостоятельно учащимися ни чисто исследовательским, ни иллюстративным методом. Такие моменты имеются, когда:
3) изучаемое явление настолько сложно и воспроизведение его таких требует экспериментальных навыков, которых у учащихся оказаться не может;
б) изучаемый объект не может быть предоставлен учащемуся в его распоряжение либо по сложности обращения с ним, либо потому, что он громоздок, велик, неиортативен; или же он может, находиться в школе в единственном экземпляре; или производство опытов с ним требует специальной установки (электрический ток, подводка воды и пр.) и т. д.;
в) школа не обладает множественным набором одноименных приборов и даже книг.
В подобных случаях приходится прибегать к демю нет рацио иному методу, т. е. к показу учащимся опытов, картин, схем, самих объектов и пр. самим преподавателем (к этому следует привлекать в качестве помощников отдельных учащихся). Желательно, чтобы демонстрация сопровождалась беседой, а вывод из демонстрации делали коллективно сами учащиеся (внесение элемента исследовательского метода). Здесь уместны и экскурсии.
Необходимость демонстрационного метода диктуется также и тем обстоятельством, что проведение чисто исследовательского метода требует больше времени, которого нехватает по учебной сетке часов.
Практически придется пользоваться комбинированным методом, т. е. прибегать и к чисто исследовательскому, иллюстративному и демонстрационному, но в этой комбинации необходимо брать все же ориентацию на исследовательский метод так, чтобы моменты иллюстративные и демонстрационные не лишали проработку характера максимальной активности учащихся. Сущность преподавания состоит не в том, чтобы «вложить в учащихся» знания, а в том, чтобы они сами научились их приобретать, пользуясь литературой, экспериментом и пр.
Поэтому идея исследовательского метода не будет нарушена вкраплением в проработку приемов иллюстративного и демонстрационного характера, если активность учащихся при этом не будет понижена и останется большой простор для самостоятельных выводов и заключений.
Изложенная выше тема исследовательского метода начинает в настоящее время приобретать название «старого» исследовательского метода.
Под «новым» исследовательским методом разумеют такой метод, когда учащиеся получают широкое целевое жизненно-практическое задание; для осуществления его приходится учащимся находить и изучать литературу, производить обследование места будущего приложения своей работы, вести лабораторные опыты, исследования, делать опытную установку в реальных условиях, составлять организационный и технический проект выполнения задания и, наконец, фактически проводить его в жизнь: это; метод проектов. В нем учащиеся встретятся и с иллюстративным методом, и с исследовательским (в старом понимании этого термина), и с демонстрационным, и с изучением вопроса по исследованиям других людей; другими словами — они становятся в положение всякого самостоятельного работника, планово-организованно разрешающего и практически проводящего в жизнь определенную, поставленную требованиями жизни, производственную задачу.
В связи со всем вышесказанным необходимо подробнее рассмотреть следующие этапы, связанные с понятием о лабораторной системе занятий:
1) техника составления производственных (рабочих) планов;
2) техника составления заданий;
3) организация и техника проработки учащимися заданий;
4) фиксация учащимися прорабатываемого материала;
5) методика и техника проведения конференций;
6) методы учета работы;
7) некоторые предпосылки к проведению лабораторной системы занятий;
Проблеме методов и приемов проведения учебной работы и вопросу об экскурсиях посвящены особые главы настоящей работы (III и IV).
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.