Первый съезд клубных работников
(16-20 июля 1924 г.) Тезисы, стенограммы докладов, протоколы прений, резолюции.
Гос. изд-во, Москва, 1924 г.
Товарищи, я должен отнять несколько минут от своего доклада для того, чтобы пояснить несколько вопросов в докладе тов. Мещерякова. Тов. Мещеряков всегда начинает с
того, что культотделы и политпросветы дерутся, как кошки. Я не знаю, мне кажется, что так резко выражаться не стоило бы. Мы не деремся, как кошки, а если у тов. Мещерякова такой воинственный характер, по-моему, ему здесь нужно укротиться. Во всяком случае, мы всегда являемся стороной не нападающей, а обороняющейся. (Голоса: «правильно», аплодисменты). Я думаю, что тов. Мещеряков очень должен задуматься над тем, что если и есть у нас трения, то они не обусловлены тем обстоятельством, что не удалось договориться, будь то в центре или на местах, а более глубокими и объективными причинами. И вот на этих причинах в очень кратких словах я хотел бы остановиться. Товарищи, вы помните, что политпросветекая работа, начиная с 20-го года, должна была вестись централизованно. У нас был период военного коммунизма, когда государство стремилось не только централизовать дело снабжения и распределения материальных благ, но оно стремилось централизовать и просвешрше, как, например, библиотечную сеть, клубную работу и т. д. Это было нужно. Но, товарищи, с приходом нэп'а, с новыми задачами союзов у нас явились и новые задачи культработы. Союз, как организация беспартийных масс, выдвинул культработу, как метод сплочения этих масс вокруг союза. Мы были обязаны заняться этой культработой, мы от нее никак не могли отмахнуться и сказать: «веди, политпросвет», по той простой причине, что политпросвет был оторван от нашей базы, от рабочих, от фабрик и заводов. Он не мог быть так тесно связан с ними, как профсоюзы, непосредственно руководящие, непосредственно соприкасающиеся с этими массами на предприятиях. Поэтому главнейшей причиной того, что профсоюзы стали заниматься культработой, являлся культурный подъем рабочих масс и невозможность политпросвету, при всем его желании, подойти ближе к этим массам. Политпросвет, как и партия, должен был опираться на профсоюзы. Профсоюзы—это были руки политпросвета, партии, это были щупальцы его и, естественно, раз мы были руками, глазами партии и политпросвета, то, главным образом, на профсоюзы, на культотделы и легла тяжесть первоначальной работы. Естественно, конечно, нужно было укрепить руководство работой со стороны политпросвета для того, чтобы профсоюзы выполняли единую линию, указанную партией. Этого крепкого руководства не было, опять-таки по объективным причинам: за отсутствием материальных средств, за отсутствием у политпросвета сил. Никто этого, а также и тов. Мещеряков, вероятно, отрицать не станет. На местах политпросветы все-таки слабы, не в обиду будь сказано, тт.; слабы и культотделы, слабы и политпросветы, до в виду того, что, главным образом, культработа ведется фактически не культотделом Губпрофсовета или политпросветом, а на заводах, т.е. в тех ячейках, которые отстоят и от политпросвета далеко, и от нас не близко, то, конечно, политпросвет фактически не мог на эти ячейки оказать влияния в виду своей слабости. Что эта слабость и эта неавторитетность были,—это показывают нам случай, когда мы с тт. политпросветчиками ругаемся и за дело ругаемся. Иногда это руководство бывает настолько неавторитетно, что потом, когда дело доходит до центра, просто удивляешься, каким образом во главе политпросвета стоят такие люди. Я вам покажу маленький примерчик, как на почве такого руководства создаются трения, конфликты, чуть не драки, В одном городе политпросвет разработал программу, необходимую для проведения в клубах. Эта программа выражалась в литературных инсценировках и в вечерах, на которых читались и пелись различные стихотворения. Одно из стихотворений касалось так называемой профсоюзной кадрили или какого-то другого танца, и в нем говорилось о том, что некий нэпман, спекулянт и совбур и др., в общем 6 человек таких красавчиков, приглашали какую-то барышню погулять с собой; она им распределила дни, каждому по дню: одному—понедельник, другому—вторник, третьему—среда и т. д. И все это в стихотворной форме. В конце один спрашивает: «А вы забыли воскресенье». «А для воскресенья,—отвечает она,—у меня законный муж». Вот образец руководства и творчества одного из политпросветов. Это было в Баку, в промышленном рабочем центре. Конечно, наши работники взвыли, что их такую пошлятину заставляют ставить в клубе, но их заставили, и когда я был в Баку, то репетицию этой инсценировки проводили на моих глазах. Конечно, здесь ни тов. Мещеряков, ни кто другой не виноват, но я обращаю ваше внимание, что иногда на такой почве бывают столкновения. Значит, нельзя сказать, что они происходят от недостатка соглашения, а нужно сказать, что это от недостатка людей, и пока будет недостаток людей, трения будут. Согласование этих трений,—и здесь прав тов. Мещеряков,—надо передать на авторитетное разрешение комиссий при парткомах. Там разрешат все наши споры, там найдутся ответственные руководители партии, которые ведают профдвижением и политпросветом и сумеют направить клубную работу. Таким образом, главный вопрос о том, почему у нас происходят трения, не разрешается тем анализом, который дал тов. Мещеряков, а разрешается, во-первых, через организационную форму, а, во-вторых, общими объективными условиями, экономическим положением страны, развитием профсоюзов, укреплением их, общим подъемом культурного уровня рабочих и т. п. В конце концов, я думаю, мы эти трения изживем. Не нужно предаваться только иллюзиям, что эти трения после того, как мы здесь сегодня подпишем соглашение, завтра будут изжиты на местах. Этого не будет, тов. Мещеряков, и вам нечего снова плакать через месяц, что опять идет драка, если вам напишут с места, что там опять неблагополучно. Это будет постепенно изживаться и, я надеюсь, изживется.
Теперь несколько слов о подходе тов. Мещерякова к тем согласительным тезисам, которые он здесь огласил. Прежде всего о непосредственном руководстве партии. Он говорит, что некоторые из профсоюзников уже сейчас стараются уверить, что непосредственное руководство еще не означает полного руководства партии. Чтобы не было недоразумений, товарищи, я скажу, что мы понимаем это руководство партии таким образом: партия руководит политически, она дает общее направление и определяет содержание работы, но это не значит, что она управляет отдельным клубом и разбирает отдельные вопросы клубного строительства. Это было бы, тт., большой ошибкой, если бы партком стал управлять отдельным клубом и говорил бы: не смей без меня делать шагу, не смей сказать слово. Это было бы высшим пределом бюрократизма. Партия так не говорит. Она говорит о едином, общем партийном руководстве, о согласовании всей клубной работы,—но подчеркиваю: клубной,—не только союзной, но и РКСМ, армии и партийной. Вся сеть клубов должна быть направлена к единой цели—бить в одну точку, а эта точка—коммунистическое воспитание, просвещение. Вот о чем говорится в резолюции последнего партсъезда.
Затем тов. Мещеряков подчеркнул, что это решение партии вызвано чрезвычайно небывалой разрухой клубного дела. Позвольте вам не поверить. Вы, наверное, не были на местах. Я заявляю и думаю, что тт. с мест меня поддержат, что клубное дело, всякое клубное дело, будь то клубы в армии, РКСМ, или клубы профсоюзов, за последнее время развилось невероятно (возгласы с мест: «правильно»). Клубы—это центр общественной жизни на заводе, а если завод оторван от города и находится в . Каком-нибудь глухом уголку, то это центр всей округи, так как он захватывает не только рабочих, но и деревенских жителей. Клубная работа оживилась чрезвычайно, и никакой разрухи нет. Если партия обратила внимание на клубную работу, то не потому, что там разруха, а потому, что клубы не успевают справляться с задачами, которые выдвигает наше время,—с грандиознейшим подъемом рабочей массы, с ростом ее культурных запросов и т. д. У нас мало сил и средств. Поэтому партия обращает внимание на клубную работу и говорит: развейте ее, бросьте туда вовые силы, направьте единый удар на клубную сеть и т. д. Вот почему получилось такое решение партии.
Теперь о культфондах. Я опять-таки хотел бы, тт., предостеречь от того понятия, которое хочет вложить тов. Мещеряков. Что значит руководство распределением культфондов? Значит ли это: собери в одну кружку культфонды и распределяй их? (Возгласы с мест: «нет»). Мы не так понимаем это. Мы понимаем это руководство, когда будет увязываться общая клубная сеть, когда будет разрабатываться общий клубный план в комиссии при парткоме и там будет принято во внимание и финансовое состояние того или иного союза, той или иной кассы, того или иного завода или предприятия. Средства будут учитываться и приниматься во внимание при увязке и планировке клубной работы. Здесь против централизации всего культфонда в одну кассу и его распределения мы решительно будем возражать. Если тов. Мещеряков намекнул, что даже высшие органы РКИ и др. поднимают этот вопрос, я бы сказал: верно. Есть предложение РКИ о централизации культфондов. Но мы считаем это ошибочным. Это решение до тех пор не будет проведено в жизнь, пока высшие парторганы не скажут своего последнего слова. Сейчас мы говорим о распределении культфондов в порядке руководства всей клубной работой, но не как централизации их. А когда будет окончательно решен вопрос в соответствующих органах, может-быть, будет и централизация. Мы не предрешаем этого вопроса. Но сейчас против такой централизации мы будем решительно бороться, потому что мы считаем централизм цшо культфондов неправильной, ибо это убьет инициативу мест и уменьшит культфонды. Здесь тов. Мещеряков глубоко ошибается, когда говорит, что это не ваш культфонд, что вы берете один процент с предприятия, и чего вы, мол, рыпаетесь, нужно государству отдать, пусть оно распределяет. Но в чем же тогда разговор,—может быть, сделать так, чтобы один процент, который дают хозорганы в союзы, отдать в политпросвет, тогда не было бы и разговоров и трений. Но в таком случае, культотделы союза прекратили бы культурную работу. Может ли на это пойти партия. Нет, на это нельая пойти по целому ряду причин, ибо если бы союз прекратил культурную работу, то у него осталась бы только область экономической борьбы, а это означало бы, что союзы превратились бы в трэд-юнионы. В таком случае нужно было производственное просвещение отдать органам РКИ, политпросветработу—тов. Мещерякову, а нам осталась бы борьба за «пятачек». Превратиться в трэд-юнионы профсоюзы не могут, они не могут превратиться в это в пролетарском государстве, в государстве, которое держит путь на коммунистическое строительство, в государстве, где профсоюзы служат школой коммунизма. Это все определяет, а раз так, нельзя лишить их и средств и самим брать с хозяйственников, которые имеют большую тенденцию уменьшить эти средства, стремясь уменьшить накладные расходы. Идет большая борьба; раньше было 5%, доходило до 10%, а потом снизили и сейчас дошло до полпроцента, и мы боремся за удержание одного процента. Если мы переложим отчисления с союзов на политпросветы, то ясно вся работа сведется на нет, и уже кое - где это есть, и хозяйственники постараются ни копейки не платить на культработу.
Перехожу теперь к тезисам. Останавливаться на них, на методической стороне, не стоит, ибо она вам известна: не буду останавливаться на том, что рост самосознания и т. п. требует от нас углубления внимания к клубам, что клубы должны стать центром коммунистического просвещения,—об этом, тт., уже говорилось. Остановлюсь опять-таки на наиболее спорных местах, которые сейчас нам придется разрешить. Отмечу, между прочим, пункт 4-й, о том, что нужно укрупнять клубы, что нужны красные уголки; о том, что культработу нужно перебросить в казармы и т. п. Это все общие избитые места, достаточно местам
известные и возражения ни со стороны вас, ни со стороны политпросвета не встречающие. Я начну прямо с 7-го пункта. Он говорит, что руководство жизнью клубов должно быть сосредоточено в выборном правлении клуба. Всех работников клуба, заведующего, руководителей отдельных кружков и т. д., необходимо подчинить правлению клуба, планы которого они проводят в жизнь. При составлении планов работы правление должно руководствоваться директивами клубной комиссии парткома. Это один из существенных пунктов, т.е. о том, кто руководит работой клуба непосредственно на предприятии. Здесь я вполне согласен с т. Колесниковой, у которой в тезисах сказано, что непосредственно эту работу ведут те организации, которые ее финансируют и организуют. Правда, политпросвет против этого возражает, но после достигнутого нашего соглашения ему нельзя возражать и нужно только добавить, что при составлении планов клубной работы они согласуются с общими директивами партийного совещания. Тогда получается полная ясность и вышибается всякая почва для споров и разговоров. Руководством клубами непосредственно ведает выборное правление, куда входят представители женотдела, ячеек и т. д. Но перед кем отвечает клубное правление? Только ли перед общим собранием, которое его выбирало, или тут двойственное подчинение? Мы имеем двойное подчинение. Во-первых, подчинение общему собранию, потому что правление выборное, а с другой стороны, правление отвечает перед союзом, отчитывается перед ним и в то же время отчитывается перед политпросветом, чтобы тот был в курсе дела. Этот вопрос у нас как-будто бы вполне согласован, и надо разработать только практическую сторону его проведения, чтобы не обременять низовые ячейки теми отчетами, которые часто до такой степени душат низового работника, что он готов на стенку лезть. Не то работу вести, не то писать многотомные отчеты, в которых есть по 300 вопросов и больше. Конечно, если каждый месяц отвечать на сотню вопросов и отчитываться по ним и перед Губполитпросветом, и перед Губнрофсоветом, и перед рядом организаций, то не выдержишь и сбежишь. У нас насчет этой отчетности была издана инструкция от 5-го сентября, согласованная с Главполитпросветом, где говорилось, в каком порядке надо отчитываться, и в тезисах есть ссылка на эту инструкцию.
9-й п.: «Взаимоотношения правления с заводской культкомиссией». Эти взаимоотношения определяются таким образом, что культкомиссия есть орган фабзавкома, а раз это есть орган фабзавкома, то правление должно отчитываться или непосредственно перед фабзавкомом, если он имеет возможность, или перед культкомиесией. Но это вовсе не значит, что культкомиссия целиком управляет клубом и его внутренними делами. Надо очень осторожно подходить к этому вопросу, так как нагромождение различных комиссий может только затормозить нашу работу. Некоторые товарищи выдвигают вопрос об уничтожении культкомиссии, так как есть правление клуба, и оно ведет всю работу. Но, помимо клубной работы, у фабзавкомов есть еще другая работа, не означенная клубом, как работа по укомплектованию высших учебных заведений, по укомплектованию фабзавуча и надзору за ним, по укомплектованию школ соцвоса, различных вечерних и воскресных курсов, техникумов и т. п. Поэтому, мы культкомиссию оставляем, имея в виду, что через нее втягиваются в культработу все новые и новые кадры рабочих, которых нам необходимо втянуть, особенно ленинский призыв. Поэтому мы сейчас выдвигаем даже вопрос о культкомиссиях при цехах на больших производствах. Нам нельзя уничтожать культкомиссии, но необходимо точно разграничить функции. Культкомиссия утверждает общий план работы, но не вмешивается в общую работу клубного правления, которое разрабатывает планы клубной работы, выполняя директивы клубных комиссий, парткомов и союзов. Таким образом, сверху донизу проводится одна общая согласованная линия. Дальнейший пункт говорит о том, могут ли союзы, созывать совещания.
Тов. Мещеряков уже обмолвился об этом, и я должен сказать, что это один из пунктов, над которым мы бились, примерно, часа два и старались найти такие формы, чтобы не сорвать достигнутого соглашения, а с другой стороны, чтобы не оторвать союзные культотделы от низовой работы. Если бы мы сказали, как т. Мещеряков, что созываются только методические совещания политпросвета, и больше никаких совещаний союз не созывает, то было бы то, что низовые наши работники присутствовали бы на совещании политпросвета, на совещании парткомов и никакого отношения к союзным органам не имели бы. Тогда надо было бы закрыть культотделы,—на кой черт они нам нужны. Осталась бы низовая культячейка при клубе, которая руководствуется, с одной стороны, методическим совещанием политпросвета, а с другой стороны—партсовещанием при парткоме. Но на это мы пойти не можем. Для этого ни время еще не пришло, ни подходящих условий не сложилось, чтобы мы союзную организацию ликвидировали и оставили только низовую. Поэтому мы говорим, что на ряду о совещаниями политпросвета союзы могут созывать свои совещания низовых культработников не для того, чтобы второй раз прорабатывать методические вопросы, которые т. Мещеряков поставит на своих совещаниях, а для того, чтобы прорабатывать конкретные вопросы клубной работы, обобщить опыт мест и для того, чтобы методически разработать те вопросы, которые на совещаниях политпросвета и в клубных комиссиях парткома разработаны не будут,—как, например, вопросы союзной пропаганды, коллективного договора, охраны труда, союзного строительства, социального страхования, рабочей кооперации, строительства рабочих жилищ, санитарного просвещения и другие союзные вопросы, которые нельзя будет разрешить без помощи и без участия союзов где-либо в другом месте.
Эти совещания не нарушают общих заданий политпросвета, руководить методической работой, а конкретно проводят и разрабатывают вопросы текущего дня,—вопросы текущих кампаний, проводимых клубом и т. д., например, перевыборы завкома и т. п. Кроме того, совещания могут играть большую роль в подготовке кадров клубных руководителей, которые до сих пор еще не отвечают предъявляемым им требованиям и не знают основных задач клубной работы. Эти совещания, при ближайшем, конечно, участии политпросвета, будут прорабатывать целый ряд вопросов.
Пункт 10. Здесь, между прочим, сказано: «Программа и план этих совещаний согласовываются с политпросветом, и вся эта работа проводится совместно с политпросветом». А если будут возникать разногласия, то надо будет переносить их в комиссии при парткомах, потому что в основной резолюции т. Мещерякова сказано, что все спорные вопросы должны быть переданы на разрешение клубной комиссии при парткоме. Дальше, насчет самодеятельных кружков я распространяться не буду, так как все это давно уже известно. Я остановлюсь еще на последнем вопросе и затем на ряде других вопросов, которые за спешностью я не внес в тезисы, но которые внести надо. Первый вопрос— о клубком строительстве; это чрезвычайно важный вопрос. Клубная работа прет из стен клуба; помещаться негде: клуб охватывает только 10—15% рабочих и при том же наши клубы не могут удовлетворить тем требованиям, которые мы им предъявляем. Нет комнат, приспособленных для кружковых занятий, нет комнат для классных занятий, как, например, для работы по ликвидации безграмотности; нет соответствующего зала под физкультуру
и т. д.
Даже под кино нет соответствующего приспособленного помещения. Вообще клубы наши, за немногими исключениями, не приспособлены к тем новым задачам, которые мы к клубам предъявляем. С другой стороны, наши клубы тесны и малы. Возникает вопрос о новом клубном строительстве. Эта задача актуальная, но мы, конечно, не говорим «начинай тотчас же строить, приехав на места». Прежде всего у государства, у союзов, у политпросветов нет на это денег. Тут нужна общественная инициатива. Быть может, часть денег достанет политпросвет и союзы, а другую часть работы будут выполнять своей инициативой сами рабочие. Я видел уже такое инициативное клубное строительство, когда буквально из ничего, силами клубников, членов клуба, строятся или расширяются целью клубы. Мы к этому строительству, несомненно, придем, и, очевидно, не к строительству неорганизованному, от случая до случая, а к строительству планомерному. Для этого и политпросвету, и профсоюзам придется разработать ряд планов и подумать о том, как создать такой клуб, чтобы он был наиболее дешевый, наиболее удобный и наиболее просто было его построить. Задача очень трудная, так как тип таких клубов вырабатывается очень высокой культурой. В Америке имеется сеть таких клубов, приспособленных ко всем потребностям работы, конечно, буржуазного строя, которая там ведется, главным образом, к обработке капиталистически-религиозной. Такие клубы там есть, но они строились десятками лет, а перед нами стоит, задача в ближайшее время построить сеть клубов, чтобы удовлетворить сотни тысяч наиболее сознательных рабочих-ленинцев, которые вошли в партию, и миллионы тех рабочих, которые еще не вошли в партию, но уже также предъявляют нам требования об удовлетворении их культурных потребностей. Следующий вопрос, которого у меня нет в тезисах,—это библиотека. Только недавно кончился
библиотечный съезд и там как раз страшный спор был о рабочей библиотеке,—что она, самостоятельное учреждение или часть клуба, которая проводит общий план клубной. работы? Я как раз настаивал на том, что библиотека есть часть клуба и подчинена клубу в общей работе. На съезде, кажется, ораторов 40—50 нападало на меня за это и уверяли, что ничего подобного допустить нельзя, что нельзя подчинить библиотеку правлению, которое (об этом была записка мне) в большинстве случаев состоит из людей темных, неграмотных, которые даже не разбираются в библиотечных вопросах и другой раз выбрасывают романы только потому, что в них упоминается о царских особах и т. д. Я думаю, что мы должны подтвердить здесь, что библиотека является частью клуба и должна проводить всю свою работу по его планам, обслуживать все его кружки и все задания. Это должно быть твердо сказано. В отношении ликвидации неграмотности, верней, малограмотности, клубы должны принять также участие. Насчет производственного просвещения нужно также сказать, но детальный доклад будет сделан отдельно. Насчет живых и стенных газет также нужно сказать несколько слов, так как здесь о них не сказано, а они являются, как метод, наилучшими для вовлечения рабочих масс в клубную общую работу. Необходимо отметить, что вокруг этих газет создается на заводе целая новая общественность. Насчет физкультуры также нужно упомянуть. Надо твердо сказать, что физкультура есть часть клубной работы, и кружок физкультуры должен существовать на равных началах с остальными кружками. Все клубные кружки должны быть увязаны правлением, работать по определенному плану и итти к определенной цели—пропаганде коммунизма, коммунистическому воспитанию. Дальше—национальный момент в работе клуба. Вопрос очень серьезный. Сейчас на местах возникает вопрос, не нужно ли строить национальные клубы. Мы против этого. Национальных клубов создавать не нужно, потому что это поведет к национальной розни, а не к объединению. Если мы идем на уступки в этом вопросе, то только созданием национальных секций, однако, при непременном условии работы в таком клубе на родном для данной группы языке. Нужно выделить кружководов, руководителей, которые знали бы соответствующий язык и проводили работу с теми или другими национальными меньшинствами. В некоторых местах, как, например, в Азербейджане, как раз русские будут национальным меньшинством. Наконец, последнее мое предложение, которого в тезисах нет за спешностью, но которое, безусловно надо включить,—это культурное шефство над деревней. Сейчас и партия, и профсоюзы говорят, что работы культурного шефства деревни надо развить. Какую же роль будет играть клуб в развитии работы союзов в деревне и какую роль будет играть шефская комиссия, которая существует на предприятиях и которая ведет связь с деревней? Я думаю, что главная роль в шефстве как-раз останется за клубом. Через клуб культурное шефство, осуществляемое шефской комиссией на заводе, получит наиболее яркую форму. Прежде всего, что может сделать клуб, когда шефская комиссия поедет в деревню? Клуб может выделить тот или иной кружок, даль задание для разрисовки плакатов, знамен; подготовить литературный или драматический кружок к выступлению в деревне и т. п. Клуб может взять свой оркестр, хор, даже свое кино, свой волшебный фонарь и бросить свою библиотечную передвижку в деревню. Клуб может организовать все свои культурные учреждения, культурные силы и бросить в деревню. Таким образом, роль клуба в культурном шефстве чрезвычайно велика. Этот вопрос еще не проработан, но тт. клубные работники должны над ним подумать и решить, какую форму культурного шефства избрать, так как городской клуб—это одно, а клуб близ деревни—это другое. Там мы выделяем сейчас,—не знаю, будет ли это принято, но идея, во всяком случае, здоровая,—рабоче-крестьянский клуб.
Тов. Мещеряков нас здесь, кажется, поддерживает (Мещеряков: «Поддерживаю»). Мы выдвигаем идею клуба, который расположен вблизи деревни и обслуживает и рабочих, и крестьян. Поэтому такого клуба задачи иные: в нем должны быть созданы не только производственные кружки, не только изучение «Нот», но и кружки по изучению крестьянского хозяйства и земледелия.
Товарищи, я думаю, что наши решения и, главное, решения о том, что согласование всей нашей культурно-просветительной и, прежде всего, клубной работы будет проходить через авторитетную комиссию парткомов, поможет изжить трения. Но для полного изжития этих трений необходимо на местах политпросветам так поставить работу, чтобы не опекать работников профсоюза, а дать выразиться, направлять, давать проработанный материал,—тот материал, из которого они увидят, что действительно кто-то умней их работает (не как в Баку), чтобы они действительно увидели авторитетное руководство и тогда, т. Мещеряков, эти трения изживутся сами собой; профсоюзы с раскрытыми объятиями примут политпросвет, и мы с вами первые обнимемся и, конечно, союзы будут глубоко благодарны, если материалы политпросвета дадут нам возможность хорошо разработать. Ни один профсоюз не откажется от такого материала, а в этом и будет действительное руководство клубной работой.
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.