Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Искусство


Б. А. Плюснин-Кронин. "Новый этап"
Новая система народного образования в РСФСР и новые программы Государственного Ученого Совета
Изд-во "Работник просвещения", М., 1925 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Отношение наше к искусству установлено достаточно ясно и определенно, и в воспитательно-просветительной работе ему отводится не последнее место. Язык искусства, воздействуя не только на мышление, но и на чувства воспринимающего, обладает особенной яркостью, особенной убедительностью, в особенности, в отношении тех масс, которые не привыкли еще к сколько-нибудь углубленному мышлению. Весьма характерно, что на IV совещании нар-компросов союзных и автономных республик (в октябре 1924 г.) особенно настойчиво подчеркивали агитационное и воспитательное значение искусства вообще и, в частности, кино,— представители окраинных, отсталых в культурном отношении национальностей.
По этой линии язык образов и впечатлений, которым пользуется искусство, доступен и неграмотным, он производит определенное впечатление, дает массе воспринимающих его определенное настроение, пробуждает мысли, независимо от их воли. Всем известно действие музыки в этом отношении; таково же действие и больших зрелищ как театральных, так и живописи и скульптуры. Речь, построенная на красивых, понятных образах, текущая ритмично и плавно, всегда убедительнее, понятнее, чем сухая и нескладная.
Чем же действует искусство на воспринимающих его? Вопрос, на который вполне исчерпывающего ответа наука еще не дает, но достаточно известно, что если вершины искусства и находились до сих пор преимущественно в руках имущих классов, то тем не менее существовали и существует и чисто народное, подчас не менее высокое творчество — в области песни и в области рисунка и музыки. Даже у дикарей, у народов, стоящих на низших ступенях культуры, существует своеобразное искусство. Стремление к нему наблюдается на всех ступенях человеческого развития, оно заложено в самой природе человека, несмотря на то, что казалось бы, никаких удобств или материальных выгод оно не дает.
Первобытные каменные и костяные орудия дикаря, его первобытная утварь очень часто бывают украшены орнаментами и примитивными рисунками. Орудие или горшок не стали от этого удобнее, но дикарь почему-то тратил время на то, чтоб покрыть их черточками, точками, в известном порядке. Ему это нравилось, ему это доставляло какое-то бессознательное удовлетворение.
Если, отложив всякую идеологию, попытаться ответить на вопрос, что такое есть произведение искусства, то можно отметить, что все они характеризуются одним общим признаком. Берутся какие-нибудь основные, первичные элементы,— например, линии, точки, круги, овалы, или краски, число которых ограничено, или звуки, число которых тоже ограничено способностью нашего организма воспринимать колебания воздушных волн (это и есть звук, как колебание световых лучей есть краски),— от определенного минимума до определенного максимума; наконец, и слов в каждом языке ограниченное количество,— есть бедные языки, насчитывающие не больше нескольких сот слов, но тем не менее во всех этих областях и возможны и существуют совершенно бесчисленные произведения искусства. Определенные неведомым пока законом сочетания этих первичных элементов и составляют то, что называется произведениями искусства.
Сочетание такое может быть названо гармоничным, ритмичным (так, музыка зародилась из ритма работы); главная их суть в том, что они действуют соответствующим образом на наши органы восприятий, вызывая определенные настроения, производя приятное или неприятное впечатление, заставляя наш организм реагировать определенным образом на данное сочетание звуковых, красочных или словесных элементов. Поставленные просто в стройный ряд, по восходящей или нисходящей линии, без какой-то внутренней связи друг с другом, эти элементы не создадут никакого впечатления. Мы не знаем еще точно, почему именно такое сочетание вызывает радостное настроение, это — задумчивое, это вдохновляет и поднимает, это угнетает — действие различных колебаний звуковых и световых волн на нашу психику полностью не изучено, хотя некоторые вехи уже найдены, и мы знаем, какие цвета усиливают наше кровообращение, какие задерживают, как в общем действуют на наш организм и звуковые волны, но полного ответа наука еще не дает на вопрос о законах создания произведений искусства,— намечены только вехи.
Но факты этого воздействия мы знаем хорошо, мы сталкиваемся с ними очень часто. Мы знаем действие боевых песен, вносящих отвагу, заставляющих забывать опасность и боль, мы знаем бодрые песни напряженной работы, как будто вливающие новые силы в работающих, как будто облегчающие труд; и знаем мы также песни и мотивы горя, тоски, от которых слушателям хочется плакать. И все это — не только в музыке — соответственно и сочетания в картинах красок, и сочетания в стихах и прозе слов и образов,— вызывают такие же настроения.
В этом отношении в искусстве содержится один, чрезвычайно ценный, не проанализированный еще окончательно наукой элемент,— организация из первичных элементов звука, цвета, слова такого комплекса, который действует так или иначе на воспринимающий организм, до известной степени гипнотизирует его.
Художник-творец, располагая ограниченным, в общем, количеством звуков, красок или слов, сам не знает, по каким правилам должен он сорганизовать их, чтоб вызвать то или иное впечатление. Он берет из этих первичных элементов те, которые созвучны, гармоничны с его настроениями и впечатлениями в момент творчества, он не столько обдумывает, сколько прислушивается, присматривается к своим восприятиям данного момента и, в соответствии с ними, приводит в определенное сочетание находящиеся в его распоряжении первичные элементы. И, дойдя до воспринимающего, этот комплекс элементов вызовет в нем, в общем, те же настроения, те же впечатления, что и в авторе.
Зго свойство всякого произведения искусства чрезвычайно ценно и политически. Человек, сильно чувствующий неправильность организации первичных элементов,— это человек хорошо воспринимающий произведения искусства. И от неправильно организованного комплекса он непременно испытает неудовольствие, он почувствует эту неправильность, он почувствует желание уничтожить или исправить ее. Приучить организм и мышление человека к чуткости и отзывчивости в этом направлении, это значит привить ему бессознательное стремление внести организованность, гармоничность во всю окружающую его жизнь. Уродство, хаотичность, изврашенность жизни он будет воспринимать особенно сильно и болезненно. Заложенное в каждом человеке стремление к красоте есть не что иное, как стремление к организованности, ибо настоящая красота есть всегда гармония, всегда правильно организована, и отдельные первичные элементы в ней связаны в каком-то стройном, друг друга дополняющем, друг друга развивающем порядке. Беспорядочное, лишенное какого-либо ритма и внутренней гармонической связи искусство — это не искусство в настоящем смысле слова, это суррогат, это лучший показатель того, что создающее его общество или группа его дезорганизована, разлагается, не гармонирует с самой жизнью. Моменты общего под'ема человеческой культуры, моменты наростающего строительства новых, более совершенных, более организованных форм жизни всегда сопровождаются ярким расцветом искусства, и, наоборот, в моменты упадка, в особенности в отживающих исторически группах общества, искусство извращается, коверкается, становится непонятным и чуждым тем здоровым группам, в которых сильно бессознательное стремление к организованности.
При таком подходе к искусству совершенно понятно, что в задаче создания сильной, активной творческой личности, способной глубоко чувствовать все уродства и искажения жизни и стремиться к исправлению их, элемент развития чуткости в этом направлении должен занимать не последнее место. Развитием этой чуткости занимается эстетическое воспитание, и ему мы отводим достаточно почетное место в нашей революционной педагогике.
Мы не только стараемся выделить из массы и направить на путь усовершенствования натуры, в которых самой природой заложена особо повышенная восприимчивость к организации и гармонии по линии того или другого искусства (талант),— мы стараемся развить эту восприимчивость во всех детях и взрослых, мы вводим элементы искусства, как обязательную часть в работу и с теми и с другими. Еще в дошкольном детском саду ребенок уже приучается владеть карандашом, сначала простым, а потом и цветными, переходя дальше к краскам. Его творчество здесь совершенно свободно: он или срисовывает с картинок, если у него мало творческой фантазии, или композирует что ему вдумается, и роль педагога здесь — только очень осторожное, незаметное руководство по линии овладения техникой, необходимой для большей выразительности, как в отношении рисунка, так и краски.
В школе рисунок, зарисовка, преимущественно с натуры, уже входит органически в учебную работу, в виде зарисовок и иллюзтраций к докладам о экскурсиях, наблюдениях, опытах и проч. При правильной постановке этой работы, при органическом слиянии ее со всей остальной, мы должны, в результате, достигнуть того, что каждый кончающий школу должен уметь сделать грамотную зарисовку с натуры; выделяющихся же, обладающих способностью к композиции и выяснившимся влечением к живописи или рисованию, мы направим уже в специальные техникумы или ВУЗ'ы.
То же самое и с музыкой. Трудно представить себе детский сад без рояля, а его воспитательский персонал без человека грамотного в отношении музыки. Большинство детских игр идет с музыкой и пением,— влияние слушания музыки на детей, начиная с дошкольников, хорошо известно каждому педагогу. Втягивание всех, даже не обладающих хорошим голосом, в детский хор достигается очень легко; что же касается музыкального слуха, то, за редкими исключениями, его можно развить до известного уровня у каждого ребенка.
Слушание музыки уже со школьного возраста должно сопровождаться и пояснениями, ведущими к пониманию ее. Путем сопоставления и комментарием к определенным музыкальным произведениям этого достигнуть нетрудно. Драматизация, умение изображать других людей, импровизировать на определенную тему, перевоплощаться в другие типы и характеры уже довольно тесно вошла в жизнь школы, при проработке обществоведения и литературы. Владение литературным слогом достигается, благодаря довольно большому количеству самостоятельных письменных работ учащихся, в виде рабочих дневников, докладов, рефератов и проч., читаемых и обсуждаемых всем коллективом. Ученические журналы со статьями, рассказами и стихами стали одной из распространенных форм работы литературных кружков.
Таким образом все основные виды эстетического воспитания органически входят в школьную жизнь, до известной степени пронизывая ее основную, плановую работу и внося присущую им гармонию и красоту в школу. Там, где это слабо развито, необходимо подтянуться. Ненужно выпирать эстетическое воспитание и перегибать его до специализации; это все-таки дело техникумов, выделить кандидатов в которые, конечно, должна школа, общее же эстетическое воспитание должно стать просто непременным составным элементом в плановой работе, По линии пения, ритмики, а также и физкультуры — много поможет детское движение.
В отношении работы с взрослыми мы смотрим на искусство не только как на отдых, на развлечение после труда,— нет, самый труд когда-нибудь вплотную сомкнётся с искусством. Если легче, менее утомительно маршировать под музыку, то не легче ли будет и на фабрике работать, если она будет красивой, украшенной картинами и живописью, а работа будет сопровождаться музыкой. Ведь одна из главных наших целей — сделать легче, приятнее и красивее труд. И если буржуазное искусство, извращенное, дезорганизованное, только щекотало нисшие инстинкты откормленных буржуа,— то пролетарское искусство будущего сольется в один гимн труда со звоном молотков и мерным рокотом машин. Пусть до этого еще далеко. Но ведь вея наша работа — для будущего, в его светлые дали лежит путь наш, как ни тяжел он сейчас.
А помимо этих отдаленных целей искусство, как могучее оружие агитации и пропаганды, как самый понятный и яркий язык, и теперь занимает видное место в нашей политпросвет-работе. Сплошь и рядом местная общественность молодежи зарождается в хоровом или театральном кружке, а выростает в дальнейшем в серьезную политическую организацию. Рабочие клубы, одновременно организуя кружок по изучению марксизма, организуют и драматические кружки, закупают и политическую библиотеку, и рояль, и инструменты для оркестра из своей молодежи. И чем глубже, органичнее войдет искусство в жизнь трудовых класов, тем быстрее будет назревать новый быт, тем богаче, организованнее и гармоничнее будет жизнь трудящихся; тем выше их восприимчивость ко всему, нарушающему организованность, гармоничность общенародной трудовой жизни.
В отношении сегодняшних, текущих зацач, необходимо сказать несколько слов о кино. Это, конечно, не высшее достижение искусства, это, наоборот, более примитивный вид его,— но всем уже, кажется, ясно, какую громадную роль может сыграть оно сейчас. Расширение кругозора деревни, не выезжавшей дальше своей околицы, ознакомление с тем, как в других землях живут и обрабатывают землю такие же крестьяне, как они, движущиеся изображения наших вождей, важнейших исторических моментов,— все это так легко, так увлекательно может провести в деревне кино. Недаром Вл. Ильич Ленин так серьезно и настойчиво говорил о значении кино и дал такие четкие определенные директивы в отношении его. Еще в январе 1922 г. В. И. Ленин, в связи с реорганизацией кино-дела, указывал на необходимость создания серии фильм на тему „из жизни народов всех стран", а в заключение на необходимость „специально обратить внимание на организацию кино-театров в деревне и на Востоке, где они явятся новинкой и где поэтому наша пропаганда будет особенно успешна". Эта директива теперь, после IV совещания наркомпросов Союза, на котором постановлено образовать при Госкино Восточную секцию (октябрь 1924 г.),— выполнена. В отношении же деревни в 1924 году двинуты кино-передвижки, работавшие с громадным успехом. В отношении наших фильм тоже кое-что делается, но еще мало. И несомненно недалеко время, когда кино в нашей глуши, в виде ли постоянном или в виде передвижки, войдет в ряд плановых форм политико-просветительной работы и явится авангардом пропагандистской работы в деревне.

Продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +