Б. А. Плюснин-Кронин. "Новый этап"
Новая система народного образования в РСФСР и новые программы Государственного Ученого Совета
Изд-во "Работник просвещения", М., 1925 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
Мы говорим, что целью всей нашей педагогической работы является выработка творческой, свободной, всесторонне-развитой социальной личности, при чем выработка эта основывается на синтезе труда и науки, и педагогический материал черпается преимущественно из окружающей жизни.
Эта цель — пусть теоретическая и идеальная — определяет собой пути к ее достижению, определяет методы подхода к ней даже на отдаленных этапах пути.
И, поскольку это так, необходимо отчетливо уяснить, что представляет из себя эта цель, откуда она возникла, является ли она педагогической самоцелью или продиктована чем-либо, вне педагогики лежащим.
Прежде всего: кому и для чего может быть нужна такая личность? Ответ ясен: она нужна нашему пролетарскому государству для творчества новой жизни, для борьбы за осуществление социалистического идеала. Без такой личности творчество, достижения и победы невозможны. Пролетарское государство требует властно и настойчиво, чтобы такие личности были созданы.
Пора бросить басни о самоценности личности, о самоцельности воспитания. Личность ценна постольку, поскольку она нужна и полезна человеческому коллективу, идущему к прогрессу и усовершенствованию жизни. Воспитание есть орудие, при помощи которого организованное общество готовит необходимых ему работников.
Эти цели и планы определяют идеологическое направление работы школы над вверенным ей для переработки детским материалом.
Ни о какой абсолютной свободе школы речи быть не может. Все ее направление и содержание определяется: 1) целевыми предначертаниями государства; 2) жизнью - бытием, на нее со всех сторон влияющим.
В царской России школе диктовалась определенная цель: создание, с одной стороны, послушных и смиренных подданных — рабов, с другой — нерассуждающих, а только исполняющих волю начальства надсмотрщиков-чиновников. Такова была директива государства школе.
Но на нее напирала развивающаяся жизнь, уже перерастающая застывшие государственные формы, и, с своей стороны, диктовала иное, мешая выполнять полностью веления государства. И, как только ослаблялся где-либо государственный нажим, школа, уступая натиску жизни, переставала служить целям государства и выполнять его директивы. Государстьенная форма и содержание ее — жизнь и экономические отношения — находились в резком несогласовании друг с другом, что и повело в заключение к революции.
Теперь положение резко изменилось. Теперь государственные формы отнюдь не теснят своего содержания, не мешают развитию жизни, они достаточно гибки и эластичны, чтобы не стеснять ее роста. Однако, полного совпадения формы и содержания нет и сейчас,— только положение совершенно противоположно прежнему.
Здесь — вопрос об идеологической надстройке. Нельзя забывать, что если бытие и определяет собой мышление, то последнее, в свою очередь, более или менее влияет на первое: отнюдь, правда, не изменяя основного хода вещей, оно способно, однако, ускорить или замедлить его движение.
Во всех странах капитализма и буржуазии государственная форма, план государственной работы статичны, консервативны и лишены сколько-нибудь научно построенной идеологии. Их идеология — в лучшем случав — шовинизм, империализм, а в большинстве случаев — просто интересы кошелька группы банкиров.
Мы являемся единственной в мире страной, где план государственной работы, ее форма, вся организация государства глубоко и строго научно идеологичны. Государственная форма наша в высшей степени динамична: она не только не склонна сдерживать и ограничивать застывшими рамками развитие жизни, а, наоборот, всемерно подталкивает, ускоряет его. Государственная форма буржуазии носит запретительный и ограничительный характер; у государственной формы нашей основная черта — поощрение, помощь естественному развитию жизненных явлений.
И вот отсюда следует, что, при наличии соответствия государственных форм и запросов жизни, полного тождества между ними нет и у нас.
Опираясь целиком на жизнь, исходя из нее, государственная программа живет не сегодняшним ее днем, а завтрашним. Жизнь — это сегодня. Государственные программы и цели — завтра. Государственная программа логически развивает и продолжает то, что дает сегодняшняя действительность, и план своей работы строит, опираясь на реальности сегодня, но ориентируясь на завтра и послезавтра.
Государственная программа не отражает, как зеркало, жизнь, она стремится ее улучшить, поднять и придать ей более совершенную организационную форму. Глубокая идеологичность нашей государственной формы, ясная и определенная научно-доказанная цель всей работы государства позволяют строить в ходе государственной работы исторический прогноз и делать не только то, что нужно для сегодня, но и то, что необходимо для будущего. Такова же должна быть и школа. Только автоматически отражать жизнь, быт, только скопировать сегодняшнее — это мало: нужно приоткрывать горизонты завтрашнего дня, нужно научить итти к ним, нужно звать вперед, нужно учить разрушать отжившие формы. Цели школы, как и государства, вытекают из жизни, но не совпадают полностью с ее сегодня и особенно с ее бытом. Взгляд школы, как и государства, всегда обращен к завтрашнему дню.
В сущности, если расширить понятие педагогики, то почти вся наша государственная работа педагогична. Педагогика стала важнейшим фактором всей борьбы рабочего класса за лучшее будущее, всей государственной и интернациональной работы пролетариата.
Присмотритесь: разве работа партии не воспитательно-педагогическая работа? Профсоюзы, с пропагандой поднятия квалификации, союзной дисциплины, сознательного отношения к труду — разве не воспитывают они массы? А агропропаганда Наркомзема и вся наша работа по интенсификации сельского хозяйства? А санитарное просвещение Наркомздрава? А громадная культурная работа в красной армии? Даже чисто-хозяйственные производственные органы ВСНХ, с их работой по нормализации труда, по производственной пропаганде,— словом, везде и всюду, куда ни оглянешься, творится напряженная работа по воспитанию и образованию широких народных масс в определенном направлении, и в логическом расширении своем понятие педагогика приближается к понятию „научно-рациональная организация общественной жизни".
Вся деятельность коммунистической партии и советской власти есть не что иное, как массовая грандиозная подготовка страны со всем ее населением к социализму, ибо без поднятия культурного уровня масс мы к нему не придем.
Эта черта резко выделяет советское государство среди всех прочих. Эта черта указывает, что вопросы педагогики, вопросы подходов к воспитательно-образовательным задачам нигде в мире не играют такой важной — и политически важной — роли, как у нас, где они определяют весь ход развития страны.
Это нужно, наконец, осознать полностью. Не пришла еще время, чтобы всю педагогическую и воспитательную работу, во всех ее формах и разновидностях, связать в один узел, который будет руководить всем наступлением на твердыни старого мира, но теоретически мыслится уже время, когда рядом со СТО (Совет Труда и Обороны) будет создан не менее авторитетный и влиятельный орган: СВО (Совет Воспитания и Образования), который, как верховный штаб, вооруженный всей мудростью и всем опытом научной педагогики, будет планировать воспитательно-образовательную работу во всех ведомствах и во всех ее проявлениях.
Ведь и сейчас задания наших высших партийных и советских органов, даваемые по разнообразным линиям строительства, зачастую требуют педагогического подхода к своему выполнению, учета психологии масс. Если до СВО еще далеко, то, во всяком случае, пришло время, чтобы педагогику и ее работников поставить на подобающее им высокое место и окружить подобающим вниманием.
Из этого ясно определяется, что и школе государство обязано предписывать линию ее работы. Мы можем себе представить, что, во имя завтрашнего дня, школа получит задание, не имеющее еще полного отражения в жизни,— только слабые намеки на него носит сегодняшний день. И школа должна пойти на выполнение этих заданий, на развите этих намеков; она должна стараться уйти вперед жизни. Она должна подчас выступить против ее сегодняшних форм.
Интересы государства многообразны: поэтому разнообразно и то, что потребно ему, и рамки, диктуемые школе государственными требованиями, всегда будут достаточно широки, чтобы в общем и целом можно было в воспитательной работе считаться и с интересами и требованиями детей.
Но — только считаться. Если сейчас нам необходимы в первую очередь интенсификация сельского хозяйства и развитие крупной индустрии, то эти две линии и определяют содержание школьной работы. Нам дозарезу нужны организаторы-практики, с теоретиками и мыслителями мы можем подождать,— и мы развиваем практические уклоны в детях, мы отмахиваемся от теоретизирования и абстракции. Вея школьная работа строится так, чтобы не дать им пищи для расцвета.
Вечно ли это положение? Можем ли мы теоретически мыслить нашу страну в таком состоянии хозяйства и организации, что на практиков и хозяйственников спроса не будет? Можем. Что тогда будет делать школа? Немедленно приступит к перестройке, в соответствии с новыми заданиями государства...
Интересы детей создает жизнь, сегодняшняя жизнь, еще засоренная, еще повсюду носящая печать рабского прошлого. И, если мы не хотим топтаться на одном месте, если мы хотим итти вперед, мы неизбежно должны критически и осторожно относиться к этим интересам и проверять степень соответствия их не с сегодняшней жизнью, а с директивами государства. Ведь интерес к улице, продаже папирос и легкой наживе — это тоже интерес. Ведь религиозное увлечение — это тоже увлечение.
В идеальном государстве, где мы не будем сдавлены нуждой, где каждый работник, каждый день, каждый ресурс не будут на таком строгом нищенском учете, мы сможем позволить себе роскошь всем здоровым детским интересам, независимо от их нужности государству, развиваться одинаково. Но теперь это нельзя. У нас нет ни средств, ни времени, чтоб развивать то, что не нужно в государственных целях. Мы вынуждены по возможности сжать программы, по возможности понизить общеобразовательный минимум. И соответствие школьной работы целям государства должно быть максимальное.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.