По заграничным газетам и журналам Чернышевский жадно знакомится с ходом революционной борьбы во Франции, Германии, Венгрии и Италии. Он внимательно следит за поведением «нововводителей» (так он называет революционеров), восхищается их убежденностью, смелостью, преданностью своим идеям, клеймит реакционные правительства и поборников деспотизма. О себе Чернышевский пишет: «Я революционист»; «Я стал по убеждениям в конечной цели человечества решительно партизаном социалистов и коммунистов и крайних республиканцев», — эти и подобные им дневниковые записи на протяжении 1848—1849 годов говорят о том, как последовательно и настойчиво опыт общественной борьбы утверждал Чернышевского на позициях революционера.
Поражает глубина проникновения политической мысли молодого Чернышевского в самое существо классовых противоречий и конфликтов современного ему общества. Чернышевский зорко отмечает предательские шараханья либералов, их «подлое лицемерство», их смыкание с реакцией, их враждебность народу.
8 сентября 1848 года Чернышевский записывает в «Дневник»: «Эх, господа, господа, вы думаете, дело в том, чтобы было слово республика, да власть у вас — не в том, а в том, чтобы избавить низший класс от его рабства не перед законом, а перед необходимостью вещей,... чтобы он мог есть, пить, жениться, воспитывать детей, кормить отцов, образовываться и не делаться мужчины — трупами или отчаянными, а женщины — продающими свое тело. А то вздор-то! Не люблю я этих господ, которые говорят свобода, свобода — и эту свободу ограничивают тем, что сказали это слово да написали ею в законах, а не вводят в жизнь, что уничтожают законы, говорящие о неравенстве, а не уничтожают социального порядка, при котором 9/10 народа — рабы и пролетарии».
Чернышевский проницательно замечает, что буржуазия во Франции берет верх, но и то хорошо, что она берет верх, как хищница, легче будет «низшим классам» разрушить ее власть. Чувством возмущения и гнева проникнуты строки, посвященные разгрому восстания в Вене и расстрелу члена Франкфуртского собрания Роберта Блюма. «Прусское правительство подлецы, австрийское — подлецы, но этого названия для них мало, я не нахожу снов, чтобы выразить то отвращение, которое я питаю к убийцам Блюма». Чернышевский пытливо всматривался в общественно-политический облик тогдашней Европы, его горячо трогали события, происходящие за рубежом, — и выступление венгерского революционера Кошута, которого он защищает, называя себя «другом венгров», и реакционный переворот в Берлине в ноябре 1849 года, который он сурово осуждает, и освободительное движение в итальянских землях, которое он приветствует.
Революционная борьба за рубежом глубоко интересовала Чернышевского прежде всего потому, что он страстно хотел правильно разобраться в русских делах, уяснить ближайшее историческое завтра своей родины. Вот почему нередко оценки западных событий прямо соотносились с фактами отечественной жизни.
Упомянув о гибели Р. Блюма, Чернышевский ставит себя в положение общественного деятеля в России и пишет: «Я нисколько не подорожу жизнью для торжества своих убеждений, для торжества свободы, равенства, братства и довольства, уничтожения нищеты и порока».
Конкретные факты классовой, общественной борьбы в России и за рубежом помогли Чернышевскому освободиться от некоторых незрелых, ошибочных политических представлений. Так одно время он полагал, что монархия, как якобы надклассовая сила, способна будет «препятствовать высшим классам угнетать низшие» и обеспечить «развитие в нас демократического духа». «А теперь я решительно убежден в противном, — пишет Чернышевский 20 января 1850 года, — монарх, и тем более абсолютный монарх, — только завершение аристократической иерархии, душою и телом принадлежащее к ней. Это все равно, что вершина конуса аристократии... Пусть начнется угнетение одного класса другим, тогда будет борьба, тогда угнетаемые сознают, что они угнетаемы при настоящем порядке вещей, но что может быть другой порядок вещей, при котором они не будут угнетаемы; поймут, что... нет им надежды ни на правосудие, ни на что, и между угнетателями их нет людей, стоящих за них, а теперь они самого главного из этих угнетателей (т. е. царя. Е. П.) считают своим защитником, считают святым».
Так шаг за шагом крепли и углублялись революционные убеждения Чернышевского. Чрезвычайно характерен тот факт, что накануне окончания университета (май 1850) Чернышевский серьезно думал о тайном печатном станке, с помощью которого он смог бы распространить «воззвание к восстанию». Чернышевский намеревался описать тяжелое положение масс и убедить их в том, что «только сила и только они сами через эту силу могут освободиться».
В неразрывной связи с общественно-политическими взглядами и с той же последовательностью определились в студенческие годы философские убеждения Чернышевского, его передовые литературные интересы.
Философское развитие Чернышевского-студента завершилось усвоением материалистического мировоззрения. На этом пути молодому мыслителю предстояло преодолеть серьезные трудности.
Корни религиозных идеалистических понятий, внушенных семьей, довольно еще крепко держались в Чернышевском. Верно, уже в саратовский семинарский период в религиозных верованиях юноши возникла трещина. Видимо, это имел в виду сам Чернышевский, когда позже в автобиографии свидетельствовал: «Я рано стал смотреть свысока на ее (т. е. семьи. Е. П.) понятия». Однако в глазах юного Чернышевского, религиозные верования все же сохраняли свою силу, ибо они внушались и, что главное, искренне разделялись отцом, которого сын глубоко уважал и любил. В письме к родным из Петербурга Чернышевский резко отрицательно отозвался об университетском профессоре богословия, который своими «пасхальными речами», «бессмысленными громкими фразами» оставляет студентов в состоянии скептицизма или даже «сердечного неверия».
У Чернышевского далеко не сразу и не без серьезного внутреннего напряжения произошло высвобождение из-под давления рутинных понятий. В дневнике с замечательной прямотой и искренностью обозначены своеобразные этапы идеологического отрыва Чернышевского от семьи и от сословной среды в целом.
Сильнейшие удары по идеалистическим воззрениям наносили в своих работах Белинский и Герцен. К их голосу прислушивался Чернышевский. Статью Белинского «Взгляд на русскую литературу 1846 года», отчетливо формулирующую материалистические взгляды и резко противопоставляющую их идеалистическим, Чернышевский читал очень внимательно и горячо рекомендовал Пыпину ознакомиться с ней.
В этой статье Белинский писал: «Современная наука... хочет... проникнуть в таинственную лабораторию природы... проследить физический процесс нравственного развития...».
С философией Гегеля Чернышевский первоначально ознакомился по изложениям ее в сочинениях Герцена и Белинского. Русские мыслители положительно отнеслись к диалектическому методу гегелевской философии, к ее «рациональному зерну», отбросив, оставив в тени ее реакционную идеалистическую систему. Изучение Гегеля в подлиннике разочаровало Чернышевского. В пухлых трактатах немецкого философа бросался в глаза мертвый метафизический хлам его системы. 27—28 января 1849 года Чернышевский писал в дневнике: «Мне кажется, он раб настоящего положения вещей, настоящего устройства общества».
Несомненно, эта глубокая критическая оценка Гегеля определена революционно-демократическими взглядами, в которых утверждался тогда молодой Чернышевский.
Это же обстоятельство было причиной положительного отношения Чернышевского-студента к философии Фейербаха. Все чаще и чаще в дневниковых записях появляются скептические замечания о религии, пока, наконец, Чернышевский не заявил 15 сентября 1850 года: «Скептицизм в деле религии развился у меня до того, что я почти совершенно от души предан учению Фейербаха».
В таких словах высказал Чернышевский накануне окончания университета свою новую материалистическую и атеистическую позицию-
Как и прежде, s духовной жизни Чернышевского в студенческие годы весьма значительную роль играла художественная литература. «Гоголь и Лермонтов кажутся недосягаемыми, великими, за которых я готов отдать жизнь и честь»,— эта запись в дневнике от 2 августа 1848 года хорошо передает главное в литературных интересах молодого Чернышевского.
В особых условиях исторического развития России коренится причина того, что в литературе сосредоточивалась умственная жизнь страны. «Только в одной литературе, — заявлял Белинский в письме к Гоголю, — несмотря на татарскую цензуру, есть еще жизнь и движение вперед».
Вслед за своим учителем, Чернышевский высоко ценит в русской литературе ее критический пафос. Любимые книги Чернышевского-студента — «Герой нашего времени» и «Мертвые души». Охотно он читает Диккенса и Жорж Занд, отмечая и в них прежде всего то, что эти писатели — защитники «низших классов против высших», «каратели лжи и лицемерия».
Глубоко усвоив мысль Белинского о том, что только жизнь народа, степень его развития определяют значение поэта для человечества, Чернышевский приходит к выводу: «Лермонтов и Гоголь, которых произведения мне кажутся совершенно самостоятельны, которых произведения мне кажутся, может быть, самыми высшими, что произвели последние годы в европейской литературе, доказывают, что пришло России время действовать на умственном поприще, как действовали раньше ее Франция, Германия, Англия, Италия».
В этих словах предвосхищены позднейшие патриотические мысли Чернышевского о роли России в развитии мировой культуры и литературы.
В одном из писем к родным в начале 1848 года Чернышевский писал, что некоторые из его приятелей подвизаются на литературном поприще, на котором скоро, может быть, явится и он.
Действительно, в студенческие годы Чернышевский написал несколько повестей и даже пытался их опубликовать в журналах «Отечественные записки» и «Современник». До нас дошли лишь небольшие отрывки из неоконченной повести «Пониманье» (1848) и «Теория и Практика» (1849—1850). Название последней повести довольно удачно передает, повидимому, одно из основных идейно-тематических направлений ранних беллетристических опытов Чернышевского. Речь идет об особом внимании автора к вопросам «теории и практики», к вопросам «слияния жизни и убеждений», «верного следования своим убеждениям». Эта тема, выдвигавшаяся в литературе самой жизнью, как нельзя более была близка молодому Чернышевскому, вырабатывавшему в ту пору основы революционного мировоззрения и твердый, волевой характер.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.