Управление — необходимая предпосылка слаженной и эффективной совместной деятельности людей в любой области общественной жизни. «Всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе,— указывал К. Маркс,— нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения всего производственного организма в отличие от движения его самостоятельных органов. Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере».
Наша партия рассматривает вопросы управления и руководства как составную часть всей своей деятельности. В решениях съездов и постановлениях ЦК КПСС уделяется большое внимание стилю руководства, личности руководителя, культуре работы аппаратов управления.
На XXV съезде КПСС подчеркивалось, что важным условием успеха руководства является ленинский стиль работы. Стиль творческий, чуждый субъективизму, проникнутый научным подходом ко всем общественным процессам. Он предполагает высокую требовательность к себе и другим, исключает самодовольство, противостоит любым проявлениям бюрократизма и формализма. В материалах съезда содержатся методологического порядка указания на связь конечных результатов деятельности с ее промежуточными звеньями.
В Отчетном докладе ЦК КПСС съезду Л. И. Брежнев также говорил, что управленческая и прежде всего плановая деятельность должна быть нацелена на конечные народнохозяйственные результаты. Такой подход становится особенно актуальным по мере роста и усложнения экономики, когда эти конечные результаты все больше зависят от множества промежуточных звеньев, от сложной системы внутриотраслевых и межотраслевых связей. В таких условиях в погоне за промежуточными результатами, которые сами по себе еще не решают дела, легко упустить главное — конечные результаты. И наоборот, не уделив должного внимания каким-то промежуточным звеньям, можно подорвать конечный, суммарный эффект больших усилий и вложений.
Все эти требования съезда нашей партии полностью относятся к управленческой деятельности руководящего состава вузов, от деятельности которого в решающей мере зависят результаты и качество подготовки специалистов. В связи с тем, что вуз можно рассматривать как сложную социальную систему, следует указать на различие понятий «управление» и «руководство». Управление — более широкая категория, обозначающая процесс перевода объекта из одного состояния в другое.
Управление — это «...функциональный элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая: а) сохранение их определенной структуры, б) поддержание установленного режима деятельности и в) реализацию явно или латентно заданной программы всей деятельности (достижение цели)».
Управлять — значит руководить, направлять деятельность кого-нибудь, как это определяется в словаре С. И. Ожегова. Следовательно, управление людьми можно в известных пределах отождествлять с руководством.
Руководить — значит ставить перед людьми конкретные цели, определять сроки и средства их достижения, планировать, корректировать, учитывать и оценивать общую и индивидуальную работу, добиваться согласованной, максимальной эффективности общей деятельности, стимулировать труд, поощрять, требовать и т. д.
Психологическая характеристика руководства учебно-воспитательным процессом в вузе
Руководство учебно-воспитательным процессом — это планомерное воздействие на его содержание, структуру и предпосылки эффективности с целью теоретической и практической подготовки специалистов, отвечающих всем современным требованиям.
Руководить учебно-воспитательным процессом — значит создавать оптимальные внешние и внутренние условия для успешного формирования личности будущего специалиста, рационально использовать образовательные и воспитательные возможности преподавания, всех форм и видов учебной и воспитательной работы.
В учебно-воспитательном процессе участвуют ректорат, учебный отдел, партком, деканаты, преподавательские и студенческие коллективы, партийные и комсомольские бюро и т. д. Их деятельность нуждается в руководстве, в общем планировании, в целеустремленном определении содержания, форм и методов работы. Каждая часть сложной системы подготовки специалистов, каждое звено этой системы должно выполнять заранее предусмотренные мероприятия, подчинять свою деятельность общей цели и логике учебно-воспитательного процесса.
В конце 1967 г. MB и ССО СССР приняло решение о создании АСУ высшей школы (ВШ), способной воспринимать, хранить, обрабатывать и своевременно выдавать необходимую информацию в удобной для использования форме. Одной из ведущих организаций по разработке АСУ является Московский инженерно-экономический институт. В этом институте АСУ ВШ разрабатывается как типовая для управления вузом с численностью студентов дневного отделения до 15 тыс. человек. На начальной стадии проектирования было выявлено, что в МИЭИ (численность студентов 8,5 тыс.) в течение семестра выставляется около 250 тыс. текущих и семестровых оценок. Такое обилие информации приводит к большому осложнению всей работы вуза, особенно своевременной обработки данных, что уже, по существу, является препятствием на пути динамического и планомерного развития управления вузом.
Необходимость создания типовой АСУ вуза диктуется несколькими факторами.
Во-первых, путем создания типовых АСУ можно существенно удешевить их разработку и сократить время на проектирование и внедрение; во-вторых, значительно упрощаются проблемы общей координации всех вопросов.
Системное обследование ряда вузов и сравнение результатов с аналогичными результатами обследования предприятий показывает, что типовые элементы характерны всем вузам. Например, единство целей деятельности вузов, абитуриент, студент и специалист с высшим образованием, организация учебного процесса, научных исследований и т. д.
О перспективном развитии высшего образования Р. В. Хохлов говорит, что базовое образование преобладающей части тружеников при коммунизме будет высшим. В структуре возрастающих потребностей человека все больший удельный вес будут составлять нематериальные блага, в первую очередь культура и образование, которые, в отличие от разумных материальных потребностей, не имеют границ в своем развитии. В соответствии с этим существенно повысится роль образования в жизни страны, особенно разовьется система образования без отрыва от основной работы. Вузы будут охватывать своей деятельностью не только молодежь, они превратятся в центры культуры и образования всего народа. Такова перспектива, которая уже сейчас требует продумывания и осуществления четкой системы управления.
Исходя из методологии марксизма-ленинизма и системного подхода к анализу общественных явлений, высшая школа конца XX столетия в нашей стране будет характеризоваться следующими особенностями:
во-первых, созданием централизованной системы передачи научного знания;
во-вторых; организацией трехуровневой структуры высшего образования (унифицированным фундаментальным образованием, специализацией, непрерывным образованием в течение всей трудовой деятельности специалиста);
в-третьих, индустриализация методов обучения, резко повышающих производительность труда профессорско-преподавательского состава.
Без организующего начала невозможна согласованность в действиях многих частей и звеньев системы, немыслимо движение ее к достижению нужного результата. В связи с быстрыми темпами развития социальных условий, науки, техники, всех областей производства, ростом числа специальностей заметнее проявляется объективная тенденция к повышению централизации в управлении процессом подготовки кадров.
Сущность этой тенденции заключается в объединении и координации системы управления министерств, ведомств деятельностью подчиненных им высших учебных заведений и регламентации их усилий в вопросах подготовки специалистов. Это проявляется не только в постановке единых задач, но также и в указании средств и методов их выполнения, в постоянном влиянии на содержание и ход учебного процесса в вузах.
Среди важных задач централизации системы управления стоит забота об укреплении и создании учебно-материальной базы высших учебных заведений: укомплектованность преподавателями, подготовка учебников и книг по отдельным предметам, изготовление необходимого оборудования, технических средств, повышающих эффективность обучения. В современных условиях «центр» призван настойчиво работать над тем, чтобы учебные здания, все оборудование вузов соответствовало интересам всестороннего и профессионального развития личности специалиста. Важно поэтому обратить внимание на научное определение педагогических, психологических, эргономических и гигиенических требований к отдельным зданиям и их размещению, к учебному оборудованию, клубу, стадиону, лабораториям и т. д.
Степень самостоятельности и инициативы руководства вузов зависит от их профиля, подготовленности преподавателей, материальной базы и других факторов. Научно-педагогический коллектив учебного заведения имеет больше возможностей, чем «центр», конкретно и тщательно учитывать требования к специалисту, характер его будущей работы. Он владеет также более оперативной информацией о развитии личности специалиста, о педагогическом процессе и возможностях его совершенствования. Все это — конкретная основа для определения и планирования учебно-воспитательных задач в данном вузе.
Каждое учебное заведение самостоятельно разрабатывает и вносит изменения в учебный план, в режим работы вуза, определяет расстановку кадров, обязанности педагогов и студентов в осуществлении учебно-воспитательных задач. В разрабатываемых документах учебно-воспитательного процесса вуз сосредоточивает внимание на соединении содержания обучения, коммунистического и профессионального воспитания студентов с жизнью страны, производством, на правильном учете диалектического единства целей и средств в педагогическом процессе.
Конкретное знание сути необходимых подготовляемому специалисту качеств помогает руководителям вуза, преподавателям и общественным организациям более целеустремленно вести учебную и воспитательную работу, всесторонне воздействовать на студентов, добиваться более высоких результатов в формировании их личности.
Управление процессом развития студентов предполагает подчинение воспитательным целям их действий и действий преподавателей, а также согласование их совместной деятельности. Благодаря этому у студентов будут успешно развиваться необходимые качества личности. И конечно, в связи с этим следует определить особенности руководства работой студентов над каждой темой, имея в виду не только образовательные, но и воспитательные цели. Успех формирования личности студентов, как будущих специалистов решает именно учебная, трудовая, общественная (педагогически и психологически правильно организованная и направленная) их деятельность. Без целеустремленной, высокомотивированной и достаточно напряженной деятельности студентов нет подлинно эффективного обучения и воспитания.
С помощью каких средств и способов осуществляется руководство деятельностью студентов, преподавателей и в целом учебно-воспитательным процессом вуза?
Это прежде всего учебный план, план научной, воспитательной и культурно-массовой работы, постановка и разъяснение ближайших и более отдаленных учебных и воспитательных задач перед преподавателями, студентами, партийными и комсомольскими организациями, своевременное уточнение этих задач в ходе их выполнения и постановка дополнительных, организация обмена опытом, целесообразная расстановка преподавателей, подбор актива, проведение экзаменов, зачетов, стажировки, написание курсовых и дипломных работ, контроль, помощь и стимулирование деятельности всех тех, кто реализует учебно-воспитательный процесс.
Реальное развитие личности студента не должно быть стихийным, неуправляемым процессом. Повышение роли учебно-воспитательной работы в развитии личности студентов требует такого управления, которое обеспечивает единство двух сторон педагогического процесса: одна из них — вооружение студентов системой знаний, умений, навыков (обучение), а другая — выработка определенных привычек поведения, нравственных, умственных и волевых качеств, способностей, характера, мировоззрения (воспитание). Руководство должно обеспечить осуществление единства обучения и воспитания как в ходе учебной, так и в ходе воспитательной работы.
В связи с этим особую значимость приобретают единые планы учебно-воспитательной деятельности, разработанные и испытанные в вузах Москвы, Ленинграда, Украинской ССР. Они позволяют координировать усилия педагогов, партийных, профсоюзных и комсомольских организаций на всех ступенях подготовки специалиста — от приема до выпуска.
Задача руководства учебно-воспитательным процессом состоит и в том, чтобы обеспечить установление и реализацию межпредметных связей, изучаемых студентами дисциплин. Например, в Тольяттинском политехническом институте поиск решения этого вопроса ведется по нескольким направлениям: по линии совершенствования структуры учебных планов, по пути тематического и хронологического согласования программ смежных курсов, по линии разработки форм, приемов и методов осуществления связей между смежными предметами в процессе их преподавания и изучения студентами.
Руководство вузами все больше внимания уделяет организации работы с хорошо успевающими студентами, так как они составляют основную массу студенчества. Усиление работы с хорошо успевающими студентами с учетом их склонностей, способностей и научных интересов позволяет повысить качество подготовки специалистов. Вместе с тем в вузах активизируется работа по преодолению неуспеваемости. В ряде вузов РСФСР, например, только одна треть студентов имеет отличные и хорошие оценки. На экзаменационных сессиях преобладает посредственная отметка. В 1975 г. из вузов России отчислено несколько десятков тысяч студентов и почти столько же оставлено на повторный курс. Более двух тысяч студентов не защитили дипломных проектов, не сдали государственных экзаменов и окончили вузы без присвоения квалификации.
Преодоление неуспеваемости предполагает участие психологии в решении таких вопросов, как улучшение профориентации и профконсультации; внедрение научно обоснованного профессионального отбора; улучшение учебно-методической работы в вузе; изучение причин неуспеваемости и слабой успеваемости; научная организация самостоятельной работы студентов.
Таким образом, важнейшими психологическими особенностями руководства учебно-воспитательным процессом в вузе является его соотнесенность с задачами формирования личности студента, направленность на согласование деятельности студентов и деятельности преподавателей, на выявление и реализацию воспитательных возможностей всех видов и форм занятий.
Психологические условия успешного руководства учебно-воспитательным процессом в вузе
В руководстве учебно-воспитательным процессом участвуют многие организации и работники вуза: ректор, его заместители, совет института, партком, кафедры, преподаватели, комитет комсомола и т. д. Управленческая деятельность этого совокупного субъекта руководства зависит от ряда психолорических условий, важнейшими из которых являются:
ясность и четкость целей формирования личности специалиста с высшим образованием;
планирование формирования личности студента в вузе;
изучение результатов процесса формирования личности специалиста;
психолого-педагогическая подготовленность, качества личности и авторитет всех участников руководства.
Значение цели в учебно-воспитательной работе подчеркивали многие выдающиеся педагоги. «Прямо к цели, окольных путей избегай! — говорил Я. Коменский.— Имей в виду с самого начала цель. Покажи ее и ученику, чтобы он знал куда направляется, приобрел надежду, что ее достигает, и сам к этому стремился... К цели ты обращай все внимание более, чем к средствам». Об этом же говорил и К. Д. Ушинский, что если мы хотим достигнуть какой-нибудь цели воспитания, то должны прежде всего осознать эту цель. Конечно, нельзя думать, что можно устраивать народное воспитание, не сознавая ни цели, ни средств, ни почвы, на которой мы хотим работать.
Выдающийся советский педагог А. С. Макаренко подчеркивал, что педагоги должны иметь программу человеческой личности. Ясность цели учебной и воспитательной работы помогает определять и успешно применять необходимые для ее осуществления средства и методы. Уяснив требования к специалисту и особенности необходимых ему качеств, вузовские воспитатели смогут более целеустремленно осуществлять формирование личности в процессе занятий, воспитательных мероприятий, всей деятельности студентов. В этой связи следует подчеркнуть, что каждому вузу важно четко определить задачи теоретической и практической подготовки студентов, соотношение общего, фундаментального и особенного, специального в формировании их личности.
Достижение целеустремленности в подготовке специалистов в значительной мере зависит от уровня перспективности во всей работе высшего учебного заведения. Поэтому требование планомерной работы, направленной на решение не только текущих вопросов, но и более далеких задач, необходимо внедрять в руководящую деятельность ректората, кафедр, парткома, комитета комсомола. Надежным средством в этом отношении является программа воспитательной работы в вузе, о чем речь пойдет ниже. Кроме того, поскольку в учебном процессе общая его логика часто уступает место логике вероятностного и ожидаемого, при научной организации и управлении процессом обучения требуется оценка фактора случайности и анализ дидактических явлений посредством методов математической статистики и теории вероятностей.
Всесторонне подготовить специалиста — весьма широкое требование. Оно обязывает к тому, чтобы студенты достигли большого уровня сознательности, дисциплинированности, образованности, интеллигентности, стали культурными людьми в широком смысле этого слова, чтобы своим образованием и всеми проявлениями личности представляли советского специалиста. Из глубоких знаний, разнообразных умений, навыков, из стремления к новым знаниям, высокой ответственности, творчества в работе вырастает нравственный и деловой авторитет.
Повышению управляемости учебно-воспитательным процессом способствует определение и конкретная постановка промежуточных ее целей. Такие цели и соответствующие им способы позволяют педагогам и студентам не только глубже видеть смысл этой работы, но и оптимизировать ее. Через реализацию промежуточных целей достигается конкретное развитие личности студентов. Примером таких целей могут быть:
познавательная цель занятия или воспитательного мероприятия;
умственные операции, которые студент совершенствует в ходе работы над учебным материалом;
взгляды, нравственные и эстетические чувства, которые можно развить у студентов в ходе проведения воспитательного мероприятия;
психические состояния, которые можно закрепить в деятельности и способствовать развитию отдельных черт личности студентов;
расширение опыта, необходимого будущему специалисту.
Через эти и другие конкретные цели можно лучше построить деятельность и спланировать всю систему подготовки студента в вузе, определить содержание совместной деятельности преподавателей и студентов и основные требования к методике их общей работы.
Таким образом, важно, чтобы в учебном плане, плане воспитательной, научной и культурно-массовой работы, в целевых установках учебных предметов и отдельных занятии предусматривалась постановка конкретных задач по формированию мировоззрения, ответственного отношения к профессии, самостоятельности, творческого мышления, навыков, умений и т. д.
Одним из условий успеха руководства учебно-воспитательным процессом в вузе являются его планирование, обеспечивающее внутреннюю взаимосвязь всех сторон и частей этого процесса, подчинение его содержания и средств достижения главной цели — формированию личности современного специалиста. Эта цель конкретизируется по годам обучения с учетом профиля вуза. Например, в перспективном плане основных мероприятий идейно-воспитательной работы со студентами Московской ветеринарной академии на период обучения (1976—1980 гг.) четко обозначены задачи формирования качеств организатора и воспитателя, особенности идейно-воспитательной работы по курсам, в структуре учебного плана, воспитательной, научной и культурно-массовой работы в содержании учебных программ по отдельным предметам, в способах организации и проведении практики студентов, в подходе к развитию мотивов их поведения как будущих специалистов, в руководстве их самовоспитанием. Учебный и другие планы определяют последовательность подготовки и формирования личности специалистов по годам обучения, изучения отдельных предметов (с учетом влияния межпредметных связей на усвоение знаний и формирование навыков, умений), время стажировки и практики.
Задача теории и практики обучения состоит в том, чтобы установить и реализовать изучаемые студентами дисциплины. Так, в Тольяттинском политехническом институте поиск решения проблем межпредметных связей ведется по нескольким направлениям: по линии совершенствования структуры учебных планов; по пути тематического и хронологического согласования программ смежных курсов; по линии разработки форм, приемов и методов осуществления связей между смежными предметами в процессе их преподавания и изучения студентами и т. д.
Качество планирования влияет на воспитание любви к профессии, коммунистических убеждений и черт коммунистической нравственности, способностей, самостоятельности и готовности к практической работе после окончания вуза.
Одним из недостатков планов учебно-воспитательной работы является то, что оценка результатов воспитания и обучения студентов, из которой исходят при их разработке, бывает слишком общей, большинство задач формулируется недостаточно конкретно, в них слабо отражаются некоторые существенные стороны новых задач профессионального воспитания, подготовки творчески мыслящего и эрудированного специалиста, способного самостоятельно пополнять свои знания.
План учебно-воспитательной работы должен указывать основные вехи, ориентируясь на которые воспитатели смогут целенаправленно влиять на отдельных студентов и их коллективы. Основной идеей плана учебно-воспитательной работы должна быть идея всестороннего развития и дрофессионального воспитания студентов. В воспитании студентов большое значение принадлежит разнообразным видам их внеаудиторной работы.
Заслуживает внимания опыт совершенствования планирования учебно-воспитательной работы в Магнитогорском горно-металлургическом институте.
На 1970/71 учебный год был составлен «Единый план учебной, воспитательной, научной и культурно-массовой работы среди студентов». Кроме традиционных общеинститутских мероприятий он предусматривал раздельное осуществление мероприятий учебно-воспитательного характера со студентами I—V курсов. Кроме того, были предусмотрены мероприятия, связанные с работой среди абитуриентов и в области контактов с выпускниками института.
В разделе «Работа со студентами первого курса» воспитательные цели определены так:
адаптация, овладение системой обучения в вузе, знакомство с историей и традициями института, с его партийной, комсомольской и профсоюзной организациями;
развитие чувств коллективизма, приобретение навыков выполнения общественной работы;
привитие навыков самостоятельной работы;
овладение элементарными навыками исследовательской работы по истории КПСС, истории Магнитогорска, крупнейших предприятий города, изучение трудовых и боевых традиций коллективов;
воспитание уважения к физическому и умственному труду.
Раздел, посвященный студентам второго курса, выглядел следующим образом:
овладение методологией физико-математических дисциплин и развитие математического мышления;
овладение навыками деятельности пропагандиста, политинформатора, лектора (по выбору);
знакомство с производством;
привитие интереса к расширению общекультурного и эстетического кругозора, систематизация знаний по эстетике.
Раздел, касающийся третьего курса:
практическое овладение методами пропаганды решений партийных органов по основным вопросам экономической политики партии; овладение методологией базовых общенаучных дисциплин и элементами решения инженерно-технических задач;
приобретение опыта в области научно-исследовательской работы по специальности.
Раздел, относящийся к четвертому курсу:
овладение методологией научного коммунизма, приобретение практического опыта научной, пропагандистской или организаторской работы;
овладение опытом применения высшей математики, физики, химии к прикладным вопросам изучаемых дисциплин;
обогащение опыта научно-исследовательской или конструкторской работы по специальности.
Для студентов пятого курса:
освоение методологии и психологии инженерной деятельности;
овладение навыками командира производства;
выполнение научно-исследовательской, проектно-конструкторской работы по специальности;
развитие способностей критического анализа действующей технологии (по специальности) и овладение методологией разработки рационализаторских предложений.
Естественно, что план требует уточнения. В частности, в нем недостаточно четко определена роль самостоятельного участия студентов в процессе воспитания, не все организационные формы конкретно сформулированы, не указаны мероприятия по подготовительному отделению. Не отработана и система контроля за эффективностью учебно-воспитательных мероприятий.
Наличие перспективного плана позволит достигнуть единства учебной, воспитательной, научной и культурно-массовой работы, целеустремленности и последовательности учебно-воспитательного воздействия на студента.
Таким образом, учебный процесс должен планироваться исходя из потребностей общества, практики социалистического строительства, психологических особенностей человека, требований психологической науки.
Для осуществления руководства учебно-воспитательным процессом необходимо изучать его результаты, знать особенности формирования личности студента, анализировать условия обучения, воспитания, практики, определять возможности и перспективы выработки моральных и психологических качеств. При этом следует учитывать, что каждое качество формируется в связи с общим развитием личности студента, мотивов деятельности и совершенствованием его знаний, навыков и умений. О развитии личности и отдельных ее качествах можно судить по тому, как студент учится, соблюдает установленный распорядок дня, как ведет себя на экзаменах, зачетах, как относится к товарищам, преподавателям, коллективу. О качествах студента можно судить и по его высказываниям о трудностях учебы, выполняемых задачах и т. д.
Преподаватель, изучив индивидуальные особенности личности и деятельности студента, может помочь ему составить индивидуальный план работы над собой, предусмотреть в нем постановку таких задач, выполнение которых приведет к развитию профессиональной самостоятельности, готовности к практической работе после окончания вуза. В каждом вузе целесообразно поставить изучение студентов на научную почву с применением методов общей и социальной психологии, статистики и т. д.
Так, студентов факультета психологии Ленинградского университета многократно (до 5 раз в год и до 25 раз в течение всего срока обучения) проводят через процедуру психологических измерений, ориентированных на существенно различные условия — относительно физиологического и психологического покоя (так называемые фоновые показатели) и эмоционально-интеллектуального напряжения, например во время экзамена, контрольных работ, лабораторных занятий и т. д. (так называемые показатели стресса). Это позволяет фиксировать основные психологические и психофизиологические изменения за время обучения в вузе, точно определять и четко прогнозировать «психофизиологическую цену» интеллектуальной деятельности студентов в зависимости от ее вида, года обучения, времени дня, особенностей преподавателя и т. п. Такая программа дает также возможность проследить динамику изменений в интеллекте и личности, выявить зависимости, которые существуют между различными характеристиками интеллекта и творческой активностью, обучаемостью и успеваемостью, а также между творческой активностью, обучаемостью и успеваемостью, с одной стороны, и особенностями интеллекта и личности студента, связанными с характером вуза (технический или гуманитарный, университет или институт), — с другой. Наконец, указанная программа создает благоприятные условия для научно обоснованного отбора и апробирования методик, выявления профессионально важных качеств личности и установления психологических причин «брака» при подготовке специалистов в вузе.
Научное изучение степени готовности студентов к труду после окончания вуза также способствует организации учебной, воспитательной работы, более эффективному применению методов и средств обучения и воспитания, осуществлению индивидуального подхода, воздействию на общественное мнение и настроение студенческих коллективов. В целом глубокое и всестороннее изучение и знание студентов, их социально-психологических и возрастных особенностей позволяет избежать при организации их деятельности всего того, что может понизить их интеллектуальную активность, стремление к выработке у себя высоких моральных и психологических качеств.
Руководство учебно-воспитательным процессом предъявляет определенные требования к личности самих руководителей. Так, обладая психолого-педагогической подготовленностью, они конкретнее определяют цели и средства учебной и воспитательной работы, глубже изучают и учитывают особенности индивидуальной и коллективной психологии студентов, быстрее находят к ним правильный подход, умело строят взаимоотношения, влияют на их настроение и отношение к обучению и будущей профессии.
В современных условиях возросло значение социального, нравственного и делового авторитета преподавателя, любого работника вуза. Неавторитетный воспитатель не может глубоко влиять на студентов, а без этого нельзя рассчитывать на успех в настройке их на добросовестную работу после окончания вуза.
Для осуществления руководства учебно-воспитательным процессом требуются основательные и разносторонние знания, хорошая подготовленность как в общеобразовательном, политическом, специальном, так и в психолого-педагогическом отношении.
Чтобы управлять, учил В. И. Ленин, нужно быть компетентным, до точности знать свою область работы, иметь специальную подготовленность. Эффективность руководства находится в прямой зависимости от идейной и профессиональной направленности личности руководителя, его склонностей, интереса и любви к своему делу. Если ведущие жизненные цели и мотивы поведения руководителя не находятся в русле его деятельности, то это накладывает отрицательный отпечаток на процесс руководства.
Руководителю нужен общественный, деятельный и сильный характер, такие черты, как принципиальность, ответственность за порученное дело, тактичность, скромность, требовательность к себе и другим, внимательность к людям, дисциплинированность, настойчивость, мужество, смелость, жизнерадостность. Руководителю необходимы доброжелательность, справедливость, честность, чуткость, душевность, чувство нового, наблюдательность, равное отношение к людям, умение сближаться с людьми, устанавливать с ними контакт и учиться у них. Нетерпимость к критике, кичливость, надменность, черствость, бездушность, нечестность недопустимы в облике руководителя. Руководителю нужно творческое мышление, воображение, хорошая память и внимание.
Авторитет руководителя завоевывается знанием дела, мудрым подходом к жизни, людям, эрудицией, самокритичностью, постоянным самообразованием, высокой ответственностью и организованностью.
Опыт передовых преподавателей и руководящего состава вузов убедительно свидетельствует, что авторитет и высокие качества их личности, целеустремленность и планомерность руководства студентами, создание и поддержание среди них атмосферы активности, бодрости, инициативы, соревнования помогают добиться не только высокой успеваемости, но и сплотить студенческие коллективы, повысить их профессиональную самостоятельность и готовность к будущей трудовой деятельности.
К. Д. Ушинский говорил, что воспитывается человек в молодости духом семейным, духом школы, и наконец, духом того общества, в котором человеку приходится жить. В вузе этот дух и тон, стиль создаются всеми преподавателями, всеми работниками вуза. Он и в оформлении института, и в стиле обращения преподавателей со студентами, и в мере требовательности, и в традициях, и в перспективах вуза, и в продуманности организации всего учебно-воспитательного процесса, и в авторитете преподавателей и т. д. Таким образом, успех руководства учебно-воспитательным процессом обеспечивается четким определением целей формирования личности специалиста с высшим образованием, его планированием, изучением результатов, воздействием на его практическое осуществление с учетом психологических факторов.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.