Рассмотрим отдельные уроки в опыте передовых учителей, чтобы выяснить те условия, при которых восприятие нового учебного материала действительно создает основу для прочного усвоения знаний.
Возьмем уроки с разным содержанием в опыте, учительницы Е. И. Гумилевой и попытаемся найти в них то общее, что характеризует дидактическую систему работы данного педагога и обеспечивает ей успех в обучении.
Вот урок русского языка. Тема урока. Слова, обозначающие признаки предметов.
Цель урока. Познакомить учащихся со словами, обозначающими признаки предмета, и научить ставить к ним вопросы.
В начале урока учительница организует повторение ранее пройденного материала, чтобы установить необходимую связь между грамматическими понятиями. Показывая наглядные пособия, она задает следующие вопросы:
Учитель: - Посмотрите и скажите, какие у меня предметы?
Учащиеся: - У вас в руках карандаши.
- Правильно, у меня в руках два предмета, два карандаша.
- Скажите, что обозначает слово карандаш?
- Это название предмета.
- Какой вопрос мы поставим к этому слову?
- Что это?
- Названия каких предметов отвечают на вопрос что?
- Названия неодушевленных предметов.
- Назовите одушевленный предмет.
- Мальчик.
- Поставьте вопрос к этому слову.
- Кто это?
Воспроизведение знаний учащихся о словах, обозначающих предметы, облегчает переход к новому понятию «признаки предмета», поскольку оба эти понятия взаимосвязаны. Перед учителем, далее, стоит задача разграничения данных понятий, установления своеобразия каждого из них. Работа над этим проходит следующим образом. Учительница сообщает детям, что у каждого предмета есть признаки. Вводя новое понятие, она конкретизирует его, используя те же наглядные пособия, на которых проводила повторение знаний о словах, обозначающих предметы - карандашах красного и желтого цвета.
Учитель: - У меня в руках два одинаковых предмета, два карандаша. По какому же признаку мы узнаем вот этот карандаш? (показывает карандаш желтого цвета)
Учащиеся: - Этот карандаш мы узнаем потому, что он желтый.
- Правильно, этот карандаш мы узнаем по цвету. А другой карандаш как вы узнаете?
- Тоже по цвету. Он красный.
- По какому же признаку мы различаем вот эти предметы? (показывает карандаши желтого и красного цвета)
- Эти карандаши мы различаем по цвету.
- Поставьте вопрос к слову желтый.
- Карандаш какой?
- Поставьте вопрос к слову красный.
- Карандаш какой?
- Мы с вами отметили признаки предметов. Слова желтый, красный - это названия признаков предмета.
Я вам покажу еще одинаковые предметы, а вы догадайтесь, по каким признакам мы их различаем (показывает две ручки красного и желтого цвета).
- Эти ручки мы тоже различаем по цвету.
- Назовите признак вот этой ручки (показывает красную ручку).
- Это ручка красного цвета.
- Поставьте вопрос к слову красная?
- Какая?
- К слову красный (карандаш) мы ставили вопрос какой? К слову красная (ручка) мы ставим вопрос какая? А какой вопрос мы поставим к слову красное? (яблоко)
- Какое яблоко?
- Теперь попробуем поставить вопрос к слову красные (карандаши, ручки, яблоки). Вы узнали, что предметы имеют признаки. Слова, которые обозначают признаки предметов, отвечают на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?
- Какие карандаши? Какие ручки? Какие яблоки?
Данный вывод учащиеся зачитывают по учебнику, повторяют, а затем выполняют письменное задание, в котором требуется к каждому названию предметов подобрать признаки.
Какие бывают предметы по цвету? Мак (какой?) ... Василек (какой?) ... Ромашка (какая?) ... Знамя (какое?) ... Слова для справок: синий, красный, красное, белая.
Урок заканчивается разбором домашнего задания.
На данном уроке хорошо была организована умственная деятельность учащихся при восприятии ими нового учебного материала: они сравнивали предметы, находили сходство и различие и на основе личных наблюдений подошли к выводам. Восприятие шло от наглядных образов предметов к выделению в них существенных признаков. Формулировка вывода осознана детьми и частично закреплена. На уроке, где основной задачей является осознание учащимися нового материала, Е. И. Гумилева не требует знания определения в его точной формулировке, правильно считая это задачей следующего этапа усвоения.
На следующих уроках проводилась работа, связанная не только с закреплением, но и с расширением данного понятия.
Учительница сообщила детям, что предметы различаются не только по цвету, но и по другим признакам. При этом был использован знакомый детям наглядный материал.
Учитель: - Как называются вот эти предметы? (показывает указки разной длины)
Учащиеся: - Это указки.
- Чем отличаются эти указки одна от другой?
- Одна указка длинная, а другая короткая.
- Длинная, короткая - что обозначают эти слова?
- Это признаки предмета.
- Поставьте вопросы к этим словам.
- Указка какая?
Длинная, короткая - это название признаков. Эти указки мы различаем по длине.
- А еще по каким признакам различаются предметы?
- По цвету.
- У меня в руках две книги. По каким признакам мы можем их различить?
- По величине.
- Это какая книга?
- Большая, толстая.
- А эта книга какая?
- Маленькая, тонкая.
Показывая другие предметы, учительница подводит детей к выводу, что предметы различаются не только по цвету и величине, но и по вкусу, по запаху, по материалу, из которого они сделаны (кровать может быть деревянная и железная, платье - шерстяное и ситцевое и т. д.).
Чтобы учащиеся научились правильно употреблять слова,- обозначающие признаки предметов, и правильно связывать их с другими словами, им дается следующее задание: составить предложения, соединяя слова, обозначающие предмет, качество и действие.
На доске написаны слова: Наступила, идет, шумит.
Задание: прочитать и продумать, что обозначают эти слова.
- Что обозначают эти слова?
(Ученики, по вызову учителя, читают слова, написанные на доске.)
- Эти слова обозначают действия.
- Прочитайте слова, написанные в другой строчке, и скажите, что обозначают эти слова. Осень, дождь, ветер.
- Эти слова обозначают предметы.
- Прочитайте слова в третьей строчке. Холодная, сильный, резкий.
- Что обозначают эти слова?
- Эти слова обозначают признаки предметов.
- Из слов, написанных на доске, мы должны составить предложения. Будем брать слова из каждой строчки.
Составим первое предложение.
- Наступила осень холодная.
- Кто скажет получше?
- Наступила холодная осень.
- Верно, слово холодная нужно поставить на второе место.
- Составим второе предложение.
- Идет сильный дождь.
- Составим третье предложение.
- Шумит в поле резкий ветер.
- Запишите эти предложения и подчеркните в них слова, обозначающие признаки предметов.
(Ученики записывают предложения и подчеркивают нужные слова.)
Теперь выпишите слова, обозначающие признаки предметов, и поставьте к ний вопросы.
Проверка письменных работ учащихся показала, что они справились с поставленной задачей и сумели не только выделить нужные слова, но и правильно поставить вопросы к ним.
Успешному проведению урока способствовал правильный отбор учебного материала, последовательность изложения его учителем, а главное - активная деятельность учащихся при восприятии новых знаний.
В ходе дальнейшей работы по теме учащиеся упражнялись в самостоятельном выделении из текста слов, обозначающих признаки предметов, в узнавании предметов по их признакам и постановке вопросов к названиям признаков предмета.
Основательное изучение данного материала во II классе служит прочной основой при изучении имени прилагательного в III и IV классах.
Те же приемы работы, вызывающие активную работу детей, используются Е. И. Гумилевой и на уроках арифметики. Она умело подводит учащихся к обобщениям, добиваясь осознания нового учебного материала всеми учащимися класса. Материал постепенно усложняется, поэтому ученики, работая с достаточным напряжением, хорошо справляются с заданиями учителя. Есть простор и для размышления, творческих поисков, поскольку учительница не требует лишь запоминания готовых формулировок, а последовательно ведет учащихся к их осознанию.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.