В «Губернских очерках» Щедрина сатирическое разоблачение зла дополнено, говоря языком материалистической эстетики Чернышевского, объяснением его причин, его источников, вследствие этого и «приговор» над явлениями жизни приобретал всю силу демократической непримиримости к самодержавно-крепостническому строю.
«Ни у кого из предшествовавших Щедрину писателей, — заявлял Чернышевский, — картины нашего быта не рисовались красками более мрачными. Никто (если употреблять громкие выражения) не карал наших общественных пороков словом более горьким, не выставлял перед нами наших общественных язв с большей беспощадностью... у него нет не только целого рассказа, похожего на «Коляску», или на «Тяжбу», или на «Лакейскую» Гоголя, нет двух строк, которые бы ни были пропитаны грустным чувством. Он писатель, по преимуществу скорбный и негодующий».
Чернышевский стоит у истоков щедринской сатиры. Его материалистические, социалистические идеи имели большое влияние на содержание и направление творчества Щедрина в целом. Идейно-художественный материал «Губернских очерков» позволил Чернышевскому во весь рост поставить задачу дальнейшего идеологического подъема отечественной литературы на почве оплодотворения её реалистического метода принципами материализма, революционного демократизма.
Чернышевский-критик весьма положительно отзывался о творчестве таких больших художников-реалистов, как Тургенев, Л. Толстой, Островский, хотя он порой резко расходился с ними во взглядах на многие явления литературной и общественной жизни.
Образцом глубокого идейно-художественного анализа крупных произведений эпохи могут служить статьи Чернышевского о Л. Толстом. С поразительной чуткостью Чернышевский разгадал в даровании и творчестве Толстого, тогда еще только начинавшего свой литературный путь, такие качества и особенности, которые получат потом полное развитие — это великое уменье писателя образно раскрыть «диалектику души» и с огромной эмоциональной силой изобразить «чистоту нравственного чувства».
Глубокое проникновение в мир человеческой души, внутренних движений мысли дало Толстому прочную основу для изучения человеческой жизни вообще, для разгадывания характеров. Знание человеческого сердца — основная сила таланта Толстого. Критик-демократ ценил в Толстом художника, углубившего принципы реалистического изображения самой сложной области человеческого бытия — «сокровеннейших законов психической жизни». Передовая русская литература крайне нуждалась в таком открытии, ибо оно усиливало идейное воздействие ее на общество. В этом отношении отзыв Чернышевского о Толстом надо прямо соотнести с тем, что писал критик Некрасову о «поэзии сердца», о том, что «в жизни сердца истинное горе или истинная радость для каждого из нас».
Диалектику души людей, стремящихся стать лучшими, «омыться и очиститься от наследных грехов», от «ветхой грязи» прошлого, постигает в художественной прозе Толстой, в поэзии ее постиг Некрасов. Отсюда и заявление Чернышевского в письме к Некрасову: «Пушкин, Лермонтов, Кольцов, как лирики, не могут итти в сравнение с Вами».
Любопытно отметить, что в упомянутом письме Чернышевский, сообщая Некрасову о том, что Толстой приезжает в столицу и привозит для журнала «Юность» — последнюю часть знаменитой трилогии — прибавляет: «Я побываю у него,— не знаю, успею ли получить над ним некоторую власть, — а это было бы хорошо и для него и для «Современника». В этих словах сквозит величайшая забота критика-демократа о развитии нового таланта и надежда на то, что он развернет свои огромные возможности в интересах живых сил русской общественности.
Чернышевский положительно отозвался о реализме повести Толстого «Утро помещика». Показывая полную социально-психологическую разобщенность барина и крепостного крестьянина, Толстой по-своему правдиво изображал центральный классовый конфликт эпохи. Художник глубоко проник в психологию крестьянина. «Толстой с замечательным мастерством, — писал Чернышевский, — воспроизводит не только внешнюю обстановку быта поселян, но, что гораздо важнее, их взгляд на вещи. Он умеет переселяться в душу поселянина, — его мужик чрезвычайно верен своей натуре, — в речах его мужика нет прикрас, нет реторики, понятия крестьян передаются у графа Толстого с такой же правдивостью и рельефностью, как характеры наших солдат».
В ранних отзывах Чернышевского почти не содержится критических замечаний в адрес Толстого. Талант писателя развивался. И хотя Чернышевскому уже были видны слабые стороны мировоззрения Толстого (тенденции отвлеченного морализма и т. д.), он на них специально не останавливался. Позже, в 1862 году, когда отчетливо выявились реакционные черты во взглядах Толстого, Чернышевский публично выступил против моралистических убеждений художника.
Статьи Чернышевского о Толстом, наметившие характеристику сильных и слабых сторон его мировоззрения и творчества, стоят в преддверии гениальных ленинских оценок наследия великого писателя земли русской.
Высоко ценя реалистические достижения Тургенева — автора «Записок охотника» и «Рудина», Чернышевский резко критиковал его идейные ошибки, либеральные колебания. Чернышевский осудил славянофильские увлечения Островского, хотя большинство драматических произведений его («Свои люди — сочтемся», «Доходное место» и др.) он глубоко ценил. Своей принципиальной критикой Чернышевский стремился помочь этим большим художникам встать в передовые шеренги прогрессивной русской литературы, атакующей царизм и крепостничество.
Чернышевский и Добролюбов страстно ждали появления в литературе образа нового героя, разночинца, демократа, уже заявившего себя как большая общественная сила. Высокохудожественное решение проблемы положи тельного героя имело огромное идейно-воспитательное значение. Этим значительно облегчалась задача выращивания «самоотверженных деятелей», способных идти до конца в борьбе против враждебного народу режима. Революционно-демократическая критика остро реагировала на любую попытку ложно изобразить или истолковать образ героя современности. Она не пощадила гончаров-ского Штольца, отвергла тургеневские стремления выдать за героя русской жизни Инсарова; она показала общественную безликость и бесполезность «лишних людей», зло высмеяла либеральных драмоделов, взапуски пустившихся лепить пошлых героев — идеальных чиновников, воз вышенных «прогрессистов», которые щеголяют верноподданнической благонамеренностью. Задачу создания образа положительного героя успешно решали сами же писатели-разночинцы, о чем свидетельствуют в первую очередь типы «новых людей» в романе Чернышевского «Что де лать?»
В статье «Не начало ли перемены?» Чернышевский выдвинул перед отечественной литературой и другую крупнейшую задачу эпохи — задачу правдивого изображения народа и его жизни, без сентиментальной идеализации и приукрашивания, без филантропического убаюкивания. Надо, требовал критик, «резко говорить о недостатках» угнетенного народа, чтобы возбудить у него «желание изменить свою судьбу».
Блестяще эту задачу начал художественно решать Л. Толстой. Свой ценный творческий вклад внесли в это дело и воспитанные на статьях Чернышевского писатели-разночинцы Н. Успенский, В. Слепцов, Ф. Решетников, а позже Г. Успенский и другие.
Как литературный критик, Чернышевский был предельно объективен и принципиален. Прежде чем вынести окончательный суд о том или ином произведении, он тщательно его исследовал со стороны идейного содержания, художественной формы, общественного значения. Групповым пристрастиям не было места в оценках и суждениях великого критика. В своих литературно-критических статьях Чернышевский никогда не ограничивался освещением узко-эстетических вопросов. Он действовал как революционный мыслитель, боец и трибун. Статьи Чернышевского, разбирающие конкретные литературные явления, поднимались до высокого уровня революционных публицистических обобщений важнейших явлений и процессов общественной жизни России.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.