(После 1861 года)
19 февраля пало крепостное право. Казалось, порвались наиболее мучительные цепи, связывающие крестьянство.
Но освобождение крестьян было таково, что крестьянин не мог рассчитывать на более или менее обеспеченное существование свое и своей земли работой на земле.
Бедность не только не уменьшилась, а увеличилась; во время народных бедствий помещик уже не был заинтересован в сохранении хотя бы минимального достатка крестьян. Наоборот, после «освобождения крестьян» помещик пользовался моментами народных бедствий и закабалял за бесценок голодных крестьян на работу в своих хозяйствах.
Поэтому бедствия голода, которые после освобождения крестьян были не менее часты, чем в прошлом, приобрели в смысле разрушительности, пожалуй, еще более потрясающий характер для крестьянского хозяйства.
Обратимся к фактам. В 1873 году страдала от голода левая сторона Поволжья. В это же время на правой хлеб не находил себе сбыта.
В 1884 году казанские мужики ели лебеду и пухли от хлеба из сосновой коры.
В 1891 году на пространстве всей России уродилось хлеба в общем по 14 пудов на душу, то есть достаточно для пропитания в течение года всего населения, но этот год стал годом страшного голода на северо-востоке России; на юго-западе России был хороший урожай, но массы хлеба не могли быть передвинуты, и бедствие разразилось.
Правительство долго не признавало голода, и наш хлеб продолжал от голодной России уходить за границу. Лишь когда бедствия приняли огромные размеры, опасные для самого самодержавия, был официально объявлен голод.
Со стороны земства также в одних губерниях было полное признание голода, в других — отрицание его. А то в одной и той же губернии, губернское земство, признав в таком-то уезде голод, посылает туда соответствующую помощь, а уездное отрицает голод в своем уезде, и начинается война между этими органами, во время которой, разумеется, помощь голодающим не осуществляется.
Все относящиеся к голоду прошлого исторические источники единодушны в одном, что, во-первых, правительство сделало минимум того, что могло сделать; средства, ассигнуемые им, расходовались наиболее невыгодным образом для голодающих.
О голоде 91—92 гг. немного находим мы обобщающего материала. По письмам Льва Толстого и Короленко нам легко ознакомиться с внутренним состоянием голодающего, но общее положение голодающих и те ресурсы, которыми располагало государство в борьбе с голодом, трудно поддаются учету, ибо правительство не хотело полностью раскрывать размеры бедствий.
Лев Толстой рисует эту неизвестность такими словами:
«Допустим, — пишет он, — что деятельность тех людей, которые живут теперь среди голодающих, работая для них по мере сил своих, будет продолжаться так до конца и что количество этих людей увеличится; допустим, что сам народ не падет духом и будет биться с нуждой, как он теперь бьется с ней всеми отрицательными и положительными средствами, т. е. умеряя себя и усиливая энергию, изобретательность для приобретения средств к жизни; допустим, что все это сделано и делается месяц, два, три, шесть и вдруг... оказывается, что хлеба нет и что все жертвы, принесенные как теми, которые давали деньги, так и теми, которые жили и работали среди нуждающихся, были напрасной тратой средств и сил, а главное, что энергия народа потрачена даром, и сколько он ни бился, ему, то есть части его, все-таки пришлось умирать голодной смертью, тогда как мы могли знать и предупредить его».
Приведенные строки великолепно показывают, насколько были растеряны и как мало знали о состоянии голода и средствах борьбы с ним люди, боровшиеся с голодом, которые, однако, великолепно знали основные причины голода, что подтверждается во многих местах из статей о голоде Льва Толстого.
Что может быть ярче следующих слов:
«Неужели надо искать причин голода, когда все так ясно и просто, особенно ясно для самого народа, на шее которого мы сидим и едим? Ведь, это детям можно воображать, что не лошадь их везет, а они сами едут посредством махания кнута, но нам-то, взрослым, если мы не сумасшедшие, можно понять, откуда голод народа.
Народ голоден потому, что мы слишком сыты...
Разве может быть не голоден народ в тех условиях, в которых он живет, то есть при тех податях, при том малоземелье, при той заброшенности и одичании, в котором его держат... Народ всегда держится нами впроголодь, — это наше средство, чтобы заставить его на нас работать».
Насколько был велик голод и в каких формах он проявлялся, покажут несколько примеров из Короленко.
Следующими штрихами рисует Короленко первый обед вновь открытой столовой в Васильевом-Майдане:
«...Отслужили молебен, «студент» сделал перекличку. То, что я увидел, теперь уже меня не удивило; убогие, увечные, старики и дети толпились у столов (две кадки с положенными на них досками), и было сразу заметно, что 40 человек —это слишком мало для села. Только начали обедать, как я услышал, что за столом оказался кто-то лишний.
— Не по закону ест кто-то, — заявил «студент». — Хлеба не хватило...
— Феська не по закону ест...
— Фесь, не по закону ты ешь, слышь, — заговорили уже кругом, толкая под локоть девочку лет 13—14, которая, однако, не обращала на эти протесты ни малейшего внимания.
Я подошел со стороны и взглянул ей в лицо. Лицо у нее было совершенно серьезно, даже, пожалуй, равнодушно. Казалось, для нее не существовало кругом ничего, кроме хлеба, который она держала в руке, и чашки, стоявшей на столе. Она торопливо откусывала хлеб и тотчас же протягивала ложку к чашке, не признавая, очевидно, никакого закона, кроме права голода, и не обращая внимания на говор, как будто замечания относились не к ней.
На лицах сельской публики, пришедшей взглянуть на бесплатный обед, я прочел искреннее сожаление и соболезнование к «беззаконнице».
— Немая, что ли? — спросил я.
— Какое немая? Сирота это, дня два, чай, хлеба не видала.
— Как же ее не внесли, когда составляли список?
... — На виду не было, ну и забыли про нее».
А вот еще более мрачная картинка:
«Весной, — пишет Короленко, — я опять побывал в Пралевке. До меня побывал в Пралевке губернатор с доктором. Он сделал гораздо больше, чем мог сделать я с моими скудными средствами, прибавив ссуду десяткам тысяч людей, но когда я спросил у Савоськина, доволен ли он моей столовой и ходит ли он туда, он ответил, что не ходит. Нутро, не принимавшее раньше лебеды, теперь уже не принимало и чистого хлеба. Я испугался, тотчас же выдал денег на пшеничный хлеб, на молоко, но было поздно... «Нутро» не принимало уже ничего, и вскоре Савоськин умер».
Приведу описание записи голодающих в столовую:
«Час прошел у меня в самой тяжелой напряженной борьбе с пралевским «миром», и мне удалось внести только 5 или 6 имен. Но зато в этот час я и не заметил, как настроение толпы изменилось радикально. Ни одно имя не проходило без тяжелой борьбы; это было что-то вроде огромной давки у тесных дверей. Отказов не было, — все заявляли себя кандидатами. Эпитеты, которыми характеризовалась бедность, потеряли скорбно-юмористический характер, которым они были отмечены в других местах. Здесь в них было что-то жгуче-жестокое, устрашающее и отчаянное.
Ребра у мужика потрескались... Не дышит... разорвало от травы... шкура отвалилась... Все лысо, все помираем...
— Погляди на нас, господин. Мы вот к тебе пришли. Один евши, а двое не евши».
Столь жутких картин голода можно привести тысячи. Я остановлюсь на описании общественных работ.
«...Как бы то ни было, они, во-первых, взяли в долг топоры, во-вторых, купили 6 пил (большей частью тоже в долг), по 1 руб. 50 коп., и 17 декабря вышли утром из первого участка, расположенного у Лукоянова, на восточный край уезда в Большое Болдино. Однако пусть они говорят дальше сами (цитирую опять по официальному документу):
«До Болдина 40 верст; мы пришли в 9 часов утра 18 декабря к г-ну Пушкину, не застали его дома, и он вернулся в 11 часов вечера, а 19 декабря в 10 часов утра опять ходили к г. Пушкину, но оставались в избе, а Пимен Морозов и Тимофей Кузичкин ходили в дом и, вернувшись, передали нам, что вас вытребовали ошибочно в Ичальковскую дачу, здесь есть и своего народу много, то есть 2-го участка много людей. Вам будет работа в Ризоватовской или Мадаевской даче после праздников, а теперь ступайте домой. Когда будет предписание от Пушкина, тогда вам велят идти (!)»
А Пимену Морозову на представленном им рапорте г-н Пушкин сделал в этом смысле собственноручную отметку, которая сдана Морозовым 20-го декабря в волостное правление.
«И мы, — продолжают свою скорбную одиссею «лентяи», — вернулись 19 числа ночью домой. Понесли убытков, продали, что имели последнее, а домой шли совсем голодные. 18 числа все стояли (в Б. Болдине) на морозе и собирали милостыню...»
Затем с чрезвычайной подробностью идет перечисление убытков: за топоры платили за подержание, Фадеев, вернув пилу, получил убытку 50 копеек. Маркин купил пилу за 1,5 рубля, и она осталась у него, «но остальные брали пилы в долг и их взяли обратно без убытка».
Таково было блестящее начало управления г-ном Пушкиным общественными работами. Каково было их продолжение, мы уже видели. А в это время в прессе гремели обвинения против мужиков, и в это время ни один приезжий из Лукояновского уезда не мог умолчать о том, что на лесные работы народ не идет, и в это же время в другой части уезда уже стекались новые несчастливцы на новые обещания, которым опять не суждено было осуществиться (как мы видели из первого нашего примера)...»
Я привел выдержки из двух наших корифеев классической литературы, все остальные источники мало что дают нового по истории голода 91-го года, они могут служить лишь дополнением нарисованной картины. Например, в «Северном вестнике», № 3, 92-го года, следующими строками рисуют общественную благотворительность: «прежде всего во всех проявлениях наших поражает внешний -формальный характер, без всякого искреннего участия к бедствующему населению».
Там же можно найти оценку участия в борьбе с бедствиями голода нашего купечества. «С особенной силой в настоящее время выяснилась изумительная алчность наших хлебных торговцев, без различия национальностей и размеров торговли. Мелкие лавочники, так же как и крупные коммерсанты, русские не менее, чем евреи, наперерыв друг перед другом старались нагреть руки на народном бедствии».
К 1-му декабря с расходами на яровые и озимые семена было израсходовано на борьбу с голодом царским правительством свыше 55-ти миллионов рублей, а к 1-му января 93-го года — 72 690 000 рублей при всей его материальной мощи.
Все это великолепно иллюстрирует отношение царского бюрократического режима к крестьянству, волокиту его органов, неспособность государственных руководителей хоть сколько-нибудь справляться с бедствиями голода.
Сопоставьте то огромное количество тысяч русских крестьян, которые погибли в муках голода, с теми сравнительно громадными возможностями, которые были в то время для борьбы с бедствием, — и картина голода в прошлом выступит достаточно наглядно. 1921
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.