Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Учет и проверка знаний


А. И. Елкина. "Пути и средства достижения прочности знаний в начальных классах"
Изд-во "Учпедгиз", М., 1956 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Рассматривая вопрос о путях и средствах достижения прочности знаний, нельзя не отметить роли учета знаний.
Учет, как известно, имеет большое воспитательное значение, стимулируя школьников на повышение качества учебной работы. При условии планомерной проверки и строго объективной оценки знаний активность учащихся повышается, а вместе с этим повышается и основательность усвоения ими учебного материала.
Проверка служит одним из средств закрепления знаний. В процессе проверки учитель учит школьников правильно отвечать, припоминать заученное, замечать и исправлять свои ошибки.
Учет и проверка знаний органически входят во всю учебную работу: учитель проверяет готовность учащихся к восприятию новых знаний; проверяет усвоение их учащимися при объяснении, чтобы установить, как учащиеся поняли новый учебный материал и умеют воспроизвести главное и существенное; учитель проверяет усвоение знаний в процессе их закрепления и повторения; специальная проверка проводится в конце учебной темы, в конце четверти, в конце учебного года.
Последовательное использование всей совокупности форм проверки (текущей и итоговой) дает возможность учителю, глубоко изучив знания учащихся, осуществлять индивидуальный подход к ним, что имеет важное значение для достижения прочности знаний.
Регулярная проверка знаний помогает учителю при подготовке к урокам. О значении учета для правильного планирования учебной работы Н. К. Крупская говорит следующее: «Реальный план тот, который опирается на те знания, которые у ребят есть, который имеет в виду эти знания наилучшим образом использовать, чтобы достигнуть цели».
Лучшие учителя практически осуществляют неразрывную связь между планированием и учетом в учебной работе, что помогает им добиваться хороших результатов в учебно-воспитательной работе с детьми.
Текущая проверка. Текущий учет всегда связан с непосредственной помощью классу и отдельным учащимся, включает индивидуальную работу со слабыми учениками. Текущий учет проводится на протяжении всего урока.
В начале урока, при проверке домашнего задания, учитель проводит опрос, выявляя степень усвоения учащимися материала по изучаемому разделу программы.
Проверка проводится также перед объяснением нового материала в целях выявления подготовки учащихся в отношении тех знаний, которые необходимы для сознательного усвоения нового.
Так, например, на уроках русского языка во II классе перед изучением раздела «Глухие и звонкие согласные» проводится повторение и учет знаний о гласных и согласных звуках, выясняются их существенные признаки, так как эти знания служат основой для усвоения нового материала.
Установив, знают ли дети признаки согласных звуков и умеют ли отличить от гласных, учительница приступает к объяснению нового — к выяснению особенностей произношения глухих и звонких согласных.
Подобная работа нроводится и при изучении других разделов программы. Проверка и учет знаний, предшествующие объяснению, помогают лучшему восприятию учащимися нового материала и более прочному запечатлению его в сознании детей.
Проверка и учет знаний учащихся проводится также в ходе изложения учителем нового материала. Здесь учитель проверяет, как учащиеся поняли объяснение.
При этом лучшие учителя не ограничиваются опросом сильных учеников, а стараются выяснить, как восприняли и осознали новое учащиеся с разной подготовкой (сильные, средние и более слабые по успеваемости ученики).
Проверка знаний оказывает влияние на дальнейший ход урока: в зависимости от ответов учащихся учитель или проводит объяснение нового, или задерживается на той части сообщенных уже знаний, которая недостаточно понята многими учениками (конечно, в том случае, если материал недостаточно усвоен двумя-тремя учениками, нецелесообразно менять ход урока, а следует провести особую работу с этими учениками после урока).
Например, учительница II Б класса 644-й школы на уроке арифметики объяснила новый прием счета.
«Чтобы от сорока отнять два, нужно сначала отнять один десяток (учительница берет четыре пучка палочек, потом один пучок развязывает, а остальные убирает); от десяти я отнимаю два, сколько у меня осталось? (8) Верно, осталось 8 единиц, да еще 3 десятка. Как узнать, сколько всего единиц осталось? Нужно: 30+8 = 38.
Чтобы убедиться в том, поняли ли учащиеся объяснение, учительница предложила одной ученице подойти к столу и рассказать, как нужно считать.
Ответ ученицы показывает, что она поняла прием счета, но не может воспроизвести последовательности действий, которые необходимы, чтобы найти нужный результат. Выпадает одно звено: сложение оставшихся десятков и единиц. То же самое обнаружилось в ответах других учеников.
Потребовалось повторное объяснение нового приема счета самим учителем. Таким образом, проверка знаний в ходе сообщения нового материала помогает уточнению и лучшему его усвоению учащимися на уроке.
В конце урока учитель проводит фронтальный опрос учащихся по основным вопросам, позволяющим выявить степень усвоения ими нового материала.
Так, например, заканчивая урок на тему «Мягкий знак разделительный», учительница В. В. Иванова поставила следующие вопросы.
1. Какое новое правило мы узнали сегодня на уроке? (Узнали, как нужно писать слова с разделительным мягким знаком.)
2. Что показывает ь в слове семья? (Мягкий знак разделительный показывает, что гласная я и согласная м не сливаются.)
3. Придумайте и назовите другие слова с мягким знаком разделительным. (Ответы: ружье, грязью, пылью. Учащиеся приводят те же примеры, которые встречались в ходе урока.)
Ответы учащихся показывают, что они поняли правило, но не умеют еще распространить его на новые факты языка, так как изучаемый материал труден и требует длительного закрепления. Выяснив это, учительница дает следующее задание на дом: выучить правило, найти и выписать слова с ь разделительным из книги «Родная речь» (рассказ «Зимние гости»).
На следующем уроке учительница упражняла детей в правильном написании слов с разделительным мягким знаком на новом словарном материале.
Учет знаний, полученных учащимися на уроке, учитель осуществляет и посредством проверки письменных работ учащихся. На уроке, где проводится первоначальное объяснение нового материала, учащиеся выполняют простейшие задания,(списать слова и подчеркнуть в них нужную орфограмму, выписать слова на новое правило из связного текста и т. п.), поэтому проверка письменных работ не дает еще достаточного представления об усвоении новых знаний. Необходимо проводить устный опрос учащихся на всех уроках, в том числе и на уроках грамматики и правописания.
Многие учителя II класса индивидуальный опрос проводят на материале домашнего задания. В этом случае несколько ограничена возможность проверки усвоения ранее пройденных разделов, но текущий материал проверяется основательно. Используются и другие формы индивидуального опроса.
Е. И. Гумилева, например, в начале урока предупреждает учащихся, что будет ставить оценки в журнал, учитывая все их ответы на уроке. Стремясь получить хорошую оценку, все ученики работают активно.
Правильно поставленный текущий учет знании учащихся позволит своевременно устранить недочеты в знаниях учащихся путем коллективной и индивидуальной работы с детьми.
Формы индивидуальной работы разнообразны: сюда относятся индивидуальные занятия с отстающими, кружковые работы с более способными учениками, индивидуальная работа в классе с целью повторения пройденного и т. д.
Для индивидуальной работы учитель часто использует карточки со специально подобранными заданиями, о которых речь шла выше, в связи с освещением вопроса об упражнениях.
Своевременная проверка знаний позволяет найти нужные средства устранения имеющихся пробелов. Различный характер ошибок требует и различных приемов их искоренения, а также различных форм индивидуальной работы с детьми. Одной из таких форм являются дополнительные занятия с отстающими. Эти занятия организуются учителем по мере необходимости и проводятся с небольшой группой учащихся. Методика проведения дополнительных занятий зависит от задачи работы, а также от содержания учебного материала.
Проверка знаний сопровождается оценкой, применяемой с целью определения результатов учебной работы каждого ученика и стимулирования его к старательному учению.
К оценке знаний в советской школе предъявляется высокая требовательность, соединенная с уважением к личности каждого ученика, с стремлением оказать ему необходимую помощь.
При оценке знаний учитель исходит из требований учебной программы и норм оценки, разработанных Министерством просвещения РСФСР применительно к отдельным предметам на каждой ступени обучения. Однако нельзя не учитывать всей сложности педагогического процесса, не позволяющей выработать нормативы, одинаково действующие при любых условиях. Очень часто учитель стоит перед необходимостью самостоятельно решать вопрос об оценке знаний. Сравнивая свои результаты с результатами работы лучших учителей, равняясь по ним, учитель массовой школы поднимает уровень знаний своих учеников.
Для II класса не имеется точного критерия оценки навыков чтения, но опытные учителя практически выработали определенные критерии и не испытывают затруднений при оценке навыков чтения. Молодые и малоопытные учителя часто допускают ошибки в сторону некоторого завышения оценки.
Чтобы установить единый подход к оценке навыков чтения, школы проводят следующие мероприятия.
Взаимопосещения уроков учителями параллельных классов. На уроках все присутствующие ставят у себя в тетрадях оценки за ответы учащихся, а после уроков, обсуждая их, уточняют требования к ответам учеников.
Периодическая (раз в четверть) проверка навыков чтения во всех параллельных классах заведующим учебной частью школы. В 525-й школе г. Москвы, где указанные мероприятия проводятся в течение ряда лет, оценка навыков чтения учеников находится в соответствии с действительным состоянием их (нет завышения или занижения оценок).
Систематический учет и объективная оценка знаний учителем служит также средством побуждения учащихся к старательному учению. Ученики II класса еще не могут сами полностью разобраться в том, за что поставлена та или иная оценка их знаний. Учитель воспитывает правильное отношение к оценке, разъясняет положительные и отрицательные стороны в ответе ученика и тем самым стимулирует его к исправлению недочетов.
Интересно отметить отношение учащихся II класса к отметкам: в одних классах дети с нетерпением ждут результатов контрольных работ, в других — довольно равнодушно принимают любую оценку. Одной из причин этого является организация учета: если оценка не является случайной, поставлена справедливо, ученик не может не отнестись к ней серьезно. Учителя младших классов хорошо знают о том, какую большую работу приходится вести с учениками, чтобы они поняли значение отметки, смысл ее и научились правильно относиться к оценке своих собственных знаний и навыков. Дети реагируют на отметку по-разному. Одни, получив «5», любуются собой, смотрят на товарищей свысока; другие искренне радуются, что их труд не пропал даром. Есть ученики, которых не волнует оценка «2», но чаще ученик, получив двойку, проливает горькие слезы; он растерян, разочарован в своих силах. Все эти переживания детей говорят нам о том, насколько сложен и важен вопрос об отметках и насколько ответственна постановка их.
Отметка может быть стимулом к лучшей работе и может убивать веру в свои силы у школьника. В практике работы у учителей, к сожалению, встречаются еще случаи, когда оценка не соответствует действительному состоянию знаний и навыков учащихся.
Отсутствие должной требовательности и чрезвычайная строгость в оценках отрицательно влияют на качество знаний, в том числе и на их прочность. Недопустимо снижение оценки знаний по тому или иному учебному предмету с целью дисциплинарного взыскания (например, учитель ставит ученику неудовлетворительную отметку по чтению за то, что ученик не следил по книге за чтением товарища). В этом случае оценка теряет свое значение, перестает быть средством повышения знаний учащихся.

Продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +